Файл: Особенности коммуникаций в организации ( оммуникационный процесс: понятие, основные факт элементы, этапы, их фаза характеристика ).pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 72
Скачиваний: 1
Эмпирическое исследование подразумевает под собой изучение и обоснование какого-либо способа или методики с помощью достоверных данных. Иными словами, данные исследования имеют под собой фактическое основание, а в процессе их изучения применяется достоверный опыт и доказанные утверждения.
Эмпирические исследования в данном исследовании могут проводиться с помощью различных социологических опросов, в т.ч. анкетирования; наблюдения; контент-анализа; так как для исследований формальных и неформальных коммуникаций в организациях применяются в основном эти методы эмпирического исследования.
Для исследования механизмов формальных и неформальных коммуникаций в организации ООО «Ремакстел» был выбран основной метод - метод опроса в виде анкетирования и как дополнительный, метод включённого наблюдения. Был применён контент-анализ официальной документации организации.
Описание организации, где проводилось исследование.
Общество с ограниченной ответственностью «Ремакстел» зарегистрировано 30 октября 2008 года в городе Улан-Удэ.
Генеральным директором организации является Звиздецкий Роман Владимирович, действующий на основании Устава.
Настоящая организация согласно своему Уставу реализует на территории Российской Федерации продукцию: устройства для сотовой связи (сотовые телефоны, смартфоны) и планшетные компьютеры; осуществляет послепродажное обслуживание данных устройств.
В состав организации входят департаменты:
Развития - сотрудничество с заводами, подготовка новых моделей продукции к продаже на российском рынке;
Продаж - реализация продукции через дилерскую сеть;
Сервисный - организация послепродажного обслуживания продукции, ремонт продукции в Сервисных Центрах по всей России;
Логистики - доставка продукции и запасных частей;
Финансовый - бухгалтерский учёт и финансовые операции.
Общая численность организации составляет 150 человек.
В исследуемой организации применена линейная структура управления. В организации прослеживается чёткая система разделения департаментов по функциям (департамент Развития, департамент Продаж, Сервисный департамент, Финансовый департамент, департамент Логистики) с подчинением единому руководителю.
Для нашего исследования был проведен опрос сотрудников Сервисного департамента.
Данный департамент организует и контролирует работу Авторизованных Сервисных Центров на территории Российской Федерации. Для этих целей в департаменте работает инженерное подразделение, подразделение логистики со складом запасных частей, подразделение финансового контроля и отчетности Сервисных Центров, отдельные специалисты проводят тестирование продукции, работают с клиентами в особых случаях. Количество сотрудников департамента составляет 17 человек. Все сотрудники работают на постоянной договорной основе.
В исследовании приняло участие 15 человек.
Ниже приведены ответы сотрудников Департамента на предложенные вопросы разработанной анкеты.
Таблица 2.1
Полученное Вами образование?
Варианты ответов |
Кол-во человек |
Оконченное высшее |
7 |
Незаконченное высшее |
5 |
Среднее специальное |
3 |
Общее среднее |
0 |
Из ответов видно, что уровень полученного либо получаемого образования у персонала организации выше среднего. 33% сотрудников и в настоящее время продолжают обучение, что говорит об их стремлении к профессиональному росту.
Таблица 2.2
Что, по Вашему мнению, означает понятие организационные коммуникации? Это…
Варианты ответов |
Кол-во человек |
Выставление текущих задач подчиненным, составление отчётов для руководства |
3 |
Личное общение с коллегами |
5 |
Обмен какой-либо информацией с сотрудниками, поставщиками, покупателями и так далее |
6 |
Сложно дать конкретное определение |
1 |
Из ответов видно, что высокий процент сотрудников организации (40%) имеет представление о процессе коммуникаций в компании. Хотя 33% всё-таки сводят определение организационных коммуникации к уровню простого общения в коллективе, что показывает недостаточный уровень образования, который позволяет интерпретировать коммуникационный процесс как межличностное общение.
Таблица 2.3
Кто, по Вашему мнению, должен заниматься вопросами, связанными с осуществлением организационных коммуникаций?
Варианты ответов |
Кол-во человек |
Высшее руководство |
4 |
Руководители отделов |
5 |
Менеджеры |
4 |
Все сотрудники, каждый в своей компетенции |
2 |
Из ответов видно, что 60% «подчинённых» перекладывают эту обязанность на руководителей, считая коммуникации прерогативой высшего и среднего руководства.
Таблица 2.4
Кто в Вашей компании занимается вопросами, связанными с осуществлением коммуникаций?
Варианты ответов |
Кол-во человек |
Высшее руководство |
2 |
Руководители отделов |
3 |
Менеджеры |
6 |
Все сотрудники, каждый в своей компетенции |
4 |
Ответы на данный вопрос показали, что сотрудники категории «подчиненный» считают, что больший объем коммуникаций проходит по «нижнему» уровню организационной структуры, то есть рядовым сотрудникам и менеджерам низшего звена, тогда как это, по их мнению, является обязанностью руководства. В итоге, каждый считает, что выполняет больший объём работы, чем следует. Из этого можно сделать вывод, что многие коммуникации не выполняются в полном объёме.
Таблица 2.5
Важны ли организационные коммуникации для деятельности компании и в какой степени?
Варианты ответов |
Кол-во человек |
Являются необходимыми для достижения целей, стоящих перед организацией |
8 |
Важны, но не настолько, чтобы уделять для них много рабочего времени |
5 |
Не важны |
2 |
Чуть меньше половины сотрудников (47%) считает, что коммуникации либо неважны для функционирования предприятия, либо важны, но не настолько, чтобы уделять им много внимания. Это говорит о том, что много информации может быть утеряно в процессе передачи от отправителя к получателю, либо искажено, либо доставлено с опозданием и так далее. В результате, процесс коммуникации в компании нельзя признать эффективным. А принимая во внимание многоступенчатую структуру организации, можно сделать вывод, что между высшим уровнем и сотрудниками отделов нет полного взаимодействия, общей направленности целей и интересов.
Таблица 2.6
Какие способы обмена информацией чаще всего используются в Вашей организации?
Варианты ответов |
Кол-во человек |
Непосредственное общение |
4 |
Совещания, собрания, планёрки |
0 |
Общение с использованием телекоммуникаций |
5 |
Официальные организационные документы (приказы, уведомления, служебные записки и так далее) |
3 |
Электронная почта и интернет |
3 |
Здесь видно, что основной поток информации (60%) передается при непосредственном общении, то есть при личном контакте устно, либо с использованием телефонных средств связи. Это обусловлено тем, что такая коммуникация является более оперативной и во многих случаях позволяющая избежать ненужного «посредничества». Но, вместе с тем, такая коммуникация занимает больше рабочего времени, так как иногда имеют место незапланированные переговоры, неофициальное общение (фразы, жесты и так далее). Официальные источники и интернет используют в качестве средств коммуникации 40% опрошенных. Такие коммуникации более медленны, но позволяют исключить неверное толкование полученной информации, и которые также могут выступать в качестве доказательной базы, если сообщение было неверно «кодировано - декодировано».
Таблица 2.7
С кем Вы взаимодействуете вне Вашей организации с целью обмена информацией?
Варианты ответов |
Кол-во человек |
Контрагенты |
15 |
Конкуренты |
0 |
Государственные органы |
0 |
Соискатели |
0 |
Основная функция Сервисного Департамента - организация работы Авторизованных Сервисных Центров на территории Российской Федерации, а также контроль за их деятельностью. Поэтому сотрудники достаточно тесно контактируют с внешней средой. Это обязывает их обладать навыками грамотного ведения переговоров, и быть компетентными в области обмена информацией.
Таблица 2.8
Важна ли для Вас в процессе коммуникации личностная составляющая?
Варианты ответов |
Кол-во человек |
Важна |
8 |
Важна, но не обязательна |
6 |
Личностная составляющая к работе не относится |
1 |
93% сотрудников Департамента в той или иной степени признают важность личностной составляющей в процессе обмена информацией, считая важным в общении наличие эмоций, жестов, мимики. Это позволяет правильно оценить и воспринять получаемую информацию.
Таблица 2.9
Как бы Вы могли описать психологическую обстановку, которая сложилась в Вашей организации?
Варианты ответов |
Кол-во человек |
Дружеская |
10 |
Комфортная |
5 |
Только работа, ничего личного |
0 |
Здесь можно сказать, что, по мнению сотрудников Департамента, в коллективе сложился благоприятный морально-психологический климат. Абсолютно все отмечают обстановку в коллективе как позитивную, дружную. Это положительно влияет на работу каждого сотрудника в отдельности, и коллектива в целом. Так как в комфортных (почти «домашних») условиях человек работает более плодотворно.
Таблица 2.10
Приходится ли Вам задерживаться на работе, либо приходить в свой выходной в связи с нехваткой рабочего времени и как часто?
Варианты ответов |
Кол-во человек |
Часто приходится тратить свое личное время на работу |
1 |
Иногда приходится остаться после рабочего дня, чтобы доделать важную работу |
3 |
Я всё успеваю сделать в течение рабочего дня |
11 |
27% опрошенных отмечают, что время от времени приходится оставаться во внерабочее время для того, чтобы сделать определённую работу. Это может быть по нескольким причинам: 1) из-за нехватки или неверного восприятия поступающей от руководства информации, что, учитывая обстановку в коллективе, маловероятным; 2) из-за неправильного планирования своего рабочего дня или чрезмерной должностной загруженности.
Таблица 2.11
Важна ли в Вашей работе своевременно полученная информация?
Варианты ответов |
Кол-во человек |
Очень важна, так как от неё зависит качество и оперативность моей работы |
11 |
Важна, но на качество моей работы она не влияет |
4 |
Не важна |
0 |
Из ответов видно, что сотрудники отмечают в той или иной степени важность своевременно полученной информации как необходимое условие качественного выполнения работы. Однако при анализе ответов на вопрос № 5 было отмечено, что 47% опрошенных не уделяют коммуникациям должного внимания, сводя его до уровня простого межличностного общения. Это означает, что неэффективное управление коммуникациями может негативно сказаться на работе Департамента и всей компании. Особенно, если эта информация передается по вертикали от руководителя к подчинённым и наоборот.
Таблица 2.12
Насколько полно Вы получаете необходимую для Вашей работы информацию?
Варианты ответов |
Кол-во человек |
Вся необходимая информация доходит до меня оперативно и в полном объеме |
11 |
Информация доходит своевременно, но иногда приходится запрашивать дополнительные сведения |
4 |
Мне часто приходится искать (запрашивать) недостающую информацию самостоятельно |
0 |
Мне постоянно поступает большой объём информации, часто дублирующей одни и те же данные |
0 |
В целом 73% сотрудников отмечают, что получают необходимую для работы информацию своевременно и достаточном объёме. Это свидетельствует о том, что в Департаменте хорошо функционируют нисходящие и горизонтальные коммуникации.
Таблица 2.13
По каким каналам коммуникаций проходит больший объём информации в Вашей организации?
Варианты ответов |
Кол-во человек |
По неформальным каналам (слухи) |
3 |
По формальным каналам (приказы, распоряжения и так далее) |
12 |