Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 116
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ
1.1.Лидерство как психологическая категория
1.2.Концепции и теории лидерства
1.3.Составляющие лидерства и черты лидера
ГЛАВА2.АНАЛИЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕНЕДЖЕРА
2.1.База и организация исследования
2.2. Анализ результатов исследования
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. В современных условиях любая
организация, нацеленная на эффективность и прибыль, ключевым
ресурсом имеет персонал и зависит, преждевсего, от руководителя.
Управление - это особый вид деятельности, превращающий
Не организованную толпу в эффективную целенаправленную и
производительную группу. Управление как таковое является
стимулирующим элементом социальных изменений, и примером
значительных социальных перемен. В наше динамичное время
управление организацией представляет собой сложную работу,
которую нельзя выполнять успешно, руководствуясь простыми
сухими заученными формулами. Руководитель должен сочетать
понимание общих истин и значимости многочисленных вариаций,
благодаря которым ситуации отличаются одна от другой.
Эффективное лидерство и эффективное управление - не одно и
тоже. И здесь возникает важный вопрос: как должен вести себя
управляющий, который является лидером? Какие средства в лиянияи
стили поведения показали себя наиболее эффективными для
направления усилий людей на достижение целей организации?
Теория лидерства пытается выявить и предсказать, какие
характеристики лидерства оказываются наиболее эффективными и
почему.
Цель исследования – выявить и разработать рекомендации по
использованию в деятельности менеджера современных концепции
лидерства.
Для достижения указанной цели необходимо выполнить
следующие задачи:
1.Изучить лидерство ка психологическую категорию.
3.Рассмотреть современные концепци и лидерства.
4.Провести эмпирическое исследование лидерских
особенностей.
5. Разработать рекомендации по использованию в
деятельности менеджера современных концепции лидерства.
Объект исследования – лидерство руководителей среднего и
высшего звена организаций. Предмет исследования – концепции
лидерства.
В ходе работы были применены методы исследования:
системный подход к процессу создания имиджа лидера,
позволяющий проанализировать и систематизировать
существующие технологии формирования имиджа; метод вторичного
анализа данных и обобщения статистических данных –
социологических опросов; анкетный опрос, метод семантического
дифференциала, мониторинг.
Структура и объем работы. Курсовая работа состоит из
введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы
и приложений.
ГЛАВА1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ
СОЗДАНИЯ И ПРОДВИЖЕНИЯ ИМИДЖА ЛИДЕРА
1.1.Лидерство как психологическая категория
Лидерство — неотъемлемая часть эффективного руководства.
Само слово «лидер» в переводе с английского («leader») означает
«руководитель», «глава», «командир», «вождь», «ведущий»
1 Это понятие нельзя охарактеризовать однозначно, и именно поэтому
существуют различные подходы к пониманию лидерства. Ж.
Блондель считал, что лидерство – это власть, которая
осуществляется одним или несколькими индивидами. Если
опираться на структурно - функциональный подход, то его сторонник
Л. Даунтон под лидерством понимал «положение в обществе,
которое характеризуется способностью занимающего его лица
направлять и организовывать коллективное поведение некоторых
или всех его членов». Кроме того, лидерство отожествляют с
неформальным влиянием. Важно отметить, что лидерство
отличается от руководства, которое подразумевает строгую и
формализованную систему взаимоотношений. В свою очередь, лидер
выступает образцом поведения и символом общества.
Лидерство – это навык направлять общность к целенаправленным действиям, которые она не в состоянии
выполнить самостоятельно, т.е. это навык двигать группу за собой.
Везде, где есть власть и некоторая кооперация людей, имеет место
быть и лидерство. К важным и чертам, которыми должен обладать
лидер, можно отнести: умение идти на контакт, ловкость в принятии
решений, способность видеть ситуацию в общих чертах и др.
К основным функциям лидера в первую очередь относится то,
что именно лидер выдвигает образец поведения группы
(ответственность, высокая производительность,
доброжелательность, взаимопонимание). Лидер также может
проявлять отрицательные формы поведения, к примеру,
обособленность или агрессивность. Кроме того, лидер мотивирует
каждого сотрудника, используя цели, нормы и традиции организации,
тем самым призывает их равняться на образец поведения. При осуществлении своих функций для лидера имеет большое
значение личностные качества. В каждый временной промежуток
общество выдвигает своего лидера: четкая атмосфера и особенности
развития внешней среды являются определяющими фактора удачи
или провала конкретного лидера. Манеры лидера и его итоговые
результаты зависят от опыта и навыков его сторонников. Лидерское
поведение так же является неотъемлемой частью эффективной и
успешной работы организации.
Стоит обратить внимание на то, что в настоящей работе
понятия «лидерства» и «руководства» не употребляются, как
синонимичные. Различия понятий «руководство» и «лидерство» были
подробно описаны в работах Б.Д. Парыгина4. Разделение
руководителя и лидера по Парыгину основано на принципах
социальной психологии. Руководитель– более широкое понятие,
чем «лидер». Руководитель занят регулированием
институциональных отношений группы в рамках социальной
организации на уровне организационной «макросреды». При
принятии решении лидер руководствуется правилами и иерархией
принятой в организации учитывает реакции всех возможных групп
интересов (стейк холдеров).
Стоит отдельно отметить, что такой подход к пониманию
руководства во многом является продолжением классической
школы административного управления Файоля. Файоль считал
руководство универсальным феноменом, в рамках которого
руководитель исполняет формальные, предписанные ему роли. Эти
роли ограничены формальными правилами и нормативными
документам и организации
Лидер, с другой стороны, участвует в регулировании
внутри групповых деловых и межличностных отношений на уровне
организационной микро среды. В отличие от руководства, которое
несет формальные признаки, лидерство возникает стихийно и
зачастую независимо от организационной среды. Кроме того,
процесс принятия решений лидером носит непосредственный и
неформальный характер, и в меньшей степени подвержен влиянию
системы организационных сдержек и противовесов (санкций) 6.
Таким образом, руководство можно описать, как процесс
управления, порожденный системой формальных отношений, в то
время как лидерство – продукт не формальных отношений
7.
Описывая различия руководства и лидерства, стоит особенно
подчеркнуть, что лидер занят работой с подчиненными на
неформальном уровне. Это особенность лидерства подробно
описана в работах Дейва Ульриха, который рассматривал лидерство,
как способность лидера принимать решения и достигать целей,
опираясь на понимание внутренних ресурсов персонала и тех
требований,которыепредъявляютсяподчиненным8.
Ульрих придерживался мнения, что главное качества лидера–
способность вызывать уважение и доверие со стороны подчиненных,
умение проявлять эмпатию и быть открытым для общения с сотрудниками.
При этом Ульрих предписывал лидеру некоторые черты руководителя, например–иметь четкий план действий и быть дисциплинированным.
Акцент на неформальные отношения между лидером и
подчинённым делали другой классик менеджмента– Александр
Хаслам. Хаслам рассматривал лидерство, как процесс
самоопределения индивида и как партнерские отношения между
лидером и последователем. Лидерство в понимании Хаслама
контекстуально, а лидером может стать тот человек, кто лучше
соответствует характеристикам отличающим им группу (социальная
группа, с которой индивид психологически отождествляет себя,
считает себя ее членом) от аут группы
1.2.Концепции и теории лидерства
Несмотря на интуитивно понятное значение термина
«лидерство», четкого широко распространенного определения в
Литературе такие существует. Тем не менее, существует множество
Теорий лидерства, которые объясняют этот феномен с различных
ракурсов
Рассматриваемые ниже девять теорий лидерства наглядно
демонстрируют собой эволюцию понимания роли лидера: от просто
выдающейся личности до ценностного обмена между лидером и
подчиненными наиболее современных концепций «супер-лидерства»,
когда лидер постоянно обучает подчиненных быть лидерами (leadself)через правильные модели поведения.
1. Теории лидерских черт– одна из самых ранних теорий
лидерства, согласно которой личностные качества, в том числе
лидерские, определяются ничем иным, как наследственностью
Теория впервые появилась в Англии и активно развивалась в
работа антрополога и психолога Ф. Гамильтона. В настоящее время
существует множество классификации лидерских черт, которые
рассматриваются совместно с демографическими характеристиками:
полом, возрастом, социально-экономическим статусом. Стечением
времени эта теория потеряла сторонников и рассматривается скорее,
как один из этапов развития теории лидерства;
2. Ситуативные теории лидерства – рассматривают
проявление лидерских качеств, как относительный феномен. То есть,
конкретные обстоятельства формируют среду, в которой лидерские
качества имеют наибольшую вероятность проявить себя;
3. Личностно-ситуативные теории–уже, исходя из названия,
этот подход к определению лидерства является синтезом двух
полярных теорий– теории черти ситуативной теории. Подход к
лидерству, как к постоянному и динамическому взаимодействию
лидера, его подчиненных(последователей),целей лидера и целей
последователей был впервые предложен Р. Кеттелом и развит
американскими психологами Холландероми Джулианом. Эта теория
до сих пор широко используется в работах посвященных
политическомулидерству11;
4. Теория ожидания-взаимодействия–не обычный подход к
изучению лидерства, в рамках которого Ф. Фидлером была
предложена операционная модель лидерства и «вероятностная
модель эффективности лидерства», которые рассматривают влияние
лидера при разном сочетании ситуативных переменных. Фидлер
выделяет два возможных стиля лидерства – ориентацию на цельи
ориентацию на отношения. Если первый стиль считается
максимально успешным в полюсах «благоприятный – не
благоприятный», то «серая зона» или не крайние ситуации, когда
лидеру следует ориентироваться не на конкретные цели, а на
интересы членов коллектива12.То есть, управление по целям
необходимо в критические моменты жизни организации, в то время
как большую часть времени задача лидера – поддерживать
взаимоотношения внутри коллектива;
5. Теории гуманистического направления – одна из первых
теорий, положившая начало «мотивационным» теориям лидерства. В
рамках этой концепции понимание лидерства исходит из
предположения о том, что лидер должен обеспечить максимально
комфортные условия труда для своих работников. То есть, член
коллектива расссматривается, как элемент организации, который в
рамках работы преследует свои цели и потребности, поэтому лидер
должен организовать работу организации таким образом, чтобы,
удовлетворив потребности работника, максимизировать достижение
целей организации
13;
6. Мотивационные теории лидерства – эта теория
Рассматривает лидерство, как структуру, которую можно описать
несколькими типами лидерского поведения: поддерживающее
лидерство, директивное лидерство, целеориентированное лидерство.