Файл: Технология обслуживания клиентов в ресторане (Общая характеристика ресторации «Элит»).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 115

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Для управления качеством услуг используют комплекс экономических, организационных, технологических, социально-психологических, экспертных методов управления качеством. Все они в той или иной мере находят применение в туристской деятельности.

Важным элементом в системах управления качеством услуг является стандартизация - нормотворческая деятельность, которая находит наиболее рациональные нормы, а затем закрепляет их в нормативных документах типа стандарта, инструкции, методики и требований к разработке продукции, т.е. это комплекс средств, устанавливающих соответствие стандартам. Стандартизация является одним из важнейших элементов современного механизма управления качеством продукции (работ, услуг). По определению международной организации по стандартизации (ИСО), стандартизация - это установление и применение правил с целью упорядочения деятельности в определенных областях на пользу и при участии всех заинтересованных сторон, в частности для достижения всеобщей оптимальной экономии при соблюдении функциональных условий и требований техники безопасности[19].

Помимо сертификации в системе ГОСТ, сертификация ресторанов может проводиться на соответствие Европейскому ресторанному стандарту (EURS). Пройдя процедуру сертификации, ресторан получает возможность использовать символику ЕВРО. СОЮЗА с указанием категории - «звездности» ресторана. Разработчиком международных стандартов качества и органом сертификации ресторанов является EEIG - «Европейская Экономическая Палата Торговли, Коммерции и Промышленности»[20].

Процесс обслуживания туристов на предприятиях питания в настоящее время является показателем качества организации питания. Под обслуживанием понимается система трудовых операций, полезных действий, различных усилий, которые осуществляют производители сервисного продукта по отношению к потребителю, удовлетворяя его запросы и предоставляя ему предусмотренные блага и удобства[21].

Рассмотрим неодинаковую специфику обслуживания, которая обусловливается разным набором услуг на тех или иных этапах взаимодействия продавца и потребителя. Началу обслуживания предшествует период, формирующий готовность к контакту, как производителя услуг, так и потребителя.

Главные требования к работнику сервиса в этом случае сводятся к следующему: не причинять потребителю услуги неудобства без крайней необходимости, не допускать возникновения у него болезненных или неприятных ощущений, быть обходительным, любезным. Работнику контактной зоны необходимо при любой реакции потребителя сохранять, с одной стороны, доброжелательность, радушие, с другой - тактичность, сдержанность[22].


Особый этап обслуживания связан с послепродажным видом обслуживания. Это весь комплекс консультационных, рекламных и других услуг, оказываемых после продажи услуги. В случае с предприятиями питания - это любые мероприятия, направленные на то, чтобы гость вернулся обратно, все усилия, главная цель которых сделать из «случайного» клиента постоянного гостя. Это и подарочные сертификаты, и дисконтные карточки, и VIP-карты постоянного гостя[23].

Важно, чтобы сотрудники применяли при обслуживании клиентов техники эффективного общения. А именно: грамотное приветствие и завершение контакта, уважительный и доброжелательный тон, индивидуальный подход и выявление потребностей клиента.

Необходимо, чтобы все сотрудники имели четкое представление о конкурентных преимуществах своей компании. Это с одной стороны формирует у сотрудников закономерные чувства гордости и сопричастности, а с другой способствует улучшению имиджа вашей компании.

По сути, ресторанный сервис ничем не отличается от сервиса любой другой компании, ориентированной на обслуживание клиентов. С той лишь разницей, что в ресторане - гости, и ключевым становится слово «гостеприимство»[24].

Залогом коммерческого успеха ресторана является умение его владельцев предугадать любое возможное желание потенциального клиента. Под стандартами подразумевается не только правильная технология обслуживания гостей, но и отношение персонала к своей работе, то есть к посетителям[25].

Стандарты многих ресторанов определяют, что персонал должен быть[26]: коммуникабельным, доброжелательным, обладать приятной внешностью, уметь работать в коллективе. Выполнение стандартов гарантирует стабильность качественных показателей: не может быть «плохой или хорошей» смены официантов. Администратор или официант - каждый из них должен знать, понимать и неукоснительно соблюдать профессиональные стандарты.

Таким образом, стандарты качества обслуживания позволяют не только добиться того, чтобы каждый работник четко знал, что, как и когда он должен делать, но и объективно, совершенно беспристрастно оценить качество его работы, что часто бывает очень сложной задачей в коллективах.

Глава 2. Анализ деятельности ресторации «Элит»


2.1. Общая характеристика ресторации «Элит»

Ресторан «Элит» располагается по адресу г. Санкт-Петербург, ул. Михайловская, д. 1/7. Ресторан - это общедоступное предприятие общественного питания[27].

Ресторан находится при отеле Europe Ресторан включает такие помещения:

- городское кафе на 140 мест;

- ресторан на 40 мест (осуществляется в том числе питание клиентов отеля по тарифам «Основной», «Полупансион» и «Полный пансион», вход через холл отеля или с улицы;

- лобби-бар;

- детское кафе, оформленное в стиле знаменитого произведения Льюиса Кэррола[28];

- кондитерская, где производят авторские торты по индивидуальному заказу;

- зал-кабинет на 10 мест с европейской, итальянской и русской кухней;

- лаунж зал на 25 мест со средиземноморской кухней, блюдами на углях, пиццей;

- зал торжеств на 200 мест.

Ресторан также предлагает услуги кейтеринга[29], в которые входят:

- организация банкетов;

- организация фуршетов;

- организация кофе-пауз;

- шведский стол;

- пикник на природе;

- доставка горячих обедов в офис.

В ресторане имеется возможность сопровождения живой музыкой, работы ди-джеев. В помещении ресторана каждый вечер сопровождается выступлением музыкантов с которыми рестораном имеются договорные отношения[30].

У ресторана «Элит» имеется свой интернет сайт на котором предоставляется вся рекламная и и справочная информация о ресторане. Через сайт так же могут осуществляться в онлайн-режиме бронирование столиков, оформление заказов, оплата. Так же ресторан «Элит» имеет свои группы в популярных соцсетях «Вконтакте» и «Facebook»[31].

Посетители ресторана могут свободно пользоваться парковочными местами отеля «Элит».

Средние суммы счетов за 2018 год были следующими:

- ресторан – 2700 руб.;

- лобби-бар - – 1500 руб.;

- детское кафе– 650 руб.;

- кондитерская– 380 руб.;

- зал-кабинет– 4200 руб.;

- лаунж зал – 800 руб.;

- и доставка горячих обедов в офис – 6500 руб.;

Стоимость других организуемых мероприятий (банкетов, пикников) крайне разнится, но ресторан, как правило, не берется за обслуживание подобных мероприятий, если их стоимость менее 18 тыс. руб..


Выходы из помещений ресторана примыкают ко входу в сквер, расположенный по левую сторону отеля «Элит».

Ассортимент ресторана «Элит» – разнообразные блюда с акцентом на русскую и европейскую кухню, кондитерские изделия, блюда приготовленные на открытом огне, свежие фрукты и овощи, алкогольные и безалкогольные напитки табачные изделия. Особенности ассортимента ресторана следующие:

- наличие детского мен;

- обязательное наличие диетических блюд;

- регулярная ротация и обновление предлагаемого ассортимента.

Посетители обслуживаются официантами в течении всего времени работы заведения и барменом за барной стойкой. Формально ресторан работает до 23.00, однако на практике ресторан работает до последнего клиента и до последнего заказа[32].

Форма организации снабжения ресторана – снабжение крупнокусковыми, мелкокусковыми полуфабрикатами.

Основные нормативные документы, которыми руководствуется организация в работе, следующие:

В ходе организации работы ресторана руководство и сотрудники руководствуются следующими основными нормативными документами:

- Правила оказания услуг общественного питания[33], с изменениями и дополнениями, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 21.05.2001 г. № 389[34];

- ГОСТ Р 50762-2007 Услуги общественного питания. Классификация предприятий общественного питания[35];

- ГОСТ Р 50647-94 Общественное питание. Термины и определения[36];

- ГОСТ Р 50935-96 Общественное питание. Требования к обслуживающему персоналу[37].

Основным правовым документом в отношениях между рестораном «Элит» и другими сторонними организациями является коммерческий контракт (договор), представляющий собой соглашения двух или нескольких сторон о договоренностях и регулированиях тех или иных взаимоотношений и вопросов[38]. Трудовые отношения работников организации оформляются трудовыми договорами и строятся на основе действующего трудового законодательства Российской Федерации[39].

Организационная структура ресторана, представлена на рисунке 1.

Рис. 1 Организационная структура ресторана «Элит»

Подобная линейно-функциональная модель управления вся власть и ответственность возложена на линейного руководителя (в рассматриваемом случае этими лицами являются собственник и директор), который осуществляет руководство персоналом. Ему при разработке определенных вопросов и подготовке того или иного управленческого решения, программы, определенного планирования помогают соответствующие сотрудники администрации ресторана (метрдотель, бухгалтер, менеджер по кадрам и так далее). Функциональные структуры подразделений располагаются в подчинении основного линейного руководителя.


Директор ресторана несет полную ответственность в вопросах организации функционирования ресторана и результаты его работы. Директором контролируется хозяйственная и финансовая деятельности, культура обслуживаний посетителей и гостей заведения, качество отпускаемых блюд, соблюдение всех требований к технологическим процессам, учет, контроль и сохранность материальных ценностей, кадровые вопросы, строгое соблюдение требований нормативно-прововой документации, выполнение внутренних инструкций, приказов и распоряжений[40].

Соответственно, директор дает непосредственные распоряжения по управлению материально-денежными средствами, покупке имущества, инвентаря и принадлежностей, подписывает договорные документы, принимает на работу и увольняет персонал ресторана (согласно ТК РФ[41])[42].

Шеф-поваром осуществляются функции ответственного за производственный процесс, и на него возлагается полная ответственность за производство продукции (блюд) в ресторане, и контроль по соблюдению рецептуры, технологий и требований по производству, проверки готовой продукции, хранения сырья, полуфабрикатов, готовых изделий разработки рецептуры новых блюд.

Так же шеф-повар несет ответственность за соблюдение при производстве санитарно-гигиенических правил и требований, правил и норм по охране труда и техники безопасности, ведет отчетность по наличию, расходованию и потребности в материальных ценностей (сырья и полуфабрикатов).

Официантами, барменами, гардеробщиками, уборщиками во всех отношениях руководит метрдотель ресторана.

Метрдотелем контролируется соблюдение правил обслуживаний посетителей ресторана, внутренних распорядков и процедур, соблюдение правил личной гигиены, ношений форменных одежд, формирование труда официантов и работников зала, создание бригад; составление графиков выхода сотрудников посменно, и ряд других вопросов.

При переработках и при работе во внеурочное время расчет и начисление оплаты труда сотрудников производится согласно норм оплаты труда во внеурочное время, рекомендованных нормативной документацией[43].

Сотрудники предприятия в процессе работы обеспечиваются рабочей одеждой, всеми необходимыми принадлежностями полноценным питанием. В случае окончания рабочего дня сотрудника позже 23.00, при отсутствии личного транспорта сотрудник отвозится домой на транспорте предприятия, либо ему компенсируется стоимость услуг такси. При наличии у сотрудника автотранспорта, ему компенсируются топливные расходы[44].