Файл: Особенности управления организациями в современных условиях и пути его совершенствования ( Теоретические основы управления организацией в современных условиях ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 83

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

б) состояние и тенденции изменения структурных характеристик организаций (операционная модель, система управления и пр.);

в) результаты деятельности по развитию организации (философия управления, выполнение стратегических целей, развитие персонала и пр.). Качество системы управления отражается на поведении организации как системы, на результатах ее деятельности, на росте показателей эффективности [25, с. 8]. Если фирма находится в состоянии кризиса, то даже в условиях неблагоприятной экономической конъюнктуры его причины следует искать в организации управления. Важно понимать, что именно системное построение и организация управления в компании дают результаты, а не только лишь ресурсы, легкодоступные и сравнительно недорогие. А эффективность системы управления в малой степени зависит от материальных факторов. Конечно, только крупная фирма может привлечь опытных руководителей и квалифицированных специалистов. Но важно понимать и то, что даже превосходный управленческий персонал, дорогостоящие информационные системы, прекрасные системы телекоммуникаций не способны дать хороший результат, если не настроена вся система управления, все ее компоненты, все управленческие бизнес-процессы.

Понимание системы управления организацией строится на определении управления организации как процесса установления, регулирования и развития самоорганизованного поведения отдельных индивидов и их групп, образующих организацию как единое целое [19, с. 132]. Предназначение системы управления – оценка состояния организации, выработка и реализация управляющего воздействия.

Система управления представляет собой свод действующих в организации, обязательных для исполнения формальных правил и процедур, которые определяют [27, с. 59]:

а) сущность, условия и порядок самоорганизованной деятельности индивидов и их групп, образующих организацию;

б) порядок установления и изменения ключевой идеи деятельности организации в целом и для ее основных подразделений;

в) процесс целеполагания для организации в целом, ее подразделений, бизнес-процессов, проектов и отдельных индивидов

(групп индивидов);

г) сущность и порядок планирования для организации в целом, ее подразделений, от дельных бизнес-процессов и проектов;

д) процесс организации исполнения планов и проектов;

е) сущность, характер и порядок контроля над деятельностью организации, ее подразделений, бизнес-процессов, проектов и от дельных индивидов.


Система управления это:

Во-первых, свод правил и процедур означает, что функции и задачи управления распределены между внутренними и внешними участниками организации особым, уникальным образом. И такое распределение закрепляется в специальных законодательных и внутрифирменных нормативных доку ментах, определяющих порядок, форму и объем осуществления конкретным индивидом управленческих функций, а также его полномочия и ответственность [24, с. 76]. К таким документам, в частности, относятся:

– положения законодательства страны-резидентом которой организация или ее филиал является, о функциях, порядке работы и полномочиях собрания участников (акционеров), совета директоров, единоличного (коллегиального) исполнительного органа;

– требования надзорных и регулирующих органов о составе, функциях, полномочиях и ответственности органов управления в организации;

– устав организации и другие внутренние акты, в которых описаны функции, порядок работы и полномочия органов управления и внутреннего контроля (совет директоров, коллегиальный исполнительный орган, служба внутреннего контроля и т. п.);

– положения об управленческой и финансовой структурах;

– организационно-функциональная структура и штатное расписание;

– регламенты управленческих бизнес-процессов, например, процессов стратегического планирования, бюджетирования, управления проектами;

– трудовые договоры с лицами, исполняющими функции единоличного и коллегиального исполнительных органов, а также с лицами, их замещающими по доверенности или служебному положению.

Во-вторых, важно понимать, что руководящий аппарат и система управления – не одно и то же [31, с. 6]. Руководители в совокупности не тождественны системе управления, и наоборот, система управления не состоит из одних руководителей. Почему так? Руководитель, конечно, выступает субъектом управления, но не только он один, и простой работник может управлять, прежде всего качеством и сроком выполняемой работы.

Система управления – это некий контур, механизм, который вырабатывает управляющее воздействие и прилагает его к объекту управления. Руководитель не будет звеном в системе управления организацией, если не станет надлежащим, предписанным способом осуществлять функции управления. Но главное в том, что каждый руководитель должен создавать систему управления для подразделения, процесса или проекта, который он возглавляет [29, с. 14].

Система управления для руководителя – то же самое, что для токаря токарный станок. Именно с помощью системы управления руководитель изменяет предмет управления – состав участников деятельности, систему целей и систему планов [см. там же].


В-третьих, ключевыми компонентами системы управления выступают [13, с. 91]: подсистема целеполагания, подсистема планирования, подсистема мотивации персонала, подсистема внутреннего контроля, информационно-аналитическая подсистема, подсистема организационного развития.

Каждая компонента системы управления выражается в виде регламентов, положений, инструкций и других нормативно-методических документов, которые описывают распре деление и реализацию функций управления. Некоторые компоненты системы управления реализуются в форме постоянно действующих подразделений, к примеру, отдел организационного развития или служба внутреннего контроля.

В-четвертых, система управления создается не только и не столько для руководства; ее роль не состоит в том, чтобы руководитель мог без затруднений выполнять функциональные обязанности. Система управления «затачивается» а) на систематический поиск и анализ управленческих проблем, б) на под готовку, принятие и организацию исполнения управленческого решения. Руководитель, полагающий, что поиск проблем и планирование их решения является уделом одних только специалистов, – слабое звено в системе управления. Управление не может осуществляться без поиска и разрешения проблемных ситуаций, поэтому право принимать решения всегда сочетается с обязанностью выявления проблем. Система управления должна содержать процедуры, аналитические и эвристические, направленные на поиск управленческих проблем и разработку вариантов их решения.

В-пятых, система управления, по существу, представляет собой социальный договор между индивидами (группами индивидов), образующими организацию, о том, как, кем, в какой форме и в отношении кого будут выполнять функции управления на всех уровнях организационной иерархии, во всех подразделениях, процессах и проектах. При этом правила и процедуры управления обязательны для исполнения всеми индивидами. Однако нет такого документа, который мог бы заставить индивида поступать так, как пред писано, если только он сам захочет этого.

Таким образом, построение системы управления должно быть ясным и определенным для всех участников деятельности организации, что даст им уверенность и возможность поддерживать и развивать управленческие бизнес процессы. Но важно не только это. По-настоящему система управления станет результативной лишь тогда, когда управленческие функции и задачи будут распределены между всеми индивидами, каждый из которых получит право и полномочия решать подотчетные задачи в соответствии с организационными принципами и личными ценностями. Это означает, что каждый руководитель на любом уровне иерархии должен иметь уровень доверия, соответствующий сложности и ответственности выполняемых им функций и задач. В организации, где не принято доверять наемным руководителям, не может быть эффективной системы управления.


Роль руководителя в современных условиях управления организацией

Современные экономические условия требуют новых подходов к управлению организациями с целью обеспечения их высокой эффективности и конкурентоспособности. В настоящее время российское общество характеризуется стремительными изменениями и отсутствием экономической, политической и социальной стабильности. Содержание этих изменений во многом определяет роль, место и образ управленческого персонала в обществе, вносит коррективы в содержание профессиональной деятельности [32, с. 156].

Поиск новых способов решения управленческих проблем, производительность труда того или иного подразделения, эффективность управленческого процесса, характер взаимоотношений между сотрудниками, микроклимат в коллективе, степень социально ответственного поведения персонала, – все это обеспечивает результативное выполнение профессионально-управленческой деятельности.

Руководитель – это лицо, наделенное правом принимать решения, выступающее единоначальником в пределах предоставленных ему полномочий [28, с. 45]. Именно руководитель является ответственным за процессы происходящие в компании, так как он их регулирует, осуществляя планирование, контроль и координацию.

Проблема изучения роли руководителя в организации давно интересует исследователей. Основные работы на эту тему написаны социальными психологами В.А.Розановой, а также такими исследователями менеджмента организаций, как А.Р.Алавердова, В.Р.Веснина, А.Я. Кибанова, О.Л.Чулановой. Особый интерес представляют работы практиков управленцев - Ли Якокки, Коллинз Дж., Стивена Кови, Стивена Кови мл. П. Друкера, И. Адизеса и др [27, с. 76].

Руководство можно определить, как процесс использования власти для достижения влияния на людей.

Термин «руководитель» дословно обозначает «управлять, направлять и быть во главе чего-либо» [23, с. 19]. Руководители – это разновидность должностных лиц, наделенных административной властью по отношению к возглавляемому им формально - организованного коллектива, которые осуществляют внутриорганизационный управления им.

Руководитель - лицо, которое возглавляет коллектив и использует предоставленную ему власть для влияния на поведение людей, которые в нем работают. Лицо, исполняющее функции руководителя, имеет разные названия, в зависимости от сферы, в которой она работает [31, с. 5].

Сочетание и размещение элементов, обеспечение целостности социальной системы достигается в значительной мере благодаря целенаправленной руководящей деятельности субъекта управления. Таким субъектом управления на предприятии является его руководитель. От него каналами прямой связи до объектов управления поступают команды управления, а к нему каналами обратной связи данные о результатах выполнения этих команд [16, с. 94].


Руководитель должен обладать умением дискуссии, быть осведомленным в сфере трудовых правоотношений, и не только знать права и обязанности работников, но и способствовать их соблюдению; владеть средствами достижения цели и методами контроля, умело использовать средства поощрения и взыскания. От уровня образования руководителя, его профессиональных способностей, опыта работы, умение управлять общественным мнением трудового коллектива в значительной степени зависит успешное руководство предприятием, учреждением, организацией, а вместе с тем и эффективное производство.

Современная экономика ориентирована на потребительский спрос, поэтому сегодня необходимы руководители нового типа, которые обладают высоким профессионализмом, современными информационными технологиями, способные к прогнозированию и предвидению, способные адаптироваться к экономическому и социальному прогрессу общества [9, с. 6].

Современный руководитель должен быть не только хорошим организатором, умеющим вовремя наладить производство и сбыт новых товаров и услуг, но и знать тонкости современного законодательства, быть глубоко эрудированным, высоко культурным человеком, обладающим внутренней самостоятельностью, смелостью, способностью создать команду единомышленников, а также владеть основами науки управления [11, с. 44].

Исследования ученых показывает, что в значительной части наших руководителей и предпринимателей недостаточно высокий уровень знания законодательной базы, общей культуры, а также навыков и умений в сфере делового общения [20, с. 67]. Без досконального знания действующего законодательства, умение руководителя наладить деловое общение с подчиненными, партнерами, без навыков установления деловых связей эффективное производство невозможно.

Осуществляя влияние на сотрудников, руководитель должен совершать действия, которые бы побуждали их к надлежащему служебному поведению, и которые с одной стороны отвечали требованиям предприятия, а с другой - не нарушали законных прав работников.

Стилем управления того или иного руководителя можно считать упорядоченную совокупность рабочих, практических приемов его поведения и отношений с подчиненными в процессе управления, под которым понимаются разработка, принятие решений, организация их выполнения и контроль служебной деятельности. В стиле управления отражаются и сочетаются профессиональные, организационные, идейно - политические, моральные и другие качества руководителя [15, с. 32].