Файл: Контроль за оперативно-розыскной деятельностью (Понятие и сущность оперативно-розыскной деятельности).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 123

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Также необходимо отметить, что к органам, осуществляющим вневедомственный контроль за оперативно-розыскной деятельность Закон относит суд. Судебный контроль осуществляется в рамках ст. 46 Конституции Российской Федерации, ст. 5, 8, 9 и 12 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности», а также в соответствии с нормами Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации. [28,5]. Ключевой нормой правового регулирования судебного контроля является ст. 46 Конституции Российской Федерации, согласно которой каждому гражданину гарантируется судебная защита его прав и свобод. Содержание судебного контроля заключается в том, что судья осуществляет проверку материалов о проведении оперативно-розыскных мероприятий, ограничивающих конституционные права граждан. Целью же судебного контроля за оперативно-розыскной деятельностью является обеспечение защиты конституционных прав и свобод личности. По смыслу статей 23, 25, 46 (ч. 1), 118, 120 и 123 Конституции Российской Федерации, суд призван обеспечить справедливую процедуру принятия решения, в том числе и на дачу санкции на проведение оперативно-розыскных мероприятий. При этом, разрешая вопрос о санкционировании оперативно-розыскных мероприятий, ограничивающего конституционные права граждан, судья принимает соответствующее решение, исходя из анализа всего комплекса обстоятельств. [1, 32] Необходимо обратить внимание на то, что Закон допускает проведение без судебного решения оперативно-розыскных мероприятий, которые ограничивают конституционные права человека и гражданина на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, передаваемых по сетям электрической и почтовой связи, а также право на неприкосновенность жилища лишь в случаях, которые не терпят отлагательства и могут привести к совершению тяжкого или особо тяжкого преступления, а также при наличии данных о событиях и действиях (бездействии), создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации, на основании мотивированного постановления одного из руководителей органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, с обязательным уведомлением суда (судьи) в течение 24 часов. В течение 48 часов с момента начала проведения оперативно-розыскного мероприятия орган, его осуществляющий, обязан получить судебное решение о проведении такого оперативно-розыскного мероприятия либо прекратить его проведение (ч. 2 и 3 ст. 8 Закона). [5,17] Вместе с тем данные положения относятся только к оперативно-розыскным мероприятиям, изначально ориентированным на ограничение указанных конституционных прав, и не предусматривают такого порядка для иных оперативно-розыскных мероприятий [37,10]


Помимо вневедомственного контроля за оперативно-розыскной деятельностью статья 22 Закона предусматривает осуществление ведомственного контроля. Ведомственный контроль реализуется руководителями органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность. Руководителем органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, является лицо, которое занимает управленческую должность с функциями организации этой деятельности и несением ответственности за ее качественное исполнение и результаты. При этом руководители несут персональную ответственность за соблюдение законности при организации и проведении оперативно-розыскных мероприятий. Считаем, что указание в Законе о персональной ответственности руководителей за соблюдение законности в оперативно-розыскной деятельности направлено на то, чтобы руководители осуществляли качественное исполнение поставленных перед оперативно-розыскной деятельностью задач путем личного участия в их решении. Руководители несут ответственность за соблюдение законности как при организации оперативно-розыскной деятельности подведомственного ему оперативного органа в целом, так и при организации и проведении конкретных оперативно-розыскных мероприятий. [5, 12]

Следует заметить, что Закон не предусматривает делегирование своих полномочий по осуществлению ведомственного контроля подчиненным сотрудникам и другим лицам, не уполномоченным на осуществление функции контроля.

Содержание ведомственного контроля заключается в осуществлении руководителями оперативно-розыскных органов наблюдения за деятельностью подчиненных сотрудников с целью проверки исполнения и приведения оперативно-розыскной деятельности в соответствие установленными законами и требованиями. Особо следует подчеркнуть, что ст.22 Закона делает акцент на соблюдении законности перед оперативными подразделениями органов государственной власти, осуществляющих оперативно-розыскные мероприятия. [36, 78]

Необходимо отметить, что ведомственный контроль осуществляется на всех стадиях подготовки и проведения оперативно-розыскных мероприятий методом сплошного наблюдения. Согласно положениям Закона руководители органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, наделены множественными полномочиями, посредством реализации которых осуществляется ведомственный контроль. [21, 9]

Так, руководители указанных органов определяют перечень оперативных подразделений, правомочных осуществлять оперативно-розыскную деятельность, их полномочия, структуру и организацию работы.


Они же принимают решение об уничтожении полученных в результате проведения оперативно-розыскных мероприятий материалов в отношении лиц, виновность которых в совершении преступления не доказана. [41, 56]

Также в целях контроля руководители изучают материалы, полученные в результате выполнения оперативно-розыскных мероприятий, иные документы, имеющие отношение к оперативно-розыскной деятельности, и принимают по ним решения. Дают указания о дальнейшей работе по осуществлению оперативной проверки; разрешения о заведении дел оперативного учета, контролируют сроки ведения и проверяют обоснованность их прекращения; составляют мотивированные постановления о проведении оперативно-розыскных мероприятий, предусмотренных ч. 1 ст. 9 Закона об оперативно-розыскной деятельности; участвуют в планировании оперативно-розыскных мероприятий; заслушивают исполнителей; назначают проведение служебных проверок; рассматривают жалобы и заявления граждан. [25, 3]

В соответствии со ст. 9 Закона оперативно-розыскные мероприятия, ограничивающие конституционные права граждан на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, передаваемых по сетям электрической и почтовой связи, на неприкосновенность жилища, могут проводиться лишь по мотивированному постановлению одного из руководителей органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, и на основании судебного решения. [5,9]

На основании постановления, утвержденного руководителем органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, проводятся проверочная закупка или контролируемая поставка предметов, веществ и продукции, свободная реализация которых запрещена либо оборот которых ограничен, а также оперативный эксперимент или оперативное внедрение должностных лиц органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, а равно лиц, оказывающих им содействие. [25, 4]

На основании постановления указанного руководителя осуществляется представление результатов оперативно-розыскной деятельности органу дознания, следователю или в суд. [40, 16]

Достижение поставленных перед ведомственным контролем целей требует решения следующих основных задач:

  • Проверка проведения оперативно-розыскных мероприятий;
  • Контроль за оперативностью и полнотой оперативной проверки заявлений и сообщений о преступлениях;
  • Проверка соблюдения правил конспирации;
  • Выявление внутренних резервов повышения эффективности проведения оперативно-розыскных мероприятий, совершенствование организации и тактики оперативно-розыскной деятельности, расходование материальных и денежных средств на ее обеспечение;
  • Превентивная задача, состоящая в предупреждении и раскрытии возможных нарушений оперативно-розыскного законодательства;
  • Обеспечение безопасности участников оперативно-розыскных мероприятий, контроль за выполнением конфидентами контрактных обязательств и реализация мер их социальной и правовой защиты. [38, 24]

Осуществляя текущий контроль, руководители оперативно-розыскных органов и подразделений изучают и оценивают поступающую оперативную информацию и принимают по ней решения, дают указания о проведении оперативных проверок, санкционируют заведение дел оперативного учета, проверяют сроки, порядок, полноту их ведения, утверждают планы проведения наиболее сложных мероприятий, дают поручения о проведении оперативно-розыскных мероприятий другим оперативным подразделениям, санкционируют заключение контрактов с конфидентами, выдачу средств на оперативные нужды, выполняют другие действия, входящие в их функциональные обязанности.

Должностные лица, уполномоченные на осуществление оперативно-розыскной деятельности, в соответствии с ч. 3 ст. 16 Закона об оперативно-розыскной деятельности при проведении оперативно-розыскных мероприятий подчиняются только непосредственному начальнику. [27,6] При получении приказа или указания, противоречащего закону, они обязаны руководствоваться законом, а если имеются основания полагать, что в результате исполнения приказа или указания может или могло быть совершено преступление, сообщать об этом вышестоящему начальнику или прокурору. Таким образом, контролю подвержены не только исполнители - рядовые должностные лица, но и руководители, дающие приказы и указания.

При установлении фактов нарушения законности, правил конспирации, допущенных в ходе оперативно-розыскной деятельности, разглашения сведений, составляющих государственную или служебную тайну, руководитель обязан назначить служебную проверку и по ее результатам принять соответствующие меры, а в случае нарушения законности - информировать прокурора, осуществляющего надзор за оперативно-розыскной деятельностью. [5, 3]

Руководители и исполнители, принявшие необоснованные решения и допустившие неправомерное осуществление оперативно-розыскных мероприятий, несут персональную ответственность. Подводя итог вышесказанному, можно говорить о том, что действующее законодательство определяет исчерпывающий перечень субъектов уполномоченных осуществлять вневедомственный контроль за оперативно-розыскной деятельностью. Указанный перечень не подлежит расширительному толкованию. [5, 20] На наш взгляд данная позиция законодателя является обоснованной, т.к. определенная часть документов, полученных и используемых в оперативно-розыскных мероприятиях, носит секретный и ограниченный для доступа широкому кругу лиц характер. Поэтому вневедомственный контроль уполномочены осуществлять высшие органы государственной власти федерального уровня. Касаемо ведомственного контроля необходимо отметить, что указанный вид контроля направлен на проверку соблюдения законности при осуществлении оперативно-розыскных мероприятий. Более того, он проводится на всех стадиях оперативно-розыскной деятельности и носит постоянный (повседневный) характер и осуществляется исключительно руководителями органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность. [3, 7]


3. ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР ЗА ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ

Тесная связь предмета оперативно-розыскной деятельности с такими конституционными правами человека, как неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна, защита чести и достоинства, тайна переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений определяет важность и необходимость прокурорского надзора за оперативно-розыскной деятельностью. Эффективная защита этих прав является принципиально важными для правового государства (статья 23 Конституции РФ). [15, 5]

Следует учитывать, что в силу специфики конспиративности осуществления оперативно-розыскных действий гражданин не знает и не может знать, что его права могут нарушаться, а если некоторые сведения до него «доходят», то не в состоянии определить источник правонарушений. [5, 2] Поэтому прокурорский надзор здесь должен быть максимальным, что позволит устранять любые нарушения законности при раскрытии и расследовании преступлений.

Кардинальный пересмотр ценностей государства, с определением высшими ценностями - человека, его жизни, прав и свобод, потребовал установления более действенного контроля за органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность. Принятый в 1995 г. Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности» таковым определил прокурорский надзор. Эта форма контроля была регламентирована еще в Федеральном законе от 17 января 1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», требования которого получили свое дальнейшее развитие в недавнем Приказе Генеральной прокуратуры РФ от 15 февраля 2011 г. № 33 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов при осуществлении оперативно-розыскной деятельности».[8, 5]

В соответствии с действующим законодательством осуществление надзорных функций возложено на прокуратуру Российской Федерации. Следует отметить, что прокурорский надзор составляет основную, ведущую функцию прокуратуры, определяющую ее государственное предназначение. Правовое регулирование надзора за оперативно-розыскной деятельностью осуществляется Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом «Об оперативно-розыскной деятельности», Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации», Уголовно-процессуальным кодексом и др.