Файл: Анализ методик диагностики креативности.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 943

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Воображение является психическим процессом, а креативность — это общая способность, которая развивается в личности и является общественно значимой составляющей.

Выводы по первой главе:

1. Креативность – это творческие возможности человека, которые проявляются в мышлении, чувствах, общении и деятельности.

2. На сегодняшний день термин креативность не имеет единого понятия. Все понятия складываются из собственного видения объекта изучения автора.

3. Креативность – это уникальная способность творческого мышления человека, которая смогла привлечь к себе внимание многих авторов и изучается по сей день.

4. Понятия креативность и воображение разные. Они различаются по своему проявлению, воображение неотделимо от памяти и мышления, тогда как креативность складывается из творческой одаренности и продуктивности. Воображение – психический процесс, а креативность – характеристика процесса и способность личности.

Глава 2. Сравнительный анализ методик диагностики процесса креативности

2.1. Характеристика методик диагностики креативности и гипотезы

Ход исследования представленной курсовой работы:

  • Изучен теоретический материал (глава 1)
  • Выдвинута гипотеза
  • Подобраны методики
  • Проведено исследование
  • Произведена первичная обработка полученных результатов (глава 2, параграф 2)
  • Проведен статистический анализ полученных результатов (глава 2, параграф 2)
  • Полученные результаты оформлены в таблицы
  • Совершены описание и интерпретация полученных данных (глава 2, параграф 2)

Объект исследования - креативность

Предмет исследования – методики диагностики креативности

Цель исследования – провести анализ методик диагностики креативности.

Гипотеза исследования: Методики по изучению процессов креативности не являются взаимозаменяемыми.

В нашем исследовании мы выбрали студентов для изучения методик креативности. Исследование проводилось в одном из Московских высших учебных заведений. Были выбраны обучающиеся 2-ого курса, количество испытуемых – 37 человек: 22 девушки и 15 юношей.


Данные были обработаны в программе IBM SPSS 22.

В качестве диагностического инструментария использовались: Тест «Креативность» (Автор Н.Вишнякова) и методика диагностики креативности П. Торренса.

Используемые методики в отличии от других имеют преимущества (таблица 2):

  • сравнение двух образов креативности «Я - реальный» и «Я - идеальный» в тесте «Креативность» позволяет определять креативный резерв и творческий потенциал личности;
  • имеется стимульный материал;
  • методики можно использовать для юношеского возраста.

Тест «Креативность». Автор Н.Вишнякова.

Позволяет выявить уровень творческих склонностей личности и построить психологический креативный профиль, рефлексируя креативный компонент образа «Я - реальный» и представление об образе «Я-идеальный». Сравнение двух образов креативности «Яреальный» и «Я-идеальный» позволяет определять креативный резерв и творческий потенциал личности.

Инструкция. Испытуемому предлагается самостоятельно оценить свои личностные качества, отвечая на вопросы теста. От него требуется внимательно читать вопросы. При положительном ответе на вопрос поставить знак «+», при отрицательном поставить знак «-» в графу «Я-реальный» и «Я-идеальный».

Тест включает себя 80 вопросов и исследует показатели:

  • творческое мышление,
  • любознательность,
  • оригинальность,
  • воображение,
  • интуиция,
  • эмоциональность, эмпатия,
  • чувство юмора,
  • творческое отношение к профессии.

Шкала измерения – интервальная.

Методика диагностики креативности П. Торренса (незаконченные фигуры). Автор П. Торренс. Первое издание теста вышло в 1966-ом году. Переработанные издания появились в 1974-ом году, а затем — в 1983-ом году.

Адаптация выполнена в ходе многолетних исследований под руководством Е. Е. Туник на факультете психологии Санкт-Петербургского государственного университета педагогического мастерства.[19]

Тест диагностирует креативные способности, которые очевидно проявляются в признанной творческой продукции.

Инструкция. Испытуемому предлагается стимульный материал (незаконченные фигуры). Необходимо дорисовать незаконченные фигуры, чтобы получить интересные предметы и картинки. Стараться каждый раз придумывать такую картинку, которую никто другой придумать не сможет. Делать картинку подробнее и интереснее, добавляя к ней детали. На выполнение задание отводится 10 минут. Испытуемому желательно работать быстро, но без спешки.


Методика предлагает 10 незаконченных фигур и включает себя показатели:

  • беглости,
  • гибкости,
  • оригинальности,
  • разработанности.

Шкала измерения – интервальная.

2.2. Результаты сравнения методик диагностики процессов креативности

Изначально на всей выборке была проведена первичная статистическая обработка данных по методикам диагностики креативности, которая представлена в таблице 3.

Таблица 3

Первичный статистический анализ

Показатели (критерии оценки)

Среднее арифметическое

Стандартное отклонение

Мода

Медиана

Возраст

20,1

2,2

19

20

Вербальный тест Торренса

1.Оригинальность

7,9

3,4

8

8

2.Беглость

8,7

1,8

10

10

3.Разработанность

9,7

4,3

9

9

4.Гибкость

7,9

1,9

8

8

Тест «Креативность» (Автор Вишнякова Н.)

1. Творческое мышление (Я-Реальный)

5,7

1,6

7

6

Творческое мышление (Я-Идеальный)

6,5

2,0

8

7

2. Любознательность (Я-Реальный)

5,3

1,8

4

6

Любознательность (Я-Идеальный)

5,1

1,9

7

5

3. Оригинальность (Я-Реальный)

5,5

1,8

6

6

Оригинальность (Я-Идеальный)

6,0

1,7

7

6

4. Воображение (Я-Реальный)

4,9

1,9

6

5

Воображение (Я-Идеальный)

5,3

1,3

5

5

5. Интуиция (Я-Реальный)

6,8

1,8

8

7

Интуиция (Я-Идеальный)

6,0

1,8

7

6

6. Эмоциональность (Я-Реальный)

5,2

1,7

6

6

Эмоциональность (Я-Идеальный)

4,6

1,6

4

4

7. Чувство юмора (Я-Реальный)

5,2

2,3

6

6

Чувство юмора (Я-Идеальный)

6,1

2,2

8

6

8. Творческое отношение к профессии (Я-Реальный)

4,9

1,7

6

5

Творческое отношение к профессии (Я-Идеальный)

5,6

2,0

6

6


Между методиками по всей выборке была проведена ранговая корреляция Спирмена, которая направлена на выявление взаимосвязи между показателями используемых методик (таблица 4).

Таблица 4

Значимые взаимосвязи показателей между методиками диагностики креативности

Показатели (критерии оценки)

Верб. тест Торренса

Беглость

Тест «Креативность»

Оригинальность (О) (Я-Реальный)

,394*

Любознательность (Л) (Я-Реальный)

rs =0,325 (p≤0,05)* rs =0, 418(p≤0,01)**

При анализе было выявлено, что обнаруживается только одна взаимосвязь между показателями двух методик на уровне значимости (p≤0,05). Положительная взаимосвязь обнаружилась у показателей беглости вербального теста Торренса и оригинальности теста «Креативность». Если значение одного показателя переменной возрастает, то значения другой имеет тенденцию к возрастанию. Богатство и своеобразие воображения зависит от его плодотворности.

Для того чтобы выявить гендерные различия между выборками испытуемых по показателям проведенных тестов, мы использовали U-критерий Манна-Уитни.

Как мы можем видеть из таблицы 5, гендерные различия достигают статистической значимости только по 4 показателям проведенных методик.

Таблица 5

Различия между группами юношей и девушек по показателям проведенных тестов

Показатели (критерии оценки)

Сумма рангов группы юношей (1)

Сумма рангов группы девушек (2)

Критерий Манна -Уитни

Uэмп

Вербальный тест Торренса

1.Оригинальность

80

125

148

2.Беглость

80

128

148,5

3.Разработанность

70

133

103*

4.Гибкость

80

129

143

Тест «Креативность»

1. Творческое мышление (Я-Реальный)

82

129

143

Творческое мышление (Я-Идеальный)

86

153

110*

2. Любознательность (Я-Реальный)

83

113

150

Любознательность (Я-Идеальный)

77

113

151

3. Оригинальность (Я-Реальный)

86

116

141,5

Оригинальность (Я-Идеальный)

85

138

143,5

4. Воображение (Я-Реальный)

79

101

134,5

Воображение (Я-Идеальный)

77

120

139,5

5. Интуиция (Я-Реальный)

97

153

139,5

Интуиция (Я-Идеальный)

82

141

106*

6. Эмоциональность (Я-Реальный)

72

122

121

Эмоциональность (Я-Идеальный)

68

102

155

7. Чувство юмора (Я-Реальный)

93

100

99,5*

Чувство юмора (Я-Идеальный)

90

137

157,5

8. Творческое отношение к профессии (Я-Реальный)

69

111

142,5

Творческое отношение к профессии (Я-Идеальный)

73

135

110,5*


**Uкр ≤ 89 (p≤0.01), *Uкр ≤ 111 (p≤0.05)

По вербальному тесту Торренса по показателю разработанности (p≤0.05) выявлены различия в сторону 2 группы, т.е. девочек. Это свидетельствует о том, что девушки проявляют большое внимание к деталям. Это может проявляться как на рисунках, так и в одежде (аксессуары).

По методике «Креативность» по показателям творческого мышления(идеальный), чувства юмора(реальный), творческого отношения к профессии(идеальный) и интуиция(идеальный) (p≤0.05) выявлены различия к 2 группе, т.е. девочек. Это свидетельствует о стремлении девушек к более творческому мышлению, хорошей самооценке своих реальных юмористических способностей, склонности выбирать творческое направление в своей будущей профессии и желании иметь хорошую интуицию.

В таблице 6, которая приведена ниже, показаны результаты значимых взаимосвязей методик среди юношей и отображены те взаимосвязи, которые достигли значимого уровня.

Таблица 6

Значимые взаимосвязи показателей методик диагностики креативности среди юношей

Показатели (критерии оценки)

Верб. тест Торренса

Оригинальность

Беглость

Гибкость

Тест «Креативность»

Оригинальность (О) (Я-Реальный)

,564*

Оригинальность (О) (Я-Идеальный)

Чувство юмора (Ю) (Я-Реальный)

-0,576*

Чувство юмора (Ю) (Я-Идеальный)

,535*

Творческое отношение к профессии (П) (Я-Реальный)

Творческое отношение к профессии (П) (Я-Идеальный)

,524*

rs =0,514 (p≤0,05)* rs =0, 641 (p≤0,01)**

При анализе было выявлено 4 взаимосвязи показателей двух методик на уровне значимости (p≤0,05). Взаимосвязь у юношей между собой имеют показатели оригинальность, чувство юмора (я-идеальный) и творческое отношение к профессии (я-идеальный) теста «Креативность» с показателем оригинальности вербального теста Торренса. Обратную взаимосвязь у юношей между собой имеют показатели чувства юмора тест «Креативность» и гибкости вербальный тест Торренса. Это можно обозначить как то, что чем выше уровень чувства юмора, тем меньше способность молодого человека переходить от одной стратегии к другой, и наоборот. Еще можно сделать вывод: юноши хотят обладать более нестандартным чувством юмора и креативным мышлением в процессе работы, не действовать по указанному шаблону. Важно отметить, в случае с юношами оригинальность двух методик связана между собой.