Файл: Технология обслуживания клиентов в ресторане (Общая характеристика ресторации «Элит»).pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 119
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Специфика, технологии и качество обслуживания в ресторанах
1.1. Специфика и технологии ресторанного сервиса
1.2. Качество обслуживания в ресторанах
Глава 2. Анализ деятельности ресторации «Элит»
2.1. Общая характеристика ресторации «Элит»
2.2. Организация и технология обслуживания в ресторане «Элит»
2.3. Совершенствование технологических процессов в ресторане «Элит»
Используемое оборудование, инвентарь и принадлежности в целом соответствуют своим технологическим и производственным предназначениям. Имеются необходимые тепловые, холодильные и механические агрегаты и аппаратура. Имеющиеся оборудование обслуживают сотрудники сторонних специализированных организаций[45].
Показатели финансово-экономической деятельности ресторана «Элит» представлены в таблице 2.
Таблица 2
Показатели финансово-экономической деятельности ресторана «Элит»
Показатели |
Предыдущий период (2017 г.) |
Отчетный период (2018г.) |
(+, -), тыс.руб. |
Отклонения, % |
Товарооборот |
64740 |
76500 |
11760 |
18,16% |
Товарооборот продукции на вынос (доставка, обеды в оффисы, выездные мероприятия) |
3237 |
3569 |
332 |
10,26% |
% к товарообороту |
5,00 |
4,67 |
-0,33 |
-6,69% |
оборот продукции собственного производства, тыс.руб. |
38844 |
45900 |
7056 |
18,16% |
% к товарообороту |
60,00 |
60,00 |
0,00 |
0,00% |
оборот по полуфаьрикатам, тыс.руб. |
22656 |
30600 |
7944 |
35,06% |
% к товарообороту |
35,00 |
40,00 |
5,00 |
14,30% |
Валовой доход, тыс.руб. |
38844 |
51000 |
12156 |
31,29% |
% к товарообороту |
60,00 |
66,67 |
6,67 |
11,11% |
Издержки производств и обращений, |
26600 |
31536 |
4936 |
18,56% |
% к товарообороту |
41,09 |
41,22 |
0,14 |
0,33% |
Прибыль от реализации, тыс.руб. |
12244 |
19464 |
7220 |
58,97% |
% к товарообороту |
18,91 |
25,44 |
6,53 |
34,53% |
Налог на прибыль, тыс.руб. |
2938,56 |
3892,8 |
954,24 |
32,47% |
% к товарообороту |
4,54 |
5,09 |
0,55 |
12,11% |
Чистая прибыль, тыс.руб. |
9305,44 |
15571,2 |
6265,76 |
67,33% |
% к товарообороту |
14,37 |
20,35 |
5,98 |
41,61% |
Анализа финансово-экономической работы ресторана «Элит» показывает, что все экономические показателей в отчетном периоде выросли в сравнении с предшествующим периодом. Возрос оборот по продукции собственного производства, издержки, операционные доходы и расходы[46].
Значительно вырос оборот по закупаемой продукции, прибыль от реализации и, соответственно, чистая прибыль ресторана. Рост прибыльности организации явно указывает на положительную экономическую результативность финансово-хозяйственной деятельности и рентабельность ресторана.
Функции организации рекламной деятельности (и маркетинговой в целом) в ресторане «Элит» выполняет директор[47].
В 2018 году в ресторации «Элит» использовались следующие средства рекламы:
- наружная реклама – рекламный щит вблизи месторасположения ресторации «Элит» площадью 3х6 м.
- полиграфические инструментыия – рекламные раздаточные материалы, распространяемые среди целевых аудиторий[48].
Необходимо отметить, чтометодика осуществления рекламной деятельности со стороны организации не претерпевала изменений. При этом месячные рекламные бюджеты в отчетном году составляли 25 тыс.руб. (подробно представлено в таблице 3).
Таблица 3
Затраты на рекламу ресторана «Элит»
Средства рекламы |
Сумма затрат, тыс.руб. |
Структура, % |
Рекламный щит |
16 |
64 |
Полиграфия, в том числе распространение |
9 |
6 |
Всего |
25 |
100 |
На данном этапе предприятие применяет информативную рекламу, которой пытается формировать спрос. Очевидно, что разрозненные рекламные вбросы не имеют ничего общего с продуманной системной маркетинговой компанией, которая должна иметь место[49].
Необходимо отдельно остановиться на специфике привязки ресторана «Элит» к отелю «Элит». Само название ресторана прямо указывает на непосредственную связь ресторана с отелем. На практике наиболее существенной связью ресторана с отелем является аренда рестораном площадей у отеля, и название, ассоциируемое с отелем. Остальные связи и взаимные обязательства более условны, часть из них неформальны, приведены ниже[50]:
- в ресторане действуют специальные тарифные предложения «Основной», «Полупансион» и «Полный пансион» для постояльцев отеля;
- для постояльцев отеля действуют скидки (7% на алкогольное меню, и 10% на безалкогольное);
- запрещен проход в основное здание отеля через вход ресторана, кроме постояльцев отеля;
- посетители отеля имеют преимущество в обслуживании в ресторане, и ресторан не может отказать в обслуживании по тарифам «Основной», «Полупансион» и «Полный пансион», сославшись на отсутствие свободных мест;
- ресторан обязуется обеспечивать питанием (по отдельным договоренностям) организованных групп постояльцев отеля, а так же при необходимости предоставлять свои помещения для нужд отеля (на пример, банкетный зал для презентаций, пресс-конференций);
- ресторан обеспечивает сервис доставки еды в номера отеля.
- ресторан обязуется проводить массовые и шумные мероприятия до 23.00[51].
В свою очередь у отеля так же имеются определенные обязательства перед рестораном[52]:
- ресторан подключен ко всем необходимым инженерным сетям, оплачивает их стоимость согласно отдельных счетчиков согласно общепринятых тарифов, при этом отель обеспечивает их обслуживание и ремонт за свой счет;
- ресторан пользуется определенными службами отеля, в частности, прачечной, услугами технического персонала (грузчиков, дворников);
- отель обязуется не предлагать, не рекламировать и не рекомендовать своим постояльцам других каких-либо заведений и пунктов питания, кроме ресторана «Элит», и никаким другим способом не сотрудничать с подобными организациями.
2.2. Организация и технология обслуживания в ресторане «Элит»
Деятельность ресторана «Элит» сводится к предоставлению услуг изготовления, реализаций и организаций потреблений кулинарных блюд и изделий из различного вида сырья, полуфабрикатов, готовых изделий, ликероводочных и безалкогольных напитков, оказываемых высококвалифицированными производственными и обслуживающими специалистами в условиях высокого уровня комфорта, материально-технического обеспечения, при организации культурно-массовых и досуговых мероприятий[53].
Услуги ресторана «Элит» по производству различных видов кулинарной продукции, и обслуживанию посетителей заключаются в[54]:
- организации и обслуживании торжеств, групповых обедов, ужинов;
- бронировании мест в залах ресторана;
- организация комплексного питания постояльцев отеля «Элит».
Услуги по организации досуга заключаются в[55]:
- организации музыкальных обслуживаний;
- организации проведений концертных мероприятий, творческих вечеров, презентационных событий;
- организация торжеств (юбилеев, свадеб, различных официальных мероприятий).
Услуги по производству кулинарных изделий и кондитерской продукции заключается в[56]:
- изготовлении стандартных кулинарных изделий и кондитерской продукции;
- изготовление индивидуальных кулинарных изделий по заказам клиентов, в том числе с дополнительным оформлением.
Так же вперечень оказываемых услуг входят другие услуги, которые однако, как правило, не являются оплачиваемыми[57]:
- оформление и оригинальная подача кулинарной продукции и кондитерских изделий;
- упаковку блюд и изделий;
- доставка ресторанных заказов и отдельных кулинарных изделий;
- гарантированное хранение личных вещей (верхней одежды), сумок и ценностей потребителя при посещении ресторана;
- вызов такси по заказу потребителя.
Ресторан «Элит» состоит из следующих групп помещений[58]:
- административно – бытовые;
- производственные;
- складские;
- залы для посетителей.
В состав производственных помещений входят:
- горячий участок;
- холодный участок;
- кондитерский участок;
- моечная кухонной посуды.
Ресторан относится к предприятиям с разбивкой производственного процесса по участкам.
В ресторане имеются два заготовочных участка (овощной, мясо-рыбный), два доготовочных (холодный, горячий) и один специализированный (кондитерский).
Производственные потоки сырья, полуфабрикаты и готовая продукция движутся следующим образом: покупное сырье и товары распределяются по кладовым и охлаждаемым камерам, которые оборудована товарными весами и грузовыми поддонами[59].
Из складских помещений сырье поступает на заготовочные участки (овощной, мясо-рыбный), где производят выработку полуфабрикатов для доготовочных участков.
Приготовленные полуфабрикаты передаются на горячий или холодный участки для производства блюд и кулинарных изделий.
Отходы и некондиция со всех участков направляют в камеры и емкости для отходов[60].
На овощном участке производится обработка овощного сырья, которое заключается в сортировке, мойке, очистке, промывании и нарезке. На овощном участке не имеется специализированных поваров, так как обьемы работ на участке относительно небольшие. Этими работами занимаются сотрудники горячего участка. Рабочие места оснащены инструментами, промаркированными соответственно «ОвУ»[61].
Мясо-рыбный участок предназначен для работы с мясом, птицей, рыбой и морепродуктами. С учетом специфических запахов рыбы и других мясных продуктов, организован раздельный поток обработок мясных изделий и рыбных. Помимо раздельния оборудований и принадлежностей участка выделяют отдельно инструменты, разделочные доски, которые маркируются соответственно «М-о» для мяса, «Р-а» для рыбы, «П-а» для птицы[62].
На данном участке так же не имеется специализированных поваров, соответствующие работы так же выполняют работники горячего участка по потребности[63].
На мясо-рыбном участке выделены две технологические линии: обработки мяса, птицы, субпродуктов, и обработки рыбы и морепродуктов.
Горячий участок является основным участком кухни ресторана. Здесь происходит завершение технологического процесса приготовления основных блюд меню ресторана, связанные с тепловой обработкой[64].
С горячего участка готовые блюда поступают непосредственно на раздаточную.
Горячий участок имеет удобное взаимное расположение с раздаточными, холодным участком, моечной.
На горячем участке выделено два отделения:
- для приготовления супов и соусов;
- для приготовления горячих блюд, гарниров.
Тепловое оборудование размещено островным способом, кипятильник, жарочный шкаф и сковорода электрическая – пристенным. Из горячего участка готовая продукция поступает непосредственно на раздачу. При приготовлении блюд и кулинарных изделий на участке используется различная посуда и инвентарь с маркировкой «ГУ»[65].
Холодный участок предназначен для приготовления холодных закусок и сладких блюд. Определенные изделия данного участка поступют для реализации минуя предварительную тепловую обработку, соответственно, к холодному участку (помещениям, оборудованию, персоналу) идут более высокие санитарно-гигиенические нормы требований. На холодном участке выполняются следующие основные операции: