ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 27.04.2019
Просмотров: 4191
Скачиваний: 11
Для расчета размеров трапецеидальных сужающихся в верхней части пазов целесообразно использовать графоаналитический метод, аналогичный описанному в § 6.5 для пазов всыпной обмотки статора. Наименьшая допустимая ширина зубца bzimm находится по Вz2mах (см. табл. 9.12). На построенном в достаточно большом масштабе эскизе зубцового деления ротора, изменяя b2 и bп, графически определяют размеры паза по заданной площади сечения стержня qc, при которых Bz2max остается в допустимых пределах. Высота перемычки над пазом принимается равной h'ш = 0,5 мм. Диаметр закругления верхней части паза должен быть не менее b1 ≥ 3,5...4 мм. После построения определяют ширину зубца ротора:
(9.83)
(9.84)
Расчетная высота зубца
hz2 = hп - 0,1b2. (9.85)
Рис. 9.41. Характерные размеры зубцовой зоны короткозамкнутого ротора:
а — с трапецеидальными пазами; б — с лопаточными пазами
В лопаточных пазах (рис. 9.41, б) высоту верхней части паза hв для получения наибольшего эффекта вытеснения тока во время пуска при литой алюминиевой обмотке выполняют равной 15...16 мм. Размеры нижней части лопаточных стержней рассчитывают, исходя из сечения стержня qc и постоянства ширины зубцов ротора:
(9.86)
где bz2н — ширина зубца на нижнем участке, определяемая по допустимой индукции в зубцах ротора (см. табл. 9.12); h'ш — высота перемычки над пазом. Для двигателей с 2р = 2 принимают h' ш - 1...2 мм.
Ширина верхней части стержня
bВ = (0,5...0,65) b1н. (9.87)
Требуемое сечение нижней части стержня
qс.н = qc – qc.в. . (9.88)
где сечение верхней части стержня
qс.в. = bв (hв – 0,11 bв). (9.89)
Диаметр закругления нижней части стержня
(9.90)
Наименьший допустимый размер b2н = 3...4 мм.
Если по (9.90) b2н < 3 мм, следует или уменьшить сечение стержня (увеличить плотность тока в нем), или несколько увеличить индукцию в зубцах ротора.
Расстояние между центрами закруглений нижней части стержня
h1н = (b1н - b2н) (9.91)
После округления полученных размеров до десятых долей миллиметра уточняют площадь сечения стержня ротора: qc.в. по (9.89) и
qc.н = (9.92)
qc = qc.в + qc.н (9.93)
Размеры зубцов в верхних и нижних частях рассчитывают раздельно.
Размеры верхней части зубца:
BZв max = (9.94)
bZв min = (9.95)
где h'в = hв + h'ш.
Размеры нижней части зубца:
(9.96)
(9.97)
Расчетная высота участков зубца:
верхнего
hZв = h'в ; (9.98)
нижнего
aZн = hн - 0,1b2н. (9.99)
В короткозамкнутых роторах с обмоткой из вставных алюминиевых шин выполняют открытые прямоугольные пазы (рис. 9.42). Размеры паза находят исходя из допустимой ширины зубца bZ2min, определенной по допустимой Bz2max (см. табл. 9.12). Ширина паза
(9.100)
где Sп2 — полная площадь поперечного сечения паза, которую предварительно берут равной:
Sп2 ≈ 1,1 qс.
Из двух возможных значений bп, полученных по (9.100), следует выбрать значение, удовлетворяющее требованиям конструкции. Ширина алюминиевой шины должна быть меньше ширины паза в штампе на припуск на сборку сердечника ΔbП (см. табл. 9.14). Размеры паза окончательно определяют после выбора стандартного сечения и размеров алюминиевой шины (табл. П 3.7).
Высота паза
hП = hс + ΔhП + hш, (9.101)
где ΔhП определяют по табл. 9.14; hш — высота шлица, в роторах такой конструкции выполняется равной 4 мм;
высота стержня
hc = qc / bc.
Наибольшая и наименьшая ширины зубцов при прямоугольных пазах ротора определяются по (9.61) и (9.63). Расчетная высота зубца принимается равной высоте паза:
hz = hп.
9.8.3. Сердечники роторов
Сердечники роторов асинхронных двигателей при D2 < 990 выполняют с непосредственной посадкой на вал без промежуточной втулки. В двигателях с высотой оси вращения h ≤ 250 мм применяют посадку сердечников на гладкий вал без шпонки. В двигателях больших размеров сердечники крепят на валу с помощью шпонки. Ее диаметр ротора превышает 990 мм, то сердечник шихтуют из отдельных сегментов и крепят на втулке ротора или на продольных ребрах, приваренных к валу (оребренные валы) (см. гл. 8).
В большинстве двигателей с высотой оси вращения h ≥ 250 выполняют аксиальные каналы в целях некоторого улучшения условий охлаждения ротора и снижения его массы и момента инерции.
Рис. 9.42. Характерные размеры зубцовой зоны
короткозамкнутого ротора с обмоткой из
вставных прямоугольных алюминиевых шин
Рис. 9.43. Аксиальные вентиляционные
каналы в сердечнике ротора:
а — расположение каналов в один ряд(mк2 = 1);
б — расположение каналов в два ряда (mк2 = 2)
Аксиальные каналы (рис. 9.43) могут быть расположены в одном ряду (mк2 = 1) или при больших диаметрах ротора в двух рядах (mк2 = 2). Число аксиальных каналов в сердечнике ротора обычно колеблется от 9 до 12, а их диаметр (dк2) — в пределах от 15 до 30 мм. Большие диаметры выполняют в роторах двигателей с большим числом полюсов. При расположении каналов в два ряда их диаметры уменьшают.
Радиальные каналы в сердечнике ротора, так же как и в статоре, выполняют лишь при длине сердечника, превышающей 0,25...0,3 м. В таких роторах необходимо предусматривать также и выполнение аксиальных каналов, которые служат для прохода охлаждающего воздуха к радиальным каналам.
Наличие каналов, их диаметр и расположение оказывают влияние, на магнитное напряжение ярма ротора и должны учитываться при расчете магнитной цепи.
Внутренний диаметр сердечника ротора Dj при непосредственной посадке на вал равен диаметру вала DВ и может быть определен по формуле
DB ≈ kB Da. (9.102)
Значения коэффициента kB даны в табл. 9.19.
Таблица 9.19. Значения коэффициента
h, мм |
50...63 |
71. ..250 |
280...355 |
400.. .500 |
|||
2p |
2...6 |
2...8 |
2 |
4...12 |
4 |
6 |
8...12 |
kB |
0,19 |
0,23 |
0,22 |
0,23 |
0,2 |
0,23 |
0,25 |
Если сердечник ротора насажен на втулку или оребренный вал, то внутренний диаметр Dj, м, определяется исходя из допустимой индукции в ярме ротора (см. § 9.9) с использованием следующих выражений:
hj = Ф/ (2Bj lст2 kc); Dj = D2 – 2 (hп2 + hj).
9.9. РАСЧЕТ МАГНИТНОЙ ЦЕПИ
Расчет магнитной цепи проводят для режима холостого хода двигателей, при котором для асинхронных машин характерно относительно сильное насыщение стали зубцов статора и ротора. Как отмечено в гл. 4, насыщение зубцовых зон приводит к уплощению кривой поля в воздушном зазоре (рис. 9.44). Пересечение реальной (уплощенной) кривой поля 2 в зазоре с основной гармонической 1 происходит в точках, отстоящих от оси симметрии одного полупериода кривой на угол 35°. Поэтому за расчетную индукцию принимается не амплитудное значение, а Врасч = Вmax cos ψ ≈ Вmax cos 35° ≈ 0,82 Bmax. По Врасч следует
Рис. 9.44. Распределение индукции в воздушном
зазоре асинхронного двигателя:
1 — ненасыщенного (синусоидальная кривая);
2 — насыщенного (уплощенная кривая)
определить Нрасч по основной кривой намагничивания и увеличить затем результат в k = 1/ 0,82 раз, приведя напряженность к амплитудному значению индукции. Для воздушного зазора, имеющего линейную зависимость Н = f (B), эта операция равносильна непосредственному определению магнитного напряжения зазора по Вδ. При определении магнитных напряжений участков магнитной цепи с нелинейными магнитными характеристиками влияние уплощения учитывается специальными кривыми намагничивания для зубцов и ярм асинхронных двигателей, построенными по основной кривой намагничивания с учетом указанных зависимостей. При этом принимают
аδ = 2/ π ≈ 0,637 и kв = π / (2 ) ≈ 1,11.
Марку электротехнической стали рекомендуется выбирать в зависимости от высоты оси вращения проектируемого асинхронного двигателя:
Марка стали......... |
2013 |
2212 |
2214 |
2312 |
2412 |
Высота оси вращения, мм. |
45...250 |
160...250 |
71...250 |
280...355 |
280...560 |
Расчет магнитной цепи проводят в следующей последовательности.
9.9.7. Магнитное напряжение воздушного зазора
Расчет магнитного напряжения воздушного зазора, как и всех последующих участков магнитной цепи, рекомендуется проводить на два полюса машины, т.е. вдоль замкнутой силовой линии потока полюса. Возможен также расчет на один полюс, при этом полученные по расчетным формулам данного параграфа магнитные напряжения участков цепи Fi, необходимо уменьшить в 2 раза, а при определении намагничивающего тока (см. ниже) суммарное магнитное напряжение всей цепи соответственно увеличить в 2 раза. Окончательный результат от этого не меняется.
Магнитное напряжение воздушного зазора, А,
Fδ = (9.103)
где Bδ — индукция в воздушном зазоре, Тл, рассчитанная по (9.23) по окончательно принятому числу витков в фазе обмотки w1 и обмоточному коэффициенту kоб1 определенному для принятой в машине обмотки; δ – воздушный зазор, м; kδ – коэффициент воздушного зазора, рассчитанный по (4.15) или (4.16); μ0 — магнитная проницаемость: μ0 = 4 • 10-7 Гн/м.
9.9.2. Магнитное напряжение зубцовой зоны статора
Общая формула для расчета магнитного напряжения зубцовой зоны статора
FZ1 = 2hz1 Hz1, (9.104)
где hz1 — расчетная высота зубца статора, м; Hz1 — расчетная напряженность поля в зубце, А. Напряженность поля в зубце определяют по кривым намагничивания для зубцов принятой при проектировании марки стали (см. Приложения 1 и 2).
Расчетную высоту зубцов hz1 и расчетную напряженность поля Hz1 определяют по-разному в зависимости от конфигурации зубцов, связанной с формой пазов статора.
Зубцы с параллельными гранями (в статорах с грушевидными или трапецеидальными пазами по рис. 9.29). Индукция в зубце
BZ1 = (9.105)
где hZ1 — расчетная ширина зубца, м, определяется по формулам табл. 9.15; если размеры b'Z1 и b"Z1 одинаковы, то bz1 = b'z1 = b"z1; если размеры b'Z1 и b"z1 различаются менее чем на 0,5 мм, то bz1 = 0,5(b'z1 + b"z1). При различии, превышающем 0,5 мм, следует либо скорректировать размеры паза, либо определить расчетную напряженность поля Hz1 как для зубцов с изменяющейся площадью поперечного сечения (см. ниже); kс1 — коэффициент заполнения сталью сердечника статора (см. табл. 9.13).
Расчетная напряженность поля, А/м, Hz1 = f (Bz1).
Расчетная высота паза hz1 определяется по табл. 9.17.
Магнитное напряжение зубцовой зоны
FZ1 = 2hZ1 HZ1. (9.105a)
Зубцы с изменяющейся площадью поперечного сечения (в статорах с прямоугольными пазами по рис. 9.28). Расчетная высота зубца hZ1 = hП. Расчетная напряженность поля
Hz1 = (HZ1max + 4HZ1ср + HZ1min ) / 6, (9.106)
где Hz1max, Hz1min и Hz1ср — напряженности поля в наименьшем, наибольшем и среднем сечениях зубца, определяемые по индукциям в этих сечениях : BZ1max, BZ1min и Bz1cp = 0,5(BZ1max + ВZ1min).
Индукции Вz1max и Вz1min рассчитывают по (9.105), подставляя в формулу вместо размера bz1 соответственно наименьшее и наибольшее значения ширины зубца, м, рассчитанные по формулам табл. 9.15.
Магнитное напряжение зубцовой зоны, А,
Fz1 = 2hz1 Hz1. (9.107)
Практикуют также определение расчетной напряженности по индукции в поперечном сечении зубца на расстоянии 1/3 высоты от его наиболее узкой части. В этом случае в (9.105) вместо bz1 подставляют значение bz1/3 (см. табл. 9.15). Расчетная напряженность поля в зубце Hz1 = Н z1/3 = f B z1/3 .
Если индукция в каком-либо одном или в нескольких сечениях зубца окажется больше 1,8 Тл, то необходимо учесть ответвление части потока зубцового деления Фtz = Bδ tz1 lδ в паз, при котором действительная индукция в зубце уменьшается по сравнению с рассчитанной по (9.105). Метод определения действительной индукции изложен в гл. 4. При его использовании коэффициенты kП рассчитывают для каждого из сечений зубца, в котором индукция превышает 1,8 Тл, и соответствующего ему по высоте сечения паза. По значению kП и расчетной индукции определяют действительную индукцию в данном сечении зубца.
В зубцах с параллельными гранями при индукции выше 1,8 Тл коэффициент kП рассчитывают по соотношению площадей поперечных сечений зубца и паза на середине высоты зубца. В зубцах с изменяющейся площадью поперечного сечения при определении расчетной напряженности по B z1/3 коэффициент kП рассчитывают по соотношению площадей поперечных сечений зубца и паза на высоте 1/3 наиболее узкой части зубца. Это приводит к некоторой погрешности в определении расчетной напряженности поля в зубце, но при средних уровнях индукций, характерных для зубцовой зоны статора, эта погрешность не оказывает заметного влияния на результаты расчета.
9.9.3. Магнитное напряжение зубцовой зоны ротора
Расчет магнитного сопротивления зубцовой зоны ротора зависит от формы пазов и типа ротора: фазный ротор или короткозамкнутый с одной обмоткой (беличьей клеткой) или короткозамкнутый ротор с двумя обмотками — рабочей и пусковой (ротор с двойной беличьей клеткой). К последнему типу относят также одноклеточные короткозамкнутые роторы с одной беличьей клеткой, имеющие фигурные пазы — лопаточные или колбообразные, которые при расчете рассматривают как роторы с двойной беличьей клеткой.
Магнитное напряжение зубцовой зоны фазного и короткозамкнутого роторов с одной беличьей клеткой с прямоугольными или с трапецеидальными пазами (по рис. 9,32, а, б; 9.40 и 9.41, а). Общая формула расчета магнитного напряжения
Fz2 = 2hz2 Hz2. (9.108)
где hz2 — расчетная высота зубца (по табл. 9.20), м; Hz2 — расчетная напряженность поля в зубце ротора, А/м.
Таблица 9.20. Размеры зубцов фазных и короткозамкнутых одноклеточных
роторов с прямоугольными и трапецеидальными пазами
Размер |
Форма пазов ротора по рис. 9.40 |
|||
9.32, а; 9.42 |
9.32, 6 |
9.40, а, б |
9.41, a |
|
bZmax |
|
|
— |
|
bZmin |
|
— |
|
|
bZ1/3 |
|
— |
|
|
hZ |
— |
— |
hП – 0,1 b2 |
hП – 0,1 b2 |
b'Z |
— |
— |
|
— |
b''Z |
— |
— |
|
— |
Расчетная напряженность поля Hz2 в зубцах с параллельными гранями (см. рис. 9.40, а, б), Тл, определяется в зависимости от индукции в зубце
(9.109)
где kc2 — коэффициент заполнения сердечника ротора сталью (см. табл. 9.13); bZ2 — ширина зубца ротора, м, определяется по формулам табл. 9.20.
Если расчеты b'Z2 и b"Z2 (табл. 9.20) дают одинаковые результаты, то bz2 = b'Z22 = b"Z2. Если полученные размеры b'Z2 и b"Z2 различаются менее чем на 0,5 мм, то bz2 = 0,5 (b'Z2 + b"Z2).
При различии, превышающем 0,5 мм, следует либо скорректировать размеры паза с целью уменьшить это различие, либо определить расчетную напряженность поля как для зубцов ротора с изменяющейся площадью поперечного сечения (см. ниже).