ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 27.04.2019
Просмотров: 4190
Скачиваний: 11
В результате взаимодействия токов и полей высших гармоник возникают электромагнитные моменты, которые при неблагоприятном соотношении Z1 и Z2 могут существенно ухудшать механическую характеристику двигателя, так как момент на валу машины является суммой моментов, обусловленных всеми взаимодействующими гармониками. В зависимости от соотношения Z1 и Z2 в той или иной степени проявляются синхронные или асинхронные моменты от высших гармоник.
Их влияние на момент от первой гармонической приводит к появлению пиков и провалов в результирующей кривой момента [6]. В поле зазора присутствуют также высшие гармоники, порядок которых определенным образом связан с числами пазов и полюсов машины. Это так называемые зубцовые гармоники, которые вызывают шум и вибрацию при работе двигателя при номинальном режиме. Влияние зубцовых гармоник особенно заметно при малых воздушных зазорах, характерных для асинхронных двигателей небольшой мощности.
Исследования, проведенные для изучения влияния соотношений чисел зубцов на статоре и роторе на кривую момента, а также на шумы и вибрации, позволили определить наилучшие сочетания Z1 и Z2 для короткозамкнутых двигателей с различными числами 2р. Рекомендации по выбору Z2 при известных Z1 и 2р сведены в табл. 9.18, в которой предлагается несколько возможных вариантов чисел пазов ротора при данных Z и 2р. В двигателях малой мощности
обычно выполняют Z2 < Z1. Это объясняется рядом причин технологического характера, а также тем, что с увеличением Z2 ток в стержнях ротора уменьшается, и в двигателях небольшой мощности их сечения становятся очень малыми. В более крупных двигателях иногда выполняют Z2 > Z1, с тем чтобы ограничить чрезмерно большой ток в стержнях ротора и увеличить равномерность распределения проводников обмотки по длине расточки.
Таблица 9.18. Рекомендуемые числа пазов роторов
асинхронных двигателей с короткозамкнутым ротором
2р |
Число пазов статора |
Число пазов ротора |
|
без скоса пазов |
со скосом пазов |
||
2 |
12 |
9*, 15* |
— |
18 |
11*, 12*. 15*, 21*, 22 |
14*, (18), 19*, 22*, 26, 28*, (30), 31,33, 34, 35 |
|
24 |
15* (16)*, 17*, 19, 32 |
18,20,26,31,33,34,35 |
|
30 |
22,38 |
(18), 20, 21,23, 24, 37, 39, 40 25, 27, 29, 43, |
|
36 |
26, 28, 44, 46 |
25,27,29,43,45, 47 |
|
42 |
32, 33, 34, 50, 52 |
— |
|
48 |
38, 40, 56, 58 |
37.39.41.55.57.59 |
|
4 |
12 |
9* |
15* |
18 |
10*. 14* |
18*, 22* |
|
24 |
15*, 16*, 17, (32) |
16, 18, (20), 30, 33, 34, 35, 36 |
|
36 |
26, 44, 46 |
(24), 27, 28, 30, (32), 34, 45, 48 |
|
42 |
(34), (50), 52, 54 |
(33), 34, (38), (51), 53 |
|
48 |
34, 38, 56, 58, 62, 64 |
(36), (38), (39), 40, (44), 57, 59 |
|
60 |
50, 52, 68, 70, 74 |
48,49,51,56,64,69,71 |
|
72 |
62. 64. 80. 82. 86 |
61.63.68.76.81.83 |
|
6 |
36 |
26, 46, (48) |
28*, 33, 47, 49, 50 |
54 |
44, 50, 64, 66, 68 |
42,43,51,65,67 |
|
72 |
56, 58, 62, 82, 84, 86, 88 |
57,59,60,61,83,85,87,90 |
|
90 |
74, 76, 78, 80, 100,102, 104 |
75,77,79,101,103,105 |
|
8 |
48 |
(34), 36, 44, 62, 64 |
35,44,61,63,65 |
72 |
56, 58, 86, 88, 90 |
56, 57, 59, 85, 87, 89 |
|
84
|
66, (68), 70, 98, 100, 102, 104 |
(68), (69), (71), (97), (99), (101) |
|
96 |
78.82.110.112. 114 |
79.80.81.83.109.111.113 |
|
10 |
60 |
44, 46, 74, 76 |
57, 69, 77, 78, 79 |
90 |
68, 72, 74, 76,104, 106, 108, 110, 112,114 |
70,71,73,87,93,107,109 |
|
120 |
86, 88, 92, 94, 96, 98, 102, 104, 106, 134, 136, 138, 140, 142, 146 |
99,101,103,117,123,137,139 |
|
12 |
72 |
56, 64, 80, 88 |
69,75,80,89,91,92 |
90 |
68,70.74,88,98,106, 108,110 |
(71), (73), 86, 87, 93, 94, (107), (109) |
|
108 |
86, 88, 92, 100, 116, 124, 128, 130, 132 |
84,89,91,104,105,111,112,125,127 |
|
144 |
124, 128, 136, 152, 160, 164, 166, 168, 170. 172 |
125, 127, 141, 147, 161, 163 |
Примечания: 1. В скобках указаны числа пазов, при которых возможно повышение вибрации двигателей.
2. Звездочкой отмечены числа пазов, применяемые, в основном, в машинах малой мощности.
Ток в стержне определяется по (9.57), при этом с учетом принятых для короткозамкнутой обмотки чисел фаз и витков в фазе, а также влияния скоса пазов коэффициент приведения токов
(9.66)
где kск — коэффициент скоса, учитывающий уменьшение ЭДС обмотки при скошенных пазах ротора (см. гл. 3):
(9.67)
здесь уск = βск; βск = ; bск — скос пазов, мм.
Сечение стержней, м2,
qс = I2/J2. (9.68)
Плотность тока в стержнях ротора машин закрытого обдуваемого исполнения при заливке пазов алюминием выбирается в пределах J2 = (2,5...3,5)•106 А/м2, а при защищенном исполнении на 10...15 % выше, при этом для машин больших мощностей следует принимать
меньшие значения плотности тока.
В обмотке ротора, выполненной из медных стержней, плотность тока принимают несколько большей: J2 = (4,0...8,0)•106 А/м2 (большие значения соответствуют машинам меньшей мощности).
Ток в короткозамыкающих кольцах находят, исходя из следующих соображений. Принимают направления токов в стержнях ротора , , ... и на участках замыкающих колец, соединяющих этихи стержни, , , , как показано на рис. 9.36, а. Тогда для узлов а, b, c и т. д. можно записать
= - ;
= - ; (9.69)
= - .
…………………..
Токи в стержнях сдвинуты относительно друг друга на угол az = 2pπ / Z2. Начертив многоугольник токов в стержнях (рис. 9.36, б), стороны которого являются векторами токов стержней, сдвинутых по фазе на угол az, убеждаемся, что системе уравнений (9.69) будут соответствовать направления токов на участках колец, показанные на рис. 9.36, б. Угол между их векторами тоже равен az. Найдем соотношение между токами в стержнях и в участках колец, для чего рассмотрим один из треугольников векторной диаграммы, образованный, например, векторами токов , , . Из этого треугольника имеем
= 2 I23 sin
Рис. 9.36 К расчету токов в замыкающих кольцах
короткозамкнутой обмотки ротора:
а — направления токов;
б — векторная диаграмма токов обмотки
Так как это соотношение справедливо для любого из элементов диаграммы токов, то, обозначив токи в кольце Iкл, а токи в стержнях I2, можем записать
Iкл = I2/Δ, (9.70)
где
Δ = 2 sin (9.71)
Выражение (9.70) является расчетной формулой для определения тока в замыкающих кольцах короткозамкнутых роторов.
Плотность тока в замыкающих кольцах Jкл выбирают в среднем на 15...20 % меньше, чем в стержнях. Это объясняется двумя причинами. Во-первых, замыкающие кольца, имеющие лучшие условия охлаждения по сравнению со стержнями, являются своего рода радиаторами, которые отводят тепло стержней, усиливая их охлаждение. Во-вторых, в машинах, в которых для улучшения пусковых характеристик используют эффект вытеснения тока, большое сопротивление замыкающих колец снижает кратность увеличения общего сопротивления обмотки ротора при пуске.
Площадь поперечного сечения замыкающих колец, м2,
qкл = Iкл / Jкл. (9.72)
Замыкающие кольца в роторах со вставными стержнями из-за необходимости пайки или сварки их со стержнями устанавливают на некотором расстоянии от торцов ротора (рис. 9.37, а). Поперечное сечение колец представляет собой прямоугольник, размеры которого (hкл и bкл) выбирают таким образом, что hкл = (1,1...1,25)hп2.
В роторах с литой обмоткой замыкающие кольца, которые отливают одновременно с заливкой пазов, всегда плотно прилегают к торцам сердечника ротора. При этом они помимо своей основной функции выполняют и другую: удерживают в спрессованном состоянии листы сердечника ротора. Замыкающие кольца литой обмотки обычно выполняют с поперечным
Рис. 9.37. Размеры замыкающих колец короткозамкнутого ротора:
а — со сварной обмоткой; б — с литой обмоткой
сечением в виде неправильной трапеции, прилегающей своим большим основанием к торцу ротора (рис. 9.37, б). Размеры hкл и bкл, нужные для расчета, берут приближенно, исходя из конфигурации поперечного сечения кольца. Высоту сечения кольца выбирают hкл ≥ 1,2 hп2.
Ширину замыкающих колец обоих типов рассчитывают исходя из qкл полученной по (9.72), и выбранной hкл:
bкл = qкл / hкл. (9.73)
Средний диаметр замыкающих колец, м,
Dкл.ср = D2 - hкл. (9.74)
Одновременно с заливкой стержней и колец на замыкающих кольцах отливают вентиляционные лопатки длиной, несколько меньшей, чем длина вылета лобовых частей обмотки статора. Количество вентиляционных лопаток выбирают равным простому числу, приблизительно в 2—3 раза меньшему, чем число пазов ротора.
Расчетное сечение замыкающих колец литой обмотки, м2, принимают равным qкл = hкл bкл, не учитывая утолщения в местах примыкания вентиляционных лопаток.
Форма паза и конструкция обмотки короткозамкнутого ротора определяются требованиями к пусковым характеристикам двигателя и его мощностью. В асинхронных двигателях мощностью до50…60 кВт обычно выполняют грушевидные пазы и литую обмотку из алюминия (рис. 9.38, а). Размеры паза выбирают такими, чтобы торцы ротора имели параллельные грани.
Роторы более крупных машин с прямоугольными пазами выполняют со вставными медными стержнями или с литой алюминиевой обмоткой (рис. 9.38, в, г). Прямоугольные открытые пазы встречаются в короткозамкнутых роторах многополюсных асинхронных двигателей. Стержни обмотки, выполненные из алюминиевых шин прямоугольного сечения (рис. 9.38, д), устанавливают в открытые пазы ротора и закрепляют, расчеканивая их верхнюю часть.
Для увеличения пусковых моментов двигателей прямоугольные пазы делают узкими и глубокими, так как эффект вытеснения тока в них возрастает с увеличением высоты стержня. Роторы с такими пазами называют глубокопазными.
В асинхронных двигателях при небольшом числе полюсов часто не удается получить требуемый пусковой момент даже при глубокопазных роторах, поэтому переходят к роторам с фигурными пазами. Применяют различные конфигурации фигурных пазов (рис. 9.38, е – и ). Все они имеют характерную особенность – уменьшенную ширину верхней части паза по сравнению с нижней, что позволяет в большей степени использовать эффект вытеснения тока при больших скольжениях.
Рис. 9.38. Конфигурации пазов короткозамкнутых асинхронных двигателей
Короткозамкнутые обмотки роторов с пазами трапецеидальной формы выполняют как с заливкой пазов алюминием (рис. 9.38, ё), так и со сварной медной клеткой (рис. 9.38, ж), для стержней которой используют шинную медь соответствующего профиля.
Обмотки со стержнями более сложной формы, например, лопаточные стержни (рис. 9.38, з), выполняют заливкой алюминием или его сплавами. Колбообразные пазы с круглой нижней частью (рис. 9.38, и) в настоящее время почти не применяют из-за менее удачного, чем при лопаточных пазах, использования стали зубцовой зоны.
Асинхронные двигатели, предназначенные для приводов механизмов с тяжелыми условиями пуска, часто выполняют с двухклеточными роторами (рис. 9.38, к, л), в которых на каждом зубцовом делении размещены один над другим два стержня. Каждая система стержней образует свою обмотку: верхние стержни, лежащие ближе к зазору, — пусковую, а нижние — рабочую.
Двойную клетку выполняют в двух вариантах: с общими замыкающими кольцами (рис. 9.39, а), когда каждое кольцо замыкает одновременно стержни и пусковой, и рабочей клеток, либо с раздельными замыкающими кольцами (рис. 9.39, б). В последнем случае с каждого торца ротора располагают по два кольца, одно из которых замыкает только стержни пусковой, а другое — стержни рабочей клетки.
Обычное исполнение двойной клетки — сварное с раздельными кольцами. Рабочую обмотку (стержни и короткозамыкающие кольца) в большинстве случаев изготовляют из меди, а пусковую — из латуни. Латунь для пусковой клетки применяют из-за больших по сравнению с медью удельного сопротивления и теплоемкости.
Рис. 9.39. Замыкающие кольца двухклеточных
короткозамкнутых роторов асинхронных двигателей:
а — общие; б — раздельные
Увеличение теплоемкости пусковой клетки особенно важно для машин с длительными тяжелыми пусками, за время которых потери в роторе могут нагреть пусковую обмотку до недопустимо высокой с температуры.
В современных машинах распространено также двухклеточное исполнение роторов с литыми обмотками (см. рис. 9.38, л). В таких конструкциях и пусковую, и рабочую клетки заливают одним металлом. Замыкающие кольца — общие, прилегающие к торцам ротора (рис. 9.39).
Выбирая ту или иную конструкцию клетки, форму и размерные соотношения стержней, следует исходить из требований к пусковым характеристикам двигателей и возможности размещения паза на зубцовом делении ротора, при котором обеспечивается нормальный уровень индукции в зубцах и ярме. Кроме того, необходимо учитывать влияние размерных соотношений пазов на индуктивное сопротивление обмотки ротора. При любой конфигурации паза уменьшение ширины верхней части стержней и увеличение их высоты приводят к увеличению пускового момента, но одновременно увеличивается коэффициент магнитной проводимости паза и растет индуктивное сопротивление обмотки ротора. Это в некоторых случаях может играть положительную роль — как фактор, ограничивающий пусковые токи, но в то же и время увеличение индуктивного сопротивления ротора приводит к ухудшению коэффициента мощности при номинальном режиме работы и к снижению Мmах.
То же характерно для двигателей с двухклеточными роторами, имеющими большие пусковые моменты, но низкие коэффициенты мощности при номинальном режиме, так как поток пазового рассеяния в перемычке между стержнями рабочей и пусковой клеток достигает
больших значений. Поэтому для обеспечения высоких энергетических показателей номинального режима следует, прежде всего, ориентироваться на пазы ротора с широкой верхней частью — грушевидные (см. рис. 9.38, а). Пазы других форм (прямоугольные, фигурные) или двойную клетку применяют только в том случае, когда пусковые характеристики двигателя с ротором, имеющим грушевидные пазы, не удовлетворяют
Рис. 9.40. Трапецеидальные пазы короткозамкнутого ротора:
а — полузакрытые; б — закрытые
требованиям, поставленным в техническом задании.
В большинстве асинхронны; двигателей с короткозамкнутым ротором с высотой оси вращения h ≤ 250 мм выполняют трапецеидальные пазы и литую обмотку на роторе (рис. 9.40). Размерные соотношения пазов b1, b2 и h1 обеспечивают параллельность боковых граней зубцов. В двигателях с h < 160 мм пазы имеют узкую прорезь со следующими размерами: bш = 1,0 мм и hш = 0,5 мм при высоте оси вращения h < 100 мм; bш = 1,5 мм и hш = 0,75 мм при высоте вращения А = 112...132 мм. В двигателях с h = 160...250 мм выполняют трапецеидальные закрытые пазы (рис. 9.40, б) с размерами шлица bш = 1,5 мм и hш = 0,7 мм. Высота перемычки над пазом в двигателях с 2р > 4 выполняется равной h'ш =0,3 мм, в двухполюсных двигателях h'ш = 1,0...1,5 мм.
Размеры паза ротора рассчитывают исходя из требуемого сечения стержня qс, полученного по (9.68), допустимой индукции в зубце и из условия постоянства ширины зубца, т. е. параллельности его граней.
По допустимой индукции (см. табл. 9.12) определяют ширину зубца ротора:
(9.75)
После чего рассчитывают размеры паза (рис. 9.40):
(9.76)
; (9.77)
. (9.78)
После расчета размеры паза следует округлить до десятых долей миллиметра и уточнить площадь сечения, стержня qc:
qc = (9.79)
Условия высококачественной заливки пазов алюминием требуют, чтобы диаметр закругления нижней части паза в двигателях c h ≤ 132 мм был не менее 1,5...2 мм, в двигателях с h ≥ 160 мм — не менее 2,5...3 мм.
В связи с округлениями результатов расчета необходимо просчитать ширину зубцов в сечениях b'Z2 и b'Z2 по окончательно принятым размерам паза:
(9.80)
(9.81)
При небольшом расхождении размеров b'Z2 и b"Z2 в расчете магнитного напряжения зубцов ротора используется средняя ширина зубца bz2 = (b'z2 + b"z2) / 2. При заметных расхождениях расчет проводят так же, как для трапецеидальных зубцов ротора (см. ниже).
Расчетная высота зубца принимается равной:
hz2 = hп – 0,1 b2. (9.82)
В двигателях с высотой оси вращения h = 280...355 мм выполняют закрытые пазы ротора: при 2р ≥ 4 — трапецеидальные, сужающиеся в верхней части, и при 2р = 2 — лопаточные (рис. 9.41).