Файл: Невербальные проявления эмоциональных состояний человека (Особенности невербального проявления эмоциональных состояний человека).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 105

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ особенностей невербального проявления эмоциональных состояний человека

1.1. Особенности невербального проявления эмоциональных состояний человека

1.2. Чувства как высшая форма проявления эмоций

1.3. Гнев и обида как эмоциональные проявления личности

ГЛАВА IІ. особенности и характеристика эмоций и эмоциональных состояний человека, их невербальные проявления

2.1. Виды, характеристика эмоций, способов эмоционального реагирования

2.2. Понятие об эмоциях в современных научных исследованиях

2.3. Особенности вербализации эмоций в языковой картине мира

ГЛАВА IІI. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ особенностей невербального проявления эмоциональных состояний человека

3.1. Методы исследования человека

3.2. Исследование особенностей эмоциональной сферы подростков в состоянии агрессии

Диаграмма 2.1. Эмоции и чувства, которые являются наиболее характерными для подростков в момент раздражения (результаты анкетирования)

Диаграмма 2.2.

Эмоциональная уравновешенность подростков

Заключение

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

По мнению Л. Берковица, агрессию можно рассматривать как эмоциональное проявление. Ученый рассматривает эмоциональную агрессию как вызываемую интенсивными внутренними физиологическими и моторными реакциями индивида.

Внутреннее возбуждение стимулирует агрессию (или агрессивную тенденцию), которая вызывает попытки нанести вред жертве [2, с. 48-49]. Такое положение интенсивного возбуждения толкает человека на физическую или вербальную атаку.

Злость можно рассматривать как слабый гнев, а гнев - как сильный гнев [7].

В процессе ярости человек становится склонным к импульсивным поступкам, готовой напасть на источник гнева или проявить агрессию в вербальной форме.

В то же время существует мнение, что эмоциональное состояние при агрессии только к гневу не сводится [2, 7]. Не всегда агрессия сопровождается гневом, и не любой гнев приводит к агрессии.

ГЛАВА IІ. особенности и характеристика эмоций и эмоциональных состояний человека, их невербальные проявления

2.1. Виды, характеристика эмоций, способов эмоционального реагирования

Характеристики описывают различия не во внутренней структуре, а во внешнем проявлении эмоций.

Таким образом, эмоции (чувства) по своим характеристикам бывают: глубокие и поверхностные, однозначные и амбивалентные, позитивные и негативные, разной степени осознанности и существенно в разной степени контролируемые.

По своим характеристикам эмоции делятся на положительные и отрицательные.

Особенностью позитивных эмоций есть наличие приятного эмоционального фона, переживаются как то или иное удовольствие, являются положительным подкреплением для человека. Отрицательные – наоборот.

Стоит сказать, что положительные эмоции далеко не всегда бывают полезными, а отрицательные – далеко не всегда есть вредными. Экологичность или конструктивность эмоций – вопрос отдельный, но в любом случае, самые полезные эмоции никогда не заменят разум и волю.


Позитивные эмоции и чувства – содержащие позитив и позитивно оцениваемые, негативные эмоции – содержащие негатив и негативно оцениваемые.

Многие психологи определяют «настоящие чувства или нет» просто: исходя из своей теории, они знают, какие у человека «должны» быть в той или иной ситуации чувства, и если они эти чувства видят, они говорят: «У тебя настоящие чувства!».

Если же человек не демонстрирует чувств, которых от него ожидают, тогда психологи убеждены, что человек прячет от себя (или окружающих) свои настоящие чувства.

Человеком осознаются только высшие уровни такой выстраивающейся иерархии чувств, поэтому он, например, имея отчетливое эмоциональное впечатление от просмотренного спектакля, обычно не способен отследить вклад в это впечатление некоторой детали декораций или освещения. Одна из функций вундтовских чувств состоит в том, что они готовят возникновение ситуативных эмоций, представляющих собой вторую фазу развития общего чувственного процесса.

Таким образом, как чувства есть устойчивыми отношениями личности, так и чувства есть элементарными эмоциональными явлениями, имеют отношение к возникновению находящихся как бы между ними ситуативных эмоций [14].

Эмоции являются регуляторами поведения, социальных контактов и многих психических процессов. В воспитательном процессе роль эмоций чрезвычайно важна, поскольку они влияют на мотивы и потребности подрастающей личности.

Кроме того, эмоции образуют основную мотивационную систему личности и в такой ипостаси причастны к воспитанию у нее морально-духовных ценностей.

Такая функция в становлении ценностной сферы личности объясняется их природой, то есть психическим отражением в форме непосредственного переживания смысла для субъекта предметов, явлений, ситуаций и человеческого окружения.

Среди положительных эмоций особое место принадлежит эмоции радости, что чувствуется после какого-то социально значимого действия. Радость является продуктом усилий, направленных на другие цели. Она характеризуется чувством самоудовлетворённости, уверенности в себе. В результате радость обеспечивает социальное взаимодействие и усиливает отзывчивость.

Комбинация радости и интереса помогает развитию игровой и социальной активности; она причастна к чувству любви. Этот комплекс радости и интереса создает позитивные эмоциональные аспекты романтических отношений. В любви и длительных интимных отношениях присутствуют все эмоции, но радость и интерес является их основой. Эмоции радости и интереса участвуют в развитии психологических склонностей. Радость может фигурировать в следующих комбинациях:


• радость и стыд. Когда человек, который возбуждает и приносит радость другому человеку, не проявляет к нему интереса или удовольствия от его присутствия, то она может стать причиной стыда;

• радость и вина. Каждый раз, когда радуешься запрещенным вещам, чувствуешь вину. Если наше удовольствие от «запретного» противоречит совести или морально-этическим стандартам, это с большой вероятностью приводит к чувству вины;

• радость и пренебрежение. Сочетание радости и пренебрежения может повлечь жестокость. Регулярное проявление этой комбинации эмоций может сформировать садистский характер.

Гнев (эмоциональное реагирование человека на физические и психологические преграды относительно поставленной цели), отвращение (эмоциональное реагирование человека на вещи, стали дефектными в физическом или психологическом смысле), презрение (переживание человеком превосходства над другим человеком, группой или предметом) – это фундаментальные эмоции негативной направленности, в жизни они часто взаимодействуют.

Любая их комбинация образует основной компонент враждебности. В нее входят также мысли, образы, связанные с причинением вреда объекту враждебности. Такие образы и желания обязательно содержат реальное намерение нанести объекта вред. Враждебность не содержит словесной или физической активности.

Эмоции, принадлежащие к комплексу враждебности, могут порождать и агрессию как физический акт, направленный на то, чтобы причинить вред, оскорбить или победить.

Страдания (эмоциональная реакция человека на потерю, неудачу, разочарование) может сочетаться с гневом, возбуждая его проявления.

Внешние воздействия, обусловливающие непрерывное страдание, могут снизить порог гнева. Большинству людей знакомо переживание гнева, которое наступает вслед после страданий.

Страх и страдания могут сочетаться в различных условиях. Связь страдания и страха может закрепиться так, что если бы ребенок не столкнулся с трудной задачей или ситуацией, которые вызывают страдания, он начинает бояться. Следствием связи страдания и страха довольно часто бывает общий пессимизм, который вытесняет у субъекта мотивацию достижения и удовлетворения от общения.

2.2. Понятие об эмоциях в современных научных исследованиях


Жизненные события – это для человека источник переживаний. Так или иначе, но возникает внутреннее отношение человека к тому, что именно происходит в его жизни, к тому, что он познает, как действует.

Эмоции (от лат. moveo – волную, возбуждают) являются особым классом психических процессов и состояний, которые, так или иначе, связанны с инстинктами, потребностями и мотивами. Последние отражаются в форме непосредственного временного переживания (удовлетворения, радости, страха и т.д.), а также они значительны для жизнедеятельности индивида явлений и ситуаций, которые действуют на него.

Сопровождение практически любых проявлений активности субъекта, доказывает то, что эмоции являются одним из главных механизмов внутренней регуляции психической деятельности и поведения, направленных на удовлетворение актуальных потребностей.

Эмоции дают возможность оценить действительность и доказать свою оценку в языке переживаний. Эмоции плохо поддаются волевой регуляции, их трудно вызвать по своему желанию.

Основные компоненты эмоционального процесса:

  1. Эмоциональное возбуждение – определяет мобилизационные изменения в организме. Во всех случаях, когда событие имеет значение для индивида и констатируется в форме эмоционального процесса, происходит повышение возбудимости, скорости и интенсивности протекания психических, моторных и вегетативных процессов. В отдельных случаях под влиянием таких событий возбудимость может, наоборот, уменьшиться.
  2. Знак эмоции. Положительная эмоция возникает тогда, когда события оцениваются как положительные; отрицательная – когда они оцениваются как негативные. Положительная эмоция побуждает к действиям, поддерживают позитивные события, отрицательная – к действиям, направленным на устранение контакта с негативным событием.
  3. Степень контроля эмоций. Нужно различать два этапа сильного эмоционального возбуждения: аффекты (страх, гнев, радость), во время которых еще сохраняются ориентация и контроль; и крайнее возбуждение (паника, ужас, экстаз, полное отчаяние), когда ориентация и контроль практически невозможны. Эмоции различаются по продолжительности: кратковременные эмоциональные состояния (волнение, аффекты) и более длительные, устойчивые настроения [14].

2.3. Особенности вербализации эмоций в языковой картине мира


Развитие политической, культурной и экономической сфер человеческой жизни влияет на требования, которые ставит перед людьми общество, а следовательно, вызывает изменения в системе образования и науки.

Одним из элементов коммуникативной компетенции является социокультурная компетентность. Она включает в себя знания страноведения, культурологии, фоновые знания, а также умение использовать эти знания в процессе общения с представителями разных культур.

Основными составляющими частями социокультурной компетентности является иноязычная культура, социальная, социо-лингвистическая и страноведческая компетенции.

Если перечисленный состав сформирован на должном уровне, то это даёт возможность человеку легко ориентироваться в межкультурной среде, быстро адаптироваться и конструктивно решать проблемы, которые возникают в процессе межкультурной коммуникации.

В процессе межкультурного общения личность познает другую культуру, изучает другие образцы социального поведения и имеет возможность сравнить их с знаниями, приобретёнными в родной для него культуре, и таким образом учится понимать представителей других культур.

В связи с введением социокультурного компонента в изучение иностранных языков остро возникает проблема аутентичности языковой среды.

Последнее достигается с помощью применения аутентичных текстов как единицы общения. Знакомство с информацией страноведческого и культурологического характера, личность усваивают особенности другой культуры и, анализирующие их, учатся лучше понимать культуру своей страны.

Межкультурную компетенцию интерпретируют как способность распознавать контекстуальную связь языковых единиц для реализации когнитивной и коммуникативной функций [4].

Учёные отмечают, что отмеченное явление предполагает высокий уровень практического владения как вербальными, так и невербальными средствами языка, а также опыт владения языком на вариативно-адаптивном уровне в зависимости от конкретной речевой ситуации, что является чрезвычайно эффективным [8].

Итак, межкультурная коммуникативная компетентность является интегральной характеристикой профессиональной деятельности и предусматривает как деятельностную составляющую, так и коммуникативную.

Поэтому межкультурная компетенция учеников состоит из совокупности ключевых компетенций:

- лингвистической;

- дискурсивной;

- стратегической;

- социокультурной;

- прагматической (социальной);