Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 103
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ
1.1.Лидерство как психологическая категория
1.2.Концепции и теории лидерства
1.3.Составляющие лидерства и черты лидера
ГЛАВА2.АНАЛИЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕНЕДЖЕРА
2.1.База и организация исследования
2.2. Анализ результатов исследования
на меж личностные отношения с подчиненными. С другой стороны,
руководители высшего звена лучшим образом работают в
стабильной среде. Динамика рыночных отношений создает более
турбулентную среду, в которой лидеры вынуждены чаще
адаптироваться. Отдельным фактором, влияющим на эти различия,
может быть система отбора сотрудников высшего и среднего звена,
которая также заточена под те различные задачи, который решают
специалисты на разных уровнях менеджмента. Проверка двух этих
гипотез представляет собой отдельное исследование и может
составить определенный интерес для будущих исследований.
2.3.Рекомендации по использованию современных концепций
лидерства
Таким образом, исходя из полученных результатов, мы
сформулируем рекомендации, которые направлены на развитие
лидеров среди менеджеров как высшего, таки среднего звена
управления.
Очевидно, что уровень решения управленческих проблем
базируется на способностях, одаренности, таланте решать
управленческие задачи.
1.Развитиеспособностейруководителя
Наиболее эффективный способ повышения педагогического
мастерства–это самообразование. Постоянное самообразование–
вот тот определяющий актив жизни современного человека, который
поможет не «отстать от поезда современности». Основными
критериями самообразования являются: эффективность
профессиональной деятельности, творческий рост педагогов,
внедрение новых технологий в деятельность организации или
подразделения. Условия профессионального роста:
–самообразовательная работа;
–чтение методической и предметной литературы;
–обзор Интернете;
–посещение семинаров, конференций, мастер-классов коллег;
–дискуссии, совещания, обмен опытом с коллегами;
– систематическое прохождение курсов повышения
квалификации;
–проведение мастер-классов, открытых занятий для анализа
со стороны коллег;
–изучение информационно-компьютерных технологий ит.д
Кроме того, в эту категорию входит развитие способности
руководить. Здесь менеджеру следует работать в направлениях,
перечисленныхвтаблице5.
Таблица5
Модель управленческой компетентности руководителя
Качества сферы компетентности |
Определение |
Высший уровень компетентности |
|
Общее видение |
Развитие общего видения в организации, обеспечение широкой поддержки в проведении организационных изменений |
Осведомлённостью внешней обстановке |
Информированность о законах, политике и политиках, административных приоритетах и тенденциях, специальные интересах; понимание внешнего воздействия отдельных лиц и документов: широкое использование информации при принятии решений |
Средний уровень компетентности |
|
Творческое мышление |
Развитая интуиция и умение решать проблемы; поощрение инновационной активности у подчиненных |
Планирование оценка |
Определение политики, основных направлений развития, планов и приоритетов; изыскание необходимых ресурсов; планирование и координация действий; мониторинг прогресса и оценка результатов; повышение эффективности организации |
Ориентация на нужды и потребности граждан |
Активное изучение потребностей граждан, удовлетворение их запросов, постоянный поиск путей совершенствования услуг |
Управленческий контроль и координация |
Обеспечение согласованного взаимодействия процессов в организации, содействие эффективной работе |
Финансовое управление |
Подготовка и утверждение бюджета, мониторинг расходов управление договорами и заявками |
Управление технологиями |
Содействие работника в получении информации о новых технологиях, применение новых технологий для нужд организации, обучение работников |
Управление кадрами |
Обеспечение эффективного подбора, отбора, обучения, оценки и расстановки кадров; поощрения и дисциплинарные воздействия; создание делового морально психологического климата |
Нижний уровень компетентности |
|
Управление разнородным коллективом работников |
Признание важности культурных, ценностных, этнических, половых, возрастных и других индивидуальных различий, содействие занятости и развитие равных возможностей всех работников |
Управление конфликтами |
Предупреждение и разрешение конфронтации; несогласий споров в конструктивной манере |
Влияние ведение переговоров |
Получение информации об отдельных работниках и основных группах, тесная связь сними, использование переговоров, убеждений и власти для достижения целей |
Формирование команды |
Обеспечение сотрудничества, коммуникации согласия в группе |
Основы компетентности |
|
Устные коммуникации |
Умение слушать других, делать ясные и эффективные устные сообщения для отдельных граждан, работников и групп |
Письменные коммуникации |
Эффективные письменные коммуникации, понимание и критическое восприятие письменных сообщений |
Решение проблем |
Выявление и формулирование проблем, анализ информации, имеющей отношение к проблеме, поиск альтернатив и планирование мер по решению проблем |
Развитие личностных качеств руководителя и преодоление
эмоциональной нестабильности. Если излишне раздражительное,
нервозное поведение сдает напряженную ситуацию в отношениях
с подчиненными и коллегами в организации, то в таких ситуациях
лечение должно проводиться у квалифицированного психолога.
Ситуации же, при которых у личности со склонностью кнeйpoтизму,
Развелись на вечевые страхи и фобии, требуют обращения к врачу–
психотерапевту. Нe вpoтичecкoe поведение человека недолжно быть
проигнорировано близкими людьми и самим руководителем.
Предложим следующие направления развития характера и
проблем:
–коррекция личностных особенностей, мотивационной сферы;
–обучение навыкам совладения со стрессом, нормализации
Эмоционального состояния;
–применение псих коррекционных техник, направленных на
Повышение самооценки, уверенности в себе, уровня эмпатии ит.д.;
–коррекциямю мотивов помощи, и достижения нереалистических
Ожиданий в соответствии с реальностью.
3. Развитие лидерских способностей. Также для
совершенствования имиджа руководителя предлагаем развивать
свои лидерские способности.
Самообразование и самооценка. Определяющим здесь
Является высказывание о том, что «познание самого себя является
Основой правильных и мудрых решений». Такие мероприятия, как
презентации, групповые обсуждения, рассмотрение кейсов,
способствуют пониманию участниками своей ценности, своих
возможностей развиваться.
Расширение мировоззрения. Руководитель должен стремиться
К новой для него информации.«Планка»должна быть установлена
Достаточно высоко.
Изменение способа мышления. Необходимость изменения
Образа мышления исходит из того, что любому человеку свойственно
мыслить стереотипами – при решении повседневных вопросов
всегда легче обращаться к уже приобретенному опыту, чем
активизировать процесс мышления. Таким образом, опыт, что
подходит для конкретного случая, рефлекторно используется день в
день, формируя стереотипное мышление. Но стереотипный способ
мышления может«отказать»в критических случаях, для некоторых
видов работы стереотипность мышления для руководителя может
иметь фатальные последствия.
Накопление опыта в решении задач. Это поможет сократить
процент неудач, связанных с необходимостью «учиться на
собственных ошибках».
Взаимоотношения внутри организации. Умение слушать и
Слышать советы коллег, подчиненных–более важное качество для
руководителей, даже чем профессиональные знания.
Модели лидерства. Понимание руководителем модели своего
поведения как лидера, понимание возможности ее изменения –
важное направление реализации программы развития лидерских
качеств.
Глобализация. Не смотря на глобализацию мировой экономики,
руководители должны не только ориентироваться в ситуации на
соответствующих мировых рынках, но и использовать лучшие
методики управления, которые разрабатываются и применяются
ведущими организациями.
Повышение компетентности руководителя. Основные
направления работы по повышению компетентности руководителя
представлены в таблице 6.
Таблица 6
Направления работы по повышению компетентности руководителя
№ |
Направление |
Форма работы |
1 |
Изучение диагностик о аналитических материалов |
Анкетирование руководителя и подчиненных. Диагностика уровня имиджа руководителя. Анализ качества управления. |
2 |
Повышение управленческой компетентности |
Проведение консультаций, тренингов, семинаров, объединений. Участие в тренингах. |
3 |
Определение проблемы проекта |
Подбор цели и задачи проекта«Развитие имиджа руководителя» |
4 |
Повышение уровня управленческого мастерства |
Изучение научно-методической литературы по проблеме саморазвития и само образования руководителя |
5 |
Разработка плана проекта |
Подбор мероприятий |
6 |
Реализация проекта |
Разработка конспектов, планов, памяток. |
7 |
Подведение итогов |
Оценка профессиональной деятельности. |
Важным компонентом имиджа руководителя является
наличие таких качеств и умений, как демократический стиль
руководства, высокая организованность и гибкое мышление, умение
прогнозировать ход событий и быстро ориентироваться в обстановке, самостоятельность, спокойствие, выдержка. А также постоянная работа над собой, дополнение своих знаний, занимаясь
самообразованием, непрерывным повышением квалификации.
В таблице 7 приведен план мероприятий по развитию
лидерских качеств руководителя.
Таблица7
План мероприятий по развитию лидерских качеств
Стадия формирования лидерской позиции |
Цель |
М мероприятие |
||
Содержание |
Название, время место проведения |
о
I |
Развитие навыков само регуляции: управление собой, собственными внутренними состояниями, своей внешней выразительностью |
Из учение основы тайм менеджментами культуры самоорганизации |
Коучинг-занятие«Развитие лидерских качеств»; Цикл тренингов «Само менеджмент: управление карьерой»; Само образование по теме |
II |
Развитие навыка позиционировали себя качестве лидера, ведущего в каких либо ситуациях межличностного взаимодействия |
Внутригрупповые коммуникации, в которых руководитель берет инициативу в свои руки. Развитие навыков само презентации, техники способов влияния на партнёров по общению |
Тренинг «Учимся само презентации» Обучение на курсах, посвященных вопросам управления персоналом и менеджменту |
III |
Расширение пространства лидерского поведения до масштабов коллектива, до практики опосредованного управления коллективом. Актуализация социальной чувствительности |
Формирование собственной команды единомышленников координациях действия достижении общей цели. Сопровождение социальных инициатив актива сотрудников, методика параллельного действия развитии командных отношений |
Варшко«Проект: от идеи успеха»»; Участие конкурсе «Руководитель года»(в качестве конкурсанта, членов группы поддержки) |
IV |
Практика руководства системой команд, коллективом или местным сообществом |
Проявление активной гражданской позиции. Высокая гражданская сознательность руководителя проявляется его инновационной деятельности по усовершенствованию системы управления организацией |
Цикл обучающих тренингов «Медиация: искусство договариваться» Самообразование |
Таким образом, процесс формирования руководителя как
лидера должен стать системообразующим в вопросе организации
профессионального самообразования.