Файл: Невербальные проявления эмоциональных состояний человека (Особенности невербального проявления эмоциональных состояний человека).pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 110
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1.1. Особенности невербального проявления эмоциональных состояний человека
1.2. Чувства как высшая форма проявления эмоций
1.3. Гнев и обида как эмоциональные проявления личности
2.1. Виды, характеристика эмоций, способов эмоционального реагирования
2.2. Понятие об эмоциях в современных научных исследованиях
2.3. Особенности вербализации эмоций в языковой картине мира
3.1. Методы исследования человека
3.2. Исследование особенностей эмоциональной сферы подростков в состоянии агрессии
- лингвопрофессиональной;
- социально-информационной;
- социально-политической;
- персональной (личностной, индивидуальной) [1].
Лингвистическая компетенция – один из основных видов компетенций. Она обеспечивает познавательную культуру личности, развитие логического мышления, памяти, воображения.
Лингвистическая компетенция – способность ученика конструировать грамматически правильные формы и делать синтаксические построения, а также понимать смысловые отрезки в языке, организованы в соответствии с существующими нормами языка. В лингвистической компетенции содержатся семантические, синтаксические, морфологические, фонетические и лексические знания.
Грамматические значения слова ярко выражаются в его формах.
Сложность между значениями и формами часто препятствует вербальной коммуникации. Без этих знаний, без наличия определённого словарного запаса на вербально-семантическом уровне невозможна межкультурная деятельность [1; 11].
Лингвистическая компетенция даёт возможность передать только первый вид информации, идеи, понятия, представления, по которым осуществляется речевой акт на иностранном языке.
Социокультурная и социолингвистическая компетенция – это знания, умения использовать в общении и познании социокультурные и социолингвистические реалии.
Социолингвистическая компетенция проявляется в умении учащихся общаться в соответствии с определённой ситуации и её контекста. Они наблюдаются во всех актах повседневного общения, таких как приветствие, прощание, знакомство, начало и конец встреч и тому подобное.
Страноведческая компетенция – знание о культуре страны изучаемого языка (знание истории, географии, экономики, государственного устройства, традиций).
Заметное различие культур у носителей разных языков в основном определяется различными материальными и духовными условиями существования соответствующих народов и стран, особенностями их истории, культуры, общественно-политического строя, политической системы и тому подобное.
Таким образом, общепризнанным стал вывод о необходимости глубоко знать специфику страны, а тем самым и о необходимости овладения страноведческой компетенции как одной из главных в обучении иностранных языков [6; 10].
Социальная компетенция предполагает готовность и желание взаимодействовать с другими, уверенность в себе, а также умение поставить себя на место другого и способность справиться с ситуацией; способность вступать в коммуникативные отношения с другими людьми, ориентироваться в ситуации и управлять ею.
Одним из ведущих понятий современной когнитивной лингвистики является концепт. Внимание лингвистов привлекают концепты, тесно связанные с культурой народа, ведь они ярко отражают специфику коллективного сознания народа.
Ведущие лингвисты в своих работах разрабатывают различные методики концептуального анализа, определяют характерные особенности, а также типологизируют концепты, которые есть объектом исследования, в частности, в лингвокультурологии.
Лингвокультурология – это комплексная научная дисциплина интегративного типа, изучающая взаимосвязь и взаимодействие культуры и языка в их функционировании и отражает этот процесс как целостную систему единиц в единстве их языкового и позаказного (культурного) содержания с помощью системных методов и с ориентацией на современные приоритеты и культурные системы норм и общественных ценностей. Она возникла на пересечении лингвистики и культурологии, исследует проявления культуры народа, которые отразились и закрепились в языке.
Некоторые учёные рассматривают дружбу как сложное нравственное чувство, к структуре которого входят: потребность в общении с субъектом дружбы, усиленная привычкой, вызывает эмоцию удовольствия при общении.
Дружба не может быть односторонней, ведь она предполагает межличностную аттракцию, есть проявление дружеских чувств с обеих сторон.
Только в этом случае дружба может выполнять функции удовлетворения эмоциональных потребностей, взаимного познания, социального взаимодействия и принимает характер личных отношений. Дружба имеет по сравнению с симпатией или любовью, более осознанный, прагматичный характер.
Существуют и негативные личные отношения между людьми. Это безразличие, вражда, ненависть.
Безразличие в отношениях возникает довольно часто, и для этого в современном мире есть свои причины.
Большинство людей настолько поглощены своими жизненными трудностями, личными и деловыми проблемами, в них часто не хватает времени для того, чтобы уделять должное внимание, устанавливать и поддерживать хорошие человеческие отношения с другими за пределами узкого семейного или делового круга.
В иерархии человеческих ценностей дружба занимает одно из первых мест. Но, согласно возрасту, это соотношение может меняться. Согласно психологическими исследованиями подавляющее большинство людей считает, что лучше дружить с людьми своего возраста, пола, социального положения, образования.
Желанными также есть сходство основных ценностей, интересов. Друзья редко бывают полной противоположностью друг другу [4; 7].
С психологической точки зрения чувства враждебности – это неприязненное отношение к тому, с кем человек находится в конфликте.
Враждебность можно определить как негативную установку к другому человеку или группе людей, которая находит своё выражение в крайне неблагоприятной оценке своего объекта – жертвы.
Мы выражаем свою враждебность, когда говорим, что нам не нравится этот человек, особенно, когда мы желаем ему зла.
Далее, враждебный индивидуум – это такой человек, который обычно проявляет большую готовность выражать словесно или каким-либо другим образом негативные оценки относительно других людей, демонстрируя в целом недружелюбие относительно них [2].
Враждебность проявляется в «агрессивном настроении», «агрессивном состоянии», то есть в эмоциях гнева, отвращения, презрения с присущими им переживаниями и экспрессией, которые могут приводить к агрессивному поведению.
Выделяют два способа выражения эмоций:
• вербальный – выражается с помощью языковых средств.
• невербальный – выражается с помощью мимики, пантомимики, различных жестов, и тому подобное.
Считается, что вербальный способ выражения эмоций преобладает над невербальным, в ряде характеристик, в частности: надёжности, скорости и др.
Общее мнение по классификации эмоций заключается в их чёткой дихотомии, то есть разделение по типу оценочного знака, на негативные и позитивные.
Очень интересным является исследование эмоций в разных языковых культурах, поскольку особенности проявления эмоций имеют национальный характер, менталитет представителей различных этнокультур. Такой усиленный интерес к экспликации эмоций в языковом сознании разных культур привело к появлению такого направления, как концептология эмоций.
Эмоции считаются определённой формой восприятия окружающей среды. С таким универсальным подходом к классификации эмоциональных проявлений соглашается подавляющее большинство учёных.
Почти все учёные согласны с тем, что каждый язык имеет свой своеобразный лексикон, то есть слова, которые не только обозначают эмоции, но и несут особое стилистическое нагрузки. Он в основном состоит из существительных и прилагательных.
Лексика, маркирует отдельное эмоциональное состояние, формирует лексико-семантическое поле эмоции.
Человек не только воспринимает окружающий мир, но и влияет на него. Ко всем предметам и явлениям у неё есть определённое отношение.
Читая книгу, слушая музыку или общаясь с друзьями, люди испытывают радость, печаль, хорошее настроение, уныние и т.д.
Как уже говорилось выше, переживания, в которых проявляется отношение людей к окружающему миру и к самим себе, называют эмоциями.
Эмоции человека чрезвычайно разнообразны и сложны, они могут быть положительными (радость, любовь, восторг, удовольствие и т.д.) и отрицательными (гнев, страх, ужас, отвращение и др.).
Любая эмоция сопровождается активацией нервной системы и появлением в крови биологически активных веществ, изменяющих деятельность внутренних органов.
Каждую эмоцию могут сопровождать выразительные движения. По изменению походки, осанкой, а также жестами человека, мимикой, интонацией, изменением скорости речи можно составить представление об эмоциональном состоянии.
Наблюдая за выражением лица, мы не только понимаем, что чувствует другой человек, но и заражаемся его состоянием: сопереживаем, сочувствуем, жалеем.
Таким образом, выразительные движения – своеобразное средство общения между людьми.
Появление эмоциональных реакций связано с работой больших полушарий и отделов промежуточного мозга. Большое значение для формирования эмоций имеют височные и лобные доли коры.
Жизнь человека без эмоций невозможна.
Потеря эмоций – это потеря специфических для человека особенностей. Нормальная жизнь должна быть эмоционально насыщенной с преобладанием положительных эмоции.
Бурные негативные эмоции приводят к развитию психических и соматических болезней человека.
Поэтому необходимо предупреждать их развитие. Это достигается с помощью воли – сознательного управления эмоциями. Мы можем сдерживать свои эмоции, свои выразительные движения, не давать воли чувствам.
Личность – это относительно устойчивая целостная система интеллектуальных, морально-волевых и социально-культурных качеств человека, выраженных в индивидуальных особенностях его сознания и деятельности.
Наука – это такая область человеческой деятельности, направленная на выработку и систематизацию объективных знаний о действительности.
Анализ – это такой метод исследования, характеризующийся выделением и изучением отдельных частей объектов исследования.
Выражение – это процесс передачи какой-то идеи, эмоции или сущности с помощью слов, зрительных или звуковых знаков.
Эмоции – это психический процесс средней продолжительности, отражающий субъективное оценочное отношение к существующим или возможным ситуациям и объективному миру.
Можно предположить, что эмоции – это единство интеллекта и аффекта, кратковременного эмоционального состояния, а также, что «личностность» эмоций имеет универсальный характер. Но распространяется универсальность только на людей другой национальности, выходит за её пределы, остаётся достаточно спорным вопросом.
Есть три класса эмоций:
1) настроение – устойчивые переживания каких-либо эмоций. Они являются наиболее распространённым видом эмоциональных состояний человека.
Их характерные черты:
а) слабая интенсивность;
б) значительная продолжительность;
в) неопределенность, «неосознанность»;
г) своеобразный диффузный характер (они накладывают отпечаток на все мысли и действия человека в конкретный момент).
2) аффекты – переживания, отличающиеся резко выраженной интенсивностью и относительной кратковременностью.
Характерные черты:
а) бурное внешнее проявление;
б) кратковременность;
в) определенная «неосознанность» переживания;
г) резко выраженный диффузный характер.
Следует отметить, что сильные аффекты захватывают личность полностью.
3) чувства – переживания, характеризующиеся относительной устойчивостью и выделяют те или иные явления, имеющие стабильную мотивационную значимость.
Характерные черты:
а) выразительность и определённость переживания;
б) ограниченная продолжительность (чувство длятся не так долго, как настроения; их продолжительность ограничена временем действия причины);
в) осознанный характер;
г) предметность (связь переживания с конкретными действиями, обстоятельствами).
Чувства не имеют диффузного характера.
Чувства в свою очередь могут быть подразделены на:
- нижние (связанные преимущественно с биологическими процессами, с удовольствием или неудовольствием естественными потребностями человека);
- высшие (возникают в связи с удовлетворением или неудовлетворением общественными потребностями).
Есть три вида высших чувств:
1) моральные (отображается отношение индивидуума к требованиям морали): чувство долга, дружбы, человеческого достоинства и тому подобное;
2) интеллектуальные (связанные с познавательной сферой деятельности человека): чувство догадки, уверенности, сомнения, удивления и тому подобное;
3) эстетические (вызванные красотой или уродством явлений или объектов, которые воспринимаются).
Возникновение и развитие эмоций обусловлен влиянием следующих факторов: образ жизни индивидуума; особенности его деятельности; уровень интеллектуального развития; характер воспитания; способность переживать различные эмоции.
Эмоции человека отражаются в различных эмоциональных состояниях. Причём в процессе деятельности одни из них улучшают его жизнедеятельность (стенические), другие, наоборот, ухудшают её (астенические).