Файл: Оценка эффективности стратегий и моделей копинг-поведения в профессиональной среде (Понятие «копинг-поведения» в профессиональной среде).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 114

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава 1. Теоретические аспекты стратегий и моделей копинг-поведения в профессиональной среде

1.1. Понятие «копинг-поведения» в профессиональной среде

1.2. Структура копинг-процесса и копинг-механизмы, влияющие на эффективность стратегий и моделей копинг-поведения в профессиональной среде

1.3. Классификация стратегий и моделей копинг-поведения в профессиональной среде

Глава 2. Эмпирическое исследование эффективности стратегий и моделей копинг-поведения в профессиональной среде педагогов (воспитателей)

2.1. Организация и проведение исследования

2.2. Оценка эффективности стратегий и моделей копинг-поведения в профессиональной среде педагогов (воспитателей)

Глава 3. Методические рекомендации

3.1. Рекомендации, повышающие эффективность стратегий и моделей копинг-поведения в профессиональной среде

Заключение

Библиография

1.2. Структура копинг-процесса и копинг-механизмы, влияющие на эффективность стратегий и моделей копинг-поведения в профессиональной среде

Взаимодействие личности и среды регулируют два основных конструкта – когнитивная оценка и копинг. Выделяют два вида когнитивной оценки:

– первичную – заключается в вопросе – «что это значит для меня лично?». Стресс воспринимается и оценивается в таких субъективных параметрах, как масштаб угрозы или повреждения, которые приписываются событию, или оценка масштабов его влияния. За восприятием и оценкой стрессора следуют нагрузочные эмоции (злость, страх, подавленность, надежда большей или меньшей интенсивности) [14, с. 43].

– вторичную – считается ведущей и выражается в постановке следующего вопроса: «что я могу сделать?» в данной ситуации, способствует выявлению возможностей для разрешения проблем. Вторичная оценка является дополнением первичной и выявляет собственные ресурсы и возможные пути решения проблемы, включая цели, ценности, нравственные установки. В результате происходит сознательный выбор стратегии поведения в сложившейся ситуации.

После когнитивной оценки ситуации субъект приступает к разработке механизмов преодоления стресса (копингу). В случае неуспешного копинга, стрессор сохраняется и возникает необходимость дальнейших попыток совладания [17, с. 42].

Таким образом, структура копинт-процесса начинается с восприятия стресса с последующей когнитивной оценкой выработкой стратегии преодоления и оценкой результата действий, и включает следующие стадии: восприятие стресса – когнитивная оценка – возникновение эмоций – выработка стратегий преодоления – оценка результата действий (рисунок 1).

Стрессовое воздействие

Восприятие событий (оценка)

Нарушение гомеостаза (эмоции)

Копинг (действие)

Успешное/неуспешное совладание (новая оценка ситуации)

Рис.1. – Структура копинг-процесса

Если на стрессор возможно повлиять объективно, то такая стратегия является адекватной копинговой реакцией. В случае, если объективное влияние невозможно, то субъект использует стратегию избегания. Если и это не возможно, то адекватной реакцией является когнитивная переоценка ситуации, придача ей другого смысла. Успешная адаптация возможна в случае возможности субъекта объективно и в полной мере воспринимать сложившуюся ситуацию.

Изучение поведения человека в стрессовых ситуациях привело к выявлению механизмов совладания, или копинг-механизмов, определяющих успешную или неуспешную адаптацию [11, с. 337].


Копинг-механизмы – это механизмы совладания со стрессовыми, травматическими, личностно значимыми ситуациями, приспосабливаемости организма Совладающее поведение личности в стрессовой ситуации и есть копинг механизм, позволяющий успешно адаптироваться в сложившихся обстоятельствах.

В последующем понимание копинг-механизмов было тесно связано с исследованиями психологического стресса. Р. Лазарус определял копинг-механизмы как стратегии действий, предпринимаемые человеком в ситуациях психологической угрозы, в частности в условиях приспособления к проблеме как угрозе (в разной мере, в зависимости от вида и тяжести проблемной ситуации) физическому, личностному и социальному благополучию [20, с. 23].

Копинг механизмы подразделяются в зависимости от типа модальности:

– эмоциональные – протест, возмущение, разрядка, плач или наоборот изоляция, подавление чувств;

– когнитивные – переключение мыслей, уход в творчество, философский подход к проблеме, ситуации;

– поведенческие – проявление альтруизма, переключение на других, активная деятельность, уход в работу [3, с. 406].

Стоит отметить, что в зависимости от характерных особенностей личности и тяжести стрессового фактора некоторые копинг-механизмы могут существенно улучшить или ухудшить развитие ситуации. Например, в некоторых случаях обычно непродуктивная эмоциональная разрядка необходима, и за ней следует гораздо более спокойный анализ ситуации. И наоборот, относительно продуктивные протест и игнорирование, принимая неадекватные и гипертрофированные формы, могут повлечь за собой расширение и углубление кризиса, а также вовлечение в него новых факторов.

Ресурсные теории в оценке копинг-механизмов предполагают существование у каждой личности определенных внутренних ключевых ресурсов, регулирующих в индивидуальном порядке процесс распределения общего фонда всех ресурсов [10, с. 88]. Это подтверждают факты адаптации и сохранения психологического комфорта людей в профессиональной среде, при возникновении очень тяжелых, проблемных ситуациях.

Одним из аспектов общего фонда рассматривается достаточно обширный спектр ресурсов среды, окружающей индивида:

– доступность для него инструментальной помощи среды;

– доступность моральной и эмоциональной поддержки социального окружения.

Вторым аспектом являются личностные характеристики индивида:

– врожденные способности;

– приобретенные навыки и умения [15, с. 82].


По мнению С. Селигмана, главный ключевой ресурс, помогающий справиться со стрессом, – это оптимизм. А. Бандура полагает важным ключевым ресурсом в работе со стрессом конструкт «самоэффективность». Многие другие ученые считают направляющим в копинг-механизмов конструкт «жизнестойкость», которая формируются постепенно в течение жизни человека, под влиянием постоянно изменяющейся действительности и имеющихся в данный момент ресурсов.

Основная функция копинг-механизмов – компенсаторная, позволяющая совладать со стрессом с минимальными потерями для личности [12, с. 87].

Копинг-механизмы выстраиваются на основе того, что реакция каждого субъекта в корне отличается. Непроизвольные эмоции связаны с особенностями характера, темперамента и воспитания. Построения копинг-механизмов начинается в момент воздействия стрессора на организм. Человек осуществляет первичную оценку происходящего, мозг пытается понять, опасен ли такой стресс для него или нет. Ориентированная на это работа не занимает много времени, т. к. действует рефлекторно. Все действия направлены на устранение, ослабление или игнорирования раздражителя. На этом этапе индивид делает вторичную оценку и выбирает наиболее удобный вариант решения проблемы. В зависимости от выбора он может действовать в нескольких направлениях:

– действия для устранения или сокращения воздействия стрессора – нападение на противника, бегство от опасности и т.д.;

– вытеснение фактора стресса из своего окружения – «меня не касается эта проблема»; переоценка сложившейся ситуации – «не так уж и страшно», «это только кажется опасным» [1, с. 152];

– принятие ситуации без эмоций – расценивание угрозы как плода воображения.

Стратегии действия, направленные на непосредственное решение проблем, в большинстве своем признаны более эффективными, чем стратегии, предназначенные только для совладания индивидуума с его отношением к проблеме. Кроме того, исследования подтверждают более высокую эффективность комплексного использования нескольких видов продуктивного или относительно продуктивного копинга, в сравнении с выбором только одного из способов совладания [16, с. 112].

Прежде, чем перейти к описанию возможных копинг-стратегий и моделей, копинг-поведения важно отметить два глобальных стиля реагирования на кризисную ситуацию, присущих всем людям:

1. Проблемно-ориентированный стиль. Человек анализирует возникшую проблему, планирует, как ее разрешить. Он может проводить анализ самостоятельно, собирать информацию по данной проблематике и/или обратиться за помощью к другим людям.


2. Субъективно-ориентированный стиль. Это эмоциональное реагирование на ситуацию, которое чаще всего не приводит к конкретным действиям, способным разрешить возникшую жизненную ситуацию. Человек будет стараться не думать о проблеме, будет пытаться отвлечься развлечениями, алкоголем или наркотиками или может начать «заедать» свои проблемы [5, с. 582].

То, как человек оценивает некую стрессовую ситуацию, оказывает влияние на ее разрешение. Если человек оценивает проблему когнитивно (с помощью мышления), значит он анализирует и ищет выход. Зачастую не всем удается сразу «трезво» оценить проблему, возможно потребуется время, чтобы человек смог проанализировать то, что происходит и перейти собственно к копингу.

Когнитивная оценка происходит в два этапа: сначала человек анализирует саму ситуацию, т.е. «что это значит для меня лично, чем грозит и как влияет на мою жизнь». Затем человек ищет способы решения, т.е. «что я могу сделать, как изменить ситуацию, себя или другие обстоятельства» [18, с. 125].

Таким образом, структура копинг-процесса включает восприятие стресса с последующей когнитивной оценкой, выработанной стратегии преодоления и оценкой результата действий.

1.3. Классификация стратегий и моделей копинг-поведения в профессиональной среде

Люди часто сталкиваются с ситуациями внутреннего напряжения и стресса. На любой дискомфорт человек реагирует двумя способами: выстраивая копинг-стратегии и применяя психологические защиты.

Стратегии копинг-поведения – это такие наборы действий, которые применяются к конкретной стрессовой ситуации, для удержания психологического равновесия. Это своего рода индивидуальная привычная схема, благодаря которой человек может быстро выйти из проблемной ситуации, и преодолеть стрессовое напряжение, так как никто не хочет оставаться в состоянии кризиса в течение длительного времени, это дисбаланс [21, с. 413].

Современная психология все больше внимания уделяет стратегиям поведения в конфликтных, стрессовых, вызывающих тревогу ситуациях. В первую очередь оно обусловлено тем, что человек неразрывно связан с социальными условиями; практически всегда сталкивается с кризисными ситуациями и вырабатывает определенную стратегию для ее преодоления. Интерес к таким стратегиям проявился относительно недавно. Несмотря на это, в отношении копинг-стратегий уже сформировался научный подход [18, с. 131].


За последнее время появилось несколько новых интересных теоретических подходов к тем или иным аспектам «копинг-поведения» – модели, появившиеся в конце XX – начале XXI века. Среди них особый интерес представляют:

1. Концепция соответствия когнитивной оценки. Согласно этой концепции, в контролируемых ситуациях с возможностью их изменения наиболее эффективно использование проблемно-ориентированных копинг-стратегий. И, наоборот: в обстоятельствах, неподвластных контролю и изменению, более продуктивен копинг, ориентированный на эмоции. Эффективность действий по разрешению сложной ситуации снижается, когда когнитивная оценка ситуации не соответствует выбранным копинг-стратегиям. Это соответствие между оценками способности к контролю и использованием проблемно-ориентированного и ориентированного на эмоции совладания является идеей, которая предсказывает, насколько успешно люди адаптируются к стрессорам [24, с. 231].

2. Модель «Цели и совладание со стрессом». Данная модель была разработана С. Фолькманом и Н. Стейном, в основе которой лежит роль целевых процессов в совладающем со стрессом поведении. Авторы акцентируют внимание на том, что «эмоциональные состояния есть результат оценок под углом зрения целей. Аффект играет роль в определении того, каким целям привержен индивид, а также наделяет его энергией целенаправленное поведение, и служит обратной связью, сообщающий человеку о том, в каком положении находятся его цели.

Цели, являются важными компонентами процесса смыслопорождения, поскольку с ними связаны разного рода процессы совладания. Личные цели, участвуют в обеих формах совладания (консервативном и трансформативном), поскольку индивид стремиться сохранить перед лицом угрозы внутреннюю согласованность сначала – за счет усиления приверженности конкретным целям и стремления к ним с обновленными силами, а затем – за счет постепенного пересмотра приоритетов и целей [16, с. 113].

3. Модель двойного процесса в совладающем поведении. Процесс совладания со стрессом обеспечивается функционированием многочисленных взаимосвязанных, взаимодополняющих регулирующих подсистем, имеющих разную биопсихосоциальную основу. Неудовлетворенность рассмотрения процесса совладания со стрессом как монопроцесса стимулировало развитие модели двойного процесса в совладающем поведении [19, с. 35].

Согласно данной модели, совладающее поведение включает в себя не только непосредственные реакции в ответ на ситуацию напряжения, но и процессы регулирования процесса. Реагирование на стресс проявляется непосредственными, прямыми, автоматическими, немедленными и спонтанными реакциями на напряженные ситуации. Регулирование процесса отражает произвольные и преднамеренные усилия по мобилизации физиологических реакций, управления эмоциями, вниманием, поведением и познанием в ответ на стресс. В то же время, совладание, ориентированное на восстановление, включает совладание с вторичными стрессорами, являющимися следствием перенесенной тяжелой утраты (изменение собственной идентичности, смена социальной роли и т.д.) [3, с. 407].