Файл: Общие особенности кадровой стратегии организаций бюджетной сферы (Понятие кадровой стратегии).pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 134
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Понятие кадровой стратегии
Глава 2. Подходы к формированию кадровой стратегии
2.1. Подход к формированию кадровой стратегии по Марку Томасу
2.2. Российский подход к формированию кадровой стратегии
Глава 3. Особенности кадровой поли тика в бюдже тной организации
Процесс управ ления кадровой полит икой выражается чер ез этапы:
Эт ап 1. Нормирование. Це ль - согласование принц ипов и цел ей работы с персоналом, с принципами и целями органи зации в цел ом, стратегией и этапом е ё развития. Необх одимо провести ана лиз корпоративной куль туры, стратегии и этапа разв ития организации, спрогноз ировать возможные измен ения, конкретизировать обр аз желаемого сотру дника, пути ег о формирования и цели раб оты с персо налом. Целесообразно опис ать требования к сотруднику органи зации, принципы ег о существования в организации, возмож ности роста, требо вания к разв итию определенных способ ностей и т.д.
Эт ап 2. Программирование. Це ль - разработка прог рамм, путей дости жения целей кадр овой работы, конкретиз ированных с уче том условий ныне шних и возмо жных изменений ситу ации. Необходимо постр оить систему проц едур и меропр иятий по дости жению целей, сво его рода кадр овых технологий, закреп ленных в докум ентах, формах, и обязательно с учетом ка к нынешнего состо яния, так и возможностей измен ений. Существенный пара метр, оказывающий влия ние на разра ботку таких прог рамм, как предста вление о прием лемых инструментах и способах воздей ствия, их соглас ование с ценно стями организации.
Эт ап 3. Мониторинг персо нала. Цель - разра ботка процедур диагно стики и прогнози рования кадровой ситу ации в органи зации. Необходимо выде лить индикаторы состо яния кадрового потен циала, разработать прогр амму постоянной диагно стики и меха низм выработки конкр етных мер п о развитию и использованию зна ний, умений и навыков персо нала. Целесообразны оце нка эффективности кадр овых программ и разработка мето дики их оце нки. Для органи заций, проводящих посто янный мониторинг персо нала, множество отдел ьных программ кадр овой работы (оце нка и аттес тация, планирование карь еры, поддержание эффект ивного рабочего клим ата, планирование и т.д.) включаются в единую сист ему внутренне связа нных задач, спос обов диагностики и воздействия, спос обов принятия и реализации реше ний. В эт ом случае м ы можем гово рить о существ овании кадровой поли тики как инстру менте управления предпр иятием [6]
В зависи мости от степ ени открытости п о отношению к внешней сре де при формир овании кадрового сост ава выделяют кадр овую политику откр ытую и закр ытую. Сравнение эт их двух тип ов кадровой поли тики но осно вным кадровым проце ссам иллюстрирует табл ице 3.
Таблица 3. Особен ности реализации кадр овых процессов в открытой и закрытой кадр овой политике
Кадр овый процесс |
Ти п кадровой поли тики |
|
Открытая |
Закр ытая |
|
Набор персо нала |
Высокая конкур енция на рын ке труда. |
Дефи цита рабочей си лы. |
Адаптация персо нала |
Возможность быст рого включения в конкурентные отнош ения, внедрение нов ых для органи зации подходов, предло женных новичками. |
Эффект ивная адаптация з а счет инсти тута наставников, высо кая сплоченность колле ктива, включение в традиционные подх оды. |
Обучение и развитие персо нала |
Чаще все го проводится в о внешних цент рах, способствует заимств ованию нового опы та. |
Чаще прово дится во внутрикорп оративных центрах, способ ствует формированию един ого взгляда, следо вание общей техно логии, адаптирована к специфике раб оты организации. |
Продви жение персонала |
С одной стор оны, возможность рос та сотрудника затру днена за сч ет постоянного прит ока новых кад ров, а с другой, - впо лне вероятна "головокру жительная карьера" з а счет высо кой мобильности кад ров. |
Предпочтение пр и назначении н а вышестоящие должн ости всегда отда ется заслуженным сотруд никам организации, прово дится планирование карь еры. |
Мотивация и стимулирование |
Предпо чтение отдается стимули рованию труда (пре жде всего материа льному). |
Предпочтение отда ется мотивации (удовлет ворение потребности в стабильности, безопа сности, социальных гаран тиях). |
Внедрение иннов аций |
Постоянное инновац ионное воздействие с о стороны нов ых и энерг ичных сотрудников, осно вной механизма нова ций - является конт ракт, определение ответств енности сотрудника и организации. |
Инновац ионное поведение необх одимо либо специ ально имитировать, ли бо оно явля ется результатом осозн ания сотрудников общн ости своей суд ьбы с судь бой предприятия. |
Конце пция долгосрочной, ориентир ованной на буду щее кадровой поли тики, учитывающей вс е эти аспе кты управления персо налом предприятия, реализ уется с помо щью кадрового планир ования.
Кадровое планир ование осуществляется ка к в интер есах организации, та к и в интересах е е персонала. Дл я организации важ но располагать в нужное вре мя, в нуж ном месте, в нужном колич естве и с соответствующей квалифи кацией таким персо налом, который необх одим для реше ния производственных зад ач, достижения постав ленных целей. Кадр овое планирование созд ает условия дл я мотивации бол ее высокой производи тельности труда и удовлетворенности рабо той. Людей привл екают в пер вую очередь т е рабочие мес та, где созд аны условия дл я развития и х способностей и гарантирован высо кий и посто янный заработок. Одн ой из осно вных задач кадро вого планирования явля ется учет интер есов всех работ ников организации. След ует помнить, чт о кадровое планир ование тогда эффек тивно, когда он о интегрировано в общий проц есс планирования в организации.
Сущн ость кадрового планир ования заключается в том, чт о его осно вной задачей явля ется предоставление люд ям рабочих ме ст в нуж ный момент врем ени и в необходимом колич естве в соотве тствии с и х способностями, склонн остями и требов аниями производства. Рабо чие места с точки зре ния производительности и мотивации дол жны позволить работ ающим оптимальным обра зом развивать св ои способности, повы шать эффективность тру да, отвечать требов аниям создания досто йных человека усло вий труда и обеспечения занят ости.
Кадровое планир ование реализуется посред ством осуществления цел ого комплекса взаимосв язанных мероприятий, объеди ненных в операт ивном плане раб оты с персо налом. Для разра ботки оперативного пла на работы с персоналом с помощью специ ально разработанных анк ет собирается следу ющая информация:
1) свед ения о посто янном составе персо нала (имя, отче ство, фамилия, мес то жительства, вре мя поступления н а работу и т.д.);
2) данные о структуре персо нала (квалификационная, половоз растная, национальная струк тура; удельный ве с инвалидов, удел ьный вес сотруд ников, квалифицированных сотруд ников и т.д.);
3) текуч есть кадров;
4) пот ери времени в результате прос тоев, по боле зни;
5) данные о продолжительности рабо чего дня (полно стью или част ично занятые сотру дники, продолжительность отпу сков);
6) заработная пла та сотрудников и руководящего сост ава (ее струк тура, дополнительная зараб отная плата, надб авки, оплата п о тарифу и сверх тар ифа);
7) данные о б услугах социал ьного характера, предоста вляемых государством и правовыми организ ациями (расходы н а социальные нуж ды, выделяемые в соответствии с законами, тариф ными договорами, добров ольно)[21].
Анкеты состав ляются таким обра зом, чтобы нар яду с производс твенными целями он и могли служ ить и кадро вому планированию. Инфор мация о персо нале представляет соб ой совокупность вс ех оперативных свед ений, а так же процессов и х обработки дл я кадрового планир ования. Информация о персонале отве чает следующим требов аниям:
1) простота - инфор мация содержит стол ько данных и только в том объ еме, сколько необх одимо в дан ном конкретном слу чае;
2) наглядность - свед ения представлены так им образом, что бы можно бы ло быстро опред елить главное, избе жать многословия. Дл я этого исполь зуются таблицы, граф ики, цветное оформ ление материала;
3) однозна чность - сведения ясн ые, в и х толкование след ует следить з а семантической, синтакс ической и логич еской однозначностью матер иала;
4) сопоставимость - свед ения приводиться в сопоставимых един ицах и относ иться к поддаю щимся сравнению объе ктам как вну три организации, та к и вн е ее;
5) Преемств енность - сведения о кадрах, подав аемых за раз ные временные пери оды, имеют од ну методику подсч етов и одина ковые формы предста вления;
6) актуальность - свед ения свежие, операт ивные и своевре менные, то ес ть представляются бе з опозданий.
Планир ование потребностей в персонале явля ется начальной ступ енью процесса кадро вого планирования и базируется н а данных о б имеющихся и запланированных рабо чих местах, в плане прове дения организационно-технич еских мероприятий, штат ном расписании и плане замещ ения вакантных должн остей. При опреде лении потребности в персонале в каждом конкр етном случае рекомен дуется участие руковод ителей соответствующих подразд елений. Задачей планир ования привлечения персо нала является удовлет ворение в перспе ктиве потребности в кадрах з а счет внутр енних и внеш них источников. Преиму щества и недос татки внутренних источ ников привлечения персо нала приведены в таблице 4.
Табл ица 4. - Преимущества и недостатки внутр енних источников привле чения персонала
Преиму щества привлечения |
Недос татки привлечения |
Появл ение шансов дл я служебного рос та (привязанность к организации, улучш ение социально-психолог ического климата в организации); низ кие затраты н а привлечение кад ров. |
Ограниченные возмож ности для выбо ров кадров; возмож ности появления напряже нности или соперни чества в колле ктиве в слу чае появления неско льких претендентов н а одну должн ость руководителя. |
Претен дентов на должн ость хорошо зна ют в органи зации. |
Появление панибр атства при реше нии деловых вопр осов, так ка к только вче ра претендент н а должность руково дителя был нара вне со сво ими коллегами. |
Прете ндент на должн ость знает дан ную организацию; сохра нение уровня опл аты труда, сложив шегося в дан ной организации (прете ндент со стор оны может предъ явить более высо кие требования в отношении опл аты труда, сущест вующей на рын ке труда в данный мом ент); быстрое запол нение освободившейся штат ной должности, бе з длительной адапт ации; освобождение заним аемой должности дл я роста моло дых кадров дан ной организации; «Прозра чность» кадровой поли тики; высокая степ ень управляемости сложив шейся кадровой ситу ации; возможность целенапра вленного повышения квалиф икации персонала; появл ение возможности избе жать всегда убыто чной текучести кад ров; рост производи тельности труда (ес ли перевод н а новую должн ость совпадает с желанием претен дента); решается проб лема занятости собств енных кадров; повыш ение мотивации, степ ени удовлетворенности тру дом. |
Нежелание отка зать в че м-нибудь сотру днику, имеющему боль шой стаж раб оты в дан ной организации; сниж ение активности рядо вых работников, претен дующих на должн ость руководителя, та к как автомат ическим приемником явля ется заместитель руково дителя; количественно пере вод на нов ую должность н е удовлетворяет потреб ность в кад рах; удовлетворяется потреб ность только качест венная, но чер ез переподготовку ил и повышение квалиф икации, что связ ано с дополнит ельными затратами. |