Файл: Невербальные проявления эмоциональных состояний человека (Особенности невербального проявления эмоциональных состояний человека).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 110

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ особенностей невербального проявления эмоциональных состояний человека

1.1. Особенности невербального проявления эмоциональных состояний человека

1.2. Чувства как высшая форма проявления эмоций

1.3. Гнев и обида как эмоциональные проявления личности

ГЛАВА IІ. особенности и характеристика эмоций и эмоциональных состояний человека, их невербальные проявления

2.1. Виды, характеристика эмоций, способов эмоционального реагирования

2.2. Понятие об эмоциях в современных научных исследованиях

2.3. Особенности вербализации эмоций в языковой картине мира

ГЛАВА IІI. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ особенностей невербального проявления эмоциональных состояний человека

3.1. Методы исследования человека

3.2. Исследование особенностей эмоциональной сферы подростков в состоянии агрессии

Диаграмма 2.1. Эмоции и чувства, которые являются наиболее характерными для подростков в момент раздражения (результаты анкетирования)

Диаграмма 2.2.

Эмоциональная уравновешенность подростков

Заключение

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

- лингвопрофессиональной;

- социально-информационной;

- социально-политической;

- персональной (личностной, индивидуальной) [1].

Лингвистическая компетенция – один из основных видов компетенций. Она обеспечивает познавательную культуру личности, развитие логического мышления, памяти, воображения.

Лингвистическая компетенция – способность ученика конструировать грамматически правильные формы и делать синтаксические построения, а также понимать смысловые отрезки в языке, организованы в соответствии с существующими нормами языка. В лингвистической компетенции содержатся семантические, синтаксические, морфологические, фонетические и лексические знания.

Грамматические значения слова ярко выражаются в его формах.

Сложность между значениями и формами часто препятствует вербальной коммуникации. Без этих знаний, без наличия определённого словарного запаса на вербально-семантическом уровне невозможна межкультурная деятельность [1; 11].

Лингвистическая компетенция даёт возможность передать только первый вид информации, идеи, понятия, представления, по которым осуществляется речевой акт на иностранном языке.

Социокультурная и социолингвистическая компетенция – это знания, умения использовать в общении и познании социокультурные и социолингвистические реалии.

Социолингвистическая компетенция проявляется в умении учащихся общаться в соответствии с определённой ситуации и её контекста. Они наблюдаются во всех актах повседневного общения, таких как приветствие, прощание, знакомство, начало и конец встреч и тому подобное.

Страноведческая компетенция – знание о культуре страны изучаемого языка (знание истории, географии, экономики, государственного устройства, традиций).

Заметное различие культур у носителей разных языков в основном определяется различными материальными и духовными условиями существования соответствующих народов и стран, особенностями их истории, культуры, общественно-политического строя, политической системы и тому подобное.

Таким образом, общепризнанным стал вывод о необходимости глубоко знать специфику страны, а тем самым и о необходимости овладения страноведческой компетенции как одной из главных в обучении иностранных языков [6; 10].

Социальная компетенция предполагает готовность и желание взаимодействовать с другими, уверенность в себе, а также умение поставить себя на место другого и способность справиться с ситуацией; способность вступать в коммуникативные отношения с другими людьми, ориентироваться в ситуации и управлять ею.


Одним из ведущих понятий современной когнитивной лингвистики является концепт. Внимание лингвистов привлекают концепты, тесно связанные с культурой народа, ведь они ярко отражают специфику коллективного сознания народа.

Ведущие лингвисты в своих работах разрабатывают различные методики концептуального анализа, определяют характерные особенности, а также типологизируют концепты, которые есть объектом исследования, в частности, в лингвокультурологии.

Лингвокультурология – это комплексная научная дисциплина интегративного типа, изучающая взаимосвязь и взаимодействие культуры и языка в их функционировании и отражает этот процесс как целостную систему единиц в единстве их языкового и позаказного (культурного) содержания с помощью системных методов и с ориентацией на современные приоритеты и культурные системы норм и общественных ценностей. Она возникла на пересечении лингвистики и культурологии, исследует проявления культуры народа, которые отразились и закрепились в языке.

Некоторые учёные рассматривают дружбу как сложное нравственное чувство, к структуре которого входят: потребность в общении с субъектом дружбы, усиленная привычкой, вызывает эмоцию удовольствия при общении.

Дружба не может быть односторонней, ведь она предполагает межличностную аттракцию, есть проявление дружеских чувств с обеих сторон.

Только в этом случае дружба может выполнять функции удовлетворения эмоциональных потребностей, взаимного познания, социального взаимодействия и принимает характер личных отношений. Дружба имеет по сравнению с симпатией или любовью, более осознанный, прагматичный характер.

Существуют и негативные личные отношения между людьми. Это безразличие, вражда, ненависть.

Безразличие в отношениях возникает довольно часто, и для этого в современном мире есть свои причины.

Большинство людей настолько поглощены своими жизненными трудностями, личными и деловыми проблемами, в них часто не хватает времени для того, чтобы уделять должное внимание, устанавливать и поддерживать хорошие человеческие отношения с другими за пределами узкого семейного или делового круга.

В иерархии человеческих ценностей дружба занимает одно из первых мест. Но, согласно возрасту, это соотношение может меняться. Согласно психологическими исследованиями подавляющее большинство людей считает, что лучше дружить с людьми своего возраста, пола, социального положения, образования.

Желанными также есть сходство основных ценностей, интересов. Друзья редко бывают полной противоположностью друг другу [4; 7].


С психологической точки зрения чувства враждебности – это неприязненное отношение к тому, с кем человек находится в конфликте.

Враждебность можно определить как негативную установку к другому человеку или группе людей, которая находит своё выражение в крайне неблагоприятной оценке своего объекта – жертвы.

Мы выражаем свою враждебность, когда говорим, что нам не нравится этот человек, особенно, когда мы желаем ему зла.

Далее, враждебный индивидуум – это такой человек, который обычно проявляет большую готовность выражать словесно или каким-либо другим образом негативные оценки относительно других людей, демонстрируя в целом недружелюбие относительно них [2].

Враждебность проявляется в «агрессивном настроении», «агрессивном состоянии», то есть в эмоциях гнева, отвращения, презрения с присущими им переживаниями и экспрессией, которые могут приводить к агрессивному поведению.

Выделяют два способа выражения эмоций:

• вербальный – выражается с помощью языковых средств.

• невербальный – выражается с помощью мимики, пантомимики, различных жестов, и тому подобное.

Считается, что вербальный способ выражения эмоций преобладает над невербальным, в ряде характеристик, в частности: надёжности, скорости и др.

Общее мнение по классификации эмоций заключается в их чёткой дихотомии, то есть разделение по типу оценочного знака, на негативные и позитивные.

Очень интересным является исследование эмоций в разных языковых культурах, поскольку особенности проявления эмоций имеют национальный характер, менталитет представителей различных этнокультур. Такой усиленный интерес к экспликации эмоций в языковом сознании разных культур привело к появлению такого направления, как концептология эмоций.

Эмоции считаются определённой формой восприятия окружающей среды. С таким универсальным подходом к классификации эмоциональных проявлений соглашается подавляющее большинство учёных.

Почти все учёные согласны с тем, что каждый язык имеет свой своеобразный лексикон, то есть слова, которые не только обозначают эмоции, но и несут особое стилистическое нагрузки. Он в основном состоит из существительных и прилагательных.

Лексика, маркирует отдельное эмоциональное состояние, формирует лексико-семантическое поле эмоции.

Человек не только воспринимает окружающий мир, но и влияет на него. Ко всем предметам и явлениям у неё есть определённое отношение.

Читая книгу, слушая музыку или общаясь с друзьями, люди испытывают радость, печаль, хорошее настроение, уныние и т.д.


Как уже говорилось выше, переживания, в которых проявляется отношение людей к окружающему миру и к самим себе, называют эмоциями.

Эмоции человека чрезвычайно разнообразны и сложны, они могут быть положительными (радость, любовь, восторг, удовольствие и т.д.) и отрицательными (гнев, страх, ужас, отвращение и др.).

Любая эмоция сопровождается активацией нервной системы и появлением в крови биологически активных веществ, изменяющих деятельность внутренних органов.

Каждую эмоцию могут сопровождать выразительные движения. По изменению походки, осанкой, а также жестами человека, мимикой, интонацией, изменением скорости речи можно составить представление об эмоциональном состоянии.

Наблюдая за выражением лица, мы не только понимаем, что чувствует другой человек, но и заражаемся его состоянием: сопереживаем, сочувствуем, жалеем.

Таким образом, выразительные движения – своеобразное средство общения между людьми.

Появление эмоциональных реакций связано с работой больших полушарий и отделов промежуточного мозга. Большое значение для формирования эмоций имеют височные и лобные доли коры.

Жизнь человека без эмоций невозможна.

Потеря эмоций – это потеря специфических для человека особенностей. Нормальная жизнь должна быть эмоционально насыщенной с преобладанием положительных эмоции.

Бурные негативные эмоции приводят к развитию психических и соматических болезней человека.

Поэтому необходимо предупреждать их развитие. Это достигается с помощью воли – сознательного управления эмоциями. Мы можем сдерживать свои эмоции, свои выразительные движения, не давать воли чувствам.

Личность – это относительно устойчивая целостная система интеллектуальных, морально-волевых и социально-культурных качеств человека, выраженных в индивидуальных особенностях его сознания и деятельности.

Наука – это такая область человеческой деятельности, направленная на выработку и систематизацию объективных знаний о действительности.

Анализ – это такой метод исследования, характеризующийся выделением и изучением отдельных частей объектов исследования.

Выражение – это процесс передачи какой-то идеи, эмоции или сущности с помощью слов, зрительных или звуковых знаков.

Эмоции – это психический процесс средней продолжительности, отражающий субъективное оценочное отношение к существующим или возможным ситуациям и объективному миру.

Можно предположить, что эмоции – это единство интеллекта и аффекта, кратковременного эмоционального состояния, а также, что «личностность» эмоций имеет универсальный характер. Но распространяется универсальность только на людей другой национальности, выходит за её пределы, остаётся достаточно спорным вопросом.


Есть три класса эмоций:

1) настроение – устойчивые переживания каких-либо эмоций. Они являются наиболее распространённым видом эмоциональных состояний человека.

Их характерные черты:

а) слабая интенсивность;

б) значительная продолжительность;

в) неопределенность, «неосознанность»;

г) своеобразный диффузный характер (они накладывают отпечаток на все мысли и действия человека в конкретный момент).

2) аффекты – переживания, отличающиеся резко выраженной интенсивностью и относительной кратковременностью.

Характерные черты:

а) бурное внешнее проявление;

б) кратковременность;

в) определенная «неосознанность» переживания;

г) резко выраженный диффузный характер.

Следует отметить, что сильные аффекты захватывают личность полностью.

3) чувства – переживания, характеризующиеся относительной устойчивостью и выделяют те или иные явления, имеющие стабильную мотивационную значимость.

Характерные черты:

а) выразительность и определённость переживания;

б) ограниченная продолжительность (чувство длятся не так долго, как настроения; их продолжительность ограничена временем действия причины);

в) осознанный характер;

г) предметность (связь переживания с конкретными действиями, обстоятельствами).

Чувства не имеют диффузного характера.

Чувства в свою очередь могут быть подразделены на:

- нижние (связанные преимущественно с биологическими процессами, с удовольствием или неудовольствием естественными потребностями человека);

- высшие (возникают в связи с удовлетворением или неудовлетворением общественными потребностями).

Есть три вида высших чувств:

1) моральные (отображается отношение индивидуума к требованиям морали): чувство долга, дружбы, человеческого достоинства и тому подобное;

2) интеллектуальные (связанные с познавательной сферой деятельности человека): чувство догадки, уверенности, сомнения, удивления и тому подобное;

3) эстетические (вызванные красотой или уродством явлений или объектов, которые воспринимаются).

Возникновение и развитие эмоций обусловлен влиянием следующих факторов: образ жизни индивидуума; особенности его деятельности; уровень интеллектуального развития; характер воспитания; способность переживать различные эмоции.

Эмоции человека отражаются в различных эмоциональных состояниях. Причём в процессе деятельности одни из них улучшают его жизнедеятельность (стенические), другие, наоборот, ухудшают её (астенические).