Файл: Лидерство как психологическая категория.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 116

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. В современных условиях любая

организация, нацеленная на эффективность и прибыль, ключевым

ресурсом имеет персонал и зависит, преждевсего, от руководителя.

Управление - это особый вид деятельности, превращающий

Не организованную толпу в эффективную целенаправленную и

производительную группу. Управление как таковое является

стимулирующим элементом социальных изменений, и примером

значительных социальных перемен. В наше динамичное время

управление организацией представляет собой сложную работу,

которую нельзя выполнять успешно, руководствуясь простыми

сухими заученными формулами. Руководитель должен сочетать

понимание общих истин и значимости многочисленных вариаций,

благодаря которым ситуации отличаются одна от другой.

Эффективное лидерство и эффективное управление - не одно и

тоже. И здесь возникает важный вопрос: как должен вести себя

управляющий, который является лидером? Какие средства в лиянияи

стили поведения показали себя наиболее эффективными для

направления усилий людей на достижение целей организации?

Теория лидерства пытается выявить и предсказать, какие

характеристики лидерства оказываются наиболее эффективными и

почему.

Цель исследования – выявить и разработать рекомендации по

использованию в деятельности менеджера современных концепции

лидерства.

Для достижения указанной цели необходимо выполнить

следующие задачи:

1.Изучить лидерство ка психологическую категорию.

3.Рассмотреть современные концепци и лидерства.

4.Провести эмпирическое исследование лидерских

особенностей.

5. Разработать рекомендации по использованию в

деятельности менеджера современных концепции лидерства.

Объект исследования – лидерство руководителей среднего и

высшего звена организаций. Предмет исследования – концепции

лидерства.

В ходе работы были применены методы исследования:

системный подход к процессу создания имиджа лидера,

позволяющий проанализировать и систематизировать

существующие технологии формирования имиджа; метод вторичного

анализа данных и обобщения статистических данных –

социологических опросов; анкетный опрос, метод семантического

дифференциала, мониторинг.

Структура и объем работы. Курсовая работа состоит из

введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы


и приложений.

ГЛАВА1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ

СОЗДАНИЯ И ПРОДВИЖЕНИЯ ИМИДЖА ЛИДЕРА

1.1.Лидерство как психологическая категория

Лидерство — неотъемлемая часть эффективного руководства.

Само слово «лидер» в переводе с английского («leader») означает

«руководитель», «глава», «командир», «вождь», «ведущий»

1 Это понятие нельзя охарактеризовать однозначно, и именно поэтому

существуют различные подходы к пониманию лидерства. Ж.

Блондель считал, что лидерство – это власть, которая

осуществляется одним или несколькими индивидами. Если

опираться на структурно - функциональный подход, то его сторонник

Л. Даунтон под лидерством понимал «положение в обществе,

которое характеризуется способностью занимающего его лица

направлять и организовывать коллективное поведение некоторых

или всех его членов». Кроме того, лидерство отожествляют с

неформальным влиянием. Важно отметить, что лидерство

отличается от руководства, которое подразумевает строгую и

формализованную систему взаимоотношений. В свою очередь, лидер

выступает образцом поведения и символом общества.

Лидерство – это навык направлять общность к целенаправленным действиям, которые она не в состоянии

выполнить самостоятельно, т.е. это навык двигать группу за собой.

Везде, где есть власть и некоторая кооперация людей, имеет место

быть и лидерство. К важным и чертам, которыми должен обладать

лидер, можно отнести: умение идти на контакт, ловкость в принятии

решений, способность видеть ситуацию в общих чертах и др.

К основным функциям лидера в первую очередь относится то,

что именно лидер выдвигает образец поведения группы

(ответственность, высокая производительность,

доброжелательность, взаимопонимание). Лидер также может

проявлять отрицательные формы поведения, к примеру,

обособленность или агрессивность. Кроме того, лидер мотивирует

каждого сотрудника, используя цели, нормы и традиции организации,

тем самым призывает их равняться на образец поведения. При осуществлении своих функций для лидера имеет большое


значение личностные качества. В каждый временной промежуток

общество выдвигает своего лидера: четкая атмосфера и особенности

развития внешней среды являются определяющими фактора удачи

или провала конкретного лидера. Манеры лидера и его итоговые

результаты зависят от опыта и навыков его сторонников. Лидерское

поведение так же является неотъемлемой частью эффективной и

успешной работы организации.

Стоит обратить внимание на то, что в настоящей работе

понятия «лидерства» и «руководства» не употребляются, как

синонимичные. Различия понятий «руководство» и «лидерство» были

подробно описаны в работах Б.Д. Парыгина4. Разделение

руководителя и лидера по Парыгину основано на принципах

социальной психологии. Руководитель– более широкое понятие,

чем «лидер». Руководитель занят регулированием

институциональных отношений группы в рамках социальной

организации на уровне организационной «макросреды». При

принятии решении лидер руководствуется правилами и иерархией

принятой в организации учитывает реакции всех возможных групп

интересов (стейк холдеров).

Стоит отдельно отметить, что такой подход к пониманию

руководства во многом является продолжением классической

школы административного управления Файоля. Файоль считал

руководство универсальным феноменом, в рамках которого

руководитель исполняет формальные, предписанные ему роли. Эти

роли ограничены формальными правилами и нормативными

документам и организации

Лидер, с другой стороны, участвует в регулировании

внутри групповых деловых и межличностных отношений на уровне

организационной микро среды. В отличие от руководства, которое

несет формальные признаки, лидерство возникает стихийно и

зачастую независимо от организационной среды. Кроме того,

процесс принятия решений лидером носит непосредственный и

неформальный характер, и в меньшей степени подвержен влиянию

системы организационных сдержек и противовесов (санкций) 6.

Таким образом, руководство можно описать, как процесс

управления, порожденный системой формальных отношений, в то

время как лидерство – продукт не формальных отношений

7.

Описывая различия руководства и лидерства, стоит особенно

подчеркнуть, что лидер занят работой с подчиненными на

неформальном уровне. Это особенность лидерства подробно

описана в работах Дейва Ульриха, который рассматривал лидерство,


как способность лидера принимать решения и достигать целей,

опираясь на понимание внутренних ресурсов персонала и тех

требований,которыепредъявляютсяподчиненным8.

Ульрих придерживался мнения, что главное качества лидера–

способность вызывать уважение и доверие со стороны подчиненных,

умение проявлять эмпатию и быть открытым для общения с сотрудниками.

При этом Ульрих предписывал лидеру некоторые черты руководителя, например–иметь четкий план действий и быть дисциплинированным.

Акцент на неформальные отношения между лидером и

подчинённым делали другой классик менеджмента– Александр

Хаслам. Хаслам рассматривал лидерство, как процесс

самоопределения индивида и как партнерские отношения между

лидером и последователем. Лидерство в понимании Хаслама

контекстуально, а лидером может стать тот человек, кто лучше

соответствует характеристикам отличающим им группу (социальная

группа, с которой индивид психологически отождествляет себя,

считает себя ее членом) от аут группы

1.2.Концепции и теории лидерства

Несмотря на интуитивно понятное значение термина

«лидерство», четкого широко распространенного определения в

Литературе такие существует. Тем не менее, существует множество

Теорий лидерства, которые объясняют этот феномен с различных

ракурсов

Рассматриваемые ниже девять теорий лидерства наглядно

демонстрируют собой эволюцию понимания роли лидера: от просто

выдающейся личности до ценностного обмена между лидером и

подчиненными наиболее современных концепций «супер-лидерства»,

когда лидер постоянно обучает подчиненных быть лидерами (leadself)через правильные модели поведения.

1. Теории лидерских черт– одна из самых ранних теорий

лидерства, согласно которой личностные качества, в том числе

лидерские, определяются ничем иным, как наследственностью

Теория впервые появилась в Англии и активно развивалась в

работа антрополога и психолога Ф. Гамильтона. В настоящее время

существует множество классификации лидерских черт, которые

рассматриваются совместно с демографическими характеристиками:

полом, возрастом, социально-экономическим статусом. Стечением

времени эта теория потеряла сторонников и рассматривается скорее,

как один из этапов развития теории лидерства;


2. Ситуативные теории лидерства – рассматривают

проявление лидерских качеств, как относительный феномен. То есть,

конкретные обстоятельства формируют среду, в которой лидерские

качества имеют наибольшую вероятность проявить себя;

3. Личностно-ситуативные теории–уже, исходя из названия,

этот подход к определению лидерства является синтезом двух

полярных теорий– теории черти ситуативной теории. Подход к

лидерству, как к постоянному и динамическому взаимодействию

лидера, его подчиненных(последователей),целей лидера и целей

последователей был впервые предложен Р. Кеттелом и развит

американскими психологами Холландероми Джулианом. Эта теория

до сих пор широко используется в работах посвященных

политическомулидерству11;

4. Теория ожидания-взаимодействия–не обычный подход к

изучению лидерства, в рамках которого Ф. Фидлером была

предложена операционная модель лидерства и «вероятностная

модель эффективности лидерства», которые рассматривают влияние

лидера при разном сочетании ситуативных переменных. Фидлер

выделяет два возможных стиля лидерства – ориентацию на цельи

ориентацию на отношения. Если первый стиль считается

максимально успешным в полюсах «благоприятный – не

благоприятный», то «серая зона» или не крайние ситуации, когда

лидеру следует ориентироваться не на конкретные цели, а на

интересы членов коллектива12.То есть, управление по целям

необходимо в критические моменты жизни организации, в то время

как большую часть времени задача лидера – поддерживать

взаимоотношения внутри коллектива;

5. Теории гуманистического направления – одна из первых

теорий, положившая начало «мотивационным» теориям лидерства. В

рамках этой концепции понимание лидерства исходит из

предположения о том, что лидер должен обеспечить максимально

комфортные условия труда для своих работников. То есть, член

коллектива расссматривается, как элемент организации, который в

рамках работы преследует свои цели и потребности, поэтому лидер

должен организовать работу организации таким образом, чтобы,

удовлетворив потребности работника, максимизировать достижение

целей организации

13;

6. Мотивационные теории лидерства – эта теория

Рассматривает лидерство, как структуру, которую можно описать

несколькими типами лидерского поведения: поддерживающее

лидерство, директивное лидерство, целеориентированное лидерство.