Файл: Адаптация персонала.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 170

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Приложение 1

Анкета

Уважаемые работники БУЗ ВО «Вологодская городская больница № 1»!

Просим Вас ответить на вопросы анкеты, посвященной социально-психологической адаптации сотрудников. Ваши ответы будут учитываться при выявлении наиболее важных проблем, с которыми сталкивается работник на новом месте работы, и для разработки программы первичной социально-психологической адаптации специалистов БУЗ ВО «Вологодская городская больница № 1»

Анкета анонимна. Данные опроса будут использоваться в обобщенном виде.

Вам будут предложены вопросы с вариантами ответов. Поставьте любой значок в той графе, в которой ответ Вас устраивает, вариант ответа может быть только один.

1. Сообщите о себе:

Пол:  М  Ж

Образование_________________________________________________
Возраст:  от 20 до 30  от 30 до 40  от 40 до 50  более 50

Ваш стаж работы в учреждениях здравоохранения_________________

2. Как долго продолжалась (продолжается) Ваша адаптация к новому месту работы?

    • До 1 мес.
    • До 2 мес.
    • До 3 мес.
    • Еще не закончена.

3. Что Вам показалось наиболее сложным в течение этого пери­ода?

    • Высокая рабочая нагрузка
    • Профессиональные обязанности
    • Вхождение в коллектив
    • Общение с пациентами
    • Трудностей не было

4. Что, как Вам кажется, помогло Вам в период адаптации? (напишите Ваш вариант ответа) ________________________________________________________________

5. Интересует ли Вас дальнейшее продвижение по службе, профессиональный рост? (выберите один вариант ответа)

    • Заинтересован в профессиональном росте
    • Не заинтересован в профессиональном росте
    • Затрудняюсь ответить

6. Какая информация о профессиональной деятельности, о месте работы необходима сотруднику? (отметьте один или несколько вариантов ответов)

    • Система оплаты труда
    • Традиции больницы
    • Функциональные обязанности
    • Система социального обеспечения (соц.пакет)
    • Неформальные правила поведения
    • Правила внутреннего распорядка
    • Характеристика коллектива
    • Охрана труда
    • Техника безопасности
    • Структура и система управления
    • История больницы

7. Испытываете ли Вы удовлетворение от профессии медицинского работника?

    • Да
    • Да, но работать в определенной степени сложно
    • Нет

Спасибо за внимание!

Приложение 2

ОПРОСНИК СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ


(К. Роджерс, Р. Даймонд)

Инструкция: прочитав очередное высказывание, примерьте его к своим привычкам, своему образу жизни и оцените, в какой мере оно может быть отнесено к Вам. В бланке под соответствующим номером пункта поставьте одну из семи вариантов оценок (от 0 до 6).

0 – это ко мне совершенно не относится

1 – думаю это не про меня

2 – сомневаюсь, что это можно отнести ко мне

3 – не решаюсь, что это можно отнести к себе

4 – это похоже на меня, но нет уверенности

5 – это на меня похоже

6 – это точно про меня

  1. Испытывает неловкость, когда вступает с кем-нибудь в разговор.
  2. Нет желания раскрываться перед другими.
  3. Во всем любит состязание, соревнование, борьбу.
  4. Предъявляет к себе высокие требования.
  5. Часто ругает себя за сделанное.
  6. Часто чувствует себя униженным.
  7. Сомневается, что может нравиться кому-нибудь из лиц противоположного пола.
  8. Свои обещания выполняет всегда.
  9. Теплые, добрые отношения с окружающими.
  10. Человек сдержанный, замкнутый; держится ото всех чуть в стороне.
  11. В своих неудачах винит себя.
  12. Человек ответственный; на него можно положиться.
  13. Чувствует, что не в силах хоть что-нибудь изменить, все усилия напрасны.
  14. На многое смотрит глазами сверстников.
  15. Принимает в целом те правила и требования, которым надлежит следовать.
  16. Собственных убеждений и правил не хватает.
  17. Любит мечтать – иногда прямо среди бела дня. С трудом возвращается от мечты к действительности.
  18. Всегда готов к защите и даже нападению: «застревает» на переживаниях обид, мысленно перебирая способы мщения.
  19. Умеет управлять собой и собственными поступками, заставлять себя, разрешать себе; самоконтроль для него - не проблема.
  20. Часто портится настроение: накатывает уныние, хандра.
  21. Все, что касается других, не волнует: сосредоточен на себе; занят собой.
  22. Люди, как правило, ему нравятся.
  23. Не стесняется своих чувств, открыто их выражает
  24. Среди большого стечения народа бывает немножко одиноко.
  25. Сейчас очень не по себе. Хочется все бросить, куда-нибудь спрятаться.
  26. С окружающими обычно ладит.
  27. Всего труднее бороться с самим собой.
  28. Настораживает незаслуженное доброжелательное отношение окружающих.
  29. В душе – оптимист, верит в лучшее.
  30. Человек неподатливый, упрямый; таких называют трудными.
  31. К людям критичен и судит их, если считает, что они этого заслуживают.
  32. Обычно чувствует себя не ведущим, а ведомым: ему не всегда удается мыслить и действовать самостоятельно.
  33. Большинство из тех, кто его знает, хорошо к нему относится, любит его.
  34. Иногда бывают такие мысли, которыми не хотелось бы ни с кем делиться.
  35. Человек с привлекательной внешностью.
  36. Чувствует себя беспомощным, нуждается в ком-то, кто был бы рядом.
  37. Приняв решение, следует ему.
  38. Принимает, казалось бы, самостоятельные решения, не может освободиться от влияния других людей.
  39. Испытывает чувство вины, даже когда винить себя; будто не в чем.
  40. Чувствует неприязнь к тому, что его окружает.
  41. Всем доволен.
  42. Выбит из колеи: не может собраться, взять себя в руки, организовать себя.
  43. Чувствует вялость; все, что раньше волновало, стало вдруг безразличным.
  44. Уравновешен, спокоен.
  45. Разозлившись, нередко выходит из себя.
  46. Часто чувствует себя обиженным.
  47. Человек порывистый, нетерпеливый, горячий: не хватает сдержанности.
  48. Бывает, что сплетничает.
  49. Не очень доверяет своим чувствам: они иногда подводят его.
  50. Довольно трудно быть самим собой.
  51. На первом месте рассудок, а не чувство: прежде чем что-либо сделать, подумает.
  52. Происходящее с ним толкует на свой лад, способен на придумывать лишнего... Словом – не от мира сего
  53. Человек терпимый к людям и принимает таким, каков он есть.
  54. Старается не думать о своих проблемах.
  55. Считает себя интересным человеком – привлекательным как личность, заметным.
  56. Человек стеснительный, легко тушуется.
  57. Обязательно нужно напоминать, подталкивать бы довел дело до конца.
  58. В душе чувствует превосходство над другими.
  59. Нет ничего, в чем бы выразил себя, проявил; индивидуальность, свое Я.
  60. Боится того, что подумают о нем другие.
  61. Честолюбив, неравнодушен к успеху, похвале: в том, что для него существенно, старается быть среди лучших.
  62. Человек, у которого в настоящий момент многое достойно презрения.
  63. Человек деятельный, энергичный, полон инициатив.
  64. Пасует перед трудностями и ситуациями, грозят осложнениями.
  65. Себя просто недостаточно ценит.
  66. По натуре вожак и умеет влиять на других.
  67. Относится к себе в целом хорошо.
  68. Человек настойчивый, напористый; ему всегда I настоять на своем.
  69. Не любит, когда с кем-нибудь портятся отношения, особенно - если разногласия грозят стать явными.
  70. Подолгу не может принять решение, а потом сомневается в его правильности.
  71. Пребывает в растерянности, все спуталось, cмешалось у него.
  72. Доволен собой.
  73. Невезучий.
  74. Человек приятный, располагающий к себе.
  75. Лицом, может, и не очень пригож, но может нравиться как человек, как личность.
  76. Презирает лиц противоположного пола и не связывается с ними.
  77. Когда нужно что-то сделать, охватывает страх: а вдруг – не справлюсь, а вдруг – не получится.
  78. Легко, спокойно на душе, нет ничего, что сильно бы тревожило.
  79. Умеет упорно работать.
  80. Чувствует, что растет, взрослеет: меняется сам и отношение к окружающему миру.
  81. Случается, что говорит о том, в чем совсем не разбирается.
  82. Всегда говорит только правду.
  83. Встревожен, обеспокоен, напряжен.
  84. Чтобы заставить хоть что-то сделать, нужно, как следует настоять, и тогда он уступит.
  85. Чувствует неуверенность в себе.
  86. Обстоятельства часто вынуждают защищать себя, оправдываться и обосновывать свои поступки.
  87. Человек уступчивый, податливый, мягкий в отношениях с другими.
  88. Человек толковый, любит размышлять.
  89. Иной раз любит прихвастнуть.
  90. Принимает решения и тут же их меняет; презирает себя за безволие, а сделать с собой ничего не может.
  91. Старается полагаться на свои силы, не рассчитывает на чью-то помощь.
  92. Никогда не опаздывает.
  93. Испытывает ощущение скованности, внутренней Несвободы.
  94. Выделяется среди других.
  95. Не очень надежный товарищ, не во всем можно положиться.
  96. В себе все ясно, себя хорошо понимает.
  97. Общительный, открытый человек; легко сходится с людьми
  98. Силы и способности вполне соответствуют задачам, которые приходится решать; со всем может справиться.
  99. Себя не ценит: никто его всерьез не воспринимает в лучшем случае к нему снисходительны, просто терпят.
  100. Беспокоится, что лица противоположного слишком занимают мысли.
  101. Все свои привычки считает хорошими.

Бланк для ответа:

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

34

35

36

37

38

39

40

41

42

43

44

45

46

47

48

49

50

51

52

53

54

55

56

57

58

59

60

61

62

63

64

65

66

67

68

69

70

71

72

73

74

75

76

77

78

79

80

81

82

83

84

85

86

87

88

89

90

91

92

93

94

95

96

97

98

99

100

101

Ключ опросника СПА (К. Роджерс, Р. Даймонд)

Показатели

Номера высказываний

Нормы

1

А

Адаптивность

4,5, 9,12,15,19,22,23,26,27,29,33,35,37,41,44,47,

51,53,55,61,63,67,72,74,75,78,80,88,91,94,96,97,98

(68-170)

68-136

Б

Дезадаптивность

2,6,7,13,16,18,25,28,32,36,38,40,42,43,49,50,54,56,59,60,62,

64,69,71,73,76,77,83,84,86,90,95,99,100

(68-170)

68-136

2

А

Лживость

34,45,48,81,89

(18-45)

18-36

Б

8,82,92,101

3

А

Принятие себя

33,35,55,67,72,74,75,80,88,94,96

(22-52)

22-42

Б

Непринятие себя

7,59,62,65,90,95,99

(14-35)

14-28

4

А

Принятие других

9,14,22,26,53,97

(12-30)

12-24

Б

Непринятие других

2,10,21,28,40,60,76

(14-35)

14-28

5

А

Эмоциональный комфорт

23,29,30,41,44,47,78

(14-35)

14-28

Б

Эмоциональный дискомфорт

6,42,43,49,50,83,85

(14-35)

14-28

6

А

Внутренний контроль

4,5,11,12,19,27,37,51,63,68,79,91,98

(26-65)

26-52

Б

Внешний контроль

25,36,52,57,70,71,73,77

(18-45)

18-36

7

А

Доминирование

58,61,66

(6-15)

6-12

Б

Ведомость

16,32,38,69,84,87

(12-30)

12-24

8

Эскапизм

(уход от проблем)

17,18,54,64,86

(10-25)

10-20


Приложение 3

ПОЛОЖЕНИЕ

об адаптации сотрудников БУЗ ВО «Вологодская городская больница № 1»

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Адаптация – процесс ознакомления работника с новым учреждением, приспособления к новому коллективу и характеру деятельности учреждения, а также изменения его поведения в соответствии с требованиями и правилами корпоративной культуры нового учреждения.

1.2. Процесс адаптации включает в себя две взаимосвязанные и взаимообусловленные стороны: профессиональную и социально-психологическую.

Профессиональная адаптация выражается в овладении работником специальностью, профессиональными навыками, появлением чувства удовлетворенности данным видом деятельности.

Социально-психологическая адаптация - это адаптация к коллективу и его нормам, к руководству, коллегам.

1.3. Распределение ответственности в проведении адаптационных мероприятий осуществляется между руководителем отдела кадров, главным врачом больницы и непосредственным руководителем нового сотрудника. Каждый из них отвечает за определенный этап (процедуру) в рамках своей компетенции. Общий контроль за процессом адаптации осуществляет руководитель отдела кадров, он же несет ответственность за соблюдение всех предусмотренных процедур адаптации.

1.4 Адаптационный период составляет 3 месяца.

2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ

2.1. Ускорение процесса вхождения в должность нового сотрудника;

2.2. Достижение необходимой эффективности работы в наиболее короткие сроки.

2.3. Уменьшение количества ошибок, связанных с включением в работу.

2.4. Освоение основных норм корпоративной культуры и правил поведения.

2.5. Развитие позитивного отношения к работе, удовлетворенности работой.

2.6. Снижение текучести кадров и связанных с ней финансовых потерь.

3. ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ УЧАСТНИКОВ АДАПТАЦИОННОГО ПРОЦЕССА

Управление процессом адаптации осуществляется отделом кадров и главным врачом, руководителями подразделений (заведующими отделениями, старшими медицинскими сестрами) и наставниками.

3.1. Функции руководителей подразделений.

Руководитель подразделения:

  • ставит цели и задачи на период адаптации новому сотруднику, составляет план развития сотрудника на время адаптации;
  • назначает наставника из числа ведущих специалистов подразделения;
  • определяет обязанности и ответственность, рассказывает о требованиях к качеству выполняемой работы;
  • объясняет новичку предназначение адаптационного листа, индивидуального плана-графика введения в должность и разъясняет запланированные мероприятия;
  • представляет его коллективу;
  • отслеживает промежуточные результаты адаптационного периода.

3.2. Функции наставника.

Наставник:

  • знакомит нового сотрудника с местом работы;
  • заполняет адаптационный лист, индивидуальный план-график введения в должность;
  • сообщает о возможных трудностях и наиболее распространенных ошибках в работе;
  • рассказывает о коллегах (особенно о тех, у кого можно попросить совета и помощи, и о тех, кто обладает трудным характером);
  • рассказывает о структуре и функциях отделения, взаимоотношениях с другими отделениями);
  • рассказывает о правилах корпоративной культуры;
  • оказывает практическую помощь в освоении профессией.

Работа наставника может оплачиваться дополнительно (как правило, если в подразделении много новичков) либо являться мотивацией на развитие.

3.3.Функции отдела кадров:

  • координация и контроль адаптационных мероприятий;
  • создание групп для проведения ознакомительного тренинга и других мероприятий;
  • участие в проведении функциональных мероприятий (инструктаж, оформление сотрудника и т.д.);
  • сбор и хранение в течение заданного периода адаптационных листов, характеристик, индивидуальных планов-графиков введения в должность, планов развития, анкет, тестов и т.д. и после окончания адаптационного периода.

4. ЭТАПЫ АДАПТАЦИИ

Процесс адаптации состоит из трех этапов:

Первый этап – общее знакомство с учреждением.

Работнику предоставляется базовая информация об учреждении: история, виды деятельности, организационная структура, основные элементы корпоративной культуры, документы и процедуры, регулирующие трудовые отношения.

Реализуется отделом кадров.

Второй этап – общее знакомство с подразделением, в котором предстоит работать новому сотруднику.

Необходимо ознакомить новичка с функциями и особенностями работы подразделения, стандартами исполнения обязанностей и уровнем ответственности, правилами организационного поведения, требованиями к отчетности.

На данном этапе выдается адаптационный лист и план-график введения в должность индивидуально на каждого работника в зависимости от специализации. Индивидуальный план-график включает в себя поэтапное освоение оборудования, технологий и параллельное знакомство со смежными подразделениями.

Реализуется непосредственным руководителем.

Третий этап – выход нового сотрудника на требуемый уровень профессиональных и личных компетенций, необходимых для подтверждения соответствия занимаемой должности.

Основная задача – ускорение процесса введения в должность и достижение необходимой эффективности работы в наиболее короткие сроки.