Файл: Создание и функционирование маркетинговой службы в организации (Организационно-экономическая характеристика ООО «Автоцентр Славия»).pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 187
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1 Теоретические аспекты организации маркетинга на предприятии
1.1 Маркетинг: определение, специфика, функции
1.2 Проблемы развития маркетинга на предприятии
Глава 2 Анализ конкурентной среды торгового предприятия ООО «Автоцентр Славия»
2.1 Организационно-экономическая характеристика ООО «Автоцентр Славия»
Глава 3 Основные направления совершенствования конкурентоспособности ООО «Автоцентр Славия»
3.1. Выбор конкурентной стратегии предприятия и ее обоснование
3.2. Разработка мероприятий по повышению конкурентоспособности ООО «Автоцентр Славия»
Управляющий
Заместитель Управляющего
Начальник отдела продаж
Отдел маркетинга и рекламы
Отдел продаж новых автомобилей
юридический отдел;
бухгалтерия
Отдел трейд-ин
Служба персонала
Корпоративный отдел
Отдел страхования и кредитования
Сервисный центр
Рисунок 1. Организационная структура управления ООО «Автоцентр Славия»
В основу этого варианта структуры управления положен принцип единоначалия, который предполагает представления руководителю широких прав и полномочий для выполнения его функций.
Работа в ООО «Автоцентр Славия» строится в строгом соответствии с законодательством Российской Федерации: как трудовые отношения с персоналом, так и работа с клиентами и т.д.
Работа организации в настоящий момент базируется на принципах:
– строгой ориентированности на потребителя;
– ответственности и профессионализме персонала предприятия;
– инновационности всех технических процессов и информационных технологий;
– открытости для всех потребителей услуг предприятия.
Основные технико-экономические показатели деятельности предприятия представлены в таблице 1.
Таблица 1
Основные технико-экономические показатели ООО «Автоцентр Славия», 2016-2018 гг.
Наименование показателей |
Значение показателей |
Темп роста, % |
|||
2016 |
2017 |
2018 |
2017 / 2016гг. |
20178 / 2016гг. |
|
Основные средства, тыс. руб. |
117824 |
109564 |
111564 |
92,99 |
94,69 |
Выручка, тыс. руб. |
216115 |
209887 |
220554 |
97,12 |
102,05 |
Стоимость основных производственных фондов, тыс. руб. |
117824 |
109564 |
111564 |
92,99 |
94,69 |
Чистая прибыль, тыс. руб. |
9394 |
1115 |
5775 |
11,87 |
61,48 |
Численность работающих, чел. |
19 |
20 |
22 |
105,26 |
115,79 |
Производительность труда, тыс. руб./чел. |
11374,47 |
10494,35 |
10025,18 |
92,26 |
88,14 |
Фондоотдача, руб./руб. |
1,83 |
1,92 |
1,98 |
104,92 |
108,20 |
Фондоемкость, руб./руб. |
0,55 |
0,52 |
0,51 |
94,55 |
92,73 |
Рентабельность основных средств, % |
7,97 |
1,02 |
5,18 |
12,80 |
64,99 |
Как видно из таблицы 2, с точки зрения значения показателя фондоотдача, эффективность использования основных производственных фондов выросла, в частности значение коэффициента увеличилось с 1,83 до 1,98 руб./руб. Данная тенденция объясняется как ростом выручки от реализации за анализируемый период, так и некоторым снижением стоимости основных средств. В тоже время, наиболее информативный показатель фондорентабельность (или рентабельность основных фондов) наоборот сократился, так если в 2016 году его величина достигала 7,97%, то по результатам 20178 года – 5,18%. Причина снижения показателей рентабельности в 2017 и 2018 гг. – это сокращение чистой прибыли предприятия, в то время как стоимость основных фондов изменилась незначительно.
В рамках исследования экономических особенностей функционирования предприятия необходимо провести анализ финансовых результатов (таблица 2).
Таблица 2
Состав и динамика финансовых результатов ООО «Автоцентр Славия» за 2015-2017 гг.
Наименование показателей |
Значение показателей по периодам, тыс. руб. |
Темп роста, % |
Изменение, (+, -), тыс. руб. |
||||
2016 г. |
2017 г. |
2018 г. |
2017 / 2016 гг. |
2018 / 2016 гг. |
2017 / 2016 гг. |
2018 / 2015 гг. |
|
Выручка |
216115 |
209887 |
220554 |
97,12 |
102,05 |
-6228 |
4439 |
Себестоимость продаж |
187659 |
189771 |
195621 |
101,13 |
104,24 |
2112 |
7962 |
Валовая прибыль |
28456 |
20116 |
24933 |
70,69 |
87,62 |
-8340 |
-3523 |
Коммерческие расходы |
2387 |
3897 |
4001 |
163,26 |
167,62 |
1510 |
1614 |
Управленческие расходы |
11984 |
12004 |
12665 |
100,17 |
105,68 |
20 |
681 |
Прибыль (убыток) от продаж |
14085 |
4215 |
8267 |
29,93 |
58,69 |
-9870 |
-5818 |
Проценты к уплате |
1845 |
2187 |
1532 |
118,54 |
83,04 |
342 |
-313 |
Прочие доходы |
45 |
1709 |
601 |
3797,78 |
1335,56 |
1664 |
556 |
Прочие расходы |
543 |
2343 |
117 |
431,49 |
21,55 |
1800 |
-426 |
Прибыль (убыток) до налогообложения |
11742 |
1394 |
7219 |
11,87 |
61,48 |
-10348 |
-4523 |
Текущий налог на прибыль |
2348 |
279 |
1444 |
11,88 |
61,50 |
-2069 |
-904 |
Чистая прибыль |
9394 |
1115 |
5775 |
11,87 |
61,48 |
-8279 |
-3619 |
В динамике выручка выросла, при этом в 2017 году произошло снижение показателя, однако в 2018 году он увеличился, превысив уровень 2016 года на 4439 тыс. руб. или на 2,05%. Причиной прироста выручки стало как проведение различных маркетинговых акций организации, так и рост цен на отдельные виды услуг обучения вождению. В тоже время можно отметить тот факт, что темп роста себестоимости был выше, показатель увеличился на 7962 тыс. руб. или на 4,24%. Это свидетельствует о снижении эффективности основной деятельности предприятия.
Валовая прибыль сократилась на 3523 тыс. руб. и составила в 2018 году 87,62% от уровня 2016 года. Как коммерческие, так и управленческие расходы в динамике выросли, прирост показателей достиг 1614 и 681 тыс. руб. В результате рассмотренных изменений, прибыль от продаж сократилась на 5 818 тыс. руб. и составила по результатам 2018 года 8267 тыс. руб., в то время как в 2016 году значение показателя достигало 14085 тыс. руб. Влияние прочих расходов и доходов на итоговые финансовые результаты было разноплановым, в частности проценты к уплате снизились, это связано с тем фактом, что для финансирования текущей деятельности предприятия стал в большей степени привлекаться коммерческий кредит взамен краткосрочных кредитов банка.
Максимальное значение, как прочих доходов, так и прочих расходов пришлось на 2017 год – 1709 и 2 343 тыс. руб. соответственно. По результатам 2018 года значение прочих доходов достигло 601 тыс. руб., а прочих расходов 117 тыс. руб. То есть если в 2017 году прочие расходы превышали прочие доходы, то в 2018 году ситуация была обратной.
Таким образом, судя по показателю чистой прибыли, наиболее эффективно предприятия функционировало в 2016 году, была получена чистая прибыль в размере 9394 тыс. руб. В 2018 году значение чистой прибыли сократилось до 5775 тыс. руб.
2.2 Оценка конкурентоспособности ООО «Автоцентр Славия» и эффективности деятельности по ее обеспечению
На сегодняшний день автомобильный рынок в г. Кемерово развивается стабильно, увеличивается количество автосалонов. Лидеры автодилеров России – крупные холдинги, оказывающие полное сопровождение своих клиентов от выбора нового авто до постпродажного обслуживания, в том числе оказания помощи на дорогах.
Среди множества компаний-автодилеров можно выделить лидеров отрасли: «Тойота центр Кемерово», «Сибавтоцентр», «Форд центр», «СибАльянс», «Гранд-Моторс», «Субару центр Кемерово», «Рено-Центр Кемерово» и другие - выручка которых увеличивается не только за счет роста цен на автомобили, но и расширения предлагаемых услуг. С ростом количества дилерских центров возрастает уровень конкуренции.
Количество конкурентов ООО «Автоцентр Славия» на рынке продаж автомобилей и их относительные размеры: основные и самые крупные конкуренты это «Тойота центр Кемерово» (31%); «Сибавтоцентр» (28%); «СибАльянс» (21%). По сравнению с выбранными конкурентами «Автоцентр Славия» занимает 20% в доле рынка (таблица 3).
Таблица 3
Структура конкурентного рынка продаж автомобилей в выбранном сегменте (на основании рейтингов в интернет)
Организация |
Показатели, млн. руб. |
Контакты |
|
Доля рынка |
Сайт |
||
Тойота центр Кемерово |
31 |
https://toyotakemerovo.ru/ |
Кемерово, ул. Тухачевского, 40/1 |
Сибавтоцентр |
28 |
https://www.mazda-sibautocentr.ru/ |
Кемерово пр. Октябрьский, 2В |
СибАльянс |
21 |
http://siballiance.com/ |
Кемерово, ул. Тухачевского, 61 |
Как видно из проведенного анализа (таблица 4), все конкуренты активно используют как продвижение в Интернет, как в социальных сетях, так и через собственные корпоративные сайты.
Таблица 4
Анализ продвижения конкурентов ООО «Автоцентр Славия»
Конкурент |
Описание, позиционирование |
Реклама и продвижение |
«Автоцентр Славия» |
Автосалон, автосервис, автотехцентр Официальный дилер ŠKODA |
Вывеска; Реклама в местных газетах и журналах; Социальные сети: facebook, ВК, youtube, Сайт: http://autocenter-slavia.ru/ |
«Тойота центр Кемерово» |
Автосалон, автосервис, автотехцентр Официальный дилер Toyota |
Вывеска; Социальные сети: facebook, instagram, ВК, youtube Сайт: https://toyotakemerovo.ru/ |
«Сибавтоцентр» |
Автосалон, автосервис, автотехцентр Официальный дилер Mazda |
Вывеска; Реклама в местных газетах и журналах; Сайт: https://www.mazda-sibautocentr.ru Социальные сети: Вконтакте |
«СибАльянс» |
Автосалон, автосервис, автотехцентр Официальный дилер LAND ROVER |
Вывеска; Сайт https://eurotrans-service.ru/ Социальные сети: ВК |
Преимуществами ООО «Автоцентр Славия» по сравнению с основными конкурентами являются:
- высокий профессионализм сотрудников;
- современное технологическое оборудование;
- высокое качество обслуживания;
- приобретением современной и полной информации о ТО и ТР;
- гарантия качества выполняемых работ.
Для исследования конкурентов построим многоугольник конкурентоспособности. Для этого по определенным характеристикам сопоставим самых сильных конкурентов (таблица 5).
Оценка конкурентоспособности проведена по пятибалльной шкале: 5 – очень сильное проявление, 4 – сильное проявление, 3 – нейтральное проявление, 2 – слабое проявление, 1 – очень слабое проявление.
Таблица 5
Анализ конкурентоспособности ООО «Автоцентр Славия»
Степень значимости |
Показатели |
Баллы по компаниям |
|||
«Автоцентр Славия» |
«Тойота центр Кемерово» |
«Сибавтоцентр» |
«СибАльянс» |
||
0,17 |
Цены на продукцию |
2 |
3 |
3 |
3 |
0,15 |
Качество услуг и обслуживания |
5 |
4 |
4 |
4 |
0,05 |
Раскрученность бренда |
5 |
5 |
3 |
3 |
0,15 |
Удобство расположения |
5 |
5 |
4 |
4 |
0,06 |
Скидки |
4 |
4 |
4 |
3 |
0,1 |
Широта ассортимента |
2 |
4 |
3 |
4 |
0,1 |
Эстетика предприятия |
3 |
5 |
4 |
4 |
0,1 |
Наличие производственных мощностей |
4 |
3 |
3 |
3 |
0,05 |
Имидж |
4 |
3 |
2 |
1 |
0,07 |
Использование современных инновационных технологий |
4 |
4 |
4 |
4 |
1 |
Итого: |
38 |
40 |
34 |
33 |
Исходя из полученных оценок, строим взвешенную оценку конкурентоспособности ООО «Автоцентр Славия» и ее основных конкурентов (см. таблицу 6).
Оценка возможностей предприятия позволяет построить многоугольник конкурентоспособности (рисунок 2).
Таблица 6
Взвешенная оценка ООО «Автоцентр Славия» и основных конкурентов