Файл: Оценка эффективности стратегий и моделей копинг-поведения в профессиональной среде (Понятие «копинг-поведения» в профессиональной среде).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 104

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава 1. Теоретические аспекты стратегий и моделей копинг-поведения в профессиональной среде

1.1. Понятие «копинг-поведения» в профессиональной среде

1.2. Структура копинг-процесса и копинг-механизмы, влияющие на эффективность стратегий и моделей копинг-поведения в профессиональной среде

1.3. Классификация стратегий и моделей копинг-поведения в профессиональной среде

Глава 2. Эмпирическое исследование эффективности стратегий и моделей копинг-поведения в профессиональной среде педагогов (воспитателей)

2.1. Организация и проведение исследования

2.2. Оценка эффективности стратегий и моделей копинг-поведения в профессиональной среде педагогов (воспитателей)

Глава 3. Методические рекомендации

3.1. Рекомендации, повышающие эффективность стратегий и моделей копинг-поведения в профессиональной среде

Заключение

Библиография

Выводы к главе 2

В данной работе, на базе МБДОУ Детского сада (Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение) детский сад №162 «Росинка» г. Брянска проводилось психологическое исследование эффективности применения стратегий и моделей копинг-поведения в профессиональной среде воспитателей. Для исследования были подобранны методы и методики: метод наблюдения, Копинг-тест «Способы совладающего поведения», автор Р. Лазурс. В исследовании принимали участие 10 воспитателей.

Результаты констатирующего этапа показали, что оценка эффективности стратегий и моделей копинг-поведения в профессиональной среде воспитателей зависит от умения выйти из стрессовых ситуаций, способности признавать свои ошибки, при возникновении трудности не выстраивать дистанцию, а попытаться воспользоваться интеллектуальными приемами рационализации. Стараются использовать внешние ресурсы для разрешения конфликтных ситуаций, оценивать собственную роль в возникновении трудностей с последующим переосмыслением проблемной ситуации. Все это способствует сделать сознательный выбор стратегии поведения. Для более эффективного применения стратегий и моделей копинг-поведения в профессиональной среде воспитателей были сформированы рекомендации.

Заключение

Понятие копинг-поведения играет важную роль в жизни каждого человека. Необходимо реально расценивать свои силы и возможности для того, чтобы добиться каких-либо успехов в жизни. Но ни один путь невозможен без падений и разочарований, которые тоже нужно воспринимать как опыт. Понимая свою стратегию копинга, а также его стиль, можно значительно снизить количество стрессовых ситуаций. Совладание или избегание проблем и их решения выбор каждого.

В данной работе проводилось исследование эффективности стратегий и моделей копинг-поведения в профессиональной среде воспитателей. В исследовании принимали участие 10 воспитателей. Базой исследования был выбран МБДОУ (Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение) детский сад №162 «Росинка» г. Брянска. Для исследования была подобрана методика: «Опросник способов совладания» (WCQ) разработаная Р. Лазарусом и С. Фолкманом. В исследовании принимали участие 10 воспитателей.

По результатам проведенного исследования было выявлено, что часть воспитателей прилагают попытки решить проблемы за счет не всегда целенаправленной поведенческой активности. В большинстве случаев их действия направлены в сторону изменения ситуации, или проявлением отрицательных эмоций. При этом могут провоцировать конфликтные ситуации, быть враждебно настроенными. И как результат их копинг-действия выступают разрядкой эмоционального напряжения. У них наблюдаются тенденция к обесцениванию собственных переживаний, неадекватная самокритика, самобичевание, склонность к депрессивным состояниям, стараются всегда игнорировать проблемы. Остальные воспитатели в своей профессиональной среде находят возможности и ресурсы выйти из стрессовых ситуаций, умеют признавать свои ошибки, при возникновении трудностей на выстраивают дистанцию, адекватно оценивают последствия своих действий., умеют выработать стратегию выхода из проблемы, в большинстве случаев конструктивно разрешают возникшие проблемы.


Оценка эффективности стратегий и моделей копинг-поведения, показала, что в основном в своей профессиональной деятельности педагоги (воспитатели) выбирают: эмоционально-сфокусированную копинг-стратегию, направленную на управление эмоциональными реакциями. является открытым; открытую, поведенческую копинг-стратегию, когда основной упор делается на изменение поведения; успешную копинг-стратегию, направленную на использование конструктивного поведения, для преодоления стрессовой ситуации.

После подведения итогов были разработаны рекомендации повышающие эффективность применения стратегий и моделей копинг-поведения в профессиональной среде воспитателей.

Библиография

  1. Акименко А.К. Взаимосвязь стратегий совладающего поведения и социально-психологических характеристик личности [Электронный ресурс] / А.К. Акименко // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Акмеология образования. Психология развития. – 2016. – Т. 2 – С. 151-156. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/ (дата обращения:11.11.2019).
  2. Ашанина Е.Н. Теория и практика психодиагностики копинг-поведения: монография / Е.Н. Ашанина, В.Ю. Рыбников – СПб.: Ладога, 2011. – 204 с
  3. Барханская Е.В. Сущность и содержание адаптивного совладающего поведения [Электронный ресурс] / Е.В. Барханская // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. – 2013. – №3. – С. 406- 408. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/ (дата обращения:11.11.2019).
  4. Белашева И.В. Стратегии совладающего поведения в экстремальных ситуациях / И.В. Белашева, И.Н. Польшакова. – Ставрополь: СКФУ, 2017. – 104 с.
  5. Бочарова Е.Е. Стратегии совладающего поведения личности различных возрастных групп / Е.Е. Бочарова // Современные исследования социальных проблем. – 2015. – № 5. – С. 580-589.
  6. Водопьянова Н.Е. Копинг-стратегии как фактор профессиональной адаптации [Электронный ресурс] / Н.Е. Водопьянова, А.Н. Капустина // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. – 2015. – №1. – Т. 5. – С. 73-82. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/ (дата обращения:11.11.2019).
  7. Водопьянова Н.Е. Современные концепции ресурсов субъекта профессиональной деятельности [Электронный ресурс] / Н.Е. Водопьянова // Вестник Санкт-Петербургского университета. – 2015. – №1.– С. 45-54. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/ (дата обращения:11.11.2019).
  8. Вольвич Ю.К. Психологические ресурсы регуляции стресс-преодолевающего поведения личности как субъекта организационных процессов [Электронный ресурс] / Ю.К. Вольвич // Южно-российский журнал социальных наук. – 2017. – №4. – С. 162-177. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/ (дата обращения:11.11.2019).
  9. Дементий Л.И. Теоретические основы и диагностика копинг-поведения личности /Л.И. Дементий, А.Ю. Маленова. – Омск.: ОмГУ, 2016. – 104 с.
  10. Иванова Т.Ю. Леонтьев Д.А. Осин Е.Н. Рассказова Е.И. Кошелева . Н.В. Современные проблемы изучения личностных ресурсов в профессиональной деятельности / Т.Ю. Иванова, Д.А. Леонтьев, Е.Н. Осин, Е.И. Рассказова, Н.В. Кошелева // Организационная психология. – 2018.– №1. – С. 85-113.
  11. Кибальник А.В. Стратегии преодоления личностью трудных жизненных ситуаций: Факторы выбора / А.В. Кибальник // Азимут научных исследований: педагогика и психология. – 2017. – №1.– С. 336-340.
  12. Клячкина Н.Л. Стрессовые факторы и техники их преодоления [Электронный ресурс] / Н.Л. Клячкина // Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. – 2014. – №3.– С. 86-93. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/ (дата обращения:11.11.2019).
  13. Корытова Г.С. Базисные стратегии совладания в профессиональном поведении [Электронный ресурс] / Г.С. Корытова // Вестник Томского государственного педагогического университета. – 2013. – № 4 (132). – С. 117-123. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/ (дата обращения:11.11.2019).
  14. Корытова Г.С. Защитно-совладающее поведение: ретроспективная реконструкция понятия [Электронный ресурс] / Г.С. Корытова, Ю.А. Еремина // Вестник Томского государственного педагогического университета. – 2015. – № 3. – С. 42-47. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/ (дата обращения:11.11.2019).
  15. Костакова И.В. Психологическая основа профессиональной самореализации личности / И.В. Костакова, С.С. Белоусова (Григорьева) // Национальный психологический журнал. – 2014. – №3. – С. 80-85.
  16. Котенева А.В. Личностные уровни и система жизнеобеспечения личности в стрессовых ситуациях [Электронный ресурс] / А.В. Котенева // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. №1. – 2016. – С. 111-116. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/ (дата обращения:11.11.2019).
  17. Кузнецова Е.В. Психология стресса и эмоционального выгорания: учеб. пособ. для студ. факультета психологии / Е.В. Кузнецова, В.Г. Петровская, С.А. Рязанцева. – Куйбышев, 2012 – 96 с.
  18. Леонова А.Б. Организационная психология /А.Б. Леонова, Г.Т. Базарова, М.М. Абдуллаева. – М.: Инфра-М, 2019. – 429 с.
  19. Либина А.В. Совладающий интеллект /А.В. Либина. – М.: ЮРАЙТ, 2019. – 318 с.
  20. Олейник О.Ю. Коренкова Н.Е. Взаимосвязь защитно-совладающего поведения с особенностями психологического пространства личности [Электронный ресурс] / О.Ю. Олейник, Н.Е. Коренкова // Научные труды Московского гуманитарного университета. – 2017. – №2. – С. 19-29. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/ (дата обращения:11.11.2019).
  21. Платонов А.Л. Копинг стратегии как фактор развития (формирования) профессионального выбора [Электронный ресурс] / А.Л. Платонов, Ю.В. Живаева // Психологическое здоровье человека: жизненный ресурс и жизненный потенциал Материалы III-й Междунар. научно-практической конференции (Красноярск, 24-25 ноября 2016 г.). – Красноярск: Версо, 2016. – С.409-417. – Режим доступа: https://elibrary.ru/ (дата обращения:11.11.2019).
  22. Психологические тесты. Копинг-тест Лазаруса [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://psylist.net/praktikum/00298.htm (дата обращения 12.11.2019).
  23. Рапохин Н.П. Прикладная психология / Н.П. Рапохин. – М.: Форум, 2019. – 430 с.
  24. Салихова Н.Р. Соотношение характеристик ценностно-смысловой сферы личности и стратегий совладающего поведения / Н.Р. Салихова, М.В. Клементьева [Электронный ресурс] // Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. – 2014. – №2.– С. 224-235. – Режим доступа: https://elibrary.ru/ (дата обращения:11.11.2019).
  25. Федорова А.А. Связь креативности, ценностей и конфликтного поведения сотрудников. Психология / А.А. Федорова // Журнал высшей школы экономики. – 2019. – №1.– С. 191-204.

Приложение 1

Копинг-тест к «Способы совладающего поведения Лазурса»

Оказавшись в трудной ситуации, я…

никогда

редко

иногда

часто

1

… сосредотачивался на том, что мне нужно было сделать дальше – на следующем шаге

0

1

2

3

2

… начинал что-то делать, зная, что это все равно не будет работать, главное – делать хоть что-нибудь

0

1

2

3

3

… пытался склонить вышестоящих к тому, чтобы они изменили свое мнение

0

1

2

3

4

… говорил с другими, чтобы побольше узнать о ситуации

0

1

2

3

5

… критиковал и укорял себя

0

1

2

3

6

… пытался не сжигать за собой мосты, оставляя все, как оно есть

0

1

2

3

7

… надеялся на чудо

0

1

2

3

8

… смирялся с судьбой: бывает, что мне не везет

0

1

2

3

9

… вел себя так, как будто ничего не произошло

0

1

2

3

10

… старался не показывать своих чувств

0

1

2

3

11

… пытался увидеть в ситуации что-то положительное

0

1

2

3

12

… спал больше обычного

0

1

2

3

13

… срывал свою досаду на тех, кто навлек на меня проблемы

0

1

2

3

14

… искал сочувствия и понимания у кого-нибудь

0

1

2

3

15

… во мне возникала потребность выразить себя творчески

0

1

2

3

16

… пытался забыть все это

0

1

2

3

17

… обращался за помощью к специалистам

0

1

2

3

18

… менялся или рос как личность в положительную сторону

0

1

2

3

19

… извинялся или старался все загладить

0

1

2

3

20

… составлял план действий

0

1

2

3

21

…старался дать какой-то выход своим чувствам

0

1

2

3

22

… понимал, что сам вызвал эту проблему

0

1

2

3

23

… набирался опыта в этой ситуации

0

1

2

3

24

… говорил с кем-либо, кто мог конкретно помочь в этой ситуации

0

1

2

3

25

… пытался улучшить свое самочувствие едой, выпивкой, курением или лекарствами

0

1

2

3

26

… рисковал напропалау

0

1

2

3

27

… старался действовать не слишком поспешно, доверяясь первому порыву

0

1

2

3

28

… находил новую веру в себя

0

1

2

3

29

… вновь открывал для себя что-то важное

0

1

2

3

30

… что-то менял так, что все улаживалось

0

1

2

3

31

… в целом избегал общения с людьми

0

1

2

3

32

… не допускал это до себя, стараясь об этом особенно не задумываться

0

1

2

3

33

… спрашивал совета у родственника или друга, которых уважал

0

1

2

3

34

… старался, чтобы другие не узнали, как плохо обстоят дела

0

1

2

3

35

… отказывался воспринимать это слишком серьезно

0

1

2

3

36

… говорил о том, что я чувствую

0

1

2

3

37

… стоял на своем и боролся за то, чего хотел

0

1

2

3

38

… вымещал это на других людях

0

1

2

3

39

… пользовался прошлым опытом – мне приходилось уже попадать в такие ситуации

0

1

2

3

40

… знал, что надо делать, и удваивал свои усилия, чтобы все наладить

0

1

2

3

41

… отказывался верить, что это действительно произошло

0

1

2

3

42

… я давал обещание, что в следующий раз все будет по-другому

0

1

2

3

43

…находил пару других способов решения проблемы

0

1

2

3

44

… старался, чтобы мои эмоции не слишком мешали мне в других делах

0

1

2

3

45

… что-то менял в себе

0

1

2

3

46

… хотел, чтобы все это скорее как-то образовалось или кончилось

0

1

2

3

47

… представлял себе, фантазировал, как все это могло бы обернуться

0

1

2

3

48

… молился

0

1

2

3

49

… прокручивал в уме, что мне сказать или сделать

0

1

2

3

50

… думал о том, как бы в данной ситуации действовал человек, которым я восхищаюсь, и старался подражать ему

0

1

2

3


Ключ к копинг-тесту

Копинг-стратегия

№ утверждений

Конфронтационный копинг

2, 3, 13, 21, 26, 37

Дистанцирование

8, 9, 11, 16, 32, 35

Самоконтроль

6, 10, 27, 34, 44, 49, 50

Поиск социальной поддержки

4, 14, 17, 24, 33, 36

Принятие ответственности

5, 19, 22, 42

Бегство-избегание

7, 12, 25, 31, 38, 41, 46, 47

Планирование решения проблемы

1, 20, 30, 39, 40, 43

Положительная переоценка

15, 18, 23, 28, 29, 45, 48

Приложение 2

Таблица 1

Результаты методики «Способы совладающего поведения Лазурса»

№ п/п

Возраст

(лет)

Копинг стратегия

1

2

3

4

5

6

7

8

Количество баллов

1

31

14

13

7

7

7

15

8

7

2

33

7

10

3

7

7

7

8

10

3

35

7

10

3

3

7

8

10

7

4

35

11

12

4

7

8

7

5

8

5

35

11

13

7

8

8

8

8

7

6

35

10

6

6

2

5

10

2

10

7

37

11

10

8

12

9

12

11

9

8

37

9

15

8

8

8

9

8

7

9

37

8

8

9

11

12

11

12

11

10

38

15

16

10

9

10

16

8

7


Примечание: 1 – конфронтация; 2 – дистанцирование; 3 – самоконтроль; 4 - поиск социальной поддержки; 5 – принятие ответственности; 6 – бегство-избегание; 7 –планирование решения проблемы; 8 – положительная переоценка.

Таблица 2

Уровень (степень) выраженность использования копинг-стратегии

№ п/п

Копинг стратегия

1

2

3

4

5

6

7

8

Выраженность копинг-стратегий

1

В

В

У

У

У

В

У

У

2

У

У

Р

У

В

У

У

У

3

У

У

Р

Р

У

У

У

У

4

У

У

Р

У

У

У

Р

У

5

У

В

У

У

У

У

У

У

6

У

Р

Р

Р

Р

У

Р

Р

7

У

У

У

У

У

У

У

У

8

У

В

У

У

У

У

У

У

9

У

У

У

У

У

У

У

У

10

В

В

У

У

У

В

У

У