Файл: Японская модель медежмента.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 124

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

На протяжении многих лет в мире развивалась промышленность, начало свое существование множество крупных предприятий, которые накопили полученный ими опыт организации производства и свои технологии управления. Для успешного ведения бизнеса следует изучать всю историю развития технологий и применение новаторских идей в производстве. Чтобы создать свое успешное предприятие необязательно придумывать все с нуля, достаточно применить опыт успешных компаний и внедрить его в свою организацию.

В мире бизнеса присутствуют компании – лидеры, которые добились своих высоких позиций не за один день. Каждая компания старается создать свою философию и методы управления предприятием.

Изучая различные технологии и модели менеджмента, меня заинтересовала японская модель. У каждой организации, цель которой является устойчивое развитие, должна найти свой верный путь, исходя из тех условий, в которых она существует.

Японская система управления в компаниях признана самой лучшей и продуктивной во всем мире, поскольку именно японские менеджеры умеют эффективно использовать в своей деятельности человеческий фактор. Япония – первая страна, которая взялась за развитие системы управления, используя человеческое лицо: предприниматели начали привлекать в свои фирмы все большее количество людей, единственный ресурс, который не являлся дефицитным в этой стране. Японский стиль менеджмента, соответственно, как и другие стили, тесно связан с общественно-историческими особенностями государства.

Данная курсовая работа предполагает исследование японских технологий управления предприятием. Изучение является весьма значимым в области менеджмента, так как вызывает интерес бурное экономическое развитие японской промышленности после окончания Второй Мировой Войны, а также глобальное распространение японских организаций (в особенности автомобильных) по всему миру. Детальный анализ сферы менеджмента в японских компаниях предполагает выделение таких важных аспектов исследования, как цели и задачи, поставленные перед ним. Предстоит не только определить особенности моделей управления на японских предприятиях, но и сравнить эти особенности с менеджментом в западных странах. С целью качественно провести обзор технологий управления японским компаниями, необходимо изучить стиль японского менеджмента, применяемого на производстве.

Значимость исследования японских технологий управления предприятием определяется тем, что именно японские компании достигли высоких результатов в ведении своего бизнеса и они являются примером для многих зарубежных организаций. Всем известное японское качество продукции лишь подтверждает успешность организации производства. Именно технологии японской компании Toyota послужили к созданию бережливого производства. Исследователи японского менеджмента до сих пор поражаются масштабами развития компании.


Сложность заимствования японских организационных технологий связана с тем, что практически невозможно воссоздать формы их реализации вне схожих социокультурных условий. Формальное воспроизведение тех или иных схем работы позволит лишь проверить, как в схожих условиях у людей, имеющих иную систему ценностей, мотивацию, мировоззрение произойдет интеграция опыта. Не исключено, что их реакция окажется неожиданной как в положительном, так и в отрицательном значении.

Главной задачей производственной системы «Тойота» является увеличение прибыли за счет снижения издержек производства, т.е. путем ликвидации затрат на ненужные запасы и рабочую силу.

Для того чтобы достичь сокращения издержек, производство должно быстро и гибко приспосабливаться к изменениям спроса на рынке. Такой идеал находит свое воплощение в системе «точно вовремя», обеспечивающей производство в нужное время нужного количества необходимой продукции. В то же время производство должно быть приспособлено к изменениям объемов и номенклатуры деталей. Такая организация требует сокращения цикла выполнения заказа, так как различные элементы должны производиться каждый день. Это достигается с помощью мелкосерийного производства, а также единичного (штучного) производства и доставки. Мелкосерийное производство может быть обеспечено сокращением времени переналадки, а единичное производство – использованием многофункциональных рабочих.

Огромные масштабы производства, самый продаваемый автомобильный бренд по итогам 2018 года, многомиллиардная прибыль сравнимая с ВВП небольшой страны, все это обуславливает важность изучения опыта и технологий управления предприятием ООО «Тойота Мотор».

Управленцев особенно занимает вопрос о японской модели менеджмента, поэтому данная тема очень актуальна в наши дни. Японская модель менеджмента кардинально отличается от американской или европейской, хотя в некоторых аспектах они похожи.

Объектом исследования является компания ООО «Тойота Мотор». Предметом данной работы является изучение особенностей японских технологий управления предприятиями.

Целью данной курсовой работы является анализ японских технологий управления предприятиями на примере японской корпорации ООО «Тойота Мотор».

Для достижения поставленной цели в работе решены следующие задачи:

-исследованы основные технологии управления на японских предприятиях;

-раскрыты взаимосвязи и основные направления между менеджментом качества и управлением персоналом;


-выявлены отличия трех систем менеджмента: американского, европейского и японского;

-выполнена краткая характеристика фирмы Toyota;

-раскрыта сущность производственной системы Toyota;

-описаны основные инструменты Toyota production system .

Курсовая работа состоит из введения, трех глав, разбитых на параграфы, заключения и списка использованной литературы.

1. ЯПОНСКАЯ МОДЕЛЬ УПРАВЛЕНИЯ

1.1 Философия управления японским предприятием

Исторически сложилось, что японская система управления предприятием в корне отличается от российской. Это обусловлено национальными особенностями этой восточной страны, которые предопределяют общие принципы японского менеджмента. Среди таких характерных черт менталитета можно выделить аккуратность, развитое чувство прекрасного, любовь и бережное отношение к окружающей действительности, сдержанность в проявлении эмоций, чувство коллективного долга.

Занятость и доверительная обстановка, что приводит к стабильному и рациональному использованию трудовых ресурсов и уменьшению такого показателя, как текучесть кадров.

Это служит неким стимулом для сотрудников компании, ведь осознав, что не существует угрозы увольнения со службы, а, наоборот, созданы все условия для карьерного роста, работник стремится быть органичной частью предприятия. Что касается занятости, то в Японии действует система пожизненного найма. Она заключается в том, что студент, закончив учебное заведение, устраивается на работу к конкретному работодателю и осуществляет свою деятельность там вплоть до достижения им пенсионного возраста. При этом изначально он работает там на испытательном сроке. Одновременно с трудовой деятельностью новичок проходит целый ряд обучающих программ, тем самым, подготавливая себя к тому, чтобы занять определенную должность [6].

Гласность и ценности организации. Все совещания и деловые встречи проходят с участием представителей всех уровней корпорации: инженеров, менеджеров, руководителей, рабочих и т.д. Это позволяет получать реальную информацию о проводимой политике из первых уст, тем самым прививая чувство общей ответственности за выполняемую работу.


Кроме того, японская система управления предприятия нацелена на формирование у всех сотрудников общих корпоративных ценностей, в том числе эффективное взаимодействие рабочих и руководителей, налаженное сотрудничество всех структурных подразделений компании, приоритетность качественного обслуживания клиентов.

Информационность. В Японии в каждом крупном предприятии существует отдел, который отвечает за периодический сбор различных данных о продаваемом продукте или оказываемой услуге. Причем внимание уделяется не только таким показателям, как выручка от продаж.

Информация собирается и исследуется на всех стадиях движения производимого продукта, то есть от выхода с завода или фабрики и вплоть до попадания к конечному потребителю. Такой подход позволяет не только выявить, кто виновен в случае некачественно выполненного товара, но и каковы причины таких неисправностей.

Приоритет качества. Японцы уделяют особое внимание контролю качества, поэтому они осуществляют сбор необходимых данных, которые позволят сформировать общее представление о данном параметре товара.

Постоянное участие руководителей в производственном процессе. Это позволяет оперативно реагировать на происходящие отклонения, что приводит к постепенному формированию инноваций.

Поддержание чистоты и порядка на производстве. Это позволяет производить высококачественную продукцию [7].

Японской системе управления присущи такие отличия от российского менеджмента, как основной упор на улучшении человеческих взаимоотношений. Обеспечивается согласованность действий, групповая ориентация, моральные качества служащих, стабильность занятости и гармонизация отношения между рядовыми служащими и руководством компании.

Кроме финансово-экономического стимулирования персонала, японская система управления персонала активно использует психологические стимулы, в том числе – обеспечение равноправия в компании, персональное поздравление сотрудника с личным праздником, метод «внесения предложений».

1.2 Основы управления фирмами в Японии

Система управления в японских компаниях представляет собой синтез заимствованных идей и методов вкупе с национальными культурными особенностями страны. Для того, чтобы ясно представлять себе суть и природу японской модели управления необходимо обратиться к рассмотрению традиционных истоков организации и менеджмента. Именно эти особенности во многом определили неповторимый успех Японии во многих отраслях.


Необходимо отметить, что японский народ имеет ряд отличительный особенностей, которые способствуют быстрому и устойчивому развитию во всех сферах деятельности, в том числе и управлении. Эта нация представляет собой достаточно однородную группу, имеющую единую историю, культуру, язык, традиции и ценностные ориентации, что в свою очередь сильно сплочает индивидов между собой. Кроме того, у японцев сложилось особенное представление об индивиде и правилах его взаимодействия в обществе, как, например:

  • Преобладание групповых интересов над индивидуальными, а также их отождествление
  • Предпочтение в решении проблем отдается компромиссам и спокойствию, а не конфликтам
  • Осознание своей необходимости компании, чувство долга и ответственности
  • Особое почтение к старшим
  • Полная отдача при выполнении работы или задания.

Важно отметить, что японцы следуют этим принципам и в семье, и рабочей обстановке. Они берут начало в конфуцианстве и во многом повторяют конфуцианские догмы, которые отражаются и в управлении предприятием. Это связано с тем, что компания воспринимается как вторая семья для индивида и там действуют те же порядки, что и в традиционной семейной жизни. Именно отсюда возникают идеи корпоративного духа, пожизненного найма, дифференциация дохода и должности в зависимости от возраста (стажа), непоколебимая верность компании, работа с полной отдачей, в целом большая часть всех установок [10].

Можно сказать, что в японском обществе на протяжении веков существовал и продолжает существовать культ труда, в связи с чем, у менеджера отсутствует необходимость принуждать сотрудников к деятельности, ведь они убеждены, что труд – это путь к просвещению и самосовершенствованию (согласно религии дзен). Индивид не нуждается в одобрении или похвале со стороны начальства, ведь фактически он работает для собственного блага и блага своей «второй семьи» (предприятия, на котором работает). Сотрудник становится удовлетворенным только тогда, когда таковой становится вся группа в целом.

Кроме того, японские компании в своей деятельности всегда руководствуются долгосрочными целями, а не, например, получением прибыли в краткосрочном периоде как западные корпорации. Используя подобную стратегию, они обеспечивают надежное будущее, как для себя, так и для своих сотрудников, которые доверяют своему руководству и отдают всю свою жизнь одной компании. Данная стратегия базируется на четырех основных принципах, которые позволяют медленно, но успешно продвигаться на новые рынки: