Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 173
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические подходы к понятию «адаптация персонала»
1.1. Адаптация персонала как направление кадрового менеджмента
1.2. Сущность и методы управления социально-психологической адаптацией в организации
2.1. Общая характеристика БУЗ ВО «Вологодская городская больница № 1» и ее кадрового состава
Руководством больницы значительное внимание уделяется укреплению материальной базы, техническому оснащению кабинетов, вопросам подготовки и повышения квалификации врачебных и сестринских кадров.
2.2. Анализ особенностей первичной адаптации специалистов в БУЗ ВО «Вологодская городская больница № 1»
В целях изучения специфики первичной адаптации специалистов БУЗ ВО «Вологодская городская больница № 1» было проведено исследование, которое включало анкетный опрос сотрудников больницы. Для этого использовалась анкета, составленная автором (Приложение 1).
В исследовании приняли участие врачи и средний медицинский персонал (медицинские сестры) в количестве 65 человек со стажем работы в больнице от 2 месяцев до 3 лет. Структура выборки представлена в таблице 5.
Таблица 5
Структура выборки
Специалисты |
Стаж работы |
|
До 1 года |
1-3 года |
|
Врачи |
5 |
10 |
Медицинские сестры |
20 |
30 |
Данные анкетирования показали, что, по мнению респондентов, продолжительность процесса социально-психологической адаптации специалистов в больнице различна. Чаще всего участники опроса оценивали срок адаптации как довольно короткий: достаточно быстро (в течение 1 месяца) она проходила у 46% опрошенных врачей и 56% медицинских сестер, Довольно многие (20% врачей и 38% медицинских сестер) адаптировались в течение 2 месяцев, 34% врачей и 4% медицинских сестер адаптировались в течение 3 месяцев и одна медицинская сестра отметила, что ее адаптация еще не завершена. Следует отметить, что адаптация медицинских сестер происходит немного быстрее, чем у врачей (средняя продолжительность адаптации 1,5 и 1,9 месяцев соответственно). Данные опроса представлены в таблице 6.
Таблица 6
Продолжительность адаптации к месту работы
Срок адаптации |
Врачи (кол-во человек) |
Медицинские сестры (кол-во человек) |
||
Стаж до года |
Стаж 1-3 года |
Стаж до года |
Стаж 1-3 года |
|
1 месяц |
3 |
4 |
12 |
16 |
2 месяца |
1 |
2 |
5 |
14 |
3 месяца |
1 |
4 |
2 |
- |
еще не закончилась |
- |
- |
1 |
- |
Врачи и медицинские сестры отмечают различные виды сложностей, с которыми им пришлось столкнуться в период адаптации (таблица 7).
Таблица 7
Сложности адаптационного периода
Виды сложностей |
Врачи (кол-во человек) |
Медицинские сестры (кол-во человек) |
||
Стаж до года |
Стаж 1-3 года |
Стаж до года |
Стаж 1-3 года |
|
Высокая рабочая нагрузка |
2 |
2 |
7 |
10 |
Профессиональные обязанности |
- |
2 |
3 |
7 |
Вхождение в коллектив |
1 |
3 |
5 |
5 |
Общение с пациентами |
2 |
2 |
3 |
4 |
Трудностей не было |
- |
1 |
2 |
4 |
Как видно из таблицы 7 среди сложностей адаптационного периода большинство врачей и медицинских сестер указали высокую рабочую нагрузку (26% и 34% соответственно). Причем данный вариант отмечают в большинстве случаев как сотрудники со стажем до года, так и со стажем от 1 до 3 лет. Кроме того, врачи со стажем работы от 1 до 3 лет указали среди сложностей профессиональные обязанности (2 человека) и вхождение в коллектив (3 человека). У медицинских сестер также сложности вызвали профессиональные обязанности (3 и 7 человек) и вхождение в коллектив (по 5 человек). К профессиональным обязанностям, вызвавшим сложности, можно отнести нехватку определенных практических навыков, а также новые виды деятельности. Общение с пациентами в качестве сложности адаптационного периода отметили 27% врачей и 14% медицинских сестер. Однако, один врач и 6 медицинских сестер вообще не столкнулись с трудностями на работе.
При ответе на открытый вопрос «Что, как Вам кажется, помогло бы Вам в период адаптации?» наиболее часто встречаются следующие варианты:
- Помощь коллег (26 чел.)
- Помощь наставника (12 чел.)
- Внимание руководителя (5 чел.)
- Специальные мероприятия по адаптации (4 чел.)
- Сам (сама) адаптируюсь без посторонней помощи (18 чел.)
При успешной социально-психологической адаптации у человека не ослабевает интерес к профессии, он постоянно стремится к профессиональному росту. Поэтому сотрудникам больницы, принимающим участие в исследовании, был задан вопрос о дальнейшем продвижении по службе, профессиональном росте. Так, среди врачей вариант «заинтересован в профессиональном росте» отметили все врачи (100%) со стажем до года и 7 врачей (70%) со стажем от года до 3 лет, оставшиеся затруднились ответить. Среди медицинских сестер со стажем до года заинтересованы в профессиональном росте 16 человек (80%), затруднились ответить – 3 человека (15%), не заинтересованы – 1 человек (5%), со стажем от года до 3 лет – заинтересованы в профессиональном росте – 19 человек (63%), затруднились ответить – 8 человек (27%), не заинтересованы – 3 человека (10%).
Изучение эффективности ознакомления сотрудников с различными аспектами своего места работы (должности) выявило, что их прежде всего интересует социально-экономическая сфера и в меньшей степени нормы и правила, регламентирующие основную деятельность больницы (таблица 8).
Таблица 8
Информация, необходимая сотрудникам больницы
Содержаниеинформации |
Врачи |
Медицинские сестры |
||
стаж до года |
стаж 1-3 года |
стаж до года |
стаж 1-3 года |
|
Система оплаты труда |
100% |
100% |
100% |
100% |
Традиции больницы |
60% |
50% |
65% |
60% |
Функциональные обязанности |
80% |
90% |
85% |
80% |
Система социального обеспечения (соц.пакет) |
80% |
80% |
85% |
80% |
Неформальные правила поведения |
60% |
70% |
75% |
70% |
Правила внутреннего распорядка |
60% |
60% |
70% |
60% |
Характеристика коллектива |
40% |
50% |
70% |
73% |
Охрана труда |
40% |
40% |
45% |
47% |
Техника безопасности |
40% |
30% |
45% |
43% |
Структура и система управления |
60% |
50% |
65% |
57% |
История больницы |
40% |
30% |
45% |
47% |
Из таблицы 8 видно, что для сотрудников городской больницы, принимавших участие в исследовании, по значимости на первые места выходит информация, необходимая для нормального самоощущения, социальной защищенности, информация о непосредственной деятельности – система оплаты труда, функциональные обязанности, система социального обеспечения. Далее в качестве необходимой информации отмечены традиции больницы, неформальные правила поведения, правила внутреннего распорядка, характеристика коллектива. Данная группа в основном связана с областью межличностных отношений. Стоит отметить, что среди медицинских сестер чаще, чем у врачей отмечены варианты «характеристика коллектива» и «неформальные правила поведения». Можно предположить, что это связано с гендерной спецификой сотрудников. Информация, касающаяся охраны труда, техники безопасности, структуры и системы управления, истории больницы, менее всего важна для сотрудников.
Удовлетворение от профессии медицинского работника испытывают 90% врачей и 80% медицинских сестер. Не получают удовлетворение от профессии медицинского работника 10% врачей и 20% медицинских сестер.
С целью анализа первичной адаптации было проведено изучение «текучести» адаптируемых кадров с выяснением причин увольнения.
Так, на момент исследования (2017 год) из 45 сотрудников, поступивших на работу за период 2015-2017 гг.:
- ушли в отпуск по уходу за ребенком – 3 (7 % всех поступивших на работу);
- уволилось – 12 (26 %);
- работают в настоящее время – 30 (67 %)
Исходя из данных проведенного исследования, можно сделать вывод о том, что 12 (26 %) новых сотрудников уволились, причем в качестве причин можно предположить их неадаптированность к новым условиям деятельности.
С целью выявления особенностей процесса социально-психологической адаптации сотрудников больницы использовался опросник социально-психологической адаптации К.Роджерса и Р.Даймонда Приложение 2). В исследовании использовался русифицированный вариант опросника, адаптированный А.К.Осницким (1998). Опросник позволяет выявить уровень адаптированности-дезадаптированности в системе межличностного взаимодействия и общения в коллективе. В качестве оснований для выявления дезадаптации в тесте обозначены следующие показатели: низкий уровень принятия себя; низкий уровень принятия других, то есть конфронтация с ними; эмоциональный дискомфорт, который может быть весьма различным по природе; сильная зависимость от других, то есть экстернальность, и при этом явно выраженное стремление к доминированию или уходу от решения проблем [7].
Данные диагностики представлены в таблице 9.
Таблица 9
Результаты диагностики социально-психологической адаптации
Средние значения показателей |
||||
Показатели |
Врачи |
Медицинские сестры |
||
стаж до года |
стаж 1-3 года |
стаж до года |
стаж 1-3 года |
|
Адаптивность |
73 |
89 |
66 |
85 |
Дезадаптивность |
97 |
112 |
118 |
108 |
Лживость |
20 |
24 |
25 |
21 |
Принятие себя |
26 |
30 |
21 |
32 |
Непринятие себя |
26 |
15 |
17 |
19 |
Принятие других |
14 |
13 |
19 |
15 |
Непринятие других |
20 |
16 |
24 |
22 |
Эмоциональный комфорт |
10 |
14 |
12 |
16 |
Эмоциональный дискомфорт |
14 |
20 |
18 |
15 |
Внутренний контроль |
45 |
38 |
28 |
32 |
Внешний контроль |
24 |
28 |
34 |
30 |
Доминирование |
10 |
10 |
8 |
6 |
Ведомость |
16 |
18 |
19 |
22 |
Эскапизм (уход от проблем) |
12 |
14 |
18 |
14 |
Данные таблицы 9 показали, что у врачей и медицинских сестер со стажем от 1 года до 3 лет все показатели находятся в пределах нормы. У медицинских сестер со стажем работы до года отмечается низкий уровень адаптивности, принятия себя и эмоциональной комфортности и высокий уровень эмоционального дискомфорта, поэтому можно сделать вывод, что у данной группы сотрудников выявлены признаки неадаптированности к новому месту работы.
Процесс первичной социально-психологической адаптации напрямую зависит от того, как организована работа с новыми сотрудниками в больнице, как проходят их первые дни пребывания на рабочем месте. Для получения данной информации с главными врачами отделений и старшими медицинскими сестрами была проведена беседа о том, какая работа проводиться с вновь пришедшими сотрудниками непосредственно в отделениях. В ходе беседы получены сведения о том, что первый день нового сотрудника на отделении начинается с его знакомства с отделением и коллективом. Представление новичка проходит в свободной форме: называются фамилия, имя, отчество, должность, опыт работы (если есть). Информацию о семейном положении, увлечениях новый сотрудник представляет по желанию сам.
Далее за новичком закрепляется наставник, который знакомит его с профессиональными обязанностями, с традициями и правилами, принятыми в коллективе. Кроме того, коллеги делятся своим опытом с новичком. От них новичок узнает, какие отношения существуют в коллективе, есть ли неформальный лидер в коллективе или нет, какие существуют традиции в коллективе (отмечают ли они совместно праздники) и какие сложились отношения в коллективе (обычно дружеские).
В ходе беседы выяснено, что отношение к новичкам в больнице, как правило, доброжелательное, большинство коллег стараются им во всем помочь. Кроме того, во многих отделениях существуют традиции совместных чаепитий, а также отмечания праздников, которые способствуют скорейшей социально-психологической адаптации сотрудника в новом коллективе.
Также во время беседы отмечалось, что наличие конфликтных ситуаций среди сотрудников отделений, а также между пациентами и сотрудниками значительно усложняет процесс социально-психологической адаптации нового сотрудника.
Следует отметить, что работа с новичками в больнице в основном входит в сферу полномочий заведующего отделением и старшей медицинской сестры, хотя данные руководители как правило, сосредоточены непосредственно на лечебной работе. В обязанности же сотрудников отделов кадров в больнице входит лишь документальное оформление трудовых отношений. К сожалению, в больнице пока еще не сложилась школа профессиональных администраторов медицинских учреждений, которые бы напрямую могли заниматься системой адаптации персонала.