Файл: Общие особенности кадровой стратегии организаций бюджетной сферы (Понятие кадровой стратегии).pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 135
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Понятие кадровой стратегии
Глава 2. Подходы к формированию кадровой стратегии
2.1. Подход к формированию кадровой стратегии по Марку Томасу
2.2. Российский подход к формированию кадровой стратегии
Глава 3. Особенности кадровой поли тика в бюдже тной организации
Кадровая раб ота в органи зации осуществляется н е только функцион альными специалистами, в чьи должно стные обязанности вхо дит работа с персоналом, н о и те ми специалистами, чь я должность напр ямую не связ ана с проце ссом управления персо налом. Эффективность деятел ьности функциональных специа листов зависит о т уровня и х профессиональной куль туры, проявляющейся в понимании содержа тельных основ кадр овой политики, уме нии их реализ овать и приме нять на прак тике с использ ованием соответствующих техно логий. Повышение каче ства кадровой раб оты в бюдже тных учреждениях связ ано с повыш ением профессиональной куль туры специалистов, кото рые имеют позит ивные установки н а повышение уро вня своей професси ональной культуры.
Разл ичия кадровой поли тики коммерческой и бюджетной органи зации представлены в таблице 2.
Табл ица 2. - Различия кадр овой политики коммер ческой и бюдже тной организации
Коммер ческая организация |
Бюдже тная организация |
|
Ти п власти |
Авток ратия - неограниченная вла сть одного ли ца. |
Демократия - общест венное самоуправление. |
Сти ль управления |
Автори тарный - единолично реш ает вопросы, приказ ывает, инициативу подав ляет, боится квалифици рованных работников, дер жит дистанцию. |
Демократ ический - совещается с подчиненными, про сит - предлагает, поощ ряет, подбирает грамо тных работников, друж ески настроен. |
Филос офия предприятия |
Силь ное влияние Морал ьного кодекса устояв шихся правил органи зации, подчинение лич ных интересов и потребностей общеоргани зационным. Конкуренция, накоп ление капитала. |
Присут ствует роль групп овой философии фир мы на осн ове глобальных цел ей предприятия. |
Кадр овый потенциал |
Успе шное предприятие н е может бы ть стабильно - он о развивается. Зараб отная плата н е должна бы ть стабильна - он а должна рас ти (как мини мум на вели чину инфляции). Профес сионал не мож ет быть стаби льным - он дол жен осваивать нов ые формы раб оты, совершенствоваться. |
Бюдже тные учреждения высту пают в ро ли кузницы кад ров для коммер ческих организаций. Осно вной костяк персо нала - это лю ди старшей возра стной категории и те, кт о не счит ает для се бя возможным най ти работу в динамичных усло виях современного рын ка труда. П о большому сче ту все, чт о может предл ожить бюджетное учреж дение соискателю, - мно го практики и стабильность. |
Функ ции службы управ ления персоналом |
Общ ие функции органи зации: прогнозирование, ана лиз, регулирование, коорди нация, контроль, разв итие и мотив ация персонала, планир ование и т.д. |
К специфическим, призв анным обеспечить управ ление персоналом в системе предпр иятий бюджетной сфе ры, относятся так ие функции: Админист ративная, Планирования, Социа льная, Повышения каче ства служебной деятел ьности, Информационно-аналити ческая. |
Подбор персо нала |
Использование соврем енных методов подб ора персонала: кадр овые агентства, пои ск среди выпуск ников вузов. |
Отд елы кадров бюдже тных организаций ред ко обращаются к современным мето дам подбора персо нала, в значит ельной степени проиг рывая в эт ом коммерческим органи зациям. (пои ск внутри комп ании, биржа тру да, объявления в СМИ, инте рнет, подбор с помощью сотруд ников). |
Мотивация персо нала |
Более высо кие показатели о т мотивации, т.к. полу чишь премию ес ли сделаешь пл ан. |
В осно вном мотивация свод ится к повыш ению разряда, и сразу пос ле этого производи тельность труда пад ает, т.к. разряд пересмат ривается, например чер ез год. |
Адапт ация персонала |
Постр оение системы адапт ации персонала - эт о прекрасная возмож ность для руково дителя бюджетного учреж дения снизить текуч есть кадров, минимиз ировать затраты н а подбор персо нала, положить нач ало формированию сплоче нного и эффект ивного коллектива. |
И з вышеперечисленных разл ичий кадровой поли тики коммерческой и бюджетной органи зации можно сдел ать соответствующие выв оды, основные и самые весо мые различия, особ енно в пла не мотивации персо нала, философии органи зации, типа вла сти и сти ля управления. Так же имеются и схожие чер ты, это адапт ация персонала и функции слу жбы управления
Пр и разработке кадр овой стратегии в бюджетной органи зации оценивается ка к влияние внеш ней среды, та к и внутр енняя корпоративная куль тура организации. Учит ывая также, чт о реализация вс ех остальных страт егий организации, та к или ина че, связана име нно с персо налом компании, необх одимо признать, чт о кадровая страт егия в эт ом смысле станов иться ключевой.
Отраж ением кадровой страт егии организации явля ется бюджет расх одов на перс онал, а так же практики, поли тики и проце дуры организации. Пр и проведении кадро вого аудита, и аудита кадр овой политики и стратегии неизб ежно возникает проб лема консолидации расх одов на перс онал. В эт ом случае формир уется бюджет кадр овой службы ка к консолидированный кадр овый бюджет. [27]
Рассм отрим вопрос бюджети рования расходов н а персонал. В зависимости о т принятой в организации прак тики бюджет расх одов на перс онал сосредоточен в отделе п о работе с персоналом и частично распре делен по бюдж етам других функцио нальных подразделений, а также част ично фиксируется в отделе п о работе с персоналом.
Ег о основными стат ьями являются следу ющие расходы:
- Расх оды на посто янную заработную пла ту сотрудников предпр иятия.
- Расходы н а переменную зараб отную плату сотруд ников (премии, и т. д.).
- Расходы н а обучение и развитие персо нала организации.
- Расх оды на под бор персонала.
- Корпора тивные мероприятия, пода рки, культурно масс овые мероприятия и т.д.
- Непредвиденные расх оды.
Рассматривая вс е процессы, вход ящие в функ цию управления персо налом в органи зации вольно ил и невольно м ы приходим к выводу о том, чт о все он и являются исключи тельно системными, т.е. базирую щимися на страт егии развития органи зации и, соответ ственно, и являющ имися отражением кадр овой политики бюдже тной организации.
Систе мный подход в развитии органи зации, кадровая страт егия, как впро чем, и дру гие функциональные страт егии базируются н а стратегии разв ития организации в целом. Страт егия развития органи зации продвигается н а уровень функцио нальных стратегий и далее н а оперативный уров ень управления. И з этого мож но сделать выв од что, органи зация в цел ом работает н а достижение опреде ленных понятных цел ей, которые еди ны для стратеги ческого, и операт ивного уровня управ ления. Более то го, в эт ом случае, кадр овые политики и процедуры явля ются именно инстру ментом управления, а не сущес твуют сами п о себе, отор вано от реал ьной жизни. Пр и формулировании кадр овой стратегии, ка к и люб ой функциональной страт егии в эт ом случае доста точно эффективным мож ет быть мет од сбалансированных показа телей.
Глава 4. Совершенствование кадр овой политики органи зации.
Кадровая поли тика организации сост оит из совоку пности кадровых поли тик по раз ным направлениям, в частности: поли тики обеспечения органи зации кадрами; поли тики оценки персо нала; политики разв ития и продви жения персонала; поли тики вознаграждения персо нала; политики управ ления персоналом; поли тики трудовых отнош ений; политики формир ования организационной куль туры; политики коммун икаций с персо налом; политики охр аны труда и социальной защ иты персонала и т. д.
Бюджетное учреждение – это организация, созданная органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления для осуществления управленческих, социально - культурных, научно - технических и иных функций некоммерческого характера, деятельность, которой финансируется из соответствующего бюджета или бюджета государственного внебюджетного фонда на основе сметы доходов и расходов. Образование - бюджетная сфера, основной источник его существования - бюджет, который, в свою очередь, формируется из собираемых налогов. Рассчитывать на серьезные поступления в ближайшее время не приходится. Бюджетное финансирование служит лишь важной основой финансово-экономического функционирования учреждения.
Кадровая поли тика бюджетной организации нахо дит выраж ение в ви де административных и моральных но рм поведения работ ников в органи зации. Кадровая поли тика включает так ие элементы ка к: тип вла сти; стиль руково дства; философия органи зации; правила внутре ннего трудового распо рядка; коллективный дого вор. Исходными докуме нтами для формир ования кадровой поли тики являются: консти туция; гражданский код екс; трудовой код екс РФ; всео бщая декларация пр ав человека[28]. Кадр овая политика органи зации отражается в следующих докум ентах: устав органи зации, штатное распи сание, философия органи зации, коллективный дого вор, правила внутре ннего трудового распо рядка, трудовой дого вор сотрудника, полож ение об опл ате труда, полож ение об аттес тации кадров. [0]
Кадр овая политика зави сит от сти ля руководства в организации. Кадр овая политика формир уется на осн ове развития рыно чных отношений и демократизации обще ства.
Миссия органи зации - это глав ный документ, содер жащий принципы и правила взаимоот ношений персонала (морал ьный кодекс). Основ ными элементами миссии организации явля ются: цель и задачи органи зации; декларация пр ав сотрудника; чт о поощряется и запрещается; дело вые и нравст венные качества; усло вия труда; рабо чее место; опл ата и оце нка труда; социа льные блага и гарантии; увлеч ения.
Философия каждой организации вес ьма многообразна и зависит о т формы собстве нности, региональных и отраслевых особен ностей и вели чины организации. Органи зация, акционирована н а базе госуда рства, сохраняет св ои традиции н а базе чет кой дисциплины, коллект ивизма и хозяйств енности, повышения уро вня жизни работ ников, и сохра нения социальных бл аг и гара нтий сотрудников [Ошибка! Источник ссылки не найден.].
Перс онал (кадры) явля ется важнейшей час тью организации и имеет слож ную взаимосвязанную струк туру. Системный ана лиз позволяет рассмат ривать персонал ка к взаимосвязь стру ктур, выделенных п о различным призн акам.
Организационная струк тура - это сос тав и соподчин енность взаимосвязанных звен ьев управления.
Функцио нальная структура отра жает разделение управле нческих функций меж ду руководством и отдельными подразде лениями.
Ролевая струк тура характеризует колле ктив по учас тию в творч еском процессе, коммуник ационным и поведен ческим ролям.
Социа льная структура характе ризует трудовой колле ктив по социа льным показателям (по л, возраст, профе ссия, образование).
Штат ная структура опред еляет состав подразд елений и пере чень должностей, разм еры должностных окла дов и фо нд заработной пла ты. В сост аве штатной струк туры разрабатываются следу ющие документы: фо нд заработной пла ты; расчет числен ности персонала; штат ное расписание органи зации. Исходными данн ыми для формир ования штатной струк туры являются: план овые объемы произв одства (работ, усл уг); нормативы числен ности и зараб отной платы; схе ма организационной струк туры управления; типо вые (фактические) штат ные расписания. Штат ное расписание опред еляет состав структ урных подразделений, пере чень должностей работ ников, месячные должно стные оклады и персональные надб авки, а так же общую числен ность и фо нд заработной пла ты по аппа рату управления органи зацией. [22]