Файл: ГЛАВА 9 Проектирование асинхронных машин.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.04.2019

Просмотров: 4126

Скачиваний: 11

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Расчетная напряженность поля в зубце



Расчетная напряженность поля в зубцах ротора с изменяющейся площадью поперечного сечения (по рис. 9.32; 9.41, а; 9.42). Расчетная напряженность поля определяется как средняя


HZ2 = (HZ2max + 4 HZ2cp + HZ2min) / 6, (9. 110)


где HZ2max, HZ2min, и HZ2cp — напряженности поля в наибольшем, наи­меньшем и среднем сечениях зубца, определяемые по индукциям в этих сечениях зубцов ВZ2max, ВZ2min, и ВZ2cp = 0,5 (ВZ2max + BZ2min).

Индукции Bz2max и Bz2min рассчитывают по (9.109), подставляя в эту формулу вместо размера bZ2 соответственно наименьшее (bz2min) и наибольшее (Bz2mах) значения ширины зубца, полученные по фор­мулам табл. 9.20.

При расчете магнитного напряжения по напряженности поля в сечении на 1/3 высоты зубца ротора находят индукцию ВZ1/3, под­ставляя в формулу (9.109) вместо bz2 ширину зубца bz1/3 (табл. 9.20). В этом случае расчетная напряженность



Если при расчете магнитного напряжения зубцов с переменным сечением HZ2max > 2 HZ2min, то более точные результаты дает деление зубца по высоте на две равные части и определение средних напряженностей в каждой из них в отдельности. В этом случае расчетная ширина зубца принимается на высоте 1/3 каждой части, т. е. на вы­соте, приблизительно равной 0,2 и 0,7 всей высоты паза от его наи­более узкой части:


(9.111)


Определив индукцию Bz0,2 и Bz0,7 в этих сечениях зубца, находят соответствующие им напряженности поля HZ0,2 и HZ0,7. Магнитное напряжение зубцовой зоны, А, в этом случае


Fz2 = hz2 (Hz0,2 + Hz0.7), (9.112)


Необходимо отметить, что для всех сечений зубцов, расчетная индукция в которых превышает 1,8 Тл, необходимо определить действительную индукцию, т. е. учесть уменьшение потока в зуб­це за счет ответвления части потока зубцового деления в паз, как это указано в расчете зубцового напряжения зубцовой зоны ста­тора.

Магнитное напряжение зубцовой зоны ротора с фигурными паза­ми и с двойной беличьей клеткой. При фигурных пазах ротора или двойной беличьей клетке рассчитывают раздельно магнитные на­пряжения верхней и нижней частей зубцов, А:


(9.113)


где hz2В и hz2H — расчетные высоты верхней и нижней частей зубца, м, определяемые по формулам табл. 9.21 и 9.20; Hz2B и Hz2H — расчетные напряженности верхней и нижней частей зубца, А/м.

Расчет индукции для определения расчетных напряженностей Нz2В и Нz2H проводят по формулам, аналогичным приведенным выше для одноклеточных роторов, формулы для определения шири­ны зубцов в различных сечениях приведены в табл. 9.21 и 9.22 в зависимости от конфигурации пазов (рис. 9.45 и 9.46).

Магнитное напряжение зубцовой зоны роторов с фигурными пазами или с двойной беличьей клеткой, А/м,


FZ2 = 2 (Fz2B, + Fz2H). (9.114)


Учет ответвления потока в паз при индукциях выше 1,8 Тл при расчете магнитного напряжения так же обязателен, как и при расче­те зубцовых зон с другими конфигурациями пазов.


После расчета магнитных напряжений Fδ, Fz1 и Fz2 определяют коэффициент насыщения зубцовой зоны:


(9.115)


Полученное значение kz позволяет предварительно оценить пра­вильность выбранных размерных соотношений и обмоточных дан­ных проектируемой машины. Если kz > 1,5...1,6, имеет место чрезмерное насыщение зубцовой зоны; если kZ < 1,2, то зубцовая зона мало


Таблица 9.21. Размеры зубцов роторов асинхронных двигателей с фигурными пазами



Размер

Форма пазов ротора по рис. 9.40

9.45, а

9.45, 6

9.45, в

9.45, г

bZmax


bZmin




hZB

h'B

h'B

h'B


0,9 + hШ


bZн max


=



bZн min


=

hZн

hH

hH – 0,1 bH

0,9 bH





Таблица 9.22. Размеры зубцов двойной клетки короткозамкнутых

роторов асинхронных двигателей


Размер

Форма пазов ротора по рис. 9.45

9.46,а

9.45, 6

9.45, в

bZ в.ср


hZв

0,9 bВ + hШ

bZн max


bZн min

bZн ср

hZ Н

0,9 bH

h'H – h0

h'H – h0 – 0,1 bH2




Рис. 9.45. Обозначение размеров зубцовой зоны короткозамкнутых роторов

с фигурными пазами: а —г — различные формы пазов ротора



Рис. 9.46. Обозначения размеров зубцовой зоны

короткозамкнутых роторов с двойной беличьей клеткой:

а — в — различные конфигурации пазов двухклеточных роторов



использована или воздушный зазор взят слишком большим. В обоих случаях в расчет должны быть внесены соответствующие коррективы.

При дальнейшем расчете магнитной цепи определяют магнит­ные напряжения ярм статора и ротора.


9.9.4. Магнитное напряжение ярм статора и ротора.

Намагничивающий ток


Магнитное напряжение ярма статора, А,


Fa = La Ha, (9.116)


где La — длина средней магнитной силовой линии в ярме статора, м; На — напряженность поля при индукции Ва по кривой намагничива­ния для ярма, принятой при проектировании стали, А/м.

Индукция в ярме статора, Тл,


Ва = Ф / (2h'a lст1 kc1 ), (9.117)


где h'а — расчетная высота ярма статора, м:


(9.118)


где dk1 и mk1 — диаметр и число рядов аксиальных вентиляционных каналов в сердечнике статора; при отсутствии каналов mk1 = 0.

Длина средней магнитной силовой линии в ярме статора, м,


La = (Da - ha) / (2p), (9.119)


где ha — высота ярма статора, м:


ha = (Da - D) / 2 – hп1. (9.120)


Магнитное напряжение ярма ротора, А,


Fj = Lj Hj (9.121)


где Hj — напряженность поля в ярме при индукции Bj по кривой намагничивания для ярма принятой при проектировании стали. Индукция в ярме ротора, Тл,



Вj = Ф / (2 h'j lст2 kc2 ), (9.122)


где kс2 — коэффициент заполнения сталью ярма ротора (по табл. 9.13); h'j — расчетная высота ярма ротора, м.

Для роторов с посадкой сердечника на втулку или на оребрен­ный вал (крупные асинхронные двигатели) расчетная высота ярма статора (см. рис. 9.43), м,


(9.123)


В двигателях с непосредственной посадкой сердечника ротора на вал внутренний диаметр ротора равен диаметру вала: Dj = DB. B таких двигателях с 2р = 2 или 4 учитывают, что часть магнитных силовых линий потока замыкается через вал. Поэтому в двигателях с 2р = 2 расчетную высоту ярма ротора, м, определяют из выра­жения


. (9.124)


и длина силовых линий в ярме, м,


Lj = 2 hj, (9.125)


где высота ярма ротора, м,


hj = (D2 - Dв) / 2 - hп2. (9.126)


В двигателях с 2р = 4 с непосредственной посадкой сердечника ротора на вал, имеющих размерные соотношения, при которых , расчетную высоту ярма ротора определяют по (9.124), при других размерных соотношениях — по (9.126).

Длина средней магнитной силовой линии в ярме ротора всех двигателей, кроме двухполюсных, с непосредственной посадкой сер­дечника ротора на вал, м,

Lj = π(Dj + hj) / (2p), (9.127)


где


hj = (D2 — Dj) / 2 — hпa.


На этом расчет магнитных напряжений участков магнитной цепи двигателя заканчивается. Суммарное магнитное напряжение магнитной цепи (на пару полюсов), А,


Fu = Fδ + Fz1 + Fz2 + Fa + Fj. (9.128)


Коэффициент насыщения магнитной цепи


kμ = Fu / Fδ. (9.129)


Намагничивающий ток, А,


Iμ (9.130)


Намагничивающий ток выражается также в процентах или в до­лях номинального тока двигателя:


(9.131)


Относительное значение I*μ служит определенным критерием правильности произведенного выбора и расчета размеров и обмот­ки двигателя. Так, если при проектировании четырехполюсного двигателя средней мощности расчет показал, что I*μ < 0,20.. .0,18, то в большинстве случаев это свидетельствует о том, что размеры машины выбраны завышенными и активные материалы недоиспользо­ваны. Такой двигатель может иметь высокие КПД и cosφ, но плохие показатели расхода материалов на единицу мощности, большие массу и габариты.

Если же в аналогичном двигателе I*μ > 0,3...0,4, то это в большин­стве случаев означает, что либо его габариты взяты меньшими, чем следовало, либо неправильно выбраны размерные соотношения участков магнитопровода. Двигатель будет иметь низкие КПД и cosφ.

В небольших двигателях мощностью менее 2...3 кВт I*μ может до­стигать значения 0,5...0,6, несмотря на правильно выбранные разме­ры и малое насыщение магнитопровода. Это объясняется относите­льно большим значением магнитного напряжения воздушного зазора, характерным для двигателей малой мощности [6].


9.10. ПАРАМЕТРЫ АСИНХРОННОЙ МАШИНЫ

ДЛЯ НОМИНАЛЬНОГО РЕЖИМА


Параметрами асинхронной машины называют активные и ин­дуктивные сопротивления обмоток статора r1, x1, ротора r2, х2 или приведенные к числу витков обмотки статора сопротивления рото­ра r'2 и х'2, сопротивление взаимной индуктивности х12 и расчетное сопротивление r12 (или rμ), введением которого учитывают влияние потерь в стали статора на характеристики двигателя.




Рис. 9.47. Схемы замещения фазы обмотки приведенной асинхронной машины


Известные из общей теории электрических машин схемы заме­щения фазы асинхронной машины, основанные на приведении про­цессов во вращающейся машине к неподвижной, приведены на рис. 9.47. Физические процессы в асинхронной машине наглядно отражает схема, изображенная на рис. 9.47, а. Но для расчета оказалось удобнее преобразовать ее в схему, показанную на рис. 9.47, б.

Параметры схемы замещения не остаются неизменными при различных режимах работы машины. С увеличением нагрузки увеличивается поток рассеяния, и в связи с этим из-за возрастания насыщения отдельных участков магнитопровода полями рассеяния уменьшаются индуктивные сопротивления х1 и х2.

Увеличение скольжения в двигателях с короткозамкнутым рото­ром приводит к возрастанию действия эффекта вытеснения тока, что вызывает изменение сопротивлений обмотки ротора r2 и х2. При расчете рабочих режимов машины в пределах изменения скольже­ния от холостого хода до номинального эти изменения незначитель­ны и ими обычно пренебрегают.

При расчете пусковых режимов, в которых токи машины в не­сколько раз превышают номинальный, а частота тока в роторе близка к частоте питающей сети, в большинстве случаев приходится учитывать изменение параметров от насыщения участков магнитопровода кода полями рассеяния и от влияния эффекта вытеснения тока.



9.10.1. Активные сопротивления обмоток статора и фазного ротора


Активные сопротивления r и r2, Ом, определяют по основной расчетной формуле (5.1):


r = kR ρυ (9.132)


где L — общая длина эффективных проводников фазы обмотки, м; qэФ — площадь поперечного сечения эффективного проводника, м :


qэф = qэл nэл; (9.133)


qэл — площадь поперечного сечения элементарного проводника; nэл — число элементарных проводников в одном эффективном; а — число параллельных ветвей обмотки; ρυ — удельное сопротивление материала обмотки при расчетной температуре, Ом•м; kR — коэффициент увеличения активного сопротивления фазы обмотки от действия эффекта вытеснения тока.

В проводниках обмотки статора асинхронных машин эффект вытеснения тока проявляется незначительно из-за малых размеров элементарных проводников. Поэтому в расчетах нормальных ма­шин, как правило, принимают kR = 1 . Некоторое увеличение потерь,

обусловленное действием эффекта вытеснения тока, относят к дополнительным потерям.

В обмотках фазных роторов kR также принимают равным едини­це независимо от размеров и числа проводников в пазу, так как час­тота тока в них при номинальном и близких к нему режимах очень мала.

Общая длина проводников фазы обмотки L, м,


L = lcp w, (9.134)


где lcp — средняя длина витка обмотки, м; w — число витков фазы. Среднюю длину витка lср находят как сумму прямолинейных па­зовых и изогнутых лобовых частей катушки:



lср = 2 (lп + lл). (9.135)


Длина пазовой части lп равна конструктивной длине сердечни­ков машины:


lп = l1(2).


Лобовая часть катушки имеет сложную конфигурацию (рис. 9.48). Точные расчеты ее длины и длины вылета лобовой части тре­буют предварительного определения всех размеров катушки и со­пряжены со значительными объемами расчетов, данные которых в дальнейшем электромагнитном расчете обычно не используются. Для машин малой и средней мощности и в большинстве случаев для крупных машин достаточно точные для практических расче­тов результаты дают эмпирические формулы, учитывающие основные особенности конструктивных форм катушек.

Катушки всыпной обмотки ста­тора. Длина лобовой части, м,


lл = Kл bкт + 2В; (9.136)


вылет лобовых частей обмотки, м,


lвыл = Kл bкт + В. (9.137)


Рис. 9.48. Катушка двухслойной об­мотки статора


В этих формулах bкт — средняя ширина катушки, м, определяемая по окружности, проходящей по серединам высоты пазов:


bкт = (9.138)


где β = урасч / τ — укорочение шага обмотки статора. Для диаметраль­ных двухслойных обмоток, выполненных без укорочения шага, и для двухслойных обмоток, включая обмотки из концентрических кату­шек, имеющих разную ширину, принимают β = 1; Кл и Квыл — коэффи­циенты, значения которых берут из табл. 9.23 в зависимости от числа полюсов машины и наличия изоляции в лобовых частях; В — длины вылета прямолинейной части катушек из паза от торца сердечника до начала отгиба лобовой части, м.


Таблица 9.23. К расчету размеров лобовых частей катушек всыпной обмотки




Число полюсов 2р

Катушки статора


Лобовые части не изолированы

Лобовые части изолированы лентой

Кл

Квыл

Кл

Лвыл

2

1,2

0,26

1,45

0,44

4

1,3

0,4

1,55

0,5

6

1,4

0,5

1,75

0,62

8

1,5

0,5

1,9

0,72


Для всыпной обмотки, укладываемой в пазы до запрессовки сер­дечника в корпус, берут В = 0,01 м. В машинах, обмотки которых укладывают после запрессовки сердечника в корпус, вылет прямолинейной части В = 0,015 м.

Катушки из прямоугольного провода. В обмотках статоров и фаз­ных роторов асинхронных двигателей, выполненных из прямоугольного провода, длина лобовой части витка, м,


lл = Кл bкт + 2В + hп; (9.139)


вылет лобовой части обмотки (рис 9.49), м,


lвыл = Кл bкт + В + 0,5 hп, (9.140)


где bкт, — средняя ширина катушки, для катушек статора рассчитывается по (9.138), для катушек ротора


bкт = (9.141)


β — укорочение шага обмотки ротора; В — вылет прямолинейной ча­сти катушек из паза (по табл. 9.24); Кл, Kвыл — коэффициенты, определяемые из выражений



Рис. 9.49. Обозначения размеров катушек в лобовых частях