Файл: Анализ методов исследования ценностных ориентаций личности (Ценностные ориентации и методы их исследования).pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 1173
Скачиваний: 19
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Ценностные ориентации и методы их исследования
1.1 Ценностные ориентации как объект исследования в психологии
1.2 Анализ методов изучения ценностных ориентаций личности
Глава 2. Практическое применение методик изучения ценностных ориентаций
2.1 Организация эмпирического исследования ценностных ориентаций
Наиболее популярную методику изучения ценностных ориентаций представляет собой опросник М. Рокича. В его представлении система ценностей суть их ранжирование в континууме относительной значимости, делающей возможным применение шкалирования.
По мнению М. Рокича, человеческие ценности характеризуются следующими основными признаками:
— истоки человеческих ценностей прослеживаются в культуре, обществе, его институтах и личности;
— влияние ценностей прослеживается практически во всех социальных феноменах, заслуживающих изучения;
— общее число ценностей, являющихся достоянием человека, сравнительно невелико;
— все люди обладают одними и теми же ценностями, хотя и в различной степени;
— ценности организованы в системы[25].
М. Рокич разделяет ценности, исходя из традиционного в психологии деятельности противопоставления ценностей-целей и ценностей-средств. Автором разделены ценности на два класса:
— терминальные ценности — убеждения в том, что какая-то конечная цель индивидуального существования, с личной или общественной точки зрения, стоит того, чтобы к ней стремиться;
— инструментальные ценности — убеждения в том, что в любой ситуации определенный способ действий предпочтителен с личной и общественной точки зрения.
На основании проведенной операционализации ценностных систем Рокич предлагает сравнительное исследование 18-ти терминальных и 18-ти инструментальных ценностей с учетом таких переменных как: уровень интеллектуального развития, степень интеграции культурных и институциональных ценностей, этническая и религиозная принадлежность, политические воззрения и др.
Терминальные ценности носят более устойчивый характер, чем инструментальные, причем для них характерна меньшая межиндивидуальная вариативность.
С помощью методики М. Рокича, созданной на основе его теории, было проведено огромное число самых разнообразных исследований, в которых было показано, что действия человека определяются приоритетностью его ценностей. Так, например, люди, которые придают наибольшее значение «спасению души», регулярно ходят в церковь; люди, высоко оценившие «здоровье», ведут, как правило, здоровый образ жизни. Большое число исследований было посвящено изучению приоритетов ценностей в связи с политическими ориентациями респондентов, а также изучению приоритетов национальных ценностей[26].
Вслед за М. Рокичем Ш. Шварц и У. Билски разделяют терминальные и инструментальные ценности. Терминальные ценности - это некое конечное состояние, конечная цель личной деятельности, к ним относятся «верная дружба», «богатство», «мир на земле» и так далее. Инструментальные ценности - это принцип поведения человека, модель и способ поведения. Примерами инструментальных ценностей являются «желание прощать», «уважать старших» и «самоопределение целей».
Все ценности были разделены Ш. Шварцем и У. Билски на дополнительные две большие группы:
1) ценности, выражающие интересы индивида. Эти ценности объединяются в следующие ценностные (мотивационные) блоки: власть, достижения, гедонизм, стимулирование, саморегуляция;
2) ценности, выражающие интересы группы. Они принадлежат таким ценностным (мотивационным) типам, как благосклонность, традиции, конформность.
Для проверки теоретических выводов Ш. Шварцем были предприняты эмпирические исследования, проведенные в различных странах, в целом подтвердившие правильность положений «теории универсального содержания и структуры ценностей»[27].
На основе теории универсального содержания и структуры ценностей Ш. Шварцем была создана опросная методика - «Ценностный опросник» (ЦО). Она использовалась для изучения различных кросс-культурных проблем; проблем социализации; зависимости ценностей от условий жизни людей, демографических характеристик, религиозной принадлежности, структуры общества, тендерных различий. Ряд исследований был с целью изучения выборов и предпочтений (политических, религиозных, потребительских и т.п.), которые делают люди на основе приоритетов их личностных ценностей.
Опросник Ш. Шварца, основанный на аналогичном опроснике М.Рокича, содержит 56 ценностей, разбиваемых на 10-11 мотивационных типов ценностных категорий, связанных с одной общей целью.
Э. Олдмейер, исследуя отношения человека с объектами его «горизонтальных» и «вертикальных» отношений, выделил следующие основные направления, в которых функционируют ценности:
1. Ценности в области межличностных отношений («я – ты», «мы – вы»).
2. Ценности в области отношений «человек-природа» («я – оно», «мы – оно»).
3. Ценности в области отношений с самим собой («я – я», «я – мы»).
4. Ценности, направленные на высшие смысловые инстанции («я – сверхя» и «мы – сверх-мы»)[28].
Автор теста культурно-ценностных ориентаций Дж. Таусенд предложил концепцию прямой зависимости ценностей от типа культуры. Исследователь выделил такие типы культуры как:
1. Традиционная культура с преобладанием ценностей, направленных на сохранение традиций, интерес к истории, приверженность к авторитетам и т.п.
2. Современная культура, характеризующаяся интересом к настоящему, актуальным событиям.
3. Динамично развивающаяся культура с интересом к инновациям, результату и т.п.
Среди отечественных методик интерес представляет работа С.С. Бубновой, предложившей многомерное шкалирование с определением четырех уровней исследования системы ценностных ориентаций:
1. Абстрактный анализ, в ходе которого выявляется три типа ценностей: материальные, социальные и духовные.
2. Рассмотрение компонентов трех типов абстрактных ценностей (так, духовные ценности состоят из нравственного, познавательного, религиозного и др. компонент).
3. Изучение конкретной ценности как качества, свойства личности.
4. Анализ конкретных ситуаций как проявлений той или иной ценности[29].
Далее, методика М.Рокича послужила отправной точкой для возникновения личностного опросника И.Г. Сенина «ОТеЦ», позволяющей оценить выраженность каждой из 8-ми терминальных ценностей, таких как:
1. собственный престиж;
2. высокое материальное положение;
3. креативность;
4. активные социальные контакты;
5. саморазвитие;
6. достижения;
7. духовное удовлетворение;
8. сохранение собственной индивидуальности.
Важной является представленность этих ценностей в таких сферах жизни как профессиональная жизнь, образование, семейная жизнь, увлечения и общественная жизнь.
Теоретический и эмпирический материалы позволяют выделить следующие ключевые моменты в исследовании ценностей и ценностных ориентаций:
- в психологической науке выделяют два понятия: «ценности» и «ценностные ориентации». Ценности существуют в культуре и являются составной частью социальной жизни общества. Некоторые ценности принимаются людьми и становятся их личными ценностями. Ценностные ориентации представляет собой субъективное отношение к определенной ценности, то есть отражает ориентацию человека на ту или иную цель. В психологии существуют концепции, согласно которым «ценности» и «ценностные ориентации» являются взаимозаменяемыми;
- ценностные ориентации являются интегральным образованием и определяют отношение человека к миру и себе. Ценность является единственной мерой сопоставления мотивов и служит основой для выбора;
- ценности имеют когнитивный, эмоциональный и поведенческий компоненты.
Подводя итог рассмотрению проблемы ценностных ориентаций личности в психологии и методов их исследования, можно сделать следующие выводы:
- ценностные ориентации формируют действительность человека, в которой он существует;
- ценностные ориентации позволяют личности построить собственный образ социального мира, поскольку построение собственной структуры, системы ценностей происходит на основе того, что существует и что актуально для общества и культуры, в которой эта личность формируется;
- ценностные ориентации позволяют человеку регулировать свое поведение, исходя из его представлений о социуме и о себе;
- анализ методов исследования ценностных ориентаций показал, что методика М.Рокича послужила отправной точкой для возникновения других методик исследования личностных ориентаций, в том числе личностного опросника И.Г. Сенина «ОТеЦ» и методики «Экспресс-диагностики социальных ценностей личности» Н.П. Фетискина.
В ходе эмпирического исследования предпринимается попытка установить возможность взаимозаменяемости методик исследования ценностных ориентаций личности.
Глава 2. Практическое применение методик изучения ценностных ориентаций
2.1 Организация эмпирического исследования ценностных ориентаций
С целью изучения методов исследования ценностных ориентация личности было проведено эмпирическое исследование.
Объектом эмпирического исследования являются ценностные ориентации личности студентов.
Предмет эмпирического исследования - методы психодиагностики ценностных ориентаций.
Гипотеза исследования - психодиагностические методики исследования ценностных ориентаций личности являются взаимозаменяемыми.
Выборка исследования включала 30 студентов факультета психологии МФПУ «Университет»: 15 студентов 2 курса и 15 студентов 1 курса, юноши и девушки в возрасте от 18 до 22 лет.
Для исследования были выбраны студенты психологического факультета, так как исследование ценностных ориентаций будущих помогающих практиков представляет большой интерес для исследования.
В представленном исследовании использовались следующие методики:
- «Опросник терминальных ценностей» («ОТеЦ» И.Г. Сенина);
- «Экспресс-диагностика социальных ценностей личности» Н.П. Фетискина.
Статистическая обработка результатов исследования проводилась с помощью непараметрических критериев – коэффициента ранговой корреляции Спирмена (rs).
Исследование включало три этапа.
На первом этапе исследования была проведена психодиагностика ценностных ориентаций студентов с помощью отобранных методик.
На втором этапе исследования проводился анализ и интерпретация полученных в ходе психодиагностики данных.
На третьем этапе исследования проводился статистический анализ взаимосвязи полученных показателей, делался ввод о подтверждении гипотезы исследования.
Охарактеризуем методики исследования.
Опросник терминальных ценностей («ОТеЦ»)
Опросник разработан И.Г. Сениным в 1991 г. Методика разрабатывалась на основе на теоретической позиции М. Рокича о структуре человеческих ценностей.
Цель проведения – диагностика жизненных целей человека (конечных ценностей).
Инструкция: «Вам предлагается опросник, в котором описаны различные желания и стремления человека. Просим Вас оценить каждое из утверждений опросника по 5-бальной шкале следующим образом:
«1» — если лично для Вас то, что написано в утверждении, не имеет никакого значения;
«2» — если для Вас это имеет небольшое значение;
«3» — если для Вас это имеет определенное значение;
«4» — если для Вас это важно
«5» — если для Вас это очень важно.
Структура методики.
Методика предполагает оценивание 8 терминальных ценностей:
1. собственный престиж,
2. высокое материальное положение,
3. креативность,
4. активные социальные контакты,
5. развитие себя,
6. достижения,
7. духовное удовлетворение,
8. сохранение собственной индивидуальности.
А также и их представленность в различных сферах жизни человека:
1. сфера профессиональной жизни,
2. сфера обучения и образования,
3. сфера семейной жизни,
4. сфера общественной жизни,
5. сфера увлечений.
Опросник состоит из 80 утверждений, каждое из которых испытуемый оценивает по 5-балльной шкале (1 — не имеет никакого значения, 2- небольшое значение, 3 — определенное значение, 4 — важно, 5 -очень важно). Полученные оценки в баллах по таблицам норм переводятся в стены (см. Приложение 1). Результаты представляются в форме индивидуального профиля, отдельно для шкал терминальных ценностей и жизненных сфер.