Файл: Оценка эффективности стратегий и моделей копинг-поведения в профессиональной среде (Понятие «копинг-поведения» в профессиональной среде).pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 132
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты стратегий и моделей копинг-поведения в профессиональной среде
1.1. Понятие «копинг-поведения» в профессиональной среде
1.3. Классификация стратегий и моделей копинг-поведения в профессиональной среде
2.1. Организация и проведение исследования
Выводы к главе 2
В данной работе, на базе МБДОУ Детского сада (Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение) детский сад №162 «Росинка» г. Брянска проводилось психологическое исследование эффективности применения стратегий и моделей копинг-поведения в профессиональной среде воспитателей. Для исследования были подобранны методы и методики: метод наблюдения, Копинг-тест «Способы совладающего поведения», автор Р. Лазурс. В исследовании принимали участие 10 воспитателей.
Результаты констатирующего этапа показали, что оценка эффективности стратегий и моделей копинг-поведения в профессиональной среде воспитателей зависит от умения выйти из стрессовых ситуаций, способности признавать свои ошибки, при возникновении трудности не выстраивать дистанцию, а попытаться воспользоваться интеллектуальными приемами рационализации. Стараются использовать внешние ресурсы для разрешения конфликтных ситуаций, оценивать собственную роль в возникновении трудностей с последующим переосмыслением проблемной ситуации. Все это способствует сделать сознательный выбор стратегии поведения. Для более эффективного применения стратегий и моделей копинг-поведения в профессиональной среде воспитателей были сформированы рекомендации.
Заключение
Понятие копинг-поведения играет важную роль в жизни каждого человека. Необходимо реально расценивать свои силы и возможности для того, чтобы добиться каких-либо успехов в жизни. Но ни один путь невозможен без падений и разочарований, которые тоже нужно воспринимать как опыт. Понимая свою стратегию копинга, а также его стиль, можно значительно снизить количество стрессовых ситуаций. Совладание или избегание проблем и их решения выбор каждого.
В данной работе проводилось исследование эффективности стратегий и моделей копинг-поведения в профессиональной среде воспитателей. В исследовании принимали участие 10 воспитателей. Базой исследования был выбран МБДОУ (Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение) детский сад №162 «Росинка» г. Брянска. Для исследования была подобрана методика: «Опросник способов совладания» (WCQ) разработаная Р. Лазарусом и С. Фолкманом. В исследовании принимали участие 10 воспитателей.
По результатам проведенного исследования было выявлено, что часть воспитателей прилагают попытки решить проблемы за счет не всегда целенаправленной поведенческой активности. В большинстве случаев их действия направлены в сторону изменения ситуации, или проявлением отрицательных эмоций. При этом могут провоцировать конфликтные ситуации, быть враждебно настроенными. И как результат их копинг-действия выступают разрядкой эмоционального напряжения. У них наблюдаются тенденция к обесцениванию собственных переживаний, неадекватная самокритика, самобичевание, склонность к депрессивным состояниям, стараются всегда игнорировать проблемы. Остальные воспитатели в своей профессиональной среде находят возможности и ресурсы выйти из стрессовых ситуаций, умеют признавать свои ошибки, при возникновении трудностей на выстраивают дистанцию, адекватно оценивают последствия своих действий., умеют выработать стратегию выхода из проблемы, в большинстве случаев конструктивно разрешают возникшие проблемы.
Оценка эффективности стратегий и моделей копинг-поведения, показала, что в основном в своей профессиональной деятельности педагоги (воспитатели) выбирают: эмоционально-сфокусированную копинг-стратегию, направленную на управление эмоциональными реакциями. является открытым; открытую, поведенческую копинг-стратегию, когда основной упор делается на изменение поведения; успешную копинг-стратегию, направленную на использование конструктивного поведения, для преодоления стрессовой ситуации.
После подведения итогов были разработаны рекомендации повышающие эффективность применения стратегий и моделей копинг-поведения в профессиональной среде воспитателей.
Библиография
- Акименко А.К. Взаимосвязь стратегий совладающего поведения и социально-психологических характеристик личности [Электронный ресурс] / А.К. Акименко // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Акмеология образования. Психология развития. – 2016. – Т. 2 – С. 151-156. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/ (дата обращения:11.11.2019).
- Ашанина Е.Н. Теория и практика психодиагностики копинг-поведения: монография / Е.Н. Ашанина, В.Ю. Рыбников – СПб.: Ладога, 2011. – 204 с
- Барханская Е.В. Сущность и содержание адаптивного совладающего поведения [Электронный ресурс] / Е.В. Барханская // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. – 2013. – №3. – С. 406- 408. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/ (дата обращения:11.11.2019).
- Белашева И.В. Стратегии совладающего поведения в экстремальных ситуациях / И.В. Белашева, И.Н. Польшакова. – Ставрополь: СКФУ, 2017. – 104 с.
- Бочарова Е.Е. Стратегии совладающего поведения личности различных возрастных групп / Е.Е. Бочарова // Современные исследования социальных проблем. – 2015. – № 5. – С. 580-589.
- Водопьянова Н.Е. Копинг-стратегии как фактор профессиональной адаптации [Электронный ресурс] / Н.Е. Водопьянова, А.Н. Капустина // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. – 2015. – №1. – Т. 5. – С. 73-82. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/ (дата обращения:11.11.2019).
- Водопьянова Н.Е. Современные концепции ресурсов субъекта профессиональной деятельности [Электронный ресурс] / Н.Е. Водопьянова // Вестник Санкт-Петербургского университета. – 2015. – №1.– С. 45-54. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/ (дата обращения:11.11.2019).
- Вольвич Ю.К. Психологические ресурсы регуляции стресс-преодолевающего поведения личности как субъекта организационных процессов [Электронный ресурс] / Ю.К. Вольвич // Южно-российский журнал социальных наук. – 2017. – №4. – С. 162-177. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/ (дата обращения:11.11.2019).
- Дементий Л.И. Теоретические основы и диагностика копинг-поведения личности /Л.И. Дементий, А.Ю. Маленова. – Омск.: ОмГУ, 2016. – 104 с.
- Иванова Т.Ю. Леонтьев Д.А. Осин Е.Н. Рассказова Е.И. Кошелева . Н.В. Современные проблемы изучения личностных ресурсов в профессиональной деятельности / Т.Ю. Иванова, Д.А. Леонтьев, Е.Н. Осин, Е.И. Рассказова, Н.В. Кошелева // Организационная психология. – 2018.– №1. – С. 85-113.
- Кибальник А.В. Стратегии преодоления личностью трудных жизненных ситуаций: Факторы выбора / А.В. Кибальник // Азимут научных исследований: педагогика и психология. – 2017. – №1.– С. 336-340.
- Клячкина Н.Л. Стрессовые факторы и техники их преодоления [Электронный ресурс] / Н.Л. Клячкина // Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. – 2014. – №3.– С. 86-93. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/ (дата обращения:11.11.2019).
- Корытова Г.С. Базисные стратегии совладания в профессиональном поведении [Электронный ресурс] / Г.С. Корытова // Вестник Томского государственного педагогического университета. – 2013. – № 4 (132). – С. 117-123. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/ (дата обращения:11.11.2019).
- Корытова Г.С. Защитно-совладающее поведение: ретроспективная реконструкция понятия [Электронный ресурс] / Г.С. Корытова, Ю.А. Еремина // Вестник Томского государственного педагогического университета. – 2015. – № 3. – С. 42-47. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/ (дата обращения:11.11.2019).
- Костакова И.В. Психологическая основа профессиональной самореализации личности / И.В. Костакова, С.С. Белоусова (Григорьева) // Национальный психологический журнал. – 2014. – №3. – С. 80-85.
- Котенева А.В. Личностные уровни и система жизнеобеспечения личности в стрессовых ситуациях [Электронный ресурс] / А.В. Котенева // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. №1. – 2016. – С. 111-116. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/ (дата обращения:11.11.2019).
- Кузнецова Е.В. Психология стресса и эмоционального выгорания: учеб. пособ. для студ. факультета психологии / Е.В. Кузнецова, В.Г. Петровская, С.А. Рязанцева. – Куйбышев, 2012 – 96 с.
- Леонова А.Б. Организационная психология /А.Б. Леонова, Г.Т. Базарова, М.М. Абдуллаева. – М.: Инфра-М, 2019. – 429 с.
- Либина А.В. Совладающий интеллект /А.В. Либина. – М.: ЮРАЙТ, 2019. – 318 с.
- Олейник О.Ю. Коренкова Н.Е. Взаимосвязь защитно-совладающего поведения с особенностями психологического пространства личности [Электронный ресурс] / О.Ю. Олейник, Н.Е. Коренкова // Научные труды Московского гуманитарного университета. – 2017. – №2. – С. 19-29. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/ (дата обращения:11.11.2019).
- Платонов А.Л. Копинг стратегии как фактор развития (формирования) профессионального выбора [Электронный ресурс] / А.Л. Платонов, Ю.В. Живаева // Психологическое здоровье человека: жизненный ресурс и жизненный потенциал Материалы III-й Междунар. научно-практической конференции (Красноярск, 24-25 ноября 2016 г.). – Красноярск: Версо, 2016. – С.409-417. – Режим доступа: https://elibrary.ru/ (дата обращения:11.11.2019).
- Психологические тесты. Копинг-тест Лазаруса [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://psylist.net/praktikum/00298.htm (дата обращения 12.11.2019).
- Рапохин Н.П. Прикладная психология / Н.П. Рапохин. – М.: Форум, 2019. – 430 с.
- Салихова Н.Р. Соотношение характеристик ценностно-смысловой сферы личности и стратегий совладающего поведения / Н.Р. Салихова, М.В. Клементьева [Электронный ресурс] // Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. – 2014. – №2.– С. 224-235. – Режим доступа: https://elibrary.ru/ (дата обращения:11.11.2019).
- Федорова А.А. Связь креативности, ценностей и конфликтного поведения сотрудников. Психология / А.А. Федорова // Журнал высшей школы экономики. – 2019. – №1.– С. 191-204.
Приложение 1
Копинг-тест к «Способы совладающего поведения Лазурса»
Оказавшись в трудной ситуации, я… |
никогда |
редко |
иногда |
часто |
|
1 |
… сосредотачивался на том, что мне нужно было сделать дальше – на следующем шаге |
0 |
1 |
2 |
3 |
2 |
… начинал что-то делать, зная, что это все равно не будет работать, главное – делать хоть что-нибудь |
0 |
1 |
2 |
3 |
3 |
… пытался склонить вышестоящих к тому, чтобы они изменили свое мнение |
0 |
1 |
2 |
3 |
4 |
… говорил с другими, чтобы побольше узнать о ситуации |
0 |
1 |
2 |
3 |
5 |
… критиковал и укорял себя |
0 |
1 |
2 |
3 |
6 |
… пытался не сжигать за собой мосты, оставляя все, как оно есть |
0 |
1 |
2 |
3 |
7 |
… надеялся на чудо |
0 |
1 |
2 |
3 |
8 |
… смирялся с судьбой: бывает, что мне не везет |
0 |
1 |
2 |
3 |
9 |
… вел себя так, как будто ничего не произошло |
0 |
1 |
2 |
3 |
10 |
… старался не показывать своих чувств |
0 |
1 |
2 |
3 |
11 |
… пытался увидеть в ситуации что-то положительное |
0 |
1 |
2 |
3 |
12 |
… спал больше обычного |
0 |
1 |
2 |
3 |
13 |
… срывал свою досаду на тех, кто навлек на меня проблемы |
0 |
1 |
2 |
3 |
14 |
… искал сочувствия и понимания у кого-нибудь |
0 |
1 |
2 |
3 |
15 |
… во мне возникала потребность выразить себя творчески |
0 |
1 |
2 |
3 |
16 |
… пытался забыть все это |
0 |
1 |
2 |
3 |
17 |
… обращался за помощью к специалистам |
0 |
1 |
2 |
3 |
18 |
… менялся или рос как личность в положительную сторону |
0 |
1 |
2 |
3 |
19 |
… извинялся или старался все загладить |
0 |
1 |
2 |
3 |
20 |
… составлял план действий |
0 |
1 |
2 |
3 |
21 |
…старался дать какой-то выход своим чувствам |
0 |
1 |
2 |
3 |
22 |
… понимал, что сам вызвал эту проблему |
0 |
1 |
2 |
3 |
23 |
… набирался опыта в этой ситуации |
0 |
1 |
2 |
3 |
24 |
… говорил с кем-либо, кто мог конкретно помочь в этой ситуации |
0 |
1 |
2 |
3 |
25 |
… пытался улучшить свое самочувствие едой, выпивкой, курением или лекарствами |
0 |
1 |
2 |
3 |
26 |
… рисковал напропалау |
0 |
1 |
2 |
3 |
27 |
… старался действовать не слишком поспешно, доверяясь первому порыву |
0 |
1 |
2 |
3 |
28 |
… находил новую веру в себя |
0 |
1 |
2 |
3 |
29 |
… вновь открывал для себя что-то важное |
0 |
1 |
2 |
3 |
30 |
… что-то менял так, что все улаживалось |
0 |
1 |
2 |
3 |
31 |
… в целом избегал общения с людьми |
0 |
1 |
2 |
3 |
32 |
… не допускал это до себя, стараясь об этом особенно не задумываться |
0 |
1 |
2 |
3 |
33 |
… спрашивал совета у родственника или друга, которых уважал |
0 |
1 |
2 |
3 |
34 |
… старался, чтобы другие не узнали, как плохо обстоят дела |
0 |
1 |
2 |
3 |
35 |
… отказывался воспринимать это слишком серьезно |
0 |
1 |
2 |
3 |
36 |
… говорил о том, что я чувствую |
0 |
1 |
2 |
3 |
37 |
… стоял на своем и боролся за то, чего хотел |
0 |
1 |
2 |
3 |
38 |
… вымещал это на других людях |
0 |
1 |
2 |
3 |
39 |
… пользовался прошлым опытом – мне приходилось уже попадать в такие ситуации |
0 |
1 |
2 |
3 |
40 |
… знал, что надо делать, и удваивал свои усилия, чтобы все наладить |
0 |
1 |
2 |
3 |
41 |
… отказывался верить, что это действительно произошло |
0 |
1 |
2 |
3 |
42 |
… я давал обещание, что в следующий раз все будет по-другому |
0 |
1 |
2 |
3 |
43 |
…находил пару других способов решения проблемы |
0 |
1 |
2 |
3 |
44 |
… старался, чтобы мои эмоции не слишком мешали мне в других делах |
0 |
1 |
2 |
3 |
45 |
… что-то менял в себе |
0 |
1 |
2 |
3 |
46 |
… хотел, чтобы все это скорее как-то образовалось или кончилось |
0 |
1 |
2 |
3 |
47 |
… представлял себе, фантазировал, как все это могло бы обернуться |
0 |
1 |
2 |
3 |
48 |
… молился |
0 |
1 |
2 |
3 |
49 |
… прокручивал в уме, что мне сказать или сделать |
0 |
1 |
2 |
3 |
50 |
… думал о том, как бы в данной ситуации действовал человек, которым я восхищаюсь, и старался подражать ему |
0 |
1 |
2 |
3 |
Ключ к копинг-тесту
Копинг-стратегия |
№ утверждений |
Конфронтационный копинг |
2, 3, 13, 21, 26, 37 |
Дистанцирование |
8, 9, 11, 16, 32, 35 |
Самоконтроль |
6, 10, 27, 34, 44, 49, 50 |
Поиск социальной поддержки |
4, 14, 17, 24, 33, 36 |
Принятие ответственности |
5, 19, 22, 42 |
Бегство-избегание |
7, 12, 25, 31, 38, 41, 46, 47 |
Планирование решения проблемы |
1, 20, 30, 39, 40, 43 |
Положительная переоценка |
15, 18, 23, 28, 29, 45, 48 |
Приложение 2
Таблица 1
Результаты методики «Способы совладающего поведения Лазурса»
№ п/п |
Возраст (лет) |
Копинг стратегия |
|||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
||
Количество баллов |
|||||||||
1 |
31 |
14 |
13 |
7 |
7 |
7 |
15 |
8 |
7 |
2 |
33 |
7 |
10 |
3 |
7 |
7 |
7 |
8 |
10 |
3 |
35 |
7 |
10 |
3 |
3 |
7 |
8 |
10 |
7 |
4 |
35 |
11 |
12 |
4 |
7 |
8 |
7 |
5 |
8 |
5 |
35 |
11 |
13 |
7 |
8 |
8 |
8 |
8 |
7 |
6 |
35 |
10 |
6 |
6 |
2 |
5 |
10 |
2 |
10 |
7 |
37 |
11 |
10 |
8 |
12 |
9 |
12 |
11 |
9 |
8 |
37 |
9 |
15 |
8 |
8 |
8 |
9 |
8 |
7 |
9 |
37 |
8 |
8 |
9 |
11 |
12 |
11 |
12 |
11 |
10 |
38 |
15 |
16 |
10 |
9 |
10 |
16 |
8 |
7 |
Примечание: 1 – конфронтация; 2 – дистанцирование; 3 – самоконтроль; 4 - поиск социальной поддержки; 5 – принятие ответственности; 6 – бегство-избегание; 7 –планирование решения проблемы; 8 – положительная переоценка.
Таблица 2
Уровень (степень) выраженность использования копинг-стратегии
№ п/п |
Копинг стратегия |
|||||||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
|||||||
Выраженность копинг-стратегий |
||||||||||||||
1 |
В |
В |
У |
У |
У |
В |
У |
У |
||||||
2 |
У |
У |
Р |
У |
В |
У |
У |
У |
||||||
3 |
У |
У |
Р |
Р |
У |
У |
У |
У |
||||||
4 |
У |
У |
Р |
У |
У |
У |
Р |
У |
||||||
5 |
У |
В |
У |
У |
У |
У |
У |
У |
||||||
6 |
У |
Р |
Р |
Р |
Р |
У |
Р |
Р |
||||||
7 |
У |
У |
У |
У |
У |
У |
У |
У |
||||||
8 |
У |
В |
У |
У |
У |
У |
У |
У |
||||||
9 |
У |
У |
У |
У |
У |
У |
У |
У |
||||||
10 |
В |
В |
У |
У |
У |
В |
У |
У |