Файл: Авторитет и лидерство в системе менеджмента (Классические и современные теории лидерства).pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 82
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические основы изучения современных концепций лидерства
1.1. Классические и современные теории лидерства
1.2. Авторитет руководителя: сущность и источники
1.3. Причины и направления выдвижения лидеров и развития их потенциала
2. Анализ современных концепций лидерства в организации ООО «ГРАНД ТУР»
2.1. Общая характеристика организации
2.2. Анализ подходов к лидерству и управления человеческими ресурсами ООО «ГРАНД ТУР»
2.3. Анализ стилей управления в организации ООО «ГРАНД ТУР»
3. Рекомендации и мероприятия по совершенствованию и повышению уровня лидерства в ООО «ГРАНД ТУР»
3.1. Использование ситуационных подходов к лидерству при разработке эффективного стиля руководства
3.2. Предложения по совершенствованию методов управления при различных стилях лидерства
Быстро приобретает и укрепляет свою репутацию тот, кому удается найти правильный стиль общения с подчиненными и коллегами, чьи атрибуты социального статуса и стиль работы вызывают доброжелательную реакцию подчиненных: функциональные обязанности — понимание, пределы необходимой для их осуществления компетенции — согласие, методы деятельности — одобрение, а личные качества — уважение.
Авторитет руководителя предстает как общая характеристика его личности, как величина, производная от его профессиональных качеств, политической и нравственной зрелости, реализуемых в его повседневной деятельности, во взаимоотношениях с подчиненными и коллегами, а также с вышестоящими руководителями.
Итак, подведем некоторые итоги, основных тенденций исследований эффективности стилей руководства. Анализ показывает, что за десятилетия активного изучения проблемы первоначальная схема К. Левина претерпела значительные изменения к числу наиболее перспективных результатов в этой области могут быть отнесены попытки создания вероятных моделей эффективности руководства и рассмотрения стиля руководства как многогранного образования.
1.3. Причины и направления выдвижения лидеров и развития их потенциала
Выдвижение лидера в группе происходит стихийно, по мере ее развития и функционирования. При этом действуют два фактора - объективный и субъективный.
Объективный фактор - в лидеры группы выдвигается тот ее член, который наиболее “полезен” ее деятельности, наилучшим образом проявляет себя в подготовке и совершении преступлений.
Субъективный фактор – лицо, выдвигаемое в лидеры, обладает такими личностными качествами, которые необходимы для осуществления функций лидера в группе. Это обычно люди наиболее активные, энергичные, волевые, решительные, обладающие неплохим интеллектом, жизненным, а зачастую и преступным опытом, умеющие подчинить себе других[12].
Однако не только особые личные качества лица обуславливают его выдвижение в лидеры, так как они имеют значение постольку, поскольку необходимы для решения общих, стоящих перед группой задач и целей.
Выдвижение лидера постепенно по мере развития и функционирования группы. В преступных группах низкого психологического развития (случайных и компаниях) - процесс выдвижения лидера только начинается и не успевает завершиться.
В процессе эволюции в группах низкого психологического развития все четче вырисовывается ядро более деморализованных и опытных сотрудников, которые выступают в роли инициаторов и организаторов. И только в коллективах высокого психологического развития - организованных группах и п организациях - феномен лидерства представлен в его классическом виде. В этих группах лидер проходит путь от лица, обладающего склонностью к лидерству и проявляющего эти склонности от случая к случаю, к подлинному руководителю, организатору группы, без участия которого не решается ни один важный вопрос[13].
Лидер в группе выполняет важные социально-психологические функции, без которых невозможно нормальное функционирование группы. Именно во многом благодаря ему, группа становится сплоченной, ее состав стабилизируется, отношения[14].
Подводя итоги, можно сделать краткий вывод по данному подразделу: власть лидера в организованной группе - явление многоаспектное и в зависимости от структуры группы, уровня ее развития, сложившихся межличностных отношений, источники власти могут варьироваться и смешиваться постольку, поскольку это необходимо для осуществления целей и задач организованной группы, но зачастую, в преступных группах высшего уровня лидером используются все источники в их совокупности, для осуществления всеобъемлющего и эффективного руководства организованной деятельностью.
В западной литературе существует достаточно большое количество подходов к типам руководства и лидерства. Менеджеры должны выполнять множество ролей в организации и как они работают различные ситуации будет зависеть от их стиля управления. Стиль управления является общее метод руководства используются менеджера. Есть два резко контрастирующих стилей, которые будут разбиты на более мелкие подмножества позже: Самодержавный, Разрешающий (Приложение 1)
Есть три основные категории стилей руководства: автократические, патерналистские и демократические (Приложение 2).
В организации, руководители выполнять множество функций и играть много ролей. Они ответственны за обработку много ситуаций и эти ситуации, как правило, отличаются друг от друга.
Когда дело доходит до обработки таких ситуаций, менеджеры используют свои собственные стили управления.
Некоторые стили управления может быть лучше для ситуации, а некоторые не могут быть. Таким образом, осведомленность о различных типах стилей управления поможет руководителям обрабатывать различные ситуации оптимальный путь.
Короче говоря, стиль управления является метод, используемый руководство руководителя. Давайте посмотрим на четырех основных стилей управления практикуется менеджерами по всему миру (Приложение 3).
Различные типы стилей руководства существуют в рабочей среде. Преимущества и недостатки существуют в каждом стиле руководства (Приложение 4).
Выводы
Обобщая вышеизложенной в теоретической части работе, можно сделать следующие выводы.
Проблемы лидерства являются ключевыми для достижения организационной эффективности. С одной стороны, лидерство рассматривается как наличие определенного набора качеств, предписываемых тем, кто успешно оказывает влияние или воздействует на других, с другой – лидерство – это процесс преимущественно не силового воздействия в направлении достижения группой или организацией своих целей.
2. Анализ современных концепций лидерства в организации ООО «ГРАНД ТУР»
2.1. Общая характеристика организации
Общество с ограниченной ответственностью «Компания Гранд Тур» (краткое наименование: ООО «Гранд Тур», далее – Общество, Компания, Турагентство, Гранд Тур) было создано в 2002 году с целью получения прибыли от оказания туристических услуг населению города. В ООО «Гранд Тур» имеется полный пакет необходимых регистрационных документов для турфирмы: свидетельство о государственной регистрации юридического лица под №001066039, свидетельство о постановке на учет в налоговом органе под №000237193, устав предприятия и др.
Спектр деятельности ООО «Гранд Тур» представляет собой туристическая и санаторно-курортная деятельность. Турагентство предоставляет экскурсионные услуги населению в соответствии с требованиями ГОСТ Р 50681-94; ГОСТ Р50644 94 и ГОСТ Р 50690-94. Также у ООО «Гранд Тур» имеется собственный сайт, на котором представлены все направления маршрутов с их подробным описанием и стоимостью.
Основная специализации ООО «Гранд Тур»:
- отдых на море: Турция, Тунис, Кипр, ОАЭ, Таиланд, Малайзия, Вьетнам, Индонезия (о. Бали), Китай (о. Хайнань), Индия (Гоа), Мальдивские и Филиппины острова, Латвия, Болгария, Италия, Крым, Ялта, Сочи, Анапа, Иссык-Куль;
- экскурсионные туры: Италия, Чехия, Испания, Польша, Венгрия, Болгария, Латвия, Австрия, Швейцария, Германия, Франция, Китай, Москва, Санкт-Петербург, туры по Золотому Кольцу России;
- лечение: Чехия (Карловы Вары, Марианские Лазне), Словакия, Подмосковье, КавМинВоды, Трускавец, Абхазия, Крым;
- шоп-туры: Турция, Китай, Греция, ОАЭ, Сингапур, Италия;
- дополнительные услуги: бронирование гостиниц, авиа и жд билетов в любой стране мира, встречи и проводы через CIP/VIP-зал, медицинское страхование граждан, выезжающих за рубеж, организация транспортных услуг на территории Города и области, трансфер за рубежом;
- визовая поддержка для россиян, выезжающих в страны с визовым режимом для граждан РФ и визовая поддержка для иностранных граждан на территории РФ
Миссия туристской фирмы «Гранд Тур» сформулирована следующим образом: «Наша компания стремится быть лучшей в сфере туризма».
Туристическая фирма «Гранд Тур» в начале своего пути занималась посредничеством и реализацией турпродуктов по направлению внутреннего туризма, туристическое и экскурсионное обслуживание в Северо-западном регионе и по России, как иностранным, так и российским туристам.
Дополнительный упор с 2012 года сделан на сегмент делового туризма, на обслуживании отечественных компаний, реализуя и организовывая для них деловые поездки за границу. Также одним из ключевых направлений деятельности является реализация и в некоторых ситуациях организация VIP-туров для частных клиентов.
Туристическая фирма «Гранд Тур» собирается и далее более активно развивать новые направления деятельности для себя на рынке города в целом: формирование и реализация готовых турпродуктов; реализация авиа и ж/д билетов; организация корпоративных мероприятий; организация конференций, семинаров, симпозиумов и т.д.; комплексное сопровождение участников и гостей.
Компания «Гранд Тур» функционирует в организационно-правовой форме общества с ограниченной ответственностью.
Организационная структура туристской фирмы представляет собой линейно – функциональную систему управления. Структура представлена с помощью иерархического графика на рис. 2.1.
Руководитель службы продаж турпродукта
Юрист
Помощник управляющего директора
Директор по развитию
Генеральный директор «Гранд Тур»
Финансовый менеджер
Экономист
Маркетолог
Заместитель управляющего директора
Директор-распорядитель
Директор по коммерческому развитию
Специалист по работе с корпоративными клиентами (2 чел.)
Менеджер по работе с корпоративными клиентами (2 чел.)
Специалист по работе с клиентами (6 чел.)
Менеджер по работе с клиентами (2 чел.)
Директор по MICE
Курьер
Специалист по продаже турпродукта (2 чел.)
Менеджер по продаже турпродукта (1 чел.)
Специалист по организации деловых мероприятий (2 чел.)
Рис. 2.1. Организационная структура туристской фирмы «Гранд Тур» (структура дана по всей сети турагентств «ГРАНД ТУР» в Ханты-Мансийском АО)
Общее количество сотрудников компании составляет 30 человек, что является достаточным для данного этапа деятельности компании «Гранд Тур» на рынке. Существующая организационная структура характеризуется следующими нормами управляемости: высший менеджмент – 6 подчиненных; средний менеджмент – 3-8 подчиненных.
Информация о сотрудниках ООО «Гранд Тур» представлена в следующих таблицах (табл. 2.2).
Таблица 2.1
Численность работников[15]
По штатному расписанию |
Укомплектовано |
||||||||
Всего |
В том числе по полу |
||||||||
30 |
30 |
М |
Ж |
||||||
7 |
23 |
||||||||
Форма трудового договора |
Стаж работы |
||||||||
До 3-х лет |
3-5 |
5-10 |
10-15 |
Более 15 |
|||||
Бессрочный |
6 |
- |
5 |
5 |
11 |
||||
Совместительство |
3 |
||||||||
Имеют образование |
Всего |
% к общему числу работников |
|||||||
- высшее |
19 |
63% |
|||||||
- среднее специальное |
6 |
20% |
|||||||
- начальное профессиональное |
5 |
17% |
К преимуществам организационной структуры туристской фирмы «Гранд Тур» следует отнести:
четкость и определенность в системе взаимосвязей функций и подразделений компании;
быстрая и адекватная реакция исполнительных подразделений на прямые указания вышестоящих.
Определены конкретные лица, которые наделены полномочиями и несут в пределах них персональную ответственность, кроме того предложенная структура представляется более мобильной, чем используемая на данный момент, устраняется организационный дисбаланс, исчезает лишний уровень управления.
Стадия развития управления предприятия по моделям:
- По Грейнеру: Развитие через координацию (см. 2.2).
- По Адизису: Рассвет (см. 2.3).
Рисунок 2.2 – Оценка стадии развития предприятия «ГРАНД ТУР» в 2015 г. по модели Л. Грейнера
Как следует из рисунка 2.2. система управления малое предприятия «ГРАНД ТУР» сейчас находится на стадии роста через координацию, которая определяет прохождение ООО «ГРАНД ТУР» кризиса границ. Для текущей стадии развития системы управления малым предприятием «ГРАНД ТУР» характерно формирование системы прогнозирования, планирования и контроля в едином управляющем центре компании. Однако право принимать основные производственные решения остается на местах по центрам ответственности. Возникают патологии перегруженной системы контроля проявляет замедление реакции на внешние условия. Начинается кризис волокиты – границ. Путь преодоления - развитие программ сотрудничество в компании, через реализацию гибких адаптивных систем управления.