Файл: Невербальные проявления эмоциональных состояний человека (Особенности невербального проявления эмоциональных состояний человека).pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 111
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1.1. Особенности невербального проявления эмоциональных состояний человека
1.2. Чувства как высшая форма проявления эмоций
1.3. Гнев и обида как эмоциональные проявления личности
2.1. Виды, характеристика эмоций, способов эмоционального реагирования
2.2. Понятие об эмоциях в современных научных исследованиях
2.3. Особенности вербализации эмоций в языковой картине мира
3.1. Методы исследования человека
3.2. Исследование особенностей эмоциональной сферы подростков в состоянии агрессии
II этап – на данном этапе проведения исследования решаются следующие задачи: выбор нужного количества объектов (количества групп, определение возможной продолжительности исследования, выбор конкретных методик для изучения исходного состояния объекта, анкетного опроса, определение признаков, по которым можно с достаточной достоверностью утверждать об изменениях изучаемого объекта под влиянием предложенных педагогических действий).
III этап – эмпирическое исследование эмоциональной сферы.
Третий этап – проведение исследования, а также обработка и фиксирование данных, согласно проведенного исследования.
IV этап – четвертый заключительный этап – это подведение итогов исследования: описание результатов реализации системы мероприятий; проведение сравнительного анализа между полученными результатами.
Как уже отмечалось, в содержании, организации и методике исследования значительное место занимает гипотеза исследования.
Гипотеза – это утверждение, которое является вероятным решением проблемы. Содержание понятия «гипотеза» характеризуется так:
- Гипотеза утвердительным или условным предложением;
- Она предсказуема ответом на вопрос, который / которые ставит исследуемая проблема;
- Гипотеза является предположением, непосредственно не вытекает из современных знаний;
- Она составляет принципиальный подход к выяснению и предсказания сущности явлений и зависимостей еще неизвестных науке.
Таким образом, проблематика психологии моральных чувств, как и проблема интериоризации и соотношение «высших» (человеческих) и «низших» (психических) функций, чрезвычайно близка по содержанию, структуре и способам методологического описания к идеям и представлениям диалогического подхода, принципам и установкам объектно-диалогической парадигмы.
Задачи исследования непосредственно вытекают из поставленной перед исследователем цели, конкретизируют ее. Задача определяют конкретные шаги (этапы) достижения конечной цели.
Задачи исследования:
- определить значение эмоций и чувств в жизни учащихся;
- дать характеристику эмоциональной сферы детей-подростков.
Как уже отмечалось выше, в проведении исследования приняли участие 57 человек, среди них: 48 человек (24 – девушки, 24 – юноши) – ученики 9 классов), 29 человек (13 – девушки, 16 – юноши) – ученики 10 классов.
Возраст испытуемых учащихся, по материалам анкетирования, составляет от 14 до 16 лет.
Необходимо сказать, что в практической психологии есть довольно значительное количество тестов, опросников и других методик, с помощью которых можно организовать и провести диагностику эмоциональной сферы личности.
Для получения общей информации об исследуемых, а также проведения диагностического исследования, мы использовали анкету (Приложение 1), тест «Вы человек эмоционально уравновешенный или наоборот?» (Приложение 2), тест «Исследование эмоций и чувств» (Приложение 3).
Для того, чтобы тема «Способы эмоционального реагирования в состоянии агрессии» не заканчивалась в кабинете психолога, а имела свое продолжение в реальной, «внекабинетной» жизни можно предложить подросткам табличку, где можно отмечать свои чувства в течении определенного количества дней дома.
Специфика данной задачи заключается в том, что разработка таблички осуществляется в кабинете вместе с психологом, а заполняет ее подросток дома. Обсуждение таблички происходит также с психологом, через определённое время.
Заполняя табличку, подросток называет эмоции, которые чаще всего проявляются в его жизни, подписывает и определяет для них тот или цвет (можно разрисовать красками, карандашами, восковыми мелками ...).
С целью лучшей дифференциации эмоциональных состояний, в табличке каждый день разделён на «утро», «день», «вечер».
Задача состоит в том, чтобы отметить наличие, а можно и интенсивность тех или иных чувств в определенный промежуток времени.
Методы эмпирического исследования. По своей структуре каждый эмпирический метод психологической науки есть совокупностью приемов и операций, которые направленны на изучение реальных проявлений тех или иных психологических явлений.
Отбор методов зависит от конкретных условий, целей и задач исследования.
Наиболее распространенными из эмпирических методов являются: наблюдение; эксперимент; опрос; тесты; анализ документов; изучение продуктов деятельности; экспертная оценка.
3.2. Исследование особенностей эмоциональной сферы подростков в состоянии агрессии
Эмоции, как показывают исследования психологов, возникают и функционируют в процессе деятельности, в ходе общения между людьми, в ходе реализации потребностей человека по взаимообмену мнениями, взглядами, знаниями, умениями.
Эмоции, которые человек переживает в повседневной жизни, влияют на индивидуальное и социальное развитие и на формирование межличностных связей.
Эмоции – это внутренний регулятор деятельности, и они служат организующим и мотивирующим фактором поведения человека. Связь эмоций с деятельностью определяется теми функциями эмоций, которые они, как специфическая форма отражения выполняют в деятельности.
Это, прежде всего, функция внутренней регуляции деятельности, включая частные функции оценки информации, поступающей извне и побуждения к выполнению необходимых действий [2, с.16-24].
Диаграмма 2.1. Эмоции и чувства, которые являются наиболее характерными для подростков в момент раздражения (результаты анкетирования)
Диаграмма 2.2.
Эмоциональная уравновешенность подростков
Таким образом, исследование индивидуальных особенностей эмоциональной сферы подростков позволяют сделать вывод, что обнаруженная на значимом уровне взаимозависимость и взаимосвязь положительных и отрицательных эмоциональных показателей, которые можно рассматривать в качестве ведущего компонента.
Эмоциональная сфера подростков достаточно сложная и разнообразная.
Диаграмма 2.3.
Преобладающие эмоции и чувства подростков
Она становится более насыщенной и гибкой по сравнению с подростком, растет ее управляемость и контролируемость. Уменьшается содержание аффективных реакций, эмоциональная жизнь становится более интенсивной, хотя и менее бурной и более стабильным.
Наряду с высокой эмоциональной чувствительностью и впечатлительностью подростков в них интенсивно формируются способы психологической защиты [3, с.40-49].
Заключение
Учитывая все выше сказанное, можно сделать следующие выводы:
Эмоция – это общая активная форма переживания организмом своей жизнедеятельности, реакция психики на удовлетворение или неудовлетворение потребности.
Эмоция – это просто, непосредственное, поверхностное переживание человека в данный момент. Различают простые и сложные эмоции. Переживание удовольствия от еды, бодрости, усталости, боли – это простые эмоции. Они присущи и людям, и животным. Простые эмоции в человеческой жизни превратились в сложные эмоции.
Характерным признаком сложных эмоций является то, что они – результат осознания объекта обусловил их появление, понимание их жизненного значения, например, переживания удовольствие во время восприятия музыки, пейзажа.
Чувства – это специфически человеческий, обобщенный, самый высокий, самый глубокий уровень переживаний лицом своего отношения к себе, к событиям, лиц, предметов, которые были, есть и будут.
Чувство является специфически человеческой формой проявления аффективной сферы психики, поскольку способность к их переживания сформировалась в процессе развития человека как социального существа.
Переживания не могут возникнуть без причины. Природа эмоций и чувств органически связана с потребностями.
Потребность всегда сопровождается положительными или отрицательными переживаниями. Потребности человека и животных отличаются по содержанию, интенсивностью и способом их удовлетворения, что приводит отличие эмоций людей и животных, даже таких, которые являются общими для них: гнев, страх, радость и тому подобное.
Анализируя основные теории отечественных и зарубежных психологов по определению агрессии, можно выделить следующие подходы к статусу агрессии как психологического явления:
1) агрессия – как психическое состояние - на время обусловливает отношение к самому человеку и к другим объектам (живых и неживых) и характеризуется познавательным, эмоциональным и волевым компонентами;
2) агрессия – как свойство личности – во-первых, выступает как мотивационная тенденция, внутреннее побуждение к совершению агрессивных действий, во-вторых, отражает относительно стабильную готовность к агрессивным действиям в самых разных ситуациях при наличии потенциально агрессивного восприятия и потенциально агрессивной интерпретации как стойкой личностной особенности мировосприятия и миропонимания, в-третьих, характеризуется наличием деструктивных тенденций в отношениях с другими людьми;
3) агрессия – как объект необходимости – выступает целью и мотивом поведения, как самостоятельная ценность;
4) агрессия – как поведенческий проявление – это поведение, которое характеризуется направленностью, во-первых, на причинение вреда безжизненным объектам, во-вторых, на осуществление действий, которые причиняют вред (физический, моральный или материальный) живым существам, которые имеют мотивацией избегания такого отношения.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- Аболин Л.М. Эмоциональная устойчивость и пути ее повышения / Л.М.Аболин // Вопросы психологии. – 1989. – № 4.
- Адлер А. Мотив власти / Психология мотивации и эмоций: хрестоматия / А.Адлер. – М.: «ЧеРО», НОУ Московский психолого-социальный институт, 2002. – С.16-24.
- Беккер Л. М. Психические процессы: В 3-х т / Л.М.Беккер. – Т. 1. – Л.: Изд-во ЛГУ, 1974. – С.40-49.
- Бресте Г.М. Эмоциональные основы онтогенеза личности: Авгореф. дис. д-ра психол. Наук / Г.М.Бресте. – М, 1990. – 21 с.
- Гурова Е.В. Психология развития и возрастная психология: тексты: учеб.пособие / Е.В.Гурова. – М.: Аспект Пресс, 2005. – 174 с.
- Додонов Б.И. Компонентный анализ эмоционального содержания интересов, мечтаний и воспоминаний / Б.И.Додонов // Вопросы психологии. – 1977. – № 2. – С. 145-155.
- Додонов Б.И. О так называемой «информационной теории эмоций» / Б.И.Додонов // Психологический журнал. – 1983. – № 2. – С. 104-116.
- Изард К.Э. Психология эмоций = The Psychology of Emotions / пер. с англ. А. Татлыбаевой. - СПб.: Питер, 2000. - 460 с.
- Кон И.С. Самосознание и образ «Я» / Психология развития: хрестоматия / Под ред. А.К. Болотовой, О.Н. Молчановой. М.: «ЧеРО», НОУ Московский психолого-социальный институт, 2005.
- Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей / Н.Л.Кряжева. – Ярославль, 1997.
- Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы и эмоции / А.Н.Леонтьев / Психология мотивации и эмоций: хрестоматия. – М.: «ЧеРО», НОУ Московский психолого- социальный институт. 2002.
- Ломов Б.Ф. Проблема и стратегия психологического исследования / Б.Ф.Ломов. – М., 1999.
- Лурия А.Р. Лекции по общей психологии / А.Р.Лурия. – СПб.: Питер, 2004.
- Максименко С.Д. Психология: учебник / С.Д. Максименко [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://uchebnikionline.com/psihologia/zagalna_psihologiya_-_maksimenko_sd_/emotsiyi_pochuttya.htm.
- Новикова Е.В. Эмоциональная устойчивость школьника / Ж.Пиаже, Е.В.Новикова, А.И.Кочубей. – М.: Просвещение, 1998. – C.12-19.
- Павелко Р.В. Общая психология // Учебник / Р.В.Павелко. – М.: Кондор, 2009. – 576 с.
- Пиаже Ж. Генетическая психология (Пер. с англ. Флейвелл Джон X.) / Ж.Пиаже. – М.: Просвещение, 1967. – С. 90-140.
- Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии / С.Л.Рубинштейн. – СПб.: Питер, 1999.
- Симонов П. В. Эмоциональный мозг. Физиология. Нейроанатомия. Психология эмоций / П.В.Симонов. – М.: Наука,1981.
Приложение 1