Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 112
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ
1.1.Лидерство как психологическая категория
1.2.Концепции и теории лидерства
1.3.Составляющие лидерства и черты лидера
ГЛАВА2.АНАЛИЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕНЕДЖЕРА
2.1.База и организация исследования
2.2. Анализ результатов исследования
Разница между типом лидерского поведения и мотивацией
работников с поправкой на ситуативные факторы и дает оценку
уровня мотивации работников. Представители мотивационной
теории лидерства, такие как С. Митчели С. Эванс считают, что эта
теория позволяет заранее предположить, какой эффект будет
наиболее желаем при заданных типах лидерства14;
7. Теории обмена и транзакционного анализа – эта категория
теоретических подходов к лидерству, представителями которой
являются Дж. Хоманс, Дж. Марч, Дж. Тибои. Келли фокусируется на эмоциональном взаимодействии между лидером и подчиненными.
То есть, рассматривается тот аспект лидерства, когда лидер
ориентированное на решение конкретных задач, а на организацию
ежедневных и рутинных взаимоотношений с подчинёнными теоретических подходов к лидерству, представителями которой
являются Дж. Хоманс, Дж. Марч, Дж. ТибоиГ. Келлифокусируется на
эмоциональном взаимодействии между лидером и подчиненными.
То есть, рассматривается тот аспект лидерства, когда лидер
Ориентирован не нарушение конкретных задач, а на организацию
Ежедневных и рутинных взаимно отношений с подчинёнными
15;
8. Атрибутивные теории – одна из теорий лидерства,
получившая особую поддержку в области политического лидерства.
В ее основе лежит идея о том, что источником власти лидера
являются его подчиненные, так как при принятии решений лидер
должен читывать интересы последователей и групп интересов, а
значит, область возможных к принятию решений ограничена, иначе
лидер потеряет власть;
9. Теория «супер-лидерства» - подход, предложенный в конце
XX века, который строится вокруг идеи о том, что супер - лидер это
такой лидер, который развивает лидерские качества в подчиненных,
позволяя им быть автономными, брать на себя ответственность,
приор тезировать задачи и принимать решения(lead-self). То есть в
ответственных сотрудников, которые способны самостоятельно
решать возложенные на них задачи и отвечать за последствия
принимаемых ими решений, иначе говоря, обходится без лидера16.
Видно, что рассматриваемые в хронологическом порядке
теории лидерства можно свести к нескольким основным этапам
развития: ситуативное лидерство, мотивационное лидерство и
лидерство построенное на активном взаимодействии лидера и
подчиненного.
Ситуативное лидерство является одним из самых
академически проработанных стилей лидерства, которое берет
истоков 40 х годах XX века современ Мичиганских исследований.
Мичиганские исследования впервые продемонстрировали, что
удовлетворённость работников никак не связана с
производительностью ихтруда17.Это открытие поставило перед
исследователями множество вопросов о природе
удовлетворённости сотрудников, в том числе, о роле лидера в работе
коллектива.
Первой попыткой описать лидерство с позиций ситуативного
подхода была работа Ф.Фидлера. Фидлер выделил три ситуационных фактора, которые в связке со стилем лидерства определяют
эффективность работы лидера. К этим трем факторам относят:
степень структурированности задачи, позиционная власть лидера и,
не в последнюю очередь, взаимоотношения между лидером и
подчиненными.
Развивая теорию Фидлера, другой исследователи девства–
А.Этциони сформулировал идею о том, что именно потребности
организации определяют стиль лидерства и его эффективность. Так,
например, в организации, где преобладают нормативные процессии
взаимоотношения между сотрудниками, наибольших результатов
добьётся лидер, ориентированный на межличностные отношения. В
случае, если речь идет о «продуктивной»организации, то успеха
вероятнее добьётся тот лидер, который ориентирован на достижение
определенных целей.
1.3.Составляющие лидерства и черты лидера
Заметим , что в большинстве описанных в первом параграфе
подход ов к определению лидерства стили типология лидерства
фигурирует в большинстве определений и может считаться
неотъемлемой частью лидерства. Именно типология лидерства
позволяет наилучшим образом понять роль лидера в организации
тех качеств лидерства, которые способствуют успехам организации
или могут препятствовать ее развитию.
При обзоре подходов кпониманию и трактовки лидерства
требуют 2 классические модели лидерства: модель Адизеса и модель Блейка - Моутона. Этим одели построены именно вокруг навыков и характеристик лидера, их можно считать положившими начало типологизации лидерства.
Модель лидерства Ицхака Адизеса строитса яадопущениио
том, что существует 4 функции менеджмента
18:
- Производстворезультатов
- Администрирование
- Генерацияидей
- Предпринимательство
- Интеграция
Эти функции менеджмента соответственно определяют и
стили лидерства менеджера. Ицхак Адизес предполагает, что лидера
от инструментальног осотрудника отличает то, что лидер обладает
комбинацией характеристик, которые помогают ему осуществлять
более 2 функций менеджмента. В то время как, обычные хорошие
сотрудники часто обладают только одной чертой, отражающей одну
изфункций менеджмента.Таким образом,по Адизесу типология
лидерства определяется комбинацией качеств лидера.
Модель Блейка - Моутона развивает идею о том,что лидерство
и стиль лидерства представляют собой некоторую комбинацию,
которая одновременно учитывает интересы и работников, и
руководителя19.Блейки Моутон выделил и пять стилей лидерства,и
расположили их в двухмерном пространстве.Блейк и Моутон
использовали для своей модели две шкалы: степень учета интересов
людей (координат) и степень учета интересов производства(ось
абсцисс).Каждая из шкал имеет бальную оценку по шкале от 1 до 9 и предоставляет модели достаточную гибкость
На рисунке показаны стили лидерства по Блейку - Моутоноувих
визуальной интерпретации. Сама классификация стилей лидерства
выглядит следующим образом 20:
(1,1)Примитивное руководство – прилагается минимум усилий
для налаживания эффективного производства и заботы о людях,
работа только с целью сохранения текущих показателей;
(1,9) Авторитарное руководство – достижение высокой
эффективности производства в ущерб заботе о людях, жесткий стиль управления;
(5,5) Производственное - командное руководство – успех
производства за счет равного учета интересов сотрудников и
интерес о производства;
(1,9)Социальное руководство– особое внимание уделяется
интересам сотрудников, атмосфере в коллективе, темпу работы:
(9,9) Командное руководство – выполнение работы
достигается совместным и усилиями всего коллектива, используется
развития система поощрения.
Отдельно стоит обсудить теории взаимоотношений лидер последователь в контексте стиля лидерства. Классиками этого
подхода являются Басс и Аволио, которые к концу XX века
сформулировали 3 базовых стиля лидерства, но и инструментарий
для применения в реальных условиях – много факторный опросник.
Многофакторный опросник лидерства был впервые
предложен в 1995 году Бассом и Аволи21 и представляет собой
модифицированный и упрощенный опросник Басса 1985 года. Суть
опросника состоит в том, чтобы оценить с какой частотой лидер
вовлекается в различные виды взаимодействия со своими
подчиненными. В опросе принимают участие руководители, их
подчиненные и внешние эксперты, работающие с лидером.
В результате опроса по методологии MLQ можно определить
один из3хтипов лидерства, а также оценить, так называемые,
последствия лидерства. К трем типам лидерства, определяемые по
методологии MLQ, относятся: Трансформационное лидерство;
Транзакционное лидерство; Не-транзакционное лидерство.
Трансформационное лидерство– представляетсобойсочетание4
Лидерских качеств
22:
- Идейное влияние – способность лидера вызывать у
собственных подчиненных желание ему подражать через
инструменты уважения и доверия, способность управлять при
помощи собственного примера;
- Вдохновляющее мотивирование – способность лидера
мотивировать и вдохновлять подчиненных через придание рабочим
процессам новых смыслов, энтузиазма, а также рассмотрение
текущих рабочих процессов в контексте их последствий для
организации в целом и работника в частности;
-Интеллектуальная стимуляция– умение лидера поощрять
подчиненных за умение структурировать проблемы и критически
относится к гипотезам, положенным в основу принимаемых решений;
- Индивидуальный подход – умение лидера развивать
потенциал собственных подчиненных через создание новых
возможностей для развития, обучения и наставничества.
Транзакционное лидерство–это тип лидерства так же часто
называют управлением методом «кнута пряника», поскольку в
основе транзакционного лидерства лежат действия, которые
подкрепляют надлежащие и правильные действия подчиненного и
корректируют нежелательные действия. Такие лидеры часто просто
наблюдают за ходом рабочих процессов и вмешиваются только
тогда, когда необходимо устранить ошибку или вознаградить
подчинённого по результатам проделанной работы.
Не-транзакционное лидерство (Laissez-Faire)23 – также
известно, как «политика невмешательства», при таком типе
лидерства руководитель воздерживается от взаимодействия с
подчиненными. Такие руководители не дают обратную связь
подчинённым, не выстраивают инструментов мотивирования
подчинённых.
Последствия лидерства – каждый из описанных выше стилей
лидерства по-своему влияние результаты работы организации.
Поэтому опросник Басса и Аволио включает в себя дополнительные
шкалы, которые измеряют насколько часто лидеры воспринимаются,
как эффективные, вдохновляющие и мотивирующие, вызывающие
удовлетворённость у своих подчиненных. Тришкалы, используемые
для оценки последствий лидерства – эффективность лидера,
дополнительные усилия подчинённых под влиянием лидера,
удовлетворённость подчиненных.
Каждый из типов лидерства и последствия лидерства
определяются на основании оценки высказываний по шкале
Лайкер та в диапазоне от 0 до 4, где 0 = «никогда», 4 = «часто» . Всего
таким образом оценивается 12 различных под шкал. Оценки по
вопросам относящейся к каждой из под шкалу сродняются и средняя
оценка используется для определения того или иного типа лидерства.
Кроме того, вопросные листы включена информация о том, какому
отделу принадлежат опрашиваемые сотрудники, их должности,
информация о руководителе, которого они оценивают, базовая
социально-демографическая информация.
Очевидно, весомый вклад в исследования типологии
лидерства внесли кадровые, рекрутинговые и консалтинговые
агентства. В рамках настоящей работы будут рассмотрены подходы
трехагентств:HayGroup;Heidrick&Struggles;theHillConsultingGroup.
Консалтинг о вое агентство по подбору и развитию персонала
HayGroupужеболее40летработаетнарынкеподбораиразвития
персонала за это время фирмой было разработано множество
инструментов по оценке стилей лидерства, самым известных из
которых является опросник«Список стилей лидерства»(Inventoryof
leadership styles – ILS)24. Несмотря на то, что в связи с
конфиденциальностью вопросы анкеты методология проведения
опроса не раскрываются, Hay Group предоставляет свою
классификацию стилей лидерства, состоящую из 6 типов:
1) Принуждающий (Coercive) – лидер, требующий от
подчиненных работы в полном соответствии с существующими
процедурами и субъективными профессиональными стандартами
лидерства. Существует риск, что такие лидеры могут отпугнуть
талантливых молодых сотрудников от организации.Hay Group
отмечает, что люди с таким типом лидерства должны с
осторожностью продвигаться в организации, но могут быть полезны
в условиях кризиса и организационных трансформации;
2) Авторитетный (Authoritative) – лидер, способный
вдохновить и объяснить подчиненным, как их работа и усилия
помогают фирме достичь долгосрочных целей. Главными
инструментами такого лидера являются открытость и постоянная
обратная связь с подчиненными;