Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 170
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические подходы к понятию «адаптация персонала»
1.1. Адаптация персонала как направление кадрового менеджмента
1.2. Сущность и методы управления социально-психологической адаптацией в организации
2.1. Общая характеристика БУЗ ВО «Вологодская городская больница № 1» и ее кадрового состава
Приложение 1
Анкета
Уважаемые работники БУЗ ВО «Вологодская городская больница № 1»!
Просим Вас ответить на вопросы анкеты, посвященной социально-психологической адаптации сотрудников. Ваши ответы будут учитываться при выявлении наиболее важных проблем, с которыми сталкивается работник на новом месте работы, и для разработки программы первичной социально-психологической адаптации специалистов БУЗ ВО «Вологодская городская больница № 1»
Анкета анонимна. Данные опроса будут использоваться в обобщенном виде.
Вам будут предложены вопросы с вариантами ответов. Поставьте любой значок в той графе, в которой ответ Вас устраивает, вариант ответа может быть только один.
1. Сообщите о себе:
Пол: М Ж
Образование_________________________________________________
Возраст: от 20 до 30 от 30 до 40 от 40 до 50 более 50
Ваш стаж работы в учреждениях здравоохранения_________________
2. Как долго продолжалась (продолжается) Ваша адаптация к новому месту работы?
-
- До 1 мес.
- До 2 мес.
- До 3 мес.
- Еще не закончена.
3. Что Вам показалось наиболее сложным в течение этого периода?
-
- Высокая рабочая нагрузка
- Профессиональные обязанности
- Вхождение в коллектив
- Общение с пациентами
- Трудностей не было
4. Что, как Вам кажется, помогло Вам в период адаптации? (напишите Ваш вариант ответа) ________________________________________________________________
5. Интересует ли Вас дальнейшее продвижение по службе, профессиональный рост? (выберите один вариант ответа)
-
- Заинтересован в профессиональном росте
- Не заинтересован в профессиональном росте
- Затрудняюсь ответить
6. Какая информация о профессиональной деятельности, о месте работы необходима сотруднику? (отметьте один или несколько вариантов ответов)
-
- Система оплаты труда
- Традиции больницы
- Функциональные обязанности
- Система социального обеспечения (соц.пакет)
- Неформальные правила поведения
- Правила внутреннего распорядка
- Характеристика коллектива
- Охрана труда
- Техника безопасности
- Структура и система управления
- История больницы
7. Испытываете ли Вы удовлетворение от профессии медицинского работника?
-
- Да
- Да, но работать в определенной степени сложно
- Нет
Спасибо за внимание!
Приложение 2
ОПРОСНИК СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ
(К. Роджерс, Р. Даймонд)
Инструкция: прочитав очередное высказывание, примерьте его к своим привычкам, своему образу жизни и оцените, в какой мере оно может быть отнесено к Вам. В бланке под соответствующим номером пункта поставьте одну из семи вариантов оценок (от 0 до 6).
0 – это ко мне совершенно не относится 1 – думаю это не про меня 2 – сомневаюсь, что это можно отнести ко мне |
3 – не решаюсь, что это можно отнести к себе 4 – это похоже на меня, но нет уверенности 5 – это на меня похоже 6 – это точно про меня |
- Испытывает неловкость, когда вступает с кем-нибудь в разговор.
- Нет желания раскрываться перед другими.
- Во всем любит состязание, соревнование, борьбу.
- Предъявляет к себе высокие требования.
- Часто ругает себя за сделанное.
- Часто чувствует себя униженным.
- Сомневается, что может нравиться кому-нибудь из лиц противоположного пола.
- Свои обещания выполняет всегда.
- Теплые, добрые отношения с окружающими.
- Человек сдержанный, замкнутый; держится ото всех чуть в стороне.
- В своих неудачах винит себя.
- Человек ответственный; на него можно положиться.
- Чувствует, что не в силах хоть что-нибудь изменить, все усилия напрасны.
- На многое смотрит глазами сверстников.
- Принимает в целом те правила и требования, которым надлежит следовать.
- Собственных убеждений и правил не хватает.
- Любит мечтать – иногда прямо среди бела дня. С трудом возвращается от мечты к действительности.
- Всегда готов к защите и даже нападению: «застревает» на переживаниях обид, мысленно перебирая способы мщения.
- Умеет управлять собой и собственными поступками, заставлять себя, разрешать себе; самоконтроль для него - не проблема.
- Часто портится настроение: накатывает уныние, хандра.
- Все, что касается других, не волнует: сосредоточен на себе; занят собой.
- Люди, как правило, ему нравятся.
- Не стесняется своих чувств, открыто их выражает
- Среди большого стечения народа бывает немножко одиноко.
- Сейчас очень не по себе. Хочется все бросить, куда-нибудь спрятаться.
- С окружающими обычно ладит.
- Всего труднее бороться с самим собой.
- Настораживает незаслуженное доброжелательное отношение окружающих.
- В душе – оптимист, верит в лучшее.
- Человек неподатливый, упрямый; таких называют трудными.
- К людям критичен и судит их, если считает, что они этого заслуживают.
- Обычно чувствует себя не ведущим, а ведомым: ему не всегда удается мыслить и действовать самостоятельно.
- Большинство из тех, кто его знает, хорошо к нему относится, любит его.
- Иногда бывают такие мысли, которыми не хотелось бы ни с кем делиться.
- Человек с привлекательной внешностью.
- Чувствует себя беспомощным, нуждается в ком-то, кто был бы рядом.
- Приняв решение, следует ему.
- Принимает, казалось бы, самостоятельные решения, не может освободиться от влияния других людей.
- Испытывает чувство вины, даже когда винить себя; будто не в чем.
- Чувствует неприязнь к тому, что его окружает.
- Всем доволен.
- Выбит из колеи: не может собраться, взять себя в руки, организовать себя.
- Чувствует вялость; все, что раньше волновало, стало вдруг безразличным.
- Уравновешен, спокоен.
- Разозлившись, нередко выходит из себя.
- Часто чувствует себя обиженным.
- Человек порывистый, нетерпеливый, горячий: не хватает сдержанности.
- Бывает, что сплетничает.
- Не очень доверяет своим чувствам: они иногда подводят его.
- Довольно трудно быть самим собой.
- На первом месте рассудок, а не чувство: прежде чем что-либо сделать, подумает.
- Происходящее с ним толкует на свой лад, способен на придумывать лишнего... Словом – не от мира сего
- Человек терпимый к людям и принимает таким, каков он есть.
- Старается не думать о своих проблемах.
- Считает себя интересным человеком – привлекательным как личность, заметным.
- Человек стеснительный, легко тушуется.
- Обязательно нужно напоминать, подталкивать бы довел дело до конца.
- В душе чувствует превосходство над другими.
- Нет ничего, в чем бы выразил себя, проявил; индивидуальность, свое Я.
- Боится того, что подумают о нем другие.
- Честолюбив, неравнодушен к успеху, похвале: в том, что для него существенно, старается быть среди лучших.
- Человек, у которого в настоящий момент многое достойно презрения.
- Человек деятельный, энергичный, полон инициатив.
- Пасует перед трудностями и ситуациями, грозят осложнениями.
- Себя просто недостаточно ценит.
- По натуре вожак и умеет влиять на других.
- Относится к себе в целом хорошо.
- Человек настойчивый, напористый; ему всегда I настоять на своем.
- Не любит, когда с кем-нибудь портятся отношения, особенно - если разногласия грозят стать явными.
- Подолгу не может принять решение, а потом сомневается в его правильности.
- Пребывает в растерянности, все спуталось, cмешалось у него.
- Доволен собой.
- Невезучий.
- Человек приятный, располагающий к себе.
- Лицом, может, и не очень пригож, но может нравиться как человек, как личность.
- Презирает лиц противоположного пола и не связывается с ними.
- Когда нужно что-то сделать, охватывает страх: а вдруг – не справлюсь, а вдруг – не получится.
- Легко, спокойно на душе, нет ничего, что сильно бы тревожило.
- Умеет упорно работать.
- Чувствует, что растет, взрослеет: меняется сам и отношение к окружающему миру.
- Случается, что говорит о том, в чем совсем не разбирается.
- Всегда говорит только правду.
- Встревожен, обеспокоен, напряжен.
- Чтобы заставить хоть что-то сделать, нужно, как следует настоять, и тогда он уступит.
- Чувствует неуверенность в себе.
- Обстоятельства часто вынуждают защищать себя, оправдываться и обосновывать свои поступки.
- Человек уступчивый, податливый, мягкий в отношениях с другими.
- Человек толковый, любит размышлять.
- Иной раз любит прихвастнуть.
- Принимает решения и тут же их меняет; презирает себя за безволие, а сделать с собой ничего не может.
- Старается полагаться на свои силы, не рассчитывает на чью-то помощь.
- Никогда не опаздывает.
- Испытывает ощущение скованности, внутренней Несвободы.
- Выделяется среди других.
- Не очень надежный товарищ, не во всем можно положиться.
- В себе все ясно, себя хорошо понимает.
- Общительный, открытый человек; легко сходится с людьми
- Силы и способности вполне соответствуют задачам, которые приходится решать; со всем может справиться.
- Себя не ценит: никто его всерьез не воспринимает в лучшем случае к нему снисходительны, просто терпят.
- Беспокоится, что лица противоположного слишком занимают мысли.
- Все свои привычки считает хорошими.
Бланк для ответа:
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
|
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
16 |
17 |
18 |
19 |
20 |
|
21 |
22 |
23 |
24 |
25 |
26 |
27 |
28 |
29 |
30 |
|
31 |
32 |
33 |
34 |
35 |
36 |
37 |
38 |
39 |
40 |
|
41 |
42 |
43 |
44 |
45 |
46 |
47 |
48 |
49 |
50 |
|
51 |
52 |
53 |
54 |
55 |
56 |
57 |
58 |
59 |
60 |
|
61 |
62 |
63 |
64 |
65 |
66 |
67 |
68 |
69 |
70 |
|
71 |
72 |
73 |
74 |
75 |
76 |
77 |
78 |
79 |
80 |
|
81 |
82 |
83 |
84 |
85 |
86 |
87 |
88 |
89 |
90 |
|
91 |
92 |
93 |
94 |
95 |
96 |
97 |
98 |
99 |
100 |
|
101 |
Ключ опросника СПА (К. Роджерс, Р. Даймонд)
№ |
Показатели |
Номера высказываний |
Нормы |
|
1 |
А |
Адаптивность |
4,5, 9,12,15,19,22,23,26,27,29,33,35,37,41,44,47, 51,53,55,61,63,67,72,74,75,78,80,88,91,94,96,97,98 |
(68-170) 68-136 |
Б |
Дезадаптивность |
2,6,7,13,16,18,25,28,32,36,38,40,42,43,49,50,54,56,59,60,62, 64,69,71,73,76,77,83,84,86,90,95,99,100 |
(68-170) 68-136 |
|
2 |
А |
Лживость |
34,45,48,81,89 |
(18-45) 18-36 |
Б |
8,82,92,101 |
|||
3 |
А |
Принятие себя |
33,35,55,67,72,74,75,80,88,94,96 |
(22-52) 22-42 |
Б |
Непринятие себя |
7,59,62,65,90,95,99 |
(14-35) 14-28 |
|
4 |
А |
Принятие других |
9,14,22,26,53,97 |
(12-30) 12-24 |
Б |
Непринятие других |
2,10,21,28,40,60,76 |
(14-35) 14-28 |
|
5 |
А |
Эмоциональный комфорт |
23,29,30,41,44,47,78 |
(14-35) 14-28 |
Б |
Эмоциональный дискомфорт |
6,42,43,49,50,83,85 |
(14-35) 14-28 |
|
6 |
А |
Внутренний контроль |
4,5,11,12,19,27,37,51,63,68,79,91,98 |
(26-65) 26-52 |
Б |
Внешний контроль |
25,36,52,57,70,71,73,77 |
(18-45) 18-36 |
|
7 |
А |
Доминирование |
58,61,66 |
(6-15) 6-12 |
Б |
Ведомость |
16,32,38,69,84,87 |
(12-30) 12-24 |
|
8 |
Эскапизм (уход от проблем) |
17,18,54,64,86 |
(10-25) 10-20 |
Приложение 3
ПОЛОЖЕНИЕ
об адаптации сотрудников БУЗ ВО «Вологодская городская больница № 1»
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Адаптация – процесс ознакомления работника с новым учреждением, приспособления к новому коллективу и характеру деятельности учреждения, а также изменения его поведения в соответствии с требованиями и правилами корпоративной культуры нового учреждения.
1.2. Процесс адаптации включает в себя две взаимосвязанные и взаимообусловленные стороны: профессиональную и социально-психологическую.
Профессиональная адаптация выражается в овладении работником специальностью, профессиональными навыками, появлением чувства удовлетворенности данным видом деятельности.
Социально-психологическая адаптация - это адаптация к коллективу и его нормам, к руководству, коллегам.
1.3. Распределение ответственности в проведении адаптационных мероприятий осуществляется между руководителем отдела кадров, главным врачом больницы и непосредственным руководителем нового сотрудника. Каждый из них отвечает за определенный этап (процедуру) в рамках своей компетенции. Общий контроль за процессом адаптации осуществляет руководитель отдела кадров, он же несет ответственность за соблюдение всех предусмотренных процедур адаптации.
1.4 Адаптационный период составляет 3 месяца.
2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ
2.1. Ускорение процесса вхождения в должность нового сотрудника;
2.2. Достижение необходимой эффективности работы в наиболее короткие сроки.
2.3. Уменьшение количества ошибок, связанных с включением в работу.
2.4. Освоение основных норм корпоративной культуры и правил поведения.
2.5. Развитие позитивного отношения к работе, удовлетворенности работой.
2.6. Снижение текучести кадров и связанных с ней финансовых потерь.
3. ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ УЧАСТНИКОВ АДАПТАЦИОННОГО ПРОЦЕССА
Управление процессом адаптации осуществляется отделом кадров и главным врачом, руководителями подразделений (заведующими отделениями, старшими медицинскими сестрами) и наставниками.
3.1. Функции руководителей подразделений.
Руководитель подразделения:
- ставит цели и задачи на период адаптации новому сотруднику, составляет план развития сотрудника на время адаптации;
- назначает наставника из числа ведущих специалистов подразделения;
- определяет обязанности и ответственность, рассказывает о требованиях к качеству выполняемой работы;
- объясняет новичку предназначение адаптационного листа, индивидуального плана-графика введения в должность и разъясняет запланированные мероприятия;
- представляет его коллективу;
- отслеживает промежуточные результаты адаптационного периода.
3.2. Функции наставника.
Наставник:
- знакомит нового сотрудника с местом работы;
- заполняет адаптационный лист, индивидуальный план-график введения в должность;
- сообщает о возможных трудностях и наиболее распространенных ошибках в работе;
- рассказывает о коллегах (особенно о тех, у кого можно попросить совета и помощи, и о тех, кто обладает трудным характером);
- рассказывает о структуре и функциях отделения, взаимоотношениях с другими отделениями);
- рассказывает о правилах корпоративной культуры;
- оказывает практическую помощь в освоении профессией.
Работа наставника может оплачиваться дополнительно (как правило, если в подразделении много новичков) либо являться мотивацией на развитие.
3.3.Функции отдела кадров:
- координация и контроль адаптационных мероприятий;
- создание групп для проведения ознакомительного тренинга и других мероприятий;
- участие в проведении функциональных мероприятий (инструктаж, оформление сотрудника и т.д.);
- сбор и хранение в течение заданного периода адаптационных листов, характеристик, индивидуальных планов-графиков введения в должность, планов развития, анкет, тестов и т.д. и после окончания адаптационного периода.
4. ЭТАПЫ АДАПТАЦИИ
Процесс адаптации состоит из трех этапов:
Первый этап – общее знакомство с учреждением.
Работнику предоставляется базовая информация об учреждении: история, виды деятельности, организационная структура, основные элементы корпоративной культуры, документы и процедуры, регулирующие трудовые отношения.
Реализуется отделом кадров.
Второй этап – общее знакомство с подразделением, в котором предстоит работать новому сотруднику.
Необходимо ознакомить новичка с функциями и особенностями работы подразделения, стандартами исполнения обязанностей и уровнем ответственности, правилами организационного поведения, требованиями к отчетности.
На данном этапе выдается адаптационный лист и план-график введения в должность индивидуально на каждого работника в зависимости от специализации. Индивидуальный план-график включает в себя поэтапное освоение оборудования, технологий и параллельное знакомство со смежными подразделениями.
Реализуется непосредственным руководителем.
Третий этап – выход нового сотрудника на требуемый уровень профессиональных и личных компетенций, необходимых для подтверждения соответствия занимаемой должности.
Основная задача – ускорение процесса введения в должность и достижение необходимой эффективности работы в наиболее короткие сроки.