Файл: Адаптация персонала.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 173

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Руководством больницы значительное внимание уделяется укреплению материальной базы, техническому оснащению кабинетов, вопросам подготовки и повышения квалификации врачебных и сестринских кадров.

2.2. Анализ особенностей первичной адаптации специалистов в БУЗ ВО «Вологодская городская больница № 1»

В целях изучения специфики первичной адаптации специалистов БУЗ ВО «Вологодская городская больница № 1» было проведено исследование, которое включало анкетный опрос сотрудников больницы. Для этого использовалась анкета, составленная автором (Приложение 1).

В исследовании приняли участие врачи и средний медицинский персонал (медицинские сестры) в количестве 65 человек со стажем работы в больнице от 2 месяцев до 3 лет. Структура выборки представлена в таблице 5.

Таблица 5

Структура выборки

Специалисты

Стаж работы

До 1 года

1-3 года

Врачи

5

10

Медицинские сестры

20

30

Данные анкетирования показали, что, по мнению респондентов, продолжительность процесса социально-психологической адаптации специалистов в больнице различна. Чаще всего участники опроса оценивали срок адаптации как довольно короткий: достаточно быстро (в течение 1 месяца) она проходила у 46% опрошенных врачей и 56% медицинских сестер, Довольно многие (20% врачей и 38% медицинских сестер) адаптировались в течение 2 месяцев, 34% врачей и 4% медицинских сестер адаптировались в течение 3 месяцев и одна медицинская сестра отметила, что ее адаптация еще не завершена. Следует отметить, что адаптация медицинских сестер происходит немного быстрее, чем у врачей (средняя продолжительность адаптации 1,5 и 1,9 месяцев соответственно). Данные опроса представлены в таблице 6.

Таблица 6

Продолжительность адаптации к месту работы

Срок адаптации

Врачи

(кол-во человек)

Медицинские сестры

(кол-во человек)

Стаж до года

Стаж 1-3 года

Стаж до года

Стаж 1-3 года

1 месяц

3

4

12

16

2 месяца

1

2

5

14

3 месяца

1

4

2

-

еще не закончилась

-

-

1

-


Врачи и медицинские сестры отмечают различные виды сложностей, с которыми им пришлось столкнуться в период адаптации (таблица 7).

Таблица 7

Сложности адаптационного периода

Виды сложностей

Врачи (кол-во человек)

Медицинские сестры (кол-во человек)

Стаж до года

Стаж 1-3 года

Стаж до года

Стаж 1-3 года

Высокая рабочая нагрузка

2

2

7

10

Профессиональные обязанности

-

2

3

7

Вхождение в коллектив

1

3

5

5

Общение с пациентами

2

2

3

4

Трудностей не было

-

1

2

4

Как видно из таблицы 7 среди сложностей адаптационного периода большинство врачей и медицинских сестер указали высокую рабочую нагрузку (26% и 34% соответственно). Причем данный вариант отмечают в большинстве случаев как сотрудники со стажем до года, так и со стажем от 1 до 3 лет. Кроме того, врачи со стажем работы от 1 до 3 лет указали среди сложностей профессиональные обязанности (2 человека) и вхождение в коллектив (3 человека). У медицинских сестер также сложности вызвали профессиональные обязанности (3 и 7 человек) и вхождение в коллектив (по 5 человек). К профессиональным обязанностям, вызвавшим сложности, можно отнести нехватку определенных практических навыков, а также новые виды деятельности. Общение с пациентами в качестве сложности адаптационного периода отметили 27% врачей и 14% медицинских сестер. Однако, один врач и 6 медицинских сестер вообще не столкнулись с трудностями на работе.

При ответе на открытый вопрос «Что, как Вам кажется, помогло бы Вам в период адаптации?» наиболее часто встречаются следующие варианты:

  • Помощь коллег (26 чел.)
  • Помощь наставника (12 чел.)
  • Внимание руководителя (5 чел.)
  • Специальные мероприятия по адаптации (4 чел.)
  • Сам (сама) адаптируюсь без посторонней помощи (18 чел.)

При успешной социально-психологической адаптации у человека не ослабевает интерес к профессии, он постоянно стремится к профессиональному росту. Поэтому сотрудникам больницы, принимающим участие в исследовании, был задан вопрос о дальнейшем продвижении по службе, профессиональном росте. Так, среди врачей вариант «заинтересован в профессиональном росте» отметили все врачи (100%) со стажем до года и 7 врачей (70%) со стажем от года до 3 лет, оставшиеся затруднились ответить. Среди медицинских сестер со стажем до года заинтересованы в профессиональном росте 16 человек (80%), затруднились ответить – 3 человека (15%), не заинтересованы – 1 человек (5%), со стажем от года до 3 лет – заинтересованы в профессиональном росте – 19 человек (63%), затруднились ответить – 8 человек (27%), не заинтересованы – 3 человека (10%).


Изучение эффективности ознакомления сотрудников с различными аспектами своего места работы (должности) выявило, что их прежде всего интересует социально-экономическая сфера и в меньшей степени нормы и правила, регламентирующие основную деятельность больницы (таблица 8).

Таблица 8

Информация, необходимая сотрудникам больницы

Содержание

информации

Врачи

Медицинские сестры

стаж до года

стаж 1-3 года

стаж до года

стаж 1-3 года

Система оплаты труда

100%

100%

100%

100%

Традиции больницы

60%

50%

65%

60%

Функциональные

обязанности

80%

90%

85%

80%

Система социального обеспечения (соц.пакет)

80%

80%

85%

80%

Неформальные правила поведения

60%

70%

75%

70%

Правила внутреннего распорядка

60%

60%

70%

60%

Характеристика коллектива

40%

50%

70%

73%

Охрана труда

40%

40%

45%

47%

Техника безопасности

40%

30%

45%

43%

Структура и система управления

60%

50%

65%

57%

История больницы

40%

30%

45%

47%

Из таблицы 8 видно, что для сотрудников городской больницы, принимавших участие в исследовании, по значимости на первые места выходит информация, необходимая для нормального самоощущения, социальной защищенности, информация о непосредственной деятельности – система оплаты труда, функциональные обязанности, система социального обеспечения. Далее в качестве необходимой информации отмечены традиции больницы, неформальные правила поведения, правила внутреннего распорядка, характеристика коллектива. Данная группа в основном связана с областью межличностных отношений. Стоит отметить, что среди медицинских сестер чаще, чем у врачей отмечены варианты «характеристика коллектива» и «неформальные правила поведения». Можно предположить, что это связано с гендерной спецификой сотрудников. Информация, касающаяся охраны труда, техники безопасности, структуры и системы управления, истории больницы, менее всего важна для сотрудников.


Удовлетворение от профессии медицинского работника испытывают 90% врачей и 80% медицинских сестер. Не получают удовлетворение от профессии медицинского работника 10% врачей и 20% медицинских сестер.

С целью анализа первичной адаптации было проведено изучение «текучести» адаптируемых кадров с выяснением причин увольнения.

Так, на момент исследования (2017 год) из 45 сотрудников, поступивших на работу за период 2015-2017 гг.:

  • ушли в отпуск по уходу за ребенком – 3 (7 % всех поступивших на работу);
  • уволилось – 12 (26 %);
  • работают в настоящее время – 30 (67 %)

Исходя из данных проведенного исследования, можно сделать вывод о том, что 12 (26 %) новых сотрудников уволились, причем в качестве причин можно предположить их неадаптированность к новым условиям деятельности.

С целью выявления особенностей процесса социально-психологической адаптации сотрудников больницы использовался опросник социально-психологической адаптации К.Роджерса и Р.Даймонда Приложение 2). В исследовании использовался русифицированный вариант опросника, адаптированный А.К.Осницким (1998). Опросник позволяет выявить уровень адаптированности-дезадаптированности в системе межличностного взаимодействия и общения в коллективе. В качестве оснований для выявления дезадаптации в тесте обозначены следующие показатели: низкий уровень принятия себя; низкий уровень принятия других, то есть конфронтация с ними; эмоциональный дискомфорт, который может быть весьма различным по природе; сильная зависимость от других, то есть экстернальность, и при этом явно выраженное стремление к доминированию или уходу от решения проблем [7].

Данные диагностики представлены в таблице 9. 

Таблица 9

Результаты диагностики социально-психологической адаптации

Средние значения показателей

Показатели

Врачи

Медицинские сестры

стаж до года

стаж 1-3 года

стаж до года

стаж 1-3 года

Адаптивность

73

89

66

85

Дезадаптивность

97

112

118

108

Лживость

20

24

25

21

Принятие себя

26

30

21

32

Непринятие себя

26

15

17

19

Принятие других

14

13

19

15

Непринятие других

20

16

24

22

Эмоциональный комфорт

10

14

12

16

Эмоциональный дискомфорт

14

20

18

15

Внутренний контроль

45

38

28

32

Внешний контроль

24

28

34

30

Доминирование

10

10

8

6

Ведомость

16

18

19

22

Эскапизм (уход от проблем)

12

14

18

14


Данные таблицы 9 показали, что у врачей и медицинских сестер со стажем от 1 года до 3 лет все показатели находятся в пределах нормы. У медицинских сестер со стажем работы до года отмечается низкий уровень адаптивности, принятия себя и эмоциональной комфортности и высокий уровень эмоционального дискомфорта, поэтому можно сделать вывод, что у данной группы сотрудников выявлены признаки неадаптированности к новому месту работы.

Процесс первичной социально-психологической адаптации напрямую зависит от того, как организована работа с новыми сотрудниками в больнице, как проходят их первые дни пребывания на рабочем месте. Для получения данной информации с главными врачами отделений и старшими медицинскими сестрами была проведена беседа о том, какая работа проводиться с вновь пришедшими сотрудниками непосредственно в отделениях. В ходе беседы получены сведения о том, что первый день нового сотрудника на отделении начинается с его знакомства с отделением и коллективом. Представление новичка проходит в свободной форме: называются фамилия, имя, отчество, должность, опыт работы (если есть). Информацию о семейном положении, увлечениях новый сотрудник представляет по желанию сам.

Далее за новичком закрепляется наставник, который знакомит его с профессиональными обязанностями, с традициями и правилами, принятыми в коллективе. Кроме того, коллеги делятся своим опытом с новичком. От них новичок узнает, какие отношения существуют в коллективе, есть ли неформальный лидер в коллективе или нет, какие существуют традиции в коллективе (отмечают ли они совместно праздники) и какие сложились отношения в коллективе (обычно дружеские).

В ходе беседы выяснено, что отношение к новичкам в больнице, как правило, доброжелательное, большинство коллег стараются им во всем помочь. Кроме того, во многих отделениях существуют традиции совместных чаепитий, а также отмечания праздников, которые способствуют скорейшей социально-психологической адаптации сотрудника в новом коллективе.

Также во время беседы отмечалось, что наличие конфликтных ситуаций среди сотрудников отделений, а также между пациентами и сотрудниками значительно усложняет процесс социально-психологической адаптации нового сотрудника.

Следует отметить, что работа с новичками в больнице в основном входит в сферу полномочий заведующего отделением и старшей медицинской сестры, хотя данные руководители как правило, сосредоточены непосредственно на лечебной работе. В обязанности же сотрудников отделов кадров в больнице входит лишь документальное оформление трудовых отношений. К сожалению, в больнице пока еще не сложилась школа профессиональных администраторов медицинских учреждений, которые бы напрямую могли заниматься системой адаптации персонала.