Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 106
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ
1.1.Лидерство как психологическая категория
1.2.Концепции и теории лидерства
1.3.Составляющие лидерства и черты лидера
ГЛАВА2.АНАЛИЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕНЕДЖЕРА
2.1.База и организация исследования
2.2. Анализ результатов исследования
3) Партнерский (Affiliative) – лидер, способный
гармонические отношения с и между подчиненными, умеющий
быстро и оперативно разрешать групповые конфликты услужить
мотива тором в кризисные для команды моменты;
4) Демократичный (Democractic) – лидер, способный
обеспечить лояльность подчиненных через достижение
компромисса. Главными ценностями такого лидера являются новые
идеи и вклад сотрудников в общее дело;
5) Задающий темп(Pacesetting)–лидер, ориентированный на
Решение задач, обладающий высокими персональными стандартами
и личной инициативой. Может проявлять отсутствие терпения по
отношению к скорости работы своих подчиненных, а также
заниматься микро менеджментом и напрямую вмешиваться в
рабочие процессы;
6) Наставляющий (Coaching) – лидер,чуткий к нуждам
подчиненных, помогающий сотрудникам определить их сильные
стороны. Лидер, поощряющий проявление инициативы подчиненным,
готовый делегировать задачи и инвестирующий в долгосрочное
развитие сотрудников.
HayGroup предлагает проведение этой оценки методом «180
градусов»,когда в оценке участвуют, как сотрудники одного уровня с
оцениваемым, руководитель и сам сотрудник. При этом в отличие от
метода «360» используемого в Бассом и Аволио, в оценке не
участвуют подчиненные оцениваемого лидера.
Другое консалтинговое агентство Heidrick&Struggles подошло
К выявлению типов лидерства не с позиции традиции опыта, как
HayGroup,носпозициианализаданныхистатистики.В2015году
H&S провела большой опрос руководителей – 1006 человек из
организаций с более чем 250 сотрудниками. В процессе
исследования агентству удалось определить 8 уникальных типов
лидерства
1) Компаньон (Collaborator)– лидер, ориентированный на
Развитие командных отношений внутри коллектива. Такой лидер
Способен разглядеть таланты внутри коллектива и активно занятый
Развитием подчиненных;
2) Вдохновитель(Energizer)–лидер, способный вдохновить
подчиненных, показать важность и смысловую нагрузку
выполняемой работы. Такие лидеры крайне харизматичны;
3) Пилот(Pilot)–лидер, обладающий чётким видением, не
Боящийся сложных управленческих задач, открытый для обратной
Связи подчиненных;
4) Спонсор (Provider) – лидер, ориентированный на
конкретные действия, уверенный в выбранном подходе и не
склонный его менять, верный своим подчиненными готовый оказать
им поддержку, инвестировать в их развитие;
5) Балансировщик (Harmonizer)–лидер, сосредоточенный на
развитии отношений между подчиненными и различными группами
интересов внутри фирмы, его цель – создание стабильной
атмосферы в организации, которая позволит эффективно достичь
качественного результата;
6) Эксперт (Forecaster) – лидер, ориентированный на
обучение и развитие, обладающий глубокими знаниями в рамках
выбранной отрасли. Однако большой опыт и широкий кругозор
такого типа лидера приводят к повышенной осторожности в
принятии решений;
7) Производитель (Producer) – лидер, склонный
придерживаться традиционных подходов и используемых в
организации инструментов, ориентированный на достижение
результата, прямолинейный в логике принятия решений и общении с
подчиненными;
8) Композитор (Composer)– лидер, выше всего ценящий
независимость, творческий подход к решению задач. Такой тип
лидеров готов быстро принимать решения и брать на себя
ответственность.
В настоящее время H&S совместно с HarvardBusinessReview
(HBR) проводит исследование, где предлагает читателям
самостоятельно выбрать один из 8 типов лидерства
Особенностью этого исследования является его простота и
возможность выбрать не один, а три типа лидерства, которые
респондент применяет. При этом, типология лидерства в данном
случае рассматривается, скорее как инструмент, а не как
характеристика лидерства. Исследователи предлагают выделять не
один тип лидерства, но утверждают, что есть доминирующий и два
второстепенных стиля лидерства, которые лидер может
использовать в зависимости от той или иной ситуации.
Последнее, о чем стоит упомянуть в контексте типологии
лидерства–это последствия лидерства. Последствия лидерства, как
результаты работы руководителя с подчиненными упоминается в
первых работах Бассаи Аволио 27.Последствия лидерства – это
палка о двух концах. С одной стороны, при помощи оценки
последствий лидерства можно понять результаты работы лидера,с
другой – понять слабые места, навыки требующие развития и
использовать инструменты оценки последствий лидерства для
развития лидеров. Именно с позиций инструмента развития
лидерства в организации к последствиям лидерства подходит
агентство TheHillConsultingGroup, которое разработало анкету для
самооценки после действий лидерства, состоящую из 40 вопросов
Анкета позволяет руководителю самостоятельно оценить результаты своей работы по восьми параметрам:
1) Определение приоритетов (Providing direction) –
способность лидера дать подчиненным четкое понимание и
направление деятельности организации, определить роли и зоны
ответственности, определить долгосрочные приоритеты;
2) Ответственное управление (Leading courageously) –
способность лидера к ответственному управлению, понимание
собственных полномочий и ответственности перед подчиненными,
умение оперативно и эффективно разрешать конфликтные ситуации;
3) Стимулирование командной работы(FosteringTeamwork)–
способность лидера делегировать полномочия, поддерживать
высокий командный дух, замечать достижения членов команды и
стимулировать командную работу;
4) Борьба за изменения(Championingchange)–способность
лидера понять важность организационных трансформаций, вовлечь
подчиненных в организационные изменения, умение объяснить
подчиненным важность изменений и снизить уровень
организационного сопротивления реформам;
5) Обучение и развитие подчиненных(Coachinganddeveloping
people) – умение лидера определять и развивать таланты
сотрудников, желание и способность лидера инвестировать в
развитие подчиненных;
6) Мотивация персонала(Motivatingothers)–умение лидера
Вдохновлять подчиненных на достижение тижение результата, способность
Лидера установить понятные и выполнимые стандарты работы и
Умение вдохновлять сотрудников собственным примером;
7) Развитие социальных связей (Building Relationships)–
Умение лидера Митина контакт с людьми, заводить и поддерживать
Новые знакомства, а также решать задачи при помощи привлечения
Собственных сети контактов;
8) Честное руководство(ActingwithIntegrity)–способность
лидера выполнять свои обещания, быть честным в общении с
подчиненными и не бояться получать обратную связь от сотрудников.
Каждая из этих секций содержит по 5 вопросов в каждом из
Которых руководитель должен поставить себе оценку от1до3, чем
Выше средняя оценка по каждой секции, тем лучше последствия
лидерства, конкретного руководителя. Задача этого метода–дать
руководителю понимание его сильных сторон и определить
приоритеты собственного развития на ближайший период.
Имидж лидера – сравнительно новое в науке понятие, и
Поэтому у него ещё нет окончательно сложившегося, однозначного
определения. Появившийся в зарубежной, в частности американской
литературе термин обычно употребляется для особого вида образов представлений, широко используемых различными общественными
институтами, формирующими установки в массовом сознании.
Американские и с следователи БайхемУ.,СмитО.Б.,ПизиМ.Дж.
Выделяю ту имиджа лидера следующие свойства: искусственность,
выдуманность; убеждающую силу; яркость и реалистичность;
простоту и гибкость.
Проблеме создания позитивного имиджа лидера- руководителя
посвящены работы другой группы исследователей30. Авторы
рассматривают его как неотъемлемую часть имиджа компании
предлагаемые товаров и услуг. Личностный имидж -сочетание
ряда внешних и внутренних факторов, задающих «само имидж»,
воспринимаемый имиджи требуемый имидж.
Первый из них основан на прошлом опыте и отражает
состояние самоуважения человека. Воспринимаемый имидж–этого,
как другие видят его носителя. Требуемый имидж – это
профессиональные характеристики, которые должны быть присущи
специалисту. Свой подход к имиджу Э. Сэмпсон определяет с
позиции само презентации: «Рассматривайте свой имидж как
рекламу. Картинка снаружи рекламирует то, что внутри. Но это также
и обещание. Обещание того, что внешний имидж предоставит умение,
компетентность и ценности, которые он рекламирует»
Анализируя результаты исследований зарубежных авторов,
можно заметить, что построение имиджа и метод но временно по
нескольким коммуникационным каналам и направлено на
презентацию своих позитивных характеристик. Авторы отмечают
важность трансляции органичного сочетания различных
характеристик личности, исключающих появление противоречивой
информация носителе имиджа.
Вместе с тем, практически все исследователи рассматривают
Внешний аспект имиджа, видя в нём средство влияния на внешнюю
среду(партнёров по бизнесу, вероятных клиентов, избирателей),не
обращая должного внимания на воздействие имиджа руководителя
29 Байхем У. ,Смит О .Б ., Пизи М. Дж. Воспитай своего лидера. Как находить, развивать и удерживать в организации талантливых руководителей.
на социальную структуру организации. Помимо этого, при
формировании имиджа авторы ориентируют нас о здание у носителя
имиджа внешних признаков, определяющих присутствие качества
востребованного в профессиональной среде, что приводит иногда к
противоречию с реально имеющимися качествами личности.
ГЛАВА2.АНАЛИЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕНЕДЖЕРА
СОВРЕМЕННЫХ КОНЦЕПЦИЙ ЛИДЕРСТВА
2.1.База и организация исследования
Для оценки стиля лидерства использовалась классификация
Стилей лидерства, разработанная агентством Heidrick&Strugglesи
подробно описанная в Главе 1.В рамках анкетирования был
использован подход журнала HarvardBusinessReview и агентства
Heidrick&Struggles, который предполагает самостоятельный выбор
респондентом того типа лидерства, который наилучшим образом
описывает его. Этот вопрос задавался респонденту дважды, чтобы
увеличить представленность различных типов лидерства в выборке.
Для описания взаимоотношений между лидером и
подчиненным использовался подход, предложенный Грегарасом и
Фордом, а именно«Шкала обмена между лидером и подчиненным»
(SLMX-MDM).В анкету, использованную для эмпирической части
Настоящей работы были включены все12вопросовклассического
опросника. Более подробно, этот метод описан в первой главе
работы.
Для определения последствий лидерства использовался
опросник The Hillconsulting group.В анкету включены все 40
вопросов из анкеты The HillGroup,по каждому из вопросов
респонденту предлагается дать оценку от 1 до 3х. Подробнее эта
методология описана в 1 главе. Детальный вариант использованного
опросника можно найти в Приложении1.
На собранных, на основании описанных выше методов
Анкетирования данных будут проверены 3предложенныегипотезы.
Для проверки гипотезой с пользованы базовые методы описательной
статистики. В частности, для проверки гипотеза различиях между
руководителями среднего и высшего звена используется Т-тест
Стьюдента для сравнения средних в двух выборках.
Опрос руководителей проводился в апреле-мае 2019 года. В
О росе приняло участие 37 человек, а именно 19 руководителей
высшего звена управления и 18 руководителей среднего звена.
Выборка формировалась случайно, ответы собирались при помощи
Рассылки анкет через сервис SurveyMonkey.
Гендерная структура респондентов представлена 35% женщин
(n=13)и65% мужчин(n=24).Данные о возрасте респондентов не
собирались.
Респонденты из высшего звена главным образом
представлены руководителями аппаратов подразделений.
Респонденты из среднего звена управления различных организаций