Файл: Особенности федерализма в России (Сходство и различие понятий федерация и федерализм).pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 151
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретико-правовое исследование понятия федеративное государство
1.1. Сходство и различие понятий федерация и федерализм
1.2. Государства с федеративным устройством в международной практике
2. Специфические особенности федерализма в России
2.1. Исключительные полномочия федерации
2.2. Полномочия субъектов федерации: совместные и раздельные
ВВЕДЕНИЕ
Россия - самая большая страна по площади. Управлять такой страной крайне сложно, для этого с принятием Конституции 12 декабря 1993 года Российская Федерация была определена как "демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления". Федерализм России во многом уникален. Он не похож на федерализм других стран, таких как США или Германии, поэтому имеет ряд своих преимуществ и недостатков.
Актуальность темы данного исследования обусловлена тенденциями и перспективами развития современных общественных, внутригосударственных, межгосударственных отношений, которые в качестве основной идеи используют федерализм как модель гармоничного объединения граждан на всех уровнях территориальной организации государственной и общественной власти.
Российский федерализм, как и любой другой, имеет свои особенности становления и развития. Но вместе с тем, изучение международного опыта федерализации является крайне необходимым. Для повышения эффективности государственного управления, представляется целесообразным, заимствование отдельных элементов зарубежной федерализации и адаптация их на российской почве.
Цель курсовой работы заключается в исследовании характерных особенностей федерализма в России.
Задачи:
- проанализировать сходства и различия федерации и федерализма;
- рассмотреть примеры федеративных государств в международной практике;
- исследовать исключительные полномочия федерации;
- охарактеризовать совместные и раздельные полномочия субъектов федерации;
- изучить общие проблемы федерализма в России;
- сделать выводы.
Объектом данной работы являются федеративные отношения.
Предметом исследования являются теория и практика федерализма, структура федеративного государства.
Методами моего исследования являются анализ, синтез, индукция.
Практическая значимость определяется тем, что результаты могут быть использованы в учебном процессе, что играет немаловажную роль для студента, а также в жизни для любого человека, который заинтересован данной проблемой.
Структура курсовой работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложения.
1. Теоретико-правовое исследование понятия федеративное государство
1.1. Сходство и различие понятий федерация и федерализм
Исследование категорий философского дискурса «сущность и явление» применительно к «федерализму» и «федерации» имеет не только теоретическое, но и практическое значение в решении вопроса о повышении эффективности функционирования федеративных государств. Живая практика бурного роста децентрализации и федерализации большинства государств Европы и Америки, особенно в последние десятилетия, дает наглядный пример проявления всех многообразных форм федерации и федерализма, не меняющих в основе их внутреннего содержания.
Понятия «федерализм» и «федерация» однокоренные и поэтому имеют много общего, однако они не тождественны. Использование их в качестве синонимов стирает разницу в их восприятии.
Определение понятия «федерализм» (от франц. federalisme), с некоторыми редакционными различиями, существует давно. Оно отражено в работах отечественных и зарубежных авторов, в учебниках и энциклопедических словарях. В них федерализм рассматривается как система основных принципов определенной формы государственного устройства и его функционирования, отличающихся от унитаризма и конфедерации. Исходя из диалектики общего и особенного в теории познания понятие «федерализм» является родовым по отношению к «федерации» как форме государственного устройства и «федерализации» как процессу.
Понятие «федерация» производно от понятия «федерализм». Оно уже и обозначает форму организации территориального устройства государства, его юридическую природу. В этом смысле «федерация» – синоним «федеративного государства». Таким образом, если «федерализм» – это теория, своего рода мировоззрение и философия определенной формы государственного устройства и управления, то «федерация» – это реальный институальный механизм ее организации и функционирования.
Классическое и юридически ясное раскрытие сути «федерации» дает выдающийся русский ученый-государствовед И.А. Ильин.
Федерация, по Ильину, – это сложное государство. В отличие от государства унитарного, которое состоит только или в основном из административно-территориальных единиц, составными частями федерации являются государства-члены, государственные или территориальные образования. Федерация в ее точном смысле возможна, таким образом, там, где имеется наличие нескольких государственных образований, стремящихся к объединению. Федерация отправляется от множества (или, по крайней мере, от двоицы) и идет к единению и единству. Это есть процесс не центробежный, а центростремительный. Федерация не расчленяет, а сочленяет.
Исторически это осуществлялось так, что несколько малых государств, уже оформившихся политически и попытавшихся вести независимую жизнь, убеждались в том, что внешняя опасность и внутренние трудности требуют от них единения с другими такими же государствами. И тогда они образовывали единое (общее) государство, заключая друг с другом договор о том, в чем именно будет состоять это единение и в каком законном порядке оно будет осуществляться. Это единение обычно провозглашалось как «военное» или «военно-политическое».
Процесс федерализации в мире продолжается. По сути, на рубеже XX – XXI веков развернулась настоящая федералистская революция. Переживают интенсивную федерализацию некогда сильно централизованные унитарные государства: Испания, представляющая ныне «государство автономий», Франция с ее опытом регионализации путем укрупнения департаментов и воссоздания исторических провинций, Италия, готовящаяся к полномасштабной конституционной реформе, одной из новаций которой является значительное расширение политических прав областей. Последовательно идет деволюция власти в Великобритании – возврат части региональной автономии Шотландии и Уэльсу.
Современный федерализм – явление сложное и неоднозначное. Это не застывшая модель, которую можно прикладывать к различным обществам и ситуациям. Это постоянный поиск новых нестандартных решений. Сама концепция федерализма непрестанно эволюционирует.
Появилась еще одна важная особенность федерализма. Федерация, традиционно характеризующаяся наличием двух уровней государственного управления, во многих федеративных государствах уже не сводится лишь к взаимоотношению центрального правительства и субъектов как федеральных подсистем. В настоящее время субъекты Федерации делегируют значительную часть своих властных полномочий более низким уровням управления (округам, муниципалитетам, коммунам и т.п.). Следовательно, классическая двухуровневая федеративная система дополняется новым уровнем, основу которого составляет местное самоуправление.
Американский социолог В. Остром еще более расширяет функции федерализма, подчеркивая его взаимосвязь с демократической организацией общества и самоуправлением. Другой американский ученый, президент Международной ассоциации центров по исследованию федерализма Д.Дж. Елазар, опираясь на сравнительный анализ мировых федеративных систем, выделяет шесть основных принципов федерализма, которые одновременно:
А) относятся к структуре и функционированию государственной власти;
Б) содействуют сохранению как единства, так и разнообразия общественных структур;
В) включают действие как политических, так и социальных факторов;
Г) связывают воедино как цели, так и средства их достижения;
Д) связывают эти цели как с развитием страны, так и глобальными проблемами мирового развития;
Е) постоянно меняют формы своей политической организации.
При этом Д.Дж. Елазар особо подчеркивает, что успешные федеративные системы характеризуются не только конституционными установлениями, но и духом федерализма, проявляющимся в установке на разделение полномочий посредством переговоров, а также в установке на взаимные уступки и самоограничение в достижении целей. И в целом, по его убеждению, федерализм возможен лишь в демократическом государстве, где носителем суверенитета и единственным источником власти конституционно признается народ.
Российский ученый Р.Г. Абдулатипов при исследовании проблем федерализма выделяет 13 универсальных качеств федерализма.
По содержанию, эти качественные характеристики федерализма дополняют шесть елазаровских принципов четырьмя новыми:
А) самоопределение народов;
Б) самостоятельное функционирование и одновременно тесное взаимодействие трех этажей власти: центральной, региональной и местного самоуправления;
В) обеспечение прав человека и прав народов;
Г) развитие гражданского общества.
В данном случае и Елазар, и Абдулатипов, будучи философами, давая качественную характеристику федерализму, определяя его критерии, отдают дань мировоззренческому началу федерализма, материализуют его сущностные, духовные цели в конкретные формы и содержательные действия федеративного государства.
Подход ученых-юристов (специалистов по конституционному праву) к определению сущности и принципов федерализма основывается на несколько иных, чисто юридических, критериях.
Так, профессор Л.М. Карапетян выделяет восемь, по его мнению, универсальных принципов федерализма:
А) добровольность объединения государств и подобных им образований в единое государство;
Б) принятие федеральной конституции и конституций субъектов федерации;
В) однопорядковый (симметричный) конституционный статус субъектов федерации и их равноправие;
Г) конституционно-правовое разграничение суверенитета федерации и суверенности ее субъектов;
Д) недопустимость изменения границ субъектов федерации без их согласия;
Е) общие территория и гражданство;
Ж) единые денежная и таможенная системы;
З) федеральная армия и другие институты государства, обеспечивающие его эффективное функционирование.
Профессор С.М. Шахрай в качестве методологического инструмента для конституционно-правового исследования современных федеративных систем предлагает концепцию необходимых и достаточных признаков федерации в совокупности с перечислением возможных форм их реализации. В этой связи он выделяет следующие качества федерализма:
А) принцип единства федерации (выражается в отсутствии права субъектов федерации на сецессию, в верховенстве федеральной конституции и федеральных законов на всей территории федерации, в праве федерации на федеральную интервенцию, в наличии процедуры ответственности за нарушение федеральной конституции и др.);
Б) принцип институциональной самостоятельности частей федерации (выражается, в частности, в наличии сферы исключительных предметов ведения и полномочий субъектов федерации, а также в обладании ими всей полноты государственной власти вне предметов ведения и полномочий федерации);
В) принцип участия субъектов федерации в реализации власти на федеральном уровне (реализуется институционально – в виде второй палаты парламента, представительстве субъектов федерации в федеральных органах исполнительной власти и т.д., и процедурно, например, в законодательном определении принципов и порядка участия субъектов федерации в законодательной и исполнительной деятельности на федеральном уровне);
Г) принцип субсидиарности (означает, что вмешательство более высоких уровней власти в дела регионов и местных сообществ допускается только тогда, когда этого требует характер разрешаемой проблемы, и она очевидно не может быть решена на местном уровне. При этом федеральная власть даже в сфере своей исключительной компетенции обязана учитывать интересы субъекта федерации и не допустить произвольного сужения их правовых возможностей);
Д) принцип равенства прав субъектов федерации (состоит в том, что субъекты федерации имеют одинаковые права во взаимоотношениях с федеральным центром. Правовое равенство субъектов Российской Федерации не означает равенства их потенциалов и уровня социально-экономического развития).
Индикаторами, по степени развитости которых можно судить о полноте воплощения принципов федерализма в общественную и политическую практику, а также о необратимости федеративных изменений в конкретном государстве, могут служить, по его мнению, сведения о наличии: