Файл: Особенности управления организациями в современных условиях и пути его совершенствования ( Теоретические основы управления организацией в современных условиях ).pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 87
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы управления организацией в современных условиях
1.1 Понятие и сущность организации
1.2 Основные элементы системы управления организацией
Глава 2. Пактическое содержание элементов системы управления ООО «ВАН-ТРЕЙД»
2.1. Организационно-экономическая характеристика деятельности ООО «ВАН-ТРЕЙД»
2.2 Анализ системы управления ООО «ВАН-ТРЕЙД»
Глава 3. Разработка рекомендаций по совершенствованию системы управления ООО «ВАН-ТРЕЙД»
3.1 Информационное обеспечение управления в современной организации
Исходя из данных таблицы 2.2, можно сделать следующий вывод, структура и состав персонала по уровню образования за отчетный период изменилась. Так, в 2016 году среди персонала с высшим образованием было 43 %, а на долю с общим и средним образованием приходилось по 30 % и 20 % соответственно.
В 2017 году численность персонала с высшим и средним специальным образованием увеличились и стали составлять 43,6 % и 24,5 % соответственно. Количество персонала с общим образованием уменьшилось и стало составлять 25,5%.
В 2018 году также отмечается увеличение доли персонала с высшим образованием и составляет 47,8 %. Уменьшилось количество сотрудников с общим, средним специальным и неоконченным высшим образованиями и составляет 24,4 %, 23,5 % и 1,7 % соответственно.
Таким образом, можно сделать вывод, что уровень образованности персонала за последние 3 года увеличился, и доля сотрудников с высшим образованием составляет 47,8 % от общего числа сотрудников.
За 2018 год 10 % сотрудников прошли учебные курсы для изучения новых передовых технологий применяемых в сфере торговли, 5 % сотрудников занимались самообразованием за свой счет, остальные 80 % не обучались. Что также позволяет сделать вывод, что сотрудники заинтересованы в повышении общего уровня образованности.
Профессиональная подготовка в организации занимает средний уровень. Руководящий состав и торговый отдел постоянно повышает свою квалификацию, проходят обучение, посещают семинары, тренинги. Ведь для них квалификация имеет решающее значение в организации. При этом остальные сотрудники не обучаются.
Проведем анализ состава, структуры и движения персонала на предприятии за последние три года 2016 – 2018 гг. Рассмотрим категории персонала за 2016 – 2018 гг. данные представлены в таблице 2.3.
Таблица 2.3 - Категории персонала OOO«ВАН-ТРЕЙД» за 2016 – 2018 гг.
Категории персонала |
2016 г. |
2017 г. |
2018 г. |
|||
человек |
доля, в % |
человек |
доля, в % |
человек |
доля, в % |
|
Всего: |
100 |
100 |
110 |
100 |
115 |
100 |
- руководители |
12 |
12 |
12 |
10,9 |
15 |
13 |
- специалисты |
35 |
35 |
50 |
45,5 |
60 |
52,2 |
- рабочие |
53 |
53 |
48 |
43,6 |
40 |
34,8 |
Как видно из таблицы 2.3, за отчетный период с 2016 по 2018 года соотношений категорий персонала изменилось. Увеличилась доля специалистов по соотношению к рабочим. Что также сказалось на увеличении общего уровня образованности персонала.
Рассмотрим состав и структуру персонала по возрасту и полу. Данные обработаны и представлены в таблице 2.4. На таблицы 2.4видно, что мужчин на предприятии работает больше, чем женщин. Прежде всего, это связано со спецификой деятельности предприятия. Возрастная структура показывает, что в ООО «ВАН-ТРЕЙД» преобладает персонал в возрасте от 20 до 40 лет
Таблица 2.4 –Состав и структура персонала ООО «ВАН-ТРЕЙД» за 2016–2018 гг.
Показатель |
2016 г. |
2017 г. |
2018 г. |
|||
человек |
доля, в % |
человек |
доля, в % |
человек |
доля, в % |
|
Всего персонала: |
100 |
100 |
110 |
100 |
115 |
100 |
Структура по полу: - мужчины - женщины |
73 27 |
73 27 |
65 45 |
59,1 40,9 |
70 45 |
60,9 39,1 |
Возрастной состав: - от 20 до 30 лет; - от 30 до 40 лет; - от 40 до 50 лет; - старше 50 лет |
25 53 17 5 |
25 53 17 5 |
30 56 19 5 |
27,3 50,9 17,3 4,5 |
40 47 23 5 |
34,8 40,9 20 4,3 |
Рассмотрим систему управления ООО «ВАН -ТРЕЙД» представленную на рисунке 3.
Внешняя среда:
- поставщики,
-конкуренты,
- потребители,
- законодательство
Обработка входного воздействия:
- капитал,
- рабочая сила,
-оборудование/технология,
- материалы
Выход:
- товары,
- услуги
Обратная связь:
- капитал/ прибыль
Рисунок 3 – Система управления ООО «ВАН-ТРЕЙД»
Как видно из рисунка 3 каждый элемент системы управления состоит из группы определенных параметров. Все элементы взаимосвязаны и взаимодействуют с внешней средой. Из чего можно сделать вывод, что ООО «ВАН-ТРЕЙД» относится к открытой организации.
Таким образом, можно сделать общий вывод по персоналу компании и охарактеризовать коллектив как профессиональный, молодой и ориентированный на постоянное развитие.
Функции управления персоналом осуществляются его субъектами - должностными лицами и организациями, непосредственно занятыми этой деятельностью. Субъектами управления персоналом являются: линейные и функциональные руководители всех уровней и отдела кадров. К ним относятся главный бухгалтер, коммерческий директор, начальник производственного цеха, начальник транспортного цеха, старший кладовщик, юрист, супервайзер, менеджер по персоналу.
Профессиональные союзы и другие общественные организации, создаваемые для представления и защиты интересов трудящихся и отдельных социальных групп, советы предприятия, собрания (конференции) трудового коллектива, рабочие группы, комиссии по трудовым спорам как субъекты управления персоналом в ООО «ВАН-ТЕЙД» отсутствуют.
Рассмотрим такой показатель как текучесть персонала, через индекс текучести кадров, который иногда называют индексом потери человеческих ресурсов или персонала. Он является традиционной формулой для измерения потерь и рассчитывается следующим образом: количество уволенных за определенный период сотрудников умножают на сто и делят на среднее количество сотрудников за этот же период. Данные обработаны и представлены в таблице 2.5.
Таблица 2.5 – Текучесть кадров ООО «ВАН-ТРЕЙД» за 2016 – 2018 гг.
Показатель |
2016 г. |
2017 г. |
2018 г. |
Количество уволенных за год сотрудников, в чел. |
27 |
41 |
45 |
Среднее количество сотрудников за год, в чел. |
100 |
110 |
115 |
Индекс текучести, в % |
27 |
37,3 |
40 |
Как видно из таблицы 2.5, индекс текучести с каждым годом увеличивается – что в целом негативно сказывается на деятельности предприятия. Среди уволенных специальностей преобладают такие, как водитель – экспедитор и грузчик.
По виду передаваемых полномочий структура управления является линейной. Данная структура характеризуется тем, что существует передача задач и полномочий от руководителя к подчиненному и далее к другим подчиненным и при этом образовались уровни управления. Основная характеристика линейной структуры - это сосредоточение всех полномочий и всей информации в руках руководителя каждого уровня. Эта особенность линейной структуры определяет ее преимущество (легкость контроля, быстрота принятия управленческих решений;) и недостатки (высокий уровень требований компетенции руководителя).
Следующим моментом влияющим на управленческую структуру является норма управляемости (диапазон контроля), определяющая предельное число подчиненных, которыми можно эффективно руководить. С точки зрения знания руководителем подчиненных по имени и в лицо, величина нормы управляемости может достигать до 900 человек. На предприятии норма управляемости не превышает 25 человек. Данная норма управляемости позволяет руководителю поддерживать постоянные контакты с подчиненными, обмениваться с ними необходимой информацией, и более качественно выполнять свои функции. В то же время здесь существует опасность того, что он будет излишне вмешиваться в дела сотрудников и ограничивать свободу их поведения.
Итак, анализ персонала компании, как объекта управления организацией показал, что уровень образованности за последние 3 года увеличился и доля сотрудников с высшим образованием составляет 47,8 % от общей численности. Профессиональная подготовка находится на среднем уровне. В целом весь персонал можно охарактеризовать как молодой, профессиональный и ориентированный на постоянное развитие. Была проанализирована текучесть персонала, и выяснилось, что индекс текучести кадров с каждым годом только увеличивается.
Глава 3. Разработка рекомендаций по совершенствованию системы управления ООО «ВАН-ТРЕЙД»
3.1 Информационное обеспечение управления в современной организации
Деятельность любой организации можно представить как совокупность выработанных в повседневной практике деловых процессов, в которые вовлечены информационные, финансовые, кадровые, материальные и прочие виды ресурсов. От деловых процессов зависит порядок взаимодействия отдельных сотрудников с целыми отделами, включая принципы построения информационных систем.
Универсальность и эффективность характерны для созданной таким образом системы. Объединенный такой комплекс может создаваться на базе разрозненных автоматизированных рабочих мест, с использованием уже имеющегося прикладного и системного программного обеспечения.
Внедрение подобного рода направленности информационной системы на ООО «ВАН-ТРЕЙД» позволит координировать работу всех подразделений организации: торгового, производственного, транспортного и административно-хозяйственного. Так как успешное функционирование предприятия в целом зависит от степени слаженности работы этих отделов. На данный момент каждый отдел осуществляет свою работу через разные программные обеспечения. Торговый отдел работает по программе «1С: Торговля и склад», бухгалтерия - «1С: Зарплата и кадры», менеджер по персоналу – «1С: Управление персоналом», а транспортный отдел осуществляет повседневную свою деятельность через таблицы в «Exel». Для координации работы необходимо постоянно созваниваться со специалистами других отделов.
Информационная система “Галактика” изначально была создана как интегрированная управленческая система, поддерживающая автоматизацию задач планирования финансово - хозяйственной деятельности, учета и контроля результатов выполнения планов и конечно анализа итогов хозяйствования. Все элементы цикла управления людскими, материальными, финансовыми ресурсами реализуются комплексно, в едином информационном пространстве, с соответствующей прикладной функциональностью апробированной в условиях реальных бизнес-процессов.
Сегодня система постоянно расширяется и развивается путем наращивания функциональности, ее архитектура совершенствуется в сторону большей открытости, улучшается эргономика, отслеживаются изменения в законодательстве, предоставляются дополнительные средства информационного обмена с другими программными решениями.
Сотни предприятий на сегодняшний день попробовали эту систему и продолжают интенсивно развиваться с ее помощью. Рассмотрим следующие характерные особенности система “Галактика”:
1) широкий набор параметров настройки специфических особенностей хозяйственной, финансовой и производственной деятельности предприятия;
2) охват всего типового спектра экономических функций;
3) разграничение оперативного и бухгалтерского учета при полной их интеграции на уровне базы данных;
4) адаптированность по отношению к профилю деятельности предприятия любой формы собственности;
5) единый пользовательский интерфейс;
6) поддержка сети и распределенной базы данных для обмена информацией между подразделениями, филиалами, офисами.
С точки зрения решаемых задач систему “Галактика” можно условно разделить на несколько функциональных контуров, состоящих в свою очередь из нескольких модулей. Такая система построения предполагает использование изолированно отдельных ее составляющих компонентов, так и их произвольных комбинации в зависимости от потребностей заказчика.
Контур бухгалтерского учета представляет собой функционально полную систему ведения бухгалтерского учета на предприятиях любой формы собственности и видов деятельности. Единое информационное пространство системы обеспечит автоматическое отражение в бухгалтерском блоке всех хозяйственных операций. Механизм типовых хозяйственных операций является универсальным средством формирования проводок.
Контур управления персоналом предназначен для автоматизированного учета кадров и выполнения вычислительных процедур, связанных с оплатой труда персонала предприятий.