Файл: Использование методов обучения в начальных классах (Сущность методов обучения в начальной школе).pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 114
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
1.1 Сущность методов обучения в начальной школе
1.2 Особенности реализации методов обучения в начальной школе
2 ОПЫТ РАБОТЫ СОВРЕМЕННОЙ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ ПО РЕАЛИЗАЦИИ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Характеристика методов обучения младших школьников
2.2 Критерии выбора учителем методов обучения младших школьников
Далее рассмотрим требования, благодаря которым происходит оптимальный выбор методов обучения:
- опора на аналогии из личного опыта использования методов обучения с целью использования успешных подходов;
- опора на всю совокупность принципов обучения при выборе методов;
- опора на исторический опыт изучения соответствующих тем с целью выбора более успешной системы;
- системный подход к выбору методов обучения;
- выделение из вероятных методов наиболее оптимальных, ключевых, главных для данной ситуации с учетом индивидуальных особенностей учащихся;
- формирование вывода о комплексе методов обучения, которые станут использоваться в конкретной ситуации.
Для современного урока существуют следующие дидактические требования – точное формулирование образовательных задач в целом и его составных элементов, их связь с воспитательными и развивающими задачами.
Изучив в представленной работе обстоятельства выбора преподавателем тех или иных методов обучения, можно прийти к выводу о том, что методы сочетаются и комбинируются в модели обучения, позволяющие активизировать познавательную работу обучающихся. Для этого применяется целый арсенал методов организации и осуществления учебной деятельности. Педагогу при подготовке к уроку нужно кропотливо продумывать, какие методы обучения будут эффективны на представленном этапе урока, в данном классе и в сочетание с другими методами обучения.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проведенное исследование позволило изучить сущность и особенности реализации методов обучения в начальной школе
Результаты дают основание утверждать, что методы обучения играют важнейшую роль в работе учителя начальных классов при формировании самостоятельной познавательной деятельности обучающихся, что возможно при использовании современных методов обучения в соответствии с требованиями ФГОС НОО.
Анализ теоретических аспектов применения различных методов свидетельствует о том, что методы обучения имеет свою историю развития как в нашей стране, так и за рубежом. Исследование практических результатов использования методов в начальной школе показало, что в современном отечественном образовании востребованы эффективные методы, поскольку стимулируют интерес учеников к знаниям и учат их применять для решения конкретных проблем на практике.
Однако в настоящий момент не все педагоги используют рациональные методы обучения в своей работе. Это связано с тем, что не все учителя владеют способом отбора оптимальных методов обучения. Поэтому в образовательных организациях должны быть реализованы определенные организационно-педагогические условия: организация самообразования учителей по овладению всем арсеналом эффективных методов обучения.
Результаты исследования позволяют сформулировать следующие положения:
- В начальной школе целесообразно использование различных методов обучения, которые позволяют развивать у младших школьников самостоятельность, инициативу, познавательную мотивированность, формирует опыт исследовательско-творческой деятельности, социальные навыки в процессе группового взаимодействия, позволяет использовать межпредметную интеграцию знаний, умений, применяя их на практике.
- При использовании некоторых методов обучения необходимо помнить, что учащиеся начальной школы испытывают затруднения при осуществлении учебной деятельности (особенно в к классе), т.к. у них еще не сформированы коммуникативные умения: умения работать в группе и сотрудничать; спрашивать и формулировать свои мысли; владеть голосом и выражать свою точку зрения.
Таким образом, исследование позволяет утверждать, что при выборе методов обучения необходимы профессиональные компетенции современного учителя начальных классов.
Результаты анализа передового педагогического опыта, психолого-педагогической литературы и педагогических наблюдений дают основание сделать следующие выводы и рекомендации:
- Использование наиболее эффективных методов обучения на уроках позволяет реализовать требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, а именно: личностным, метапредметным, предметным.
- Особенность использования методов обучения в начальной школе заключается в том, что выбор методов должен соответствовать возрасту и психолого-педагогическим характеристике коллектива школьников, а также задачам формирования УУД обучающихся на каждом этапе работы.
- Оценивание, как самого процесса познания, так и результатов использования различных методов обучения на уроках помогает учителю выбрать наиболее эффективные методы и приёмы обучения, которые бы поощряли учащихся к развитию и дальнейшему продвижению в образовательной деятельности.
Исходя из всего выше перечисленного, можно сказать, что поставленные в исследовании задачи решены, цель достигнута.
Данные выводы и рекомендации по использованию методов обучения на уроках могут быть использованы в практической деятельности учителей начальных классов.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Нормативно-правовые документы:
- Федеральный образовательный стандарт НОО. Утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06. 10. 2009 г. № 373. – 2019.
Монографии, учебники, учебные пособия:
- Бабанский, Ю. К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе. - М.: Просвещение, -1985. 208c.
- Войтина Ю.М. Шпаргалка по общим основам педагогики; 2-е изд. ––М.: Аллель, 2008. – №89. – 85 с.
- Голуб Б.А. Основы общей дидактики: учеб. пособие. - М.: Гуманитарный издательский центр Владос, 1999. 96 с.
- Кукушин B.C., Болдырева-Вараксина А.В. Педагогика начального образования. М.: Издательство Март, 2005. 592 с.
- Осмоловская И.М. Наглядные методы обучения, учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Академия, 2009. 192 с.
- Педагогика. уч. пособие В.Г. Рындак, Н.В. Алехин, И.В.Власюк и др./под ред. проф. В.Г. Рындак – М.: Высшая школа, 2006. 495 с.
- Педагогика. уч. пособие для студентов пед. учеб. заведений./ В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н.Шиянов.- М.: Школа-пресс, 1998. 512 с.
- Подласый И.П. Педагогика. М.: Гуманитарный издательский центр Владос, 1996. 432 с.
- Подласый И.П. Педагогика: 100 вопросов - 100 ответов: учеб. пособие для вузов. - М.: ВЛАДОС-пресс, 2006. 365 с.
- Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр "Академия", 2002. 576 с.
Интернет-источники:
- Бузецкая Т.В. Урок в свете ФГОС [Электронный ресурс] // Электронный журнал Экстернат. РФ. URL: http://ext.spb.ru/2011-03-29-09-03-14/78-fgos2/6761--q-q.html (дата обращения: 28.03.2019)
- Гончарик С.П. Методические приемы проведения беседы [Электронный ресурс] // Мультиурок URL: https://multiurok.ru/blog/mietodichieskiie-priiemy-proviedieniia-biesiedy.html (дата обращения: 28.03.2019)
- Данилов М. А. Дидактика К. Д. Ушинского [Электронный ресурс] // Научная педагогическая электронная библиотека. URL: http://elib.gnpbu.ru/text/danilov_didaktika-ushinskogo_1948/ (дата обращения: 28.03.2019)
- Зубова Л.А. Применение эвристических задач обучения в начальной школе [Электронный ресурс] // 100-bal.ru URL: http://100-bal.ru/geografiya/139137/index.html (дата обращения: 28.03.2019)
- Кодякина Е.В. Конспект урока окружающего мира на тему "Города и сёла" (3 класс) [Электронный ресурс] // Инфоурок URL: https://infourok.ru/konspekt-uroka-okruzhayuschego-mira-na-temu-goroda-i-syola-klass-2786208.html дата обращения: 28.03.2019)
- Методы обучения [Электронный ресурс] // Педагогический энциклопедический словарь. 2012 URL: https://slovar.cc/enc/ped/2137503.html (дата обращения: 28.03.2019)
- Приёмы обучения [Электронный ресурс] // Глубинная психология URL: https://www.psyoffice.ru/6-1013-pri-my-obuchenija.htm (дата обращения: 28.03.2019)
- Тузова Г.М. Дидактические игры по математике в начальной школе [Электронный ресурс] // Учебно-методический кабинет. URL : https://ped-kopilka.ru/blogs/gulnara-mihailovna-tuzova/-didakticheskie-igry-v-procese-obuchenija-matematike-v-nachalnoi-shkole.html (дата обращения: 28.03.2019)