Файл: Оценка эффективности стратегий и моделей копинг-поведения в профессиональной среде (Понятие «копинг-поведения» в профессиональной среде).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 109

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава 1. Теоретические аспекты стратегий и моделей копинг-поведения в профессиональной среде

1.1. Понятие «копинг-поведения» в профессиональной среде

1.2. Структура копинг-процесса и копинг-механизмы, влияющие на эффективность стратегий и моделей копинг-поведения в профессиональной среде

1.3. Классификация стратегий и моделей копинг-поведения в профессиональной среде

Глава 2. Эмпирическое исследование эффективности стратегий и моделей копинг-поведения в профессиональной среде педагогов (воспитателей)

2.1. Организация и проведение исследования

2.2. Оценка эффективности стратегий и моделей копинг-поведения в профессиональной среде педагогов (воспитателей)

Глава 3. Методические рекомендации

3.1. Рекомендации, повышающие эффективность стратегий и моделей копинг-поведения в профессиональной среде

Заключение

Библиография

Введение

Наука длительное время изучает поведенческие реакции людей в условиях стресса. Многие из них заложены в нашем подсознании, но в связи с постоянными изменениями окружающего мира они малоэффективны. Человеку приходится самостоятельно искать варианты выхода из стрессовой ситуации.

Тема копинга очень актуальна и используется для конструктивной борьбы со стрессорами. Так как, окружающий мир становится с каждым годом все более агрессивным, то и обычному человеку нужно адаптироваться к этим факторам.

Умение справляться с трудностями может быть понято как комбинация стиля совладания и диапазона реализуемых стратегий выживания. Стиль совладания представляет собой смесь атрибутивного стиля (воспринимаемый источник стресса, место контроля, оптимистический или пессимистический взгляд на поиск решения) и личностных характеристик, таких как толерантность к риску, чувство собственной эффективности и т.д.

Интерес к этой проблеме обусловлен, прежде всего, сложностью и напряженностью профессиональной деятельности индивида. Длительная психоэмоциональная нагрузка, часто является причиной стрессовых реакций, способствующих истощению его адаптационных возможностей.

Изучение проблемы совладающего поведения было продолжено такими учеными, как Дж. Амирхан, М. Грин, К. Карвер, Р. Лазарус, В. Лер, С. Миллер, К. Фолкман, и др. В российской психологии первые исследования по копингу были проведены у В.М. Алтонага, Н.А. Сирот. Исследование совладающего поведения представителей экстремальных профессий было проведено И. Лебедевым.

Объект исследования: копинг-поведение в профессиональной среде.

Предмет исследования: стратегии и модели копинг-поведения в профессиональной среде педагогов (воспитателей).

Цель: провести оценку эффективности стратегий и моделей копинг-поведения в профессиональной среде педагогов (воспитателей).

В соответствии с целью, объектом и предметом исследования были выделены следующие задачи исследования:

1. Изучить понятие «копинг-поведения» в профессиональной среде

2. Рассмотреть структуру копинг-процесса и копинг-механизмы, влияющие на эффективность стратегий и моделей копинг-поведения в профессиональной среде

3. Изучить классификацию стратегий и моделей копинг-поведения в профессиональной среде

4. Провести оценку эффективности стратегий и моделей копинг-поведения в профессиональной среде педагогов (воспитателей)


5. Разработать рекомендации, повышающие эффективность стратегий и моделей копинг-поведения в профессиональной среде педагогов (воспитателей)

Методы исследования: в работе были применены:

а) теоретические методы исследования такие как: анализ, синтез, обобщение, классификация учебно-научной и методической литературы.

б) эмпирические методы: наблюдение, тестирование.

Практическая значимость работы: результаты проведенного исследования могут быть использованы воспитателем/педагогом для оценки эффективности стратегий и моделей копинг-поведения в своей профессиональной среде.

База исследования: МБДОУ (Муниципальное бюджетное дошкольное образовательного учреждение) Детский сад №162 «Росинка» г. Брянска.

Структура работы. Работа состоит из введения, трех глав, шести параграфов, заключения, библиографии и приложений.

В первой главе исследования проведен анализ учебно-научной литературы по теме исследования, изучено понятие «копинг-поведения» в профессиональной среде; рассмотрены структура копинг-процесса и копинг-механизмы, влияющие на эффективность стратегий и моделей копинг-поведения в профессиональной среде; изучена классификация стратегий и моделей копинг-поведения в профессиональной среде.

Вторая глава, экспериментальная, посвящена результатам исследования, на основе которых была дана оценка эффективности стратегий и моделей копинг-поведения в профессиональной среде педагогов (воспитателей)

В третьей главе были даны рекомендации, повышающие эффективность стратегий и моделей копинг-поведения в профессиональной среде педагогов (воспитателей).

Глава 1. Теоретические аспекты стратегий и моделей копинг-поведения в профессиональной среде

1.1. Понятие «копинг-поведения» в профессиональной среде


Впервые термин «копинг» был использован Л. Мерфи в 1962 г. в исследованиях способов преодоления детьми требований, выдвигаемых кризисами развития. К ним относились активные усилия личности, направленные на овладение трудной ситуацией или проблемой. Позднее Р. Лазарус использовал понятия «копинг» для описания осознанных стратегий совладения со стрессом и другими порождающими тревогу событиями.

По мнению Р. Лазаруса, стресс – это дискомфорт, испытываемый человеком, при индивидуальном восприятии им недостаточности, для эффективного реагирования на вызовы среды, имеющихся и доступных ему ресурсов. Именно индивид оценивает ситуацию как стрессовую или нет, и оценивает для себя величину потенциального стрессора, сопоставляя запросы среды с собственной оценкой ресурсов, которыми они владеют, чтобы справиться с этими самыми запросами [2, с. 61].

Со временем понятие «копинг» стало включать в себя реакцию не только на «чрезмерные или превышающие ресурсы человека требования», но и на каждодневные стрессовые ситуации. Содержание копинга при этом осталось тем же: копинг – это то, что делает человек, чтобы справиться со стрессом: он объединяет когнитивные, эмоциональные и поведенческие стратегии, которые используются, чтобы справиться с запросами профессиональной среды [9, с. 47].

Таким образом, «копинг-поведение» (совладающее поведение) представляет собой способы поведения человека в различных трудных, стрессовых ситуациях, посредством выбора нормальной, здоровой стратегии решения проблем, выхода из стресса и поддержания баланса между средой и ресурсами, объединяя когнитивные, поведенческие и эмоциональные элементы, которые обеспечивают сохранение целостности личности и противодействия внешним или внутренним факторам, которые вызывают стресс или создают слишком сложные обстоятельства и ситуации, с которыми человек не может справиться, поскольку объем его ресурсов ограничен.

Целью совладающего поведения в профессиональной среде является поддержание психологического благополучия человека, при выполнении своей работы.

П. Вонг предполагал, что степень эффективности стресса зависит от наличия и возможности использования человеком соответствующих ресурсов и стратегий преодоления.

По мнению В.А. Бодрова используемые ресурсы (индивидуальные возможности) с одной стороны, и стратегии поведения, с другой, – выступают основными факторами, формирующими механизмы психической регуляции преодоления стресса и характеризующими сущность данного процесса [7, с. 46].


С. Фолкман классифицирует копинг-ресурсы на личностные и средовые, связанные с:

– системой социальной поддержки (окружение, в котором живет человек, общество);

– социально-поддерживающим процессом (умение находить, применять, оказывать социальную поддержку).

В свою очередь ресурсы личности включают более широкий перечень, объединяя:

– ресурсы когнитивной сферы (возможности, позволяющие оценивать воздействие социальной среды, окружающей человека);

– ресурсы самосознания (Я-концепция, или представление человека о самом себе); ценностную мотивационную структуру личности; позицию человека по отношению к жизни, коллективу, любви; духовность человека [8, с. 62];

– конкретные личностные качества, свойства (интернальный локус контроля как умение контролировать свою жизнь и принимать ответственность за свои решения, аффиликация как умение общаться с окружающими, определенная социальная компетентность и т.д.).

В.А. Бодров дополнил классификацию, ресурсами образующие единый личный ресурс человека:

– психологические ресурсы (когнитивные, психомоторные, эмоциональные, волевые и другие возможности человека);

– профессиональные ресурсы (уровень знаний, умений, навыков, опыта);

– физические ресурсы (уровень физического и психического здоровья, функциональные резервы организма);

– материальные ресурсы (финансовые, жилищные и другие виды обеспечения человека) [13, с. 118].

К. Муздыбаев отмечает, что успешность управления стрессовыми ситуациями зависит от характера и степени наличных и доступных ресурсов, открывающих или ограничивающих доступ к определенным формам совладания. Однако, даже при достаточности ресурсов, они могут остаться неиспользованными из-за препятствий в виде культурных ценностей, общественного мнения или собственных личностных качеств, например застенчивости.

Следует отметить, что «копинг-поведение» позволяет с одной стороны определить как «постоянно изменяющееся когнитивные и поведенческие усилия индивида с целью управления специфическими внешними и (или) внутренними требованиями, которые оцениваются им как подвергающие его испытанию или превышающие его ресурсы. С другой стороны, – индивидуальный способ взаимодействия с ситуацией в соответствии с ее собственной логикой, значимостью в жизни человека и его психическими возможностями [19, с. 121].

Чтобы понять суть копинга, можно обозначить основные задачи, которые он выполняет:

– минимизация негативных воздействий (т.е. снижение отрицательного влияния обстоятельств) и повышение возможностей восстановления (т.е. скорейшая адаптация);


– приспособление к возникшей жизненной ситуации и ее преобразование;

– поддержание эмоционального равновесия, позитивного настроя и уверенности в своих силах;

– поддержание и сохранение положительных и достаточно тесных взаимоотношений с другими людьми [24, с. 226].

Современная социальная действительность делает трудные ситуации важными элементами взаимодействия человека в профессиональной среде. В многочисленных исследованиях совладающего поведения установлено, что факторами, влияющими на выбор стиля и стратегии совладающего поведения, являются как особенности ситуации и воспринимаемый контроль над ней, так и особенности личности. Чаще всего среди личностных детерминант называют: самооценку, самопринятие, локус контроля и уровень тревожности; возраст, пол и гендер; социальную компетентность, принадлежность человека к большому и малому социуму (этнической группе и социальному слою), социальный опыт, приобретенный в семье, школе и социальную роль [23, с. 92].

Стресс-преодолевающее поведение является одним из факторов обеспечения эффективности профессиональной деятельности в особых условиях. С другой стороны, уровень сформированности того или иного копинга определяется спецификой профессиональной деятельности.

Однако вопрос взаимосвязи копинг-поведения в профессиональной среде остается малоизученным в отечественной психологии. Необходимо подчеркнуть, что стресс-преодолевающее поведение является одним из факторов обеспечения эффективности профессиональной деятельности в особых условиях. С другой стороны, уровень сформированности того или иного копинга определяется спецификой профессиональной деятельности [21, с. 411].

Таким образом, копинг-поведение представляет собой способы поведения индивида в различных стрессовых ситуациях посредствам адекватных стратегий решения проблемы выхода из стресса и поддержания баланса между средой и ресурсами, обеспечивающее сохранение целостности личности. Используемые человеком ресурсы и стратегии выступают основными факторами, формирующие механизмы психической регуляции преодоления стресса.