Файл: Оценка эффективности стратегий и моделей копинг-поведения в профессиональной среде (Понятие «копинг-поведения» в профессиональной среде).pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 131
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты стратегий и моделей копинг-поведения в профессиональной среде
1.1. Понятие «копинг-поведения» в профессиональной среде
1.3. Классификация стратегий и моделей копинг-поведения в профессиональной среде
2.1. Организация и проведение исследования
Цель: изучить используемые способы совладания с существующими стрессовыми и трудными ситуациями в профессиональной среде педагога (воспитателя).
Материал: копинг-тест с ключом (приложение 1).
Инструкция: Перед Вами 50 утверждений касающихся поведения в трудной жизненной ситуации. Вам необходимо оценить, как часто данные варианты поведения проявляются у Вас.
Обработка результатов и интерпретация. При обработке полученных данных за каждый вариант ответа начисляются определенные баллы: вариант «никогда» – 0 баллов; вариант «редко» – 1 балл; вариант «иногда» – 2 балла; вариант «часто» – 3 балла. После начисления баллов подсчитывается общая оценка по каждой шкале, и определяется уровень (степень) напряженности по каждой копинг-стратегии, и вычитается по формуле: X = сумма баллов / max балл × 100.
– 0-6 – слабая (рациональная) напряженность, человек эффективно действует в стрессе;
– 7-12 – средняя (умеренная) степень напряженности;
– 13-18 – высокий уровень напряженности, человек тяжело адаптируется в стрессе.
Критерии оценки эффективности копинг-стратегий
– Эмоциональный или проблемный критерий. Копинг-стратегия, может быть либо эмоционально-сфокусированной, т.е. направленной на управление эмоциональными реакциями, либо проблемно-сфокусированной, т.е. направленной на решение проблемы или изменение ситуации, инициировавшей стресс.
– Когнитивный или поведенческий критерий. Копинг-стратегия, может является скрытым внутренним копингом, когда проблема решается посредством воздействия на восприятие, или же является открытым поведенческим копингом, когда основной упор делается на изменение поведения.
– Критерий успешности или неуспешности. Копинг-стратегия, может быть успешной – использовать конструктивное поведение, чтобы преодолеть стрессовую ситуацию, или же неуспешной – использовать неконструктивное поведение, которое стрессовую ситуацию преодолеть не позволяет.
Для характеристики воспитателей, был выбран метод наблюдения, по результатам которого можно сказать следующее:
– воспитатели общительны, быстро вступают в контакт, проявляют интерес в проведении предложенных методик, не конфликтны.
Таким образом, выбранная методика позволила: максимально исследовать эффективность стратегий и моделей копинг-поведения в профессиональной среде воспитателей, описать выбор их стратегий в реальных для них условиях.
2.2. Оценка эффективности стратегий и моделей копинг-поведения в профессиональной среде педагогов (воспитателей)
По результатам проведенной методики (приложение 2) «Опросник способов совладания» (WCQ) разработаной Р. Лазарусом и С. Фолкманом и адаптирована Т.Л. Крюковой, Е.В. Куфтяк можно сказать следующее:
По шкале «Конфронтация» 20% (2) сотрудников в профессиональной среде умеют выраженную напряженность, они прилагают попытки решить проблемы за счет не всегда целенаправленной поведенческой активности. В большинстве случаев их действия направлены в сторону изменения ситуации, или проявлением отрицательных эмоций. При этом могут провоцировать конфликтные ситуации, быть враждебно настроенными. И как результат их копинг-действия выступают разрядкой эмоционального напряжения. 80% (8) сотрудников в профессиональной среде имеют умеренную выраженность копинг-стратегии, умеют рационально сопротивляться трудностям, выступают сторонниками в разрешении конфликтных ситуациях, достаточно хорошо отстаивают свои интересы, могут самостоятельно справляться с стресогенными условиями (таблица 1).
По шкале «Дистанцирование» 40% (4) сотрудника в профессиональной среде умеют выраженную напряженность, у них наблюдаются сложности серьезно относиться к проблемам профессиональной направленности, наблюдается тенденция к обесцениванию собственных переживаний. 50% (5) сотрудников имеют умеренную напряженность в профессиональной среде. Они способны преодолевать негативные переживания посредствам субъективного снижения значимости стратегии и эмоционального реагирования на стрессогенные ситуации. 10% (1) сотрудник имеет рациональный характер напряженности, для выхождения из трудностей используют юмор, интеллектуальные приемы рационализации и переключения внимания.
По шкале «Самоконтроль» 60% (6) сотрудников умеренную напряженность в профессиональной среде используя данную стратегию, могут преодолевать негативные переживания за счет сдерживания своих эмоций, стараются контролировать свое поведение. 40% (4) сотрудников в профессиональной среде стараются избегать импульсивных действий, используют преимущественно рациональный подход к возникшим трудностям.
По шкале «Поиск социальной поддержки» 80% (8) сотрудников в профессиональной среде умеренную выраженность своих действий, при возникающих трудностях могут обратиться за помощью с целью получить совет, поддержку, сочувствие. 20% (2) сотрудников имеет рациональную выраженность для них характерна потребность оказать помощь конкретными действиями, стремятся быть выслушанными.
По шкале «Принятие ответственности» 10% (1) сотрудник имеет выраженную напряженность, для него свойственна неадекватная самокритика, самобичевание, наблюдается склонность к депрессивным состояниям. 80% (8) сотрудников в профессиональной среде имеют умеренную выраженность, они готовы анализировать свое поведение, искать причины в своих недостатках. 10% (1) сотрудник рационально подходит к пониманию своей роли в возможных возникновениях трудностей, адекватно оценивает последствия своих действий.
Рис. 2. – Уровень (степень) напряженности по каждой копинг-стратегии профессиональной среде педагогов (воспитателей) МБДОУ детский сад №162 «Росинка» г. Брянска.
По шкале «Бегство-избегание» 20% (2) сотрудников имеют высокую напряженность в профессиональной среде, они склоны к инфантильным формам поведения в стрессовых ситуациях, проявляющаяся в тотальном игнорировании проблем, уклонение от ответственности, пассивности, нетерпение, проявлении раздражения, с целью снижения эмоционального напряжения. 80% (8) сотрудников имеют умеренную напряженность способны самостоятельно и достаточно быстро выходить из стрессовых ситуаций и разрешать имеющиеся проблемы.
По шкале «Планирование решение проблемы» 80% (8) сотрудников в профессиональной среде имеют умеренную выраженность, способны планировать попытки преодоления проблемы за счет целенаправленного анализа ситуации и имеющихся у них внутренних ресурсов. 20% (2) сотрудников рациональную напряженность. Они достаточно хорошо могут выработать стратегию выхода из проблемы, в большинстве случает конструктивно разрешают возникшие проблемы.
По шкале «Положительная переоценка» 100% (10) сотрудников имеют умеренную выраженность, используя данную стратегию могут достаточно уверенно переосмысливать проблемы с последующим их преодолением.
Таким образом, результаты исследования позволяют утверждать, что педагогами (воспитателями), чаще используется такая стратегия поведения, как положительная переоценка и самоконтроль, что свидетельствует о том, что в напряженных ситуациях профессиональной деятельности они прилагают усилия для изменения возникшей ситуации, планируют решение проблемы. При возникающих трудностях стараются обратиться за помощью с целью получить совет, поддержку, сочувствие.
Оценка эффективности стратегий и моделей копинг-поведения, показывает, что в основном в своей профессиональной деятельности педагоги (воспитатели) выбирают:
– эмоционально-сфокусированную копинг-стратегию, направленную на управление эмоциональными реакциями. является открытым;
– открытую, поведенческую копинг-стратегию, когда основной упор делается на изменение поведения.
– успешную копинг-стратегию, направленную на использование конструктивного поведения, для преодоления стрессовой ситуации.
Глава 3. Методические рекомендации
3.1. Рекомендации, повышающие эффективность стратегий и моделей копинг-поведения в профессиональной среде
Поскольку смысл совладания состоит в обеспечении психологической адаптации к ситуации, решении проблемы или восстановлении психологического благополучия, важно понять, насколько отдельные копинг-стратегии этим процессам способствуют. Решение проблемы эффективности копинг-стратегий требует учета цели копинга (психологическое и физическое благополучие субъекта, решение проблемы и/или изменение отношения к проблеме); типа и контекст деятельности, проблемной ситуации (например, контролируема ли она субъектом); интенсивности испытываемых негативных эмоций или стресса, культурных факторов.
Одним из важных шагов к преодолению проблем - это понять, что человек не может контролировать то, что говорят и делают другие люди, только свои собственные действия и реакции. Чем раньше он это осознает, тем лучше для его собственного психического благополучия. Эта реализация позволяет отказаться от владения негативным поведением других людей и дает возможность сосредоточиться на самосовершенствовании. Чем больше человек сможет сосредоточиться на улучшении себя в негативной среде, тем лучше, потому что, когда он, наконец, получит возможность избежать ситуации, в которой он находится, индивид сможет личностно вырасти, и стать еще более успешным по мере продвижения вперед.
Необходимо уметь сосредоточиться на превращении плохой ситуации в хороший опыт обучения. В любой плохой ситуации есть что-то, чему можно научиться, что помогает стать лучше.
Какими бы трудными ни были условия труда, никогда не позволяйте себе становиться меньше того, кем вы должны быть из-за гнева или злости вашего нынешнего работодателя.
Кроме этого:
1. Необходимо обращать внимание на улучшение условий труда (организационный уровень), характер складывающихся взаимоотношений в коллективе (межличностный уровень), личностные реакции (индивидуальный уровень).
2. Не вовлекаться в переживания сотрудников, сохраняя свои границы.
3. Проходить регулярное обучение и повышение квалификации, а также проводить коммуникативные тренинги (участвовать в семинарах, где предоставляется возможность встретиться с новыми людьми и обменяться опытом; периодическая совместная работа с коллегами, значительно отличающимися в профессиональном и личностном плане и т.д.).
4. Адекватно рассчитывать и обдуманно распределять свои нагрузки.
5. Учиться переключаться с одного вида деятельности на другой.
6. Проще относиться к конфликтам на работе, не провоцировать их и быть гибкими. Не «пережевать» в уме случившиеся конфликты и допущенные ошибки. Осознавать их причину, делать выводы и находить выход.
7. Не пытаться всегда и во всем быть лучшими.
8. Эмоциональное общение (когда человек анализирует свои чувства и
делится ими с другими, вероятность выгорания значительно снижается или процесс этот оказывается не столь выраженным), кроме этого важно иметь друзей из других профессиональных сфер, чтобы иметь возможность отвлекаться от своей работы.
9. Поддержание хорошей физической формы (не стоит забывать, что между состоянием тела и разумом существует тесная связь: неправильное питание, злоупотребление спиртными напитками, табаком усугубляют проявления синдрома выгорания).
10. Овладение умениями и навыками саморегуляции (релаксация, идеомоторные акты, определение целей и положительная внутренняя речь способствуют снижению уровня стресса, ведущего к выгоранию).
11. Жить с девизом «В целом все хорошо, а то, что делается, делается к лучшему».
12. Быть оптимистом. Игнорировать мрачные стороны жизни, позитивно оценивать события и ситуации.
13. Культивировать интересы, не связанные с профессиональной деятельностью (сочетать работу с учебой, любимым хобби; читать не только профессиональную, но и другую литературу, для своего удовольствия без ориентации на какую-либо пользу и т.д.)
14. Удовлетворяющая социальная жизнь: стремиться к тому, чего хочется, без надежды стать победителем во всех случаях и умение проигрывать без ненужных самоуничижения и агрессивности.
Таким образом, придерживаясь составленных рекомендаций можно повысить эффективность применения стратегий и моделей копинг-поведения в профессиональной среде воспитателей.