Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 89
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1 Теоретические аспекты возникновения стресса и его влияние на ребенка
1.1 Понятие, виды, причины стресса
1.2 Причины возникновения стресса у детей, его признаки
1.3 Ситуации, в которых дети наиболее подвержены стрессу
2. Эмпирическое исследование наличия стресс а у учащихся начальных классов
2.1 Выявление стресс а у учащихся начальных классов
2.2 Программа, направленная на устранение стрессового состояния детей
2.3 Оценка эффективности работы, направленной на снижение стресс а у младших школьников
Сравнивая по лученные д анные на ко нстатирующе м и контро льном этап ах экспери мента, сле дует отмет ить, что дет и постепен но меняют с вои личност ные жизнен ные ценност и. Непреме нно, главн ыми для дете й в их жиз ни являютс я родители и и х отношение к н им (отноше ние к родите лям стало бо лее значим ым на контро льном этапе э ксперимент а). Школьн ая жизнь пре допределяет н аличие автор итетных лю дей (учите лей), (отно шение к автор итетному че ловеку ста ло более про являться н а контроль ном этапе э ксперимент а). Дети ст али более об щительными, от ношение к дру жбе стало бо лее значимо про являться, по казатели з амкнутости и отгороженности снизились н а контроль ном этапе э ксперимент а. В резул ьтате чего по высилась со циальная а декватност ь поведени я школьнико в.
Рисунок 2.4 – Д инамика уро вня социал ьной приспособ ленности, сфер ы межличност ных отноше ний и воспр иятия внутр исемейных от ношений дет ьми (конст атирующий и ко нтрольный эт ап)
Подводя ито г проведен ного практ ического исс ледования мо жно сделат ь следующи й вывод:
На констат ирующем эт апе экспер имента при ис пользовани и метода н аблюдения з а детьми б ыло выявле но, наличие тре вожности в по ведении дете й. Методы тест ирования в ыявили у дете й повышенн ые показате ли тревожности и н изкую сопрот ивляемость стрессу. Дет и сильно пр ивязаны к ро дителям. От ношения в се мье у дете й достаточ но положите льное. Дет и не стрем ятся домин ировать, л юбознатель ны и открыт ы для обще ния. Поэто му можно р ассматриват ь присутст вующую тре вожность, к ак влияние т акого фактор а, как посту пление в ш колу, т.е. н аличие шко льной трево жности.
На формиру ющем этапе э ксперимент а для вовлече ния детей в ш кольную де ятельность, д ля повышен ия уровня с амооценки, у мения упра влять свои м поведение м и для сн ятия мышеч ного напря жения, как ф акторов, в лияющих на тре вожность ( и как после дствие стресс), б ыла разработ ана програ мма, состо ящая из игр. И гры в разл ичных интер претациях, про водились с дет ьми в тече ние шести по лных месяце в.
На констат ирующем эт апе экспер имента даже н аглядно бы ло заметно, что про исходит сн ижение уро вня тревож ности у дете й. Дети бо лее раскре пощено общ аются друг с дру гом, приобре ли уверенност ь в себе. Д анные тест ирования по лностью по дтверждают с нижение уро вня тревож ности и по вышение уро вня сопрот ивляемости стрессу. Т аким образо м, предложе нная прогр амма, вним ательность уч ителя к дет ям и забот а родителе й в совоку пности оказ ывают эффе ктивное вл ияние на по вышение способ ности прот ивостоять стрессу и у меньшать е го последст вия.
Заключение
В результате про деланной р аботы, мож но сделать в ывод:
- Теоретические исс ледования проб лемы влиян ия стресса н а ребенка по казало, что стресс я вляется об щей реакцие й организм а на возде йствие неб лагоприятн ых факторо в. Дети бо лее подвер жены стрессу, че м взрослые. Стресс у дете й возникает пр и столкнове нии с чет-то но вым, и из-з а отсутств ия опыта о ни не в состо янии с ним борот ься.
Причины стрессо вых реакци й во много м зависят от возр аста ребен ка. Сущест вует три ст адии развит ия стресса у ребе нка: трево ги, сопрот ивления и исто щения.
На сегодня шний день су ществует тр и ситуации, в котор ых дети на иболее под вержены стрессу: ш кола; семе йные конфл икты; подрост ковый возр аст.
Определить н аличие стресс а у ребенк а можно по рез ким измене ниям его по ведения, ребе нок станов ится «неуз наваем» и « неуправляе м». Призна ком стресс а может быт ь частая и рез кая смена н астроений ребе нка, какие-то психосоматические расстройст ва (общая с лабость, б ыстрая уто мляемость, то шнота, рвот а и т.д.). ес ли у ребен ка постоян но наблюда ются один и ли несколь ко перечис ленных приз наков, то сто ит быть вн имательнее к не му и обязате льно выясн ить причин ы происход ящего. Вовре мя не выяв ленный стресс в детст ве, очень не гативно мо жет сказат ься на дал ьнейшей жиз ни и судьбе ребе нка.
- Практическое исс ледование по казало, что бо льшинство дете й младшего ш кольного возр аста, а име нно учащихс я 1 «А» кл асса Каргасокской СОШ – интер ната №1, испытыва ли школьну ю тревожност ь, которая с вязана с н изкой сопрот ивляемость ю стрессу, стр ахом к само выражению и пере живаниям со циального х арактера. Это в с вою очеред ь отражаетс я в замкнутост и, неувере нности и бо язни высказ ывать свое м нение деть ми. На осно вании получе нных данны х была разр аботана и опробирована программа, н аправленна я на сниже ние уровня ш кольной тре вожности.
В результате пр именения д анной прогр аммы, работ ы родителе й с детьми, р аботы педа гога за шест ь месяцев про изошло сни жение уров ня школьно й тревожност и детей. Дет и более рас крепощено об щаются дру г с другом, пр иобрели увере нность в себе. Д анные тест ирования по лностью по дтверждают с нижение уро вня тревож ности и по вышение уро вня сопрот ивляемости стрессу. Т аким образо м, предложе нная прогр амма, вним ательность уч ителя к дет ям и забот а родителе й в совоку пности оказ ывают эффе ктивное вл ияние на по вышение способ ности прот ивостоять стрессу и у меньшать е го последст вия.
Таким образо м, цель работ ы достигнут а, поставле нные задач и решены.
Список литературы
- Алиев Х.М. З ащита от стресс а или как ре ализовать себ я в совреме нных услов иях. / Х.М. Алиев. – М.: М артин, 1996. – 240 с.
- Анциферова Л.И. Эпигенетическая концепция р азвития лич ности. / Л. И. Анциферова. – М.: Нау ка, 1978. – 24 2 с.
- Астапов В.М. Трево жность у дете й. / В.М.Астапов. – СПб.: П итер Пресс, 2004. – 2 24 с.
- Бодров В.А. Пс ихологичес кий стресс: р азвитие и прео доление. / В. А.Бодров. – М.: П ЕРСЭ, 2006. – 5 23 с.
- Выготский Л.С. Пе дагогическ ая психоло гия.\ Л.С.Выгодский. – М.: Пе дагогика, 1 991. – 142 с.
- Гилленбранд К. Педаго гика. / К.Гилленбранд. – Минск: Со временное с лово, 2005. – 7 20 с.
- Грегор О. К ак противосто ять стрессу. / О. Грегор. – М.: Ж изнь, 2012. – 384 с.
- Захаров А. И. Как помоч ь нашим дет ям избавит ься от стр аха. / А.И.З ахаров. – С Пб.: Питер, 1 995. – 146 с.
- Захарова Т. Г. Психоло гические особе нности дете й младшего ш кольного возр аста. // Герценовские чтения. Н ачальное обр азование. – 2011. - №16. – 110 с.
- Ибрагимова Э.С. Пе дагогическ ие техноло гии регулиро вания трево жности мла дших школь ников. // Из вестия Южно го федерал ьного универс итета. Пед агогические н ауки. – 2011. - №8. – 187 с.
- Курбанова А. А. Педагог ическая по ддержка ка к условие с вободного р азвития мл адших школ ьников. / А. А. Курбано ва. – Махач кала: ДГПУ,2008. – 150 с.
- Левис Ш. Ребено к и стресс. / Ш. Левис. – СПб.: Прос вет, 2007. – 208с.
- Леонтьев А. Н. Деятель ность. Соз нание. Лич ность. / А. Н.Леонтьев. – М.: По литиздат, 1 975. – 304 с.
- Немов Р.С. Пс ихология. / Р.С. Немов. – М.: В ЛАДОС ПРЕСС, 200 3. – 332 с.
- Орехова В. А. Педагог ика в вопрос ах и ответ ах. / В.А.Оре хова. – М.: КноРус, 2006. – 200 с.
- Постоева Л.Д., Март ыненко Л.А. И грай, слуш ай, познав ай! / Л.Д. Постоева, Л.А. Март ыненко. – С Пб.: Речь, 2010. – 95 с.
- Прихожан А. М. Тревожност ь у детей и по дростков. Пс ихологичес кая природ а и возраст ная динами ка. / А.М. Прихожан. – М.: МО ДЭК, 2008. – 14 3 с.
- Селье Г. Стресс без бо лезней. / Г.Селье. – СПб.: ТОО Ле йла, 1994. – 24 3 с.
- Серебрякова Т. А. Психоло гия стресс а: учебное пособ ие. / Т.А.Серебр якова. – Н. Новгород: В ГИПУ, 2007. – 14 3 с.
- Смирнова Е.О. Луч шие развив ающие игры. / Е.О.С мирнова. – М.: Э ксмо, 2010. – 240 с.
- Феррои Л.М. Прич ины возник новения тре вожности и ее про явления у дете й дошкольно го и младше го школьно го возраст а. // Школ а здоровья. – 2005. - № 3. – 38 с.
- Холл К., Л индсей Г. Теор ия личност и. / К.Хол л, Г. Линдсе й. – М.: Э КСМО-Пресс, 1 999. – 592 с.
- Хухлаева О.В. Психо логическая по ддержка дете й со страх ами. // Шко льный психо лог. – 2001. - №40. – 5 2 с.
- Шапарь В.Б. Практ ическая пс ихология. Пс иходиагност ика отноше ний между ро дителями и дет ьми. / В.Б. Шапарь. – Ростов н а Дону: Фе никс, 2006. – 4 27 с.
- Щеробатых Ю.В. Психо логия стресс а. / Ю.В.Щерб атых. – М.: Э ксмо, 2006. – 31 2 с.
- Эльконин Д.Б. Психо логия игры. / Д.Б.Эльконин. – М.: Владос, 1999. – 360 с.
- Яшнова О.А. Успе шность мла дшего школ ьника. / О.А.Яшнова. – М.: Ак адемически й Проект, 2005. – 144 с.
Приложение 1
Методика д иагностики уро вня школьно й тревожност и Филлипса
Цель метод ики (опросника) состоит в изуче нии уровня и х арактера тре вожности, с вязанной со ш колой у дете й младшего и сре днего школ ьного возр аста.
Тест состо ит из 58 во просов, котор ые могут з ачитыватьс я школьник ам, а могут и пре длагаться в п исьменном в иде. На ка ждый вопрос требуетс я однознач но ответит ь «Да» (+) и ли «Нет» (-).
Инструкция: « Ребята, се йчас Вам бу дет предло жен опросн ик, которы й состоит из во просов о то м, как Вы себ я чувствуете в ш коле. Стар айтесь отвеч ать искрен не и правд иво, здесь нет вер ных или не верных, хоро ших или пло хих ответо в. Над вопрос ами долго не з адумывайтес ь.
Отвечая на во прос, запис ывайте его но мер и ответ «+», ес ли Вы согл асны с ним, и ли «-» , ес ли не согл асны».
Обработка и и нтерпретац ия результ атов.
1. Общее ч исло несов падений по все му тексту. Ес ли оно бол ьше 50 %, мо жно говорит ь о повыше нной трево жности ребе нка, если бо льше 75 % от об щего числа во просов тест а – о высо кой тревож ности.
2. Число со впадений по к аждому из 8 ф акторов тре вожности, в ыделяемых в те ксте. Урове нь тревожност и определяетс я так же, к ак в перво м случае. А нализируетс я общее внутре ннее эмоцио нальное состо яние школь ника, во м ногом опре деляющееся н аличием те х или иных тре вожных син дромов (фа кторов) и и х количест вом.
Факторы |
№ вопросов |
1. Общая тре вожность в ш коле |
2, 3, 7, 1 2, 16, 21, 2 3, 26, 28, 46, 47, 48, 4 9, 50, 51, 5 2, 53. 54. 55, 56, 57, 58; су мма = 22 |
2. Пережив ание социа льного стресс а |
5. 10, 15. 20, 24. 30, 3 3, 36. 39, 4 2, 44 сумм а = 11 |
3. Фрустра ция потреб ности в дост ижение успе ха |
1. 3, 6. 11. 17. 1 9, 25, 29, 3 2, 35, 38, 41, 4 3; сумма = 1 3 |
4. Страх с амовыражен ия |
27, 31, 34, 37, 40, 45; су мма = 6 |
5. Страх с итуации про верки знан ий |
2, 7, 12, 16, 21, 26; су мма = 6 |
6. Страх не соот ветствоват ь ожидания м окружающ их |
3,8,13,17.22; су мма = 5 |
7. Низкая ф изиологичес кая сопрот ивляемость стрессу |
9,14.18.23,28; су мма = 5 |
8. Проблем ы и страхи в от ношениях с уч ителями |
2,6,11,32.35.41.44.47; су мма = 8 |
КЛЮЧ К ВОП РОСАМ
1 - |
7- |
13- |
19- |
25 + |
31 - |
37- |
43 + |
49- |
55- |
2 _ |
8- |
14- |
20 + |
26- |
32- |
38 + |
44 + |
50- |
56- |
3- |
9- |
15- |
21 - |
27- |
33- |
39 + |
45- |
51 - |
57- |
4- |
10- |
16- |
22 + |
28- |
34- |
40- |
46- |
52- |
58- |
5- |
11 + |
17- |
23- |
29- |
35 + |
41 + |
47- |
53- |
|
6- |
12- |
18- |
24 + |
30 + |
36 + |
42 - |
48- |
54- |
Результаты
-Число несо впадений по к аждому измере нию для все го класса; абсо лютное значе ние - < 50 %; > 50 % и 75%.
Содержательная х арактерист ика каждого с индрома (ф актора).
- Общая трево жность в ш коле - общее э моциональное состо яние ребен ка, связан ное с разл ичными фор мами его в ключения в ж изнь школы.
- Переживания со циального стресс а – эмоцио нальное состо яние ребен ка, на фоне которо го развива ются его со циальные ко нтакты (пре жде всего - со с верстникам и).
- Фрустрация потреб ности в дост ижении успе ха - небла гоприятный пс ихический фо н, не позво ляющий ребе нку развив ать свои потреб ности в ус пехе, дост ижении высо кого резул ьтата и т. д.
- Страх само выражения - не гативные э моциональн ые пережив ания ситуа ций, сопря женных с необ ходимостью самораскрытия, предъявле ния себя дру гим, демонстр ации своих воз можностей.
- Страх ситу ации провер ки знаний - не гативное от ношение и пере живание тре воги в ситу ациях провер ки (особен но - публич ной) знани й, достиже ний, возмо жностей.
- Страх несоответствовать ожиданиям о кружающих - ор иентация н а значимост ь других в о ценке свои х результато в, поступко в, и мысле й, тревога по по воду оцено к, даваемы х окружающ им, ожидан ие негатив ных оценок.
- Низкая физ иологическ ая сопроти вляемость стрессу - особе нности пси хофизиолог ической ор ганизации, с нижающие пр испособляе мость ребе нка к ситу ациям стрессогенного характера, по вышающие веро ятность не адекватного, дестру ктивного ре агирования н а тревожны й фактор сре ды.
- Проблемы и стр ахи в отно шениях с уч ителями - об щий негати вный эмоцио нальный фо н отношени й со взрос лыми в шко ле, снижаю щий успешност ь обучения ребе нка.
Текст опросника
- Трудно ли тебе дер жаться на о дном уровне со все м классом?
- Волнуешься л и ты, когд а учитель го ворит, что соб ирается про верить, нас колько ты з наешь матер иал?
- Трудно ли тебе р аботать в к лассе так, к ак этого хочет уч итель?
- Снится ли тебе вре менами, что уч итель в ярост и от того, что т ы не знаеш ь урок?
- Случалось л и, что кто- нибудь из т воего класс а бил или у дарял тебя?
- Часто ли тебе хочетс я, чтобы уч итель не торо пился при объ яснении но вого матер иала, пока т ы не пойме шь, что он го ворит?
- Сильно ли т ы волнуешьс я при ответе и ли выполне нии задани я?
- Случается л и с тобой, что т ы боишься в ысказыватьс я на уроке, пото му что бои шься сделат ь глупую о шибку?
- Дрожат ли у теб я колени, ко гда тебя в ызывают от вечать?
- Часто ли т вои однокл ассники сме ются над тобо й, когда в ы играете в р азные игры?
- Случается л и, что тебе ст авят более н изкую оцен ку, чем ты о жидал?
- Волнует ли теб я вопрос о то м, не оста вят ли теб я на второ й год?
- Стараешься л и ты избег ать игр, в котор ых делаетс я выбор, пото му что теб я, как пра вило, не в ыбирают?
- Бывает ли вре менами, что т ы весь дро жишь, когд а тебя выз ывают отвеч ать?
- Часто ли у теб я возникает о щущение, что н икто из тво их однокласс ников не хочет де лать то, че го хочешь т ы?
- Сильно ли т ы волнуешьс я перед те м, как нач ать выполн ять задание?
- Трудно ли тебе по лучать так ие отметки, к аких ждут от теб я родители?
- Боишься ли т ы временам и, что тебе ст анет дурно в к лассе?
- Будут ли т вои однокл ассники сме яться над тобо й, ли ты с делаешь ош ибку при от вете?
- Похож ли т ы на своих о дноклассни ков?
- Выполнив з адание, бес покоишься л и ты о том, хоро шо ли с ни м справилс я?
- Когда ты р аботаешь в к лассе, увере н ли ты в то м, что все хоро шо запомни шь?
- Снится ли тебе и ногда, что т ы в школе и не мо жешь ответ ить на вопрос уч ителя?
- Верно ли, что бо льшинство реб ят относитс я к тебе по- дружески?
- Работаешь л и ты более усер дно, если з наешь, что резу льтаты твое й работы бу дут сравни ваться в к лассе с резу льтатами т воих однок лассников?
- Часто ли т ы мечтаешь о то м, чтобы по меньше вол новаться, ко гда тебя с прашивают?
- Боишься ли т ы временам и вступать в с пор?
- Чувствуешь л и ты, что т вое сердце н ачинает си льно битьс я, когда уч итель говор ит, что соб ирается про верить тво ю готовност ь к уроку?
- Когда ты по лучаешь хоро шие отметк и, думает л и кто-нибу дь из твои х друзей, что т ы хочешь в ыслужиться?
- Хорошо ли т ы себя чувст вуешь с те ми из твои х однокласс ников, к котор ым ребята от носятся с особ ым внимание м?
- Бывает ли, что не которые реб ята в классе го ворят что-то, что теб я задевает?
- Как ты дум аешь, теря ют ли распо ложение те из уче ников, котор ые не спра вляются с учебо й?
- Похоже ли н а то, что бо льшинство т воих однок лассников не обр ащают на теб я внимание?
- Часто ли т ы боишься в ыглядеть не лепо?
- Доволен ли т ы тем, как к тебе от носятся уч ителя?
- Помогает л и твоя мам а в организ ации вечеро в, как дру гие мамы т воих однок лассников?
- Волновало л и тебя ког да-нибудь, что ду мают о тебе о кружающие?
- Надеешься л и ты в буду щем учитьс я лучше, че м раньше?
- Считаешь л и ты, что о деваешься в ш колу так же хоро шо, как и т вои однокл ассники?
- Часто ли т ы задумывае шься, отвеч ая на уроке, что ду мают о тебе в это вре мя другие?
- Обладают л и способные уче ники каким и-то особы ми правами, котор ых нет у дру гих ребят в к лассе?
- Злятся ли не которые из т воих однок лассников, ко гда тебе у дается быт ь лучше их?
- Доволен ли т ы тем, как к тебе от носятся од ноклассник и?
- Хорошо ли т ы себя чувст вуешь, ког да остаешьс я один на о дин с учите лем?
- Высмеивают л и временам и твои одно классники т вою внешност ь и поведе ние?
- Думаешь ли т ы, что бес покоишься о с воих школь ных делах бо льше, чем дру гие ребята?
- Если ты не мо жешь ответ ить, когда теб я спрашива ют, чувствуе шь ли ты, что вот- вот расплаче шься?
- Когда вечеро м ты лежиш ь в постел и, думаешь л и ты време нами с бес покойством о то м, что будет з автра в шко ле?
- Работая на д трудным з аданием, чу вствуешь л и ты порой, что со вершенно з абыл вещи, котор ые хорошо з нал раньше?
- Дрожит ли с легка твоя ру ка, когда т ы работаеш ь над зада нием?
- Чувствуешь л и ты, что н ачинаешь нер вничать, ко гда учител ь говорит, что соб ирается дат ь классу з адание?
- Пугает ли теб я проверка т воих знани й в школе?
- Когда учите ль говорит, что соб ирается дат ь классу з адание, чу вствуешь л и ты страх, что не с правишься с н им?
- Снилось ли тебе вре менами, что т вои однокл ассники мо гут сделат ь то, чего не мо жешь ты?
- Когда учите ль объясняет м атериал, к ажется ли тебе, что т вои однокл ассники по нимают его луч ше, чем ты?
- Беспокоишься л и ты по доро ге в школу, что уч итель может д ать классу про верочную р аботу?
- Когда ты в ыполняешь з адание, чу вствуешь л и ты обычно, что де лаешь это п лохо?
- Дрожит ли с легка твоя ру ка, когда уч итель прос ит сделать з адание на дос ке перед все м классом?