Файл: Невербальные проявления эмоциональных состояний человека (Особенности невербального проявления эмоциональных состояний человека).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 103

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ особенностей невербального проявления эмоциональных состояний человека

1.1. Особенности невербального проявления эмоциональных состояний человека

1.2. Чувства как высшая форма проявления эмоций

1.3. Гнев и обида как эмоциональные проявления личности

ГЛАВА IІ. особенности и характеристика эмоций и эмоциональных состояний человека, их невербальные проявления

2.1. Виды, характеристика эмоций, способов эмоционального реагирования

2.2. Понятие об эмоциях в современных научных исследованиях

2.3. Особенности вербализации эмоций в языковой картине мира

ГЛАВА IІI. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ особенностей невербального проявления эмоциональных состояний человека

3.1. Методы исследования человека

3.2. Исследование особенностей эмоциональной сферы подростков в состоянии агрессии

Диаграмма 2.1. Эмоции и чувства, которые являются наиболее характерными для подростков в момент раздражения (результаты анкетирования)

Диаграмма 2.2.

Эмоциональная уравновешенность подростков

Заключение

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

II этап – на данном этапе проведения исследования решаются следующие задачи: выбор нужного количества объектов (количества групп, определение возможной продолжительности исследования, выбор конкретных методик для изучения исходного состояния объекта, анкетного опроса, определение признаков, по которым можно с достаточной достоверностью утверждать об изменениях изучаемого объекта под влиянием предложенных педагогических действий).

III этап – эмпирическое исследование эмоциональной сферы.

Третий этап – проведение исследования, а также обработка и фиксирование данных, согласно проведенного исследования.

IV этап – четвертый заключительный этап – это подведение итогов исследования: описание результатов реализации системы мероприятий; проведение сравнительного анализа между полученными результатами.

Как уже отмечалось, в содержании, организации и методике исследования значительное место занимает гипотеза исследования.

Гипотеза – это утверждение, которое является вероятным решением проблемы. Содержание понятия «гипотеза» характеризуется так:

- Гипотеза утвердительным или условным предложением;

- Она предсказуема ответом на вопрос, который / которые ставит исследуемая проблема;

- Гипотеза является предположением, непосредственно не вытекает из современных знаний;

- Она составляет принципиальный подход к выяснению и предсказания сущности явлений и зависимостей еще неизвестных науке.

Таким образом, проблематика психологии моральных чувств, как и проблема интериоризации и соотношение «высших» (человеческих) и «низших» (психических) функций, чрезвычайно близка по содержанию, структуре и способам методологического описания к идеям и представлениям диалогического подхода, принципам и установкам объектно-диалогической парадигмы.

Задачи исследования непосредственно вытекают из поставленной перед исследователем цели, конкретизируют ее. Задача определяют конкретные шаги (этапы) достижения конечной цели.

Задачи исследования:

- определить значение эмоций и чувств в жизни учащихся;

- дать характеристику эмоциональной сферы детей-подростков.

Как уже отмечалось выше, в проведении исследования приняли участие 57 человек, среди них: 48 человек (24 – девушки, 24 – юноши) – ученики 9 классов), 29 человек (13 – девушки, 16 – юноши) – ученики 10 классов.

Возраст испытуемых учащихся, по материалам анкетирования, составляет от 14 до 16 лет.

Необходимо сказать, что в практической психологии есть довольно значительное количество тестов, опросников и других методик, с помощью которых можно организовать и провести диагностику эмоциональной сферы личности.


Для получения общей информации об исследуемых, а также проведения диагностического исследования, мы использовали анкету (Приложение 1), тест «Вы человек эмоционально уравновешенный или наоборот?» (Приложение 2), тест «Исследование эмоций и чувств» (Приложение 3).

Для того, чтобы тема «Способы эмоционального реагирования в состоянии агрессии» не заканчивалась в кабинете психолога, а имела свое продолжение в реальной, «внекабинетной» жизни можно предложить подросткам табличку, где можно отмечать свои чувства в течении определенного количества дней дома.

Специфика данной задачи заключается в том, что разработка таблички осуществляется в кабинете вместе с психологом, а заполняет ее подросток дома. Обсуждение таблички происходит также с психологом, через определённое время.

Заполняя табличку, подросток называет эмоции, которые чаще всего проявляются в его жизни, подписывает и определяет для них тот или цвет (можно разрисовать красками, карандашами, восковыми мелками ...).

С целью лучшей дифференциации эмоциональных состояний, в табличке каждый день разделён на «утро», «день», «вечер».

Задача состоит в том, чтобы отметить наличие, а можно и интенсивность тех или иных чувств в определенный промежуток времени.

Методы эмпирического исследования. По своей структуре каждый эмпирический метод психологической науки есть совокупностью приемов и операций, которые направленны на изучение реальных проявлений тех или иных психологических явлений.

Отбор методов зависит от конкретных условий, целей и задач исследования.

Наиболее распространенными из эмпирических методов являются: наблюдение; эксперимент; опрос; тесты; анализ документов; изучение продуктов деятельности; экспертная оценка.

3.2. Исследование особенностей эмоциональной сферы подростков в состоянии агрессии

Эмоции, как показывают исследования психологов, возникают и функционируют в процессе деятельности, в ходе общения между людьми, в ходе реализации потребностей человека по взаимообмену мнениями, взглядами, знаниями, умениями.

Эмоции, которые человек переживает в повседневной жизни, влияют на индивидуальное и социальное развитие и на формирование межличностных связей.


Эмоции – это внутренний регулятор деятельности, и они служат организующим и мотивирующим фактором поведения человека. Связь эмоций с деятельностью определяется теми функциями эмоций, которые они, как специфическая форма отражения выполняют в деятельности.

Это, прежде всего, функция внутренней регуляции деятельности, включая частные функции оценки информации, поступающей извне и побуждения к выполнению необходимых действий [2, с.16-24].

Диаграмма 2.1. Эмоции и чувства, которые являются наиболее характерными для подростков в момент раздражения (результаты анкетирования)

Диаграмма 2.2.

Эмоциональная уравновешенность подростков

Таким образом, исследование индивидуальных особенностей эмоциональной сферы подростков позволяют сделать вывод, что обнаруженная на значимом уровне взаимозависимость и взаимосвязь положительных и отрицательных эмоциональных показателей, которые можно рассматривать в качестве ведущего компонента.

Эмоциональная сфера подростков достаточно сложная и разнообразная.

Диаграмма 2.3.

Преобладающие эмоции и чувства подростков

Она становится более насыщенной и гибкой по сравнению с подростком, растет ее управляемость и контролируемость. Уменьшается содержание аффективных реакций, эмоциональная жизнь становится более интенсивной, хотя и менее бурной и более стабильным.

Наряду с высокой эмоциональной чувствительностью и впечатлительностью подростков в них интенсивно формируются способы психологической защиты [3, с.40-49].

Заключение

Учитывая все выше сказанное, можно сделать следующие выводы:

Эмоция – это общая активная форма переживания организмом своей жизнедеятельности, реакция психики на удовлетворение или неудовлетворение потребности.


Эмоция – это просто, непосредственное, поверхностное переживание человека в данный момент. Различают простые и сложные эмоции. Переживание удовольствия от еды, бодрости, усталости, боли – это простые эмоции. Они присущи и людям, и животным. Простые эмоции в человеческой жизни превратились в сложные эмоции.

Характерным признаком сложных эмоций является то, что они – результат осознания объекта обусловил их появление, понимание их жизненного значения, например, переживания удовольствие во время восприятия музыки, пейзажа.

Чувства – это специфически человеческий, обобщенный, самый высокий, самый глубокий уровень переживаний лицом своего отношения к себе, к событиям, лиц, предметов, которые были, есть и будут.

Чувство является специфически человеческой формой проявления аффективной сферы психики, поскольку способность к их переживания сформировалась в процессе развития человека как социального существа.

Переживания не могут возникнуть без причины. Природа эмоций и чувств органически связана с потребностями.

Потребность всегда сопровождается положительными или отрицательными переживаниями. Потребности человека и животных отличаются по содержанию, интенсивностью и способом их удовлетворения, что приводит отличие эмоций людей и животных, даже таких, которые являются общими для них: гнев, страх, радость и тому подобное.

Анализируя основные теории отечественных и зарубежных психологов по определению агрессии, можно выделить следующие подходы к статусу агрессии как психологического явления:

1) агрессия – как психическое состояние - на время обусловливает отношение к самому человеку и к другим объектам (живых и неживых) и характеризуется познавательным, эмоциональным и волевым компонентами;

2) агрессия – как свойство личности – во-первых, выступает как мотивационная тенденция, внутреннее побуждение к совершению агрессивных действий, во-вторых, отражает относительно стабильную готовность к агрессивным действиям в самых разных ситуациях при наличии потенциально агрессивного восприятия и потенциально агрессивной интерпретации как стойкой личностной особенности мировосприятия и миропонимания, в-третьих, характеризуется наличием деструктивных тенденций в отношениях с другими людьми;

3) агрессия – как объект необходимости – выступает целью и мотивом поведения, как самостоятельная ценность;

4) агрессия – как поведенческий проявление – это поведение, которое характеризуется направленностью, во-первых, на причинение вреда безжизненным объектам, во-вторых, на осуществление действий, которые причиняют вред (физический, моральный или материальный) живым существам, которые имеют мотивацией избегания такого отношения.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Аболин Л.М. Эмоциональная устойчивость и пути ее повышения / Л.М.Аболин // Вопросы психологии. – 1989. – № 4.
  2. Адлер А. Мотив власти / Психология мотивации и эмоций: хрестоматия / А.Адлер. – М.: «ЧеРО», НОУ Московский психолого-социальный институт, 2002. – С.16-24.
  3. Беккер Л. М. Психические процессы: В 3-х т / Л.М.Беккер. – Т. 1. – Л.: Изд-во ЛГУ, 1974. – С.40-49.
  4. Бресте Г.М. Эмоциональные основы онтогенеза личности: Авгореф. дис. д-ра психол. Наук / Г.М.Бресте. – М, 1990. – 21 с.
  5. Гурова Е.В. Психология развития и возрастная психология: тексты: учеб.пособие / Е.В.Гурова. – М.: Аспект Пресс, 2005. – 174 с.
  6. Додонов Б.И. Компонентный анализ эмоционального содержания интересов, мечтаний и воспоминаний / Б.И.Додонов // Вопросы психологии. – 1977. – № 2. – С. 145-155.
  7. Додонов Б.И. О так называемой «информационной теории эмоций» / Б.И.Додонов // Психологический журнал. – 1983. – № 2. – С. 104-116.
  8. Изард К.Э. Психология эмоций = The Psychology of Emotions / пер. с англ. А. Татлыбаевой. - СПб.: Питер, 2000. - 460 с.
  9. Кон И.С. Самосознание и образ «Я» / Психология развития: хрестоматия / Под ред. А.К. Болотовой, О.Н. Молчановой. М.: «ЧеРО», НОУ Московский психолого-социальный институт, 2005.
  10. Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей / Н.Л.Кряжева. – Ярославль, 1997.
  11. Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы и эмоции / А.Н.Леонтьев / Психология мотивации и эмоций: хрестоматия. – М.: «ЧеРО», НОУ Московский психолого- социальный институт. 2002.
  12. Ломов Б.Ф. Проблема и стратегия психологического исследования / Б.Ф.Ломов. – М., 1999.
  13. Лурия А.Р. Лекции по общей психологии / А.Р.Лурия. – СПб.: Питер, 2004.
  14. Максименко С.Д. Психология: учебник / С.Д. Максименко [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://uchebnikionline.com/psihologia/zagalna_psihologiya_-_maksimenko_sd_/emotsiyi_pochuttya.htm.
  15. Новикова Е.В. Эмоциональная устойчивость школьника / Ж.Пиаже, Е.В.Новикова, А.И.Кочубей. – М.: Просвещение, 1998. – C.12-19.
  16. Павелко Р.В. Общая психология // Учебник / Р.В.Павелко. – М.: Кондор, 2009. – 576 с.
  17. Пиаже Ж. Генетическая психология (Пер. с англ. Флейвелл Джон X.) / Ж.Пиаже. – М.: Просвещение, 1967. – С. 90-140.
  18. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии / С.Л.Рубинштейн. – СПб.: Питер, 1999.
  19. Симонов П. В. Эмоциональный мозг. Физиология. Нейроанатомия. Психология эмоций / П.В.Симонов. – М.: Наука,1981.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Приложение 1