Файл: Роль мотивации в поведении организации ( Теоретические основы мотивации ).pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 114
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы мотивации
1.1 Понятие мотивации. Основные элементы трудовой мотивации
Глава 2 Анализ мотивации персонала на примере АО ’’Концерн ”НПО ”Аврора”
2.1 Общая характеристика АО ’’Концерн ”НПО ”Аврора”
2.2 Анализ кадрового состава и мотивации персонала АО «Концерн «НПО «Аврора»
2.3 Совершенствование системы мотивации в АО «Концерн «НПО «Аврора»
Справедливым и скорее справедливым |
35% |
Не справедливым и Скорее не справедливым |
37% |
Трудно сказать (безразлично) |
28% |
Однако, при этом персонал оценкой своего труда удовлетворен и считает оценку справедливой (Таблица 13).
Таблица 13
Каким Вы считаете процесс оценки вашего труда?
Справедливым и скорее справедливым |
73% |
Не справедливым и Скорее не справедливым |
15% |
Трудно сказать (безразлично) |
12% |
Оценка работников удовлетворяет, оценка справедливая. При этом влияния результатов труда на размер своей зарплаты, в целом нет, размер определяется как раз этой самой оценкой непосредственного и вышестоящего руководителей (Таблица 14).
Таблица 14
Кем/чем определяется размер Вашей заработной платы?
Да и Скорее да |
Нет и скорее Нет |
Не знаю |
|
1. Результатами Вашего труда |
42% |
37% |
21% |
2. Мнением непосредственного руководителя |
67% |
14% |
19% |
3. Мнением вышестоящего руководителя |
52% |
17% |
31% |
4. Кем/чем-то другим |
14% |
4% |
82% |
А оценивают эти руководители в 45 случаях из 100, неизвестно по каким критериям (Таблица 15).
Таблица 15
По каким критериям руководитель оценивает Ваш труд?
По личным |
7% |
По профессиональным |
48% |
Не знаю |
45% |
В более, чем 30% случаев работники вообще не получают никакой информации, как их оценили, не ругают, не хвалят
Таблица 16
Как меняется уровень Вашей работоспособности
(желание работать лучше )?
В результате ... |
1. Благодарности |
2. Выговора |
Повышается |
31% |
3% |
Скорее повышается |
20% |
7% |
Скорее понижается |
1% |
20% |
Понижается |
0% |
20% |
Не меняется |
14% |
12% |
Этого не бывает (или очень редко) |
34% |
38% |
Ситуация на первый взгляд несколько противоречивая: персонала зарплатой не удовлетворен (Таблица 17), но оценку своего труда считает справедливой
Таблица 17
Удовлетворенность мотивационными факторами
Рейтинговая позиция |
Мотивационный фактор |
Удовлетворен и Скорее удовлетворен |
Не удовлетворен и скорее не удовлетворён |
Трудно сказать (безразлично) |
1 |
Режим работы |
85% |
7,50% |
7,50% |
2 |
Отношения с коллегами |
94% |
4% |
2% |
3 |
Отношения с руководителем |
87% |
10% |
3% |
4 |
Отношения с подчинёнными |
82% |
4% |
14% |
5 |
Результаты труда |
79% |
17% |
4% |
6 |
Содержаниетруда |
76% |
19% |
5% |
7 |
Уверенность в предприятии |
79% |
8% |
13% |
8 |
Условия труда |
73% |
22% |
5% |
9 |
Оценка Вашего труда непосредственным руководителем |
73% |
21% |
6% |
10 |
Присвоение звания «Заслуженный работник», внесение в «Книгу Почёта» предприятия |
28% |
8% |
64% |
11 |
Карьерный (должностной) рост |
33% |
41% |
26% |
12 |
Оплата сверхурочных работ, в выходные и праздничные дни |
25% |
47% |
28% |
13 |
Обучение (профессиональный рост) |
33% |
46% |
21% |
14 |
Оклад |
47% |
56% |
2% |
15 |
Стимулирующий коэффициент |
41% |
57% |
2% |
16 |
Надбавки |
33% |
55% |
12% |
17 |
Денежные выплаты за отдельные высокие достижения в труде |
16% |
51% |
33% |
Однако никакого противоречия нет: персонал в целом не видит связи между своим трудом и размером зарплаты.
К оценке персонал относится насторожено. Поэтому персонал предпочитает находиться в состоянии перманентного неудовольствия своей зарплатой и т.д., но ни в коем случае не подвергаться регулярной оценке.
Оценка и контроль в большинстве случаев тогда положительно оцениваются работниками, когда они отсутствуют.
Исходя из проведенного исследования можно сделать следующие выводы:
Формирование трудового коллектива как единой сплоченной команды
- один из важнейших приоритетов стратегии развития АО «Концерн «НПО «Аврора». Современное предприятие - это самостоятельный социальный организм, обладающий сложной внутренней структурой и, подчас, противоречивым целеполаганием. С учетом этого кадровая политика Общества формируется как определенное соотношение между его интересами, как экономической структуры, нацеленной на получение прибыли, и долгосрочными нуждами социальной сферы. Взаимный учет этих интересов и запросов характеризует Общество как социально-ответственную структуру. Целью Общества, с точки зрения кадровой политики, является не только удовлетворение экономических интересов работников, но и создание условий для их самореализации и самоактуализации, то есть выявление и развитие личных возможностей каждого сотрудника. Как социальноответственная структура АО «Концерн «НПО «Аврора» заинтересовано в сохранении и развитии своего кадрового потенциала. Для закрепления квалифицированного персонала Общество проводит активную кадровую политику, включающую в себя подготовку и обучение персонала, постоянное совершенствование системы материального стимулирования в целях эффективной мотивации работников на повышение личного вклада в достижение целей Концерна, а также совершенствует социальную сферу. Основными направлениями кадровой политики являются:
- повышение эффективности и качества труда, улучшение материального благосостояния сотрудников;
- развитие кадрового потенциала и профессионального уровня сотрудников;
- улучшение социального обеспечения сотрудников.
В результате проведенного анализа можно говорить, что на данный момент работники в целом удовлетворены своим положением на предприятии.
Однако, существующие мотивационные факторы не могут сподвигнуть работников к высокопроизводительному труду. Поэтому существует необходимость в совершенствовании системы материального стимулирования сотрудников.
2.3 Совершенствование системы мотивации в АО «Концерн «НПО «Аврора»
В АО «Концерн «НПО «Аврора» работники не мотивированы и непосредственно не связаны с итогами труда для усиления роли оплаты труда в системе мотивации необходимо обеспечить ее непосредственную связь с итогами труда.
Каждый работник должен видеть устойчивую связь между получаемым материальным вознаграждением и производительность труда, величиной своей заработной платы и результатами достигнутыми предприятием.
Зачастую работники АО «Концерн «НПО «Аврора» не имеют информации о различных формах распределения прибыли.
Предприятие не использует также различную форму участия работников в распределении прибыли и не уделяется внимание формированию различных комиссий администрации и рабочих по вопросам материального поощрения в зависимости от улучшения качества продукции, роста производительности труда и многого другого.
На предприятии АО «Концерн «НПО «Аврора» работники с более высокой квалификацией и имеющие высшее образование находятся на низших должностях и не продвигаются по карьерной лестнице. Это приводит к снижению квалификационного уровня работника и его психологического настроя на работу.
Для устранения этих недостатков рекомендуется применить следующие положения:
- Внедрение аналитической системы оплаты труда.
- Усиление роли оплаты труда в системе мотивации.
- Использование различных форм участия работников в прибыли.
- Определение в мотивации работников, продвижение по службе путем ротации с учетом личных качеств и стажа работы.
Все эти положения свидетельствуют о необходимости создания на предприятии механизма мотивации повышения эффективности труда. Речь идет об использовании совокупности методов и приемов воздействия на работников со стороны системы управления предприятием, обеспечения побуждения их к определённому поведению в процессе труда для достижения цели предприятия.
Основа этих преобразований - необходимость удовлетворения личных потребностей работника. Улучшение мотивации включает в себя целый комплекс мер, связанных с материальным стимулированием (совершенствованием оплаты труда, премирование и т.д.), совершенствованием организации труда (улучшение условий труда, проведение ротации, использование гибких графиков и т.д.), улучшением качества рабочей силы (повышение квалификации и др.), вовлечение в процесс управления персонала, использование моральных факторов поощрения.
Все это следует учитывать при выборе форм и систем оплаты труда.
А именно:
- необходимо ввести премирование лучших работников - вознаграждение исключительных результатов трудовой деятельности членов команд и рабочих групп, выполняющих определенный проект, или вознаграждение исключительных результатов труда конкретных индивидуумов в контексте бизнес целей. Эти системы направлены на вознаграждение работника сверх типовых окладов.
- ввести премирование за рационализаторские предложения работников. Идеи данного вознаграждения вытекают из того, что работники хотят делать предложения не только ради самого вознаграждения, но и ради вклада в рабочий процесс. Вознаграждения предусматривают оплату предложений по снижению себестоимости достижения конкретного преимущества на рынке, улучшения качества продуктов и услуг.
Необходимо ввести систему участия трудящихся в акционерном капитале компании, способствующих усилению мотивации работников. Это достигается за счет более тесной «привязке» работников к результатам деятельности предприятия, формирование чувства причастности и вовлеченности их в эту работу.
Участие работников в прибылях происходит в форме отчислений в «фонды рабочих» доли прибыли текущего года с использованием льготного налогового режима. Созданием рабочей собственности осуществляется по средствам вложения в производство на льготных условиях накоплений от отчислений заработной платы.
Эти системы индивидуального стимулирования в отличие от систем бонусов боле е ориентированы на расчетные формулы.
Определяются критерии вознаграждения, и если установленные уровни достигнуты, то они сами генерируют денежный фонд. Системы стимулирования носят мотивационный характер, так как связь «результаты труда - оплата» выражена здесь яснее, чем в системах бонусов.
- Для рабочих основных цехов применить сдельно-прогрессивную оплату труда. Сдельно - прогрессивная система отличается от прямой сдельной тем, что вся продукция, произведенная сверх нормы, оплачивается не по обычной сдельной расценке, а по увеличенной (прогрессивной). При сдельно-прогрессивной системе заработок рабочего увеличивается быстрее, чем растет выработка (производительность), что исключает возможность постоянного и массового ее применения. Поэтому ее рекомендуется применять в течении ограниченного срока и на тех участках и работах, где складывается неблагоприятное положение с выполнением производственного задания(плана) и возникает необходимость дополнительного материального стимулирования в перевыполнении норм затрат труда.
Также возникает необходимость ввести аккордную оплату труда, которая применяется, как правило, для оплаты бригады звена рабочих, и может рассматриваться как вариант бригадной (коллективной) сдельной системы с той лишь разницей, что общая сумма заработной платы за выполнение задания объявляется работникам до начала работы. Получив задание, рабочие представляют себе объем и характер работы, сроки ее выполнения, сумму возможного заработка.
Поэтому, кроме предложенных мероприятий, следует обратить внимание на следующее:
- Для мужчин 28-45 лет актуально, чтобы предприятие предоставляло льготы по кредитованию на приобретение жилья.
- В качестве рекомендации - более справедливо оценивать труд мужчин и женщин, по профессиональным качествам, а не по половой принадлежности.
- Отменить распределение премий по количеству сидевших на стенде/ заказе;
- Необходимость оценивать работу по результатам труда, а не по отсиживанию трудочасов.
- Работнику должно быть чётко разъяснено, каковы принципы повышения или понижения з/п конкретному лицу в зависимости от качества его работы.
- Неудовлетворенность денежными выплатами за отдельные высокие достижения в труде. Недопустима дача обещаний (приказ) по денежному стимулированию за сдачу системы и их невыполнение.
- Пример отрицательной мотивации: «К сожалению, основным способом мотивации труда в настоящее время является угроза не заплатить за уже выполненную работу».