Файл: Оценка эффективности стратегий и моделей копинг-поведения в профессиональной среде (Понятие «копинг-поведения» в профессиональной среде).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 115

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава 1. Теоретические аспекты стратегий и моделей копинг-поведения в профессиональной среде

1.1. Понятие «копинг-поведения» в профессиональной среде

1.2. Структура копинг-процесса и копинг-механизмы, влияющие на эффективность стратегий и моделей копинг-поведения в профессиональной среде

1.3. Классификация стратегий и моделей копинг-поведения в профессиональной среде

Глава 2. Эмпирическое исследование эффективности стратегий и моделей копинг-поведения в профессиональной среде педагогов (воспитателей)

2.1. Организация и проведение исследования

2.2. Оценка эффективности стратегий и моделей копинг-поведения в профессиональной среде педагогов (воспитателей)

Глава 3. Методические рекомендации

3.1. Рекомендации, повышающие эффективность стратегий и моделей копинг-поведения в профессиональной среде

Заключение

Библиография

Модель двойного процесса совладания определяет адаптивное совладание как включение возвратно-поступательного движения между преодолением ущерба и восстановлением существовавшего до воздействия стресса состояния, избеганием проблемы и ее разрешением, прошлым и будущим, между ориентациями на негативную и позитивную переоценку. Поэтому теоретический и практический интерес представляет вопрос о том, как взаимодействуют между собой процессы непосредственного реагирования на стресс и процессы регуляции процесса [14, с. 45].

4. Модель опережающего совладания, ориентированного на будущее. Большинство исследований совладающего поведения ориентировано на изучение того, как люди совладают с событиями, которые уже произошли в прошлом или происходят в настоящем. Совладание часто может быть сфокусировано не только на ситуацию угрозы, потери или вызова в прошлом или настоящем, но и развиваться в направлении предупреждения влияния событий, которые являются потенциальными стрессорами (ожидаемая сложная медицинская процедура, предполагаемое увольнение с работы и т.д.).

В настоящее время совладающее поведение можно разделить на следующие формы:

а) восстановительное, реагирующее, (реактивное) совладание, которое указывает на пережитую в прошлом ситуацию угрозы или вреда и механизм, который помогает обрести психологическое равновесие, после произошедших негативных событий [6, с. 75];

б) опережающее, проактивное совладание – создает возможности для роста и подчеркивает важность накопления ресурсов, позволяющих индивиду продвигаться в достижении поставленных позитивных целей, которые являются стимулирующими и связанными с личностным ростом. оно рассматривается как сочетание процессов саморегуляции и совладания;

в) предвосхищаемое (антиципационное) совладание – средство управления событиями, которые могут произойти и как предвосхищаемый, предвидимый ответ на стрессовую ситуацию, возникновение которой ожидается;

г) профилактическое, превентивное совладание – совладание с предвещаемым, неопределенным потенциалом угрозы в отдаленном будущем (включение человека в программу физической активности направленную на предупреждение развития связанных с возрастными изменениями медицинских состояний) [9, с. 65].

5. Модель посттравматического роста. Под воздействием психологической травмы у человека могут возникать не только негативные последствия, но и положительные психологические личностные изменения, являющиеся результатом борьбы с травмирующим событием. В результате совладания с травмой и ее последствиями человек не только может выздоравливать от возникшего посттравматического стрессового расстройства и возвращаться к исходному уровню функционирования, существовавшему до травмы, но и использовать это как возможность для дальнейшего индивидуального развития [10, с. 92].


Постравматический рост определяется как субъективный опыт позитивного психологического изменения, описываемый человеком как положительное психологическое изменение или как опыт существенных позитивных изменений являющихся результатом борьбы с большим жизненным кризисом. В качестве критериев наличия посттравматического роста могут рассматриваться повышение ценности собственной жизни, установка на новые жизненные приоритеты, ощущение возросшей собственной мощи, прочности, силы, распознавание новых возможностей, исправление ограниченности межличностных отношений, позитивные изменения духовности т.д. [17, с. 63].

В теории копинг-поведения, основанной на работах Р. Лазаруса и С. Фолькман, принято выделять три базовые копинг-стратегии:

– разрешение проблем, включает: преодоление проблемы посредством целенаправленного анализа ситуации и возможных вариантов поведения, выработку стратегии разрешения проблемы, планирования собственных действий с учетом объективных условий, прошлого опыта и имеющихся ресурсов;

– поиск социальной поддержки и приспособление включает: разрешение проблемы посредством привлечения социальных (внешних) ресурсов, поиска информационной, эмоциональной и действенной поддержки; и изменение своего отношения к ситуации, своих характеристик для того, чтобы возникшая проблема приобрела более нейтральную окраску и с ней можно было бы «жить» дальше.

– бегство и избегание (вспомогательные приемы самосохранния) включает: преодоление негативных переживаний посредством отрицания проблемы, фантазирования, неоправданных ожиданий, отвлечения и т.п. или «уход» от проблем, когда человек считает ситуацию не разрешимой с его точки зрения [4, с. 46].

Наиболее продуктивной считается стратегия совладания, направленная на решение проблем.

Каждая специальность имеет свои особенности, влияющие на степень выгорания и выбор ими совладающих стратегий. Выбор стиля совладания в профессиональной деятельности зависит от смысловых детерминант, определяемые их самоотношением и отношением к жизни.

Американский ученый К. Гавери вместе со своей исследовательской группой предложил разделять стратегии на несколько видов в зависимости от того, как человек реагирует на ситуацию и какие действия по ее решению предпринимает:

1) поиск решений и борьба со стрессом. К этой группке относят активный копинг – направленые действия на устранение источника стрессора. Также к ней можно отнести планирование, если человек только планирует эти действия. Далее в списке стратегий находится поиск активной поддержки. Его можно толковать как желание получить поддержку от специалиста. Часто в контексте копинга используется положительное толкование происходящего. Именно такую реакцию и называют оптимизмом. И главное, что включает в себя эта группа – принятие себя в этой ситуации [25, с. 192].


2) адаптация к стрессу без активных действий по его устранению. К этой группе относится поиск моральной и эмоциональной поддержки, т. к. многим людям важно сочувствие в тот момент, когда они подвергаются воздействию стрессора. Различают конкурирующее подавление. Это происходит тогда, когда человек откладывает все свои насущные дела и концентрируется лишь на одной проблеме, вызывающей стресс. Индивидам свойственно сдерживать и ожидать. Так действуют те люди, которые оставляют проблему до лучших времен.

3) адаптация с элементами активного копинга. Личности, имеющие отношение к этой группе, проявляют бурную эмоциональную реакцию на стрессора, тем самым помогают себе с ним справиться, ничего не делая. Возможно полное отрицание происходящего.

4) стратегии отстранения. Это прямой или косвенный отказ от решения причины стресса. Человек может надеяться на то, что этим займётся кто-то другой либо же устранять стрессора в своих мечтах и выдумках [6, с. 76].

Помимо понятия «копинг-стратегия» существует еще понятие копинг-стиля. Копинг-стиль относит поведение к одному из трех видов реагирования на угрожающую ситуацию. Как и животное, человек обычно использует три стиля реагирования на угрозу: замирание, бегство и нападение. Применительно к человеческому поведению это будет капитуляция, избегание и сверхкомпенсация.

При капитуляции человек принимает неприятное переживание за нечто необоримое, с чем можно только смириться, и ведет себя в соответствии с этой идеей. При избегании человек пытается не попадать в определенные сложные для него ситуации. При сверхкомпенсации человек ведет себя так, как будто вовсе не находится или не может попасть в трудную ситуацию, которой боится [2, с. 75].

Теперь, исходя из понятий существующих стилей реагирования на трудную ситуацию и возможных стратегий копинга, можно перейти к их единой классификации, которой придерживаются большинство исследователей:

1. Копинг, нацеленный на оценку проблемы. Преодоление трудной ситуации включает в себя: анализ проблемы, ее причин и последствий для человека, поиск возможных решений ситуации, план по достижению цели и собственно реализация этого плана. Человек применяет логическую оценку ситуации и переоценку прежних приоритетов, ценностей и/или причин и способов решения схожих ситуаций.

2. Копинг, нацеленный на проблему. Совладание со стрессом происходит в результате уменьшения или устранения источника стресса, т.е. причины, возникшей трудной ситуации. Человек использует все возможные средства, чтобы устранить причину сложной ситуации и вернуть свое положительное благосостояние.


3. Копинг, нацеленный на эмоции. Человек прикладывает когнитивные и поведенческие усилия для снижения эмоционального дискомфорта, возникшего напряжения и старается поддержать эмоциональное равновесие в сложившейся ситуации [9, с. 73].

Таким образом, стратегии копинг-поведения своеобразная схема, благодаря которой индивид может выйти из проблемной ситуации с последующим преодолением напряжения. В практике копинг стратегии классифицируют следующим образом: концепции соответствия когнитивной оценки, модель цели и совладания со стрессом, модель двойного процесса в совладающем поведении, модель совладающего поведения посттравматического роста. А также выделяют –- поиск решения и борьба со стрессом, адаптация к стрессу без активных действий по его устранению, адаптация с элементами активного копинга стратегии отстранения, копинг, нацеленный на оценку проблемы, на саму проблему и эмоции.

Выводы к главе 1:

Целью совладающего поведения в профессиональной среде является поддержание психологического благополучия человека при выполнении своей работы. В свою очередь успешность упроавления стрессовыми ситуациями зависит от характера и степени наличных и доступных ресурсов. Стресс-преодолевающее поведение является одним их факторов обеспечение эффективности профессиональной деятельности с одной стороны, а с другой – сформированность того или иного копинга определяется спецификой профессиональной деятельности.

В структуру копинг-процесса входит стрессовые воздействия, восприятия событий, нарушение гомеостаза, копинг, успешное/неуспешное совладание. С целью изучения поведения человека в стрессовых ситуациях акцентируют внимания на механизмы совладание, играющие важную роль при принятии индивидом стратегии действия при возникновении психологической угрозы. Основной функцией копинг-механизмов является компенсаторная, позволяет совладать со стрессом с минимальными потерями для личности.

Копинг-стратегии можно классифицировать следующим образом: концепции соответствия когнитивной оценки, модель цели и совладания со стрессом, модель двойного процесса в совладающем поведении, модель совладающего поведения посттравматического роста. В зависимости как человек реагирует на ситуации и какие и какие дейтвия принимает по ее решению выделяют: поиск решения и борьба со стрессом, адаптация к стрессу без активных действий по его устранению, адаптация с элементами активного копинга стратегии отстранения, копинг, нацеленный на оценку проблемы, на саму проблему и эмоции.


Глава 2. Эмпирическое исследование эффективности стратегий и моделей копинг-поведения в профессиональной среде педагогов (воспитателей)

2.1. Организация и проведение исследования

В данной работе проводилось исследования эффективности стратегий и моделей копинг-поведения, применяемых в профессиональной среде педагогов (воспитателей). В исследовании принимали участие 10 воспитателей. Базой исследования был выбран МБДОУ (Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение) детский сад №162 «Росинка» г. Брянска.

Цель: сделать оценку эффективности стратегий и моделей копинг-поведения, применяемые в профессиональной среде воспитателей.

Задачи:

1. Экспериментально проверить и сделать оценку эффективности применения стратегий и моделей копинг-поведения в профессиональной среде воспитателей.

2. Разработать методические рекомендации.

Содержание исследования: В данной работе проводилось исследование эффективность применения стратегий и моделей копинг-поведения в профессиональной среде воспитателей. Исследование проводилось в один констатирующий этап. На данном этапе была изучена учебно-методическая литература. Далее определены цели и задачи работы. Подобраны методики и оборудования (материал). Проведено исследования и сделана оценка эффективности применения стратегий и моделей копинг-поведения в профессиональной среде воспитателей. В конце этого этапа были подведены итоги с помощью интерпретации и анализа полученных результатов. Исследование проводилось по следующим методикам:

1. Методика «Опросник способов совладания» (WCQ) разработаная Р. Лазарусом и С. Фолкманом предназначена для определения копинг-механизмов, способов преодоления трудностей в различных сферах психической деятельности, копинг-стратегий. Данный опросник считается первой стандартной методикой в области измерения копинга. Данный опросник считается первой стандартной методикой в области измерения копинга.