Файл: Роль мотивации в поведении организации ( Теоретические основы оценки роли мотивации сотрудников на предприятии гостиничного бизнеса ).pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 142
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1 Теоретические основы оценки роли мотивации сотрудников на предприятии гостиничного бизнеса
1.1 Понятие мотивации, необходимость ее применения в практике управления
1.2 Приемы и методы мотивации персонала
1.3 Особенности мотивации сотрудников на предприятии гостиничного бизнеса
2 Практическое исследование системы оценки роли мотивации сотрудников ООО «Фуд-Сервис»
2.1 Организационно-экономическая характеристика организации
2.2 Проблемы и недостатки существующей системы оценки роли мотивации сотрудников в ООО «Фуд-Сервис»
2.3 Проблемы и недостатки существующей системы оценки роли мотивации сотрудников в ООО «Фуд-Сервис»
3 Совершенствование системы оценки роли мотивации сотрудников в ООО «Фуд-Сервис»
3.2 Внедрение в деятельность организации современных технологий оценки роли мотивации сотрудников
Итак, методы мотивирования персонала могут быть самыми разнообразными. Стандартно виды мотивации подразделяются на материальные и духовные. Формирование мотивации складывается из нескольких этапов: создания стратегии предприятия; создание целей и формулировка задач каждого подразделения; анализ, контроль и подведение результатов по внедрению мотивации. Для эффективного механизма мотивации персонала необходима постоянная диагностика, разработка и внедрение системы мотивации персонала.
1.3 Особенности мотивации сотрудников на предприятии гостиничного бизнеса
Влиятельным звеном в области гостеприимства выступает персонал. Это сотрудники организации, работающие по найму и обладающие конкретными профессиональными качествами. Персонал выполняет обозначенные трудовым договором обязанности и выступает носителем корпоративной культуры, имиджа и бренда. Вне зависимости от того, каким техническим оснащением располагает организация, сколько денежных средств было вложено в оборудование, товар или услугу, если отсутствуют высококвалифицированные сотрудники, способные организовать продуктивную работу и заинтересованные в достижении целей компании, организация развития не получит. В таком случае возникает потребность в поиске новых способов мотивации персонала гостиничного предприятия, преимущественно с целью усиления конкурентоспособности на долгосрочный период, таким образом, содействуя формированию, использованию и главное, развитию потенциала кадров гостиничного предприятия.
Мотивация представляет собой комплекс внутренних побуждений, которые играют роль механизма принятия необходимых решений. Мотивация коренным образом меняет подход к выполнению поставленных задач и влияет на дальнейшее отношение сотрудника к труду. Однако такое возможно только при тщательной подборке мотивирующих факторов.
Мотивация персонала гостиничного предприятия – это цельный комплекс действенных и продуманных мер, которые поддерживают сервис в заведении на должном уровне. Эти меры подразделяются на две группы. К первой группе относится мотивация, осуществляемая на денежной основе. Состоит из правильно подобранной системы оплаты труда персонала; выдачи премий за выполнение рабочего плана; дополнительной оплаты за выполнение сверхурочной работы. [14]
Вторая группа мер – это меры не материального характера. К ним относится большое количество вариантов мотивирования, например, обеспечение сотрудников бесплатным питанием, либо наличие скидок на меню для персонала; развитие профессиональных навыков работников, посредством тренингов, конференций, обучающих занятий и официального повышения квалификации; гибкий график; создание здоровой конкуренции между коллегами, наряду с поддержанием дружелюбной атмосферы в коллективе.
Вовлеченность каждого отдельного сотрудника в работу, признание вклада каждого сотрудника, признание за каждым сотрудником права иметь свой голос и свою роль в достижении успеха компании — вот источник истинной производительности».
В последнее время большую популярность приобретают методы нематериального стимулирования персонала. Привычными всем экономическими методами стимулирования труда в виде денежного вознаграждения и тринадцатых зарплат уже никого не удивишь, выплату премий работники организаций принимают как должное или как часть оплаты их труда, а не как мотивирующий фактор. Трудовая мотивация изменилась, и в настоящее время молодым специалистам свойственна предприимчивость, они стремятся получать не только материальный достаток, но и развивать свою личность. Таким образом, для эффективной мотивации персонала требуется удовлетворение потребностей более высоких уровней - потребности в профессиональном и духовном росте, потребности в саморазвитии. Высокая внутренняя мотивация к саморазвитию, профессиональному росту и творческой работе свойственна молодым поколениям и другим сотрудникам с высшим образованием, средним или высоким уровнем дохода.[15]
Подводя итоги, хотелось бы сказать о многообразии методов стимулирования и мотивации труда работников. Умелое использование этих методов приведет к повышению как производительности, так и процента сотрудников, вовлеченных в работу. На данный момент помимо того что следует знать сами методы, необходимо также понимать, какому сотруднику какой метод подойдет лучшим образом. Все это в совокупности даст возможность вывести работников на новый уровень организации.
Итак, мотивация - это процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения личных целей или целей организации. Влиятельным звеном в области гостеприимства выступает персонал. Это сотрудники организации, работающие по найму и обладающие конкретными профессиональными качествами. Персонал выполняет обозначенные трудовым договором обязанности и выступает носителем корпоративной культуры, имиджа и бренда. Умелое использование различных методов стимулирования и мотивации труда работников ведет к повышению как производительности, так и процента сотрудников, вовлеченных в работу. На данный момент, помимо того, что следует знать сами методы, необходимо также понимать, какому сотруднику какой метод подойдет лучшим образом. Все это в совокупности даст возможность вывести работников на новый уровень организации.
2 Практическое исследование системы оценки роли мотивации сотрудников ООО «Фуд-Сервис»
2.1 Организационно-экономическая характеристика организации
ООО «Фуд-Сервис» – это гостиничное предприятие, функционирующее с 2015 года. ООО «Фуд-Сервис» расположено по адресу: г. Псков, ул.Кузнецкая, д.2. Номерной фонд ООО «Фуд-Сервис» составляет 41 номер разного класса: Стандарт, Джуниор Сьют, Люкс. [16]
Тип организационно - управленческой структуры в ООО «Фуд-Сервис» – линейно функциональная (рисунок 7). Схема позволяет отразить расположение каждой службы и должности в общей организации гостиницы и иллюстрирует распределение полномочий и обязанностей.
Рисунок 7 – Организационная структура управления ООО «Фуд-Сервис»
Отель «Фуд-Сервис» имеет линейно-функциональную структуру управления, предполагающую разделение функций между персоналом и свойственную многим малым предприятиям. [17]
В организационной структуре 4 основных подразделения.
Служба приема приема и размещения отвечает за бронирование номеров, встречу гостей отеля, регистрация гостей и т.д.
Служба обслуживания гостей отвечает за обслуживание клиентов отеля во время его пребывания (порядок в номерах, предоставление дополнительных услуг).
Инженерная служба отвечает за бесперебойность работы всех энерго и теплосетей отеля.
Служба питания соответственно отвечает за приготовление завтраков, обедов и ужинов для гостей отеля, а также доставку их в номера.
Основные экономические показатели деятельности ООО «Фуд-Сервис» представлены в таблице 1.
Таблица 1 – Основные экономические показатели деятельности ООО «Фуд-Сервис» за 2016-2018 гг., тыс.руб
Показатели |
2016 год |
2017 год |
2018 год |
Отклонение 2017 г. от 2016 года |
2017 год в % к 2016 |
Валовой доход |
24565,0 |
29969,0 |
36562,6 |
6593 |
121,9 |
Издержки обращения |
13950,0 |
17019,5 |
20436,3 |
3417 |
120,1 |
Прибыль от реализации |
10614,0 |
12949,4 |
16125,3 |
3176 |
124,5 |
Валовая (балансовая) прибыль |
10899,0 |
17336,5 |
20820,3 |
3484 |
120,1 |
Налоги и обязательные платежи |
2179,2 |
3467,7 |
4164,8 |
696 |
120,0 |
Чистая прибыль |
8719,8 |
13869,8 |
16656,4 |
2787 |
120,1 |
Рентабельность, процент |
35,4 |
46,2 |
45,5 |
10,1 |
128,53 |
Анализ основных экономических показателей ООО «Фуд-Сервис» за 2016-2018 гг. показал, что отель с каждым годом увеличивает финансовые показатели. Валовый доход организации за анализируемый период увеличился на 6593 тыс.руб. (21,9%). Рентабельность деятельности ООО «Фуд-Сервис» за 2016-2018 гг. выросла на 10,1 пп., что также характеризует деятельность предприятия с положительной точки зрения. Динамика валового дохода отеля «Фуд-Сервис» за 2016-2018 гг. представлена на рисунке 8.
Рисунок 8 – Динамика валового дохода ООО «Фуд-Сервис» за 2016-2018 гг., тыс.руб
Динамика валового дохода демонстрирует рост показателей в 2018 году на 148 %, это можно оценить, как положительную тенденцию. Изменение издержек обращения представлено на рисунке 9.
Рисунок 9 – Динамика показателей издержек обращения ООО «Фуд-Сервис»
за 2016- 2018 гг., тыс.руб
Показатели изменения издержек обращения ООО «Фуд-Сервис» также свидетельствует о значительном росте, что обусловлено введением новых дополнительных услуг по требованиям клиента (пр. приобретение автомобиля для доставки гостей в отель и т.д.). В 2018 году издержки обращения составили 20436 тыс.руб., это на 46 % больше, чем в 2016 году. Любое предприятие функционирует для получения прибыли, поэтому логичным будет следующим этапом провести анализ динамики прибыли (рисунок 10).
Рисунок 10 – Динамика прибыли ООО «Фуд-Сервис»
за 2016-2018 гг., тыс.руб
Показатели прибыли отеля «Фуд-Сервис» демонстрирует высокие темпы роста, что также обусловлено расширением видов деятельности гостиничного предприятия за анализируемый период.
Структура численности ООО «Фуд-Сервис» по категориям персонала приведена в таблице 2.
Таблица 2 – Структура численности персонала ООО «Фуд-Сервис»
Персонал |
2016, чел. |
2017 г, чел. |
2018 г., чел. |
Среднесписочная численность населения |
26 |
25 |
22 |
В т.ч. служба приема и размещения |
4 |
4 |
4 |
Служба обслуживания гостей |
14 |
13 |
12 |
Инженерная служба |
2 |
2 |
2 |
Служба питания |
6 |
6 |
4 |
Делая вывод по таблице можно отметить, что гостиничное предприятие сокращает количество сотрудников. В частности сокращается численность службы обслуживания гостей, что обусловлено сложностью работы и текучестью кадров обслуживающего персонала.
Рассмотрим состав трудовых ресурсов ООО «Фуд-Сервис» по возрасту, полу, образованию (таблица 3).
Таблица 3 – Состав трудовых ресурсов ООО «Фуд-Сервис» по полу
Показатель |
2016 г. |
2017 г. |
2018 г. |
|||
кол–во, чел |
уд.вес,% |
кол–во, чел |
уд.вес,% |
кол–во, чел |
уд.вес,% |
|
Всего, чел. |
26 |
100 |
25 |
100 |
22 |
100 |
Женщины |
4 |
15 |
5 |
20 |
4 |
18 |
Мужчины |
22 |
85 |
20 |
80 |
18 |
82 |
Соотношение мужчин и женщин на протяжении трех лет изменилось не существенно. Так, доля женщин возросла с 15 % в 2016 году до 18 % в 2018 году. Из приведенных данных видно, что небольшой процент в структуре работников занимают женщины.
Такое положение существует потому, что директор предпочитает поваров и официантов – мужчин, работа женщин в основном состоит в уборке помещения и мытье посуды. Далее сгруппируем работников предприятия по возрасту (таблица 4).
Таблица 4 – Состав трудовых ресурсов ООО «Фуд-Сервис»по возрасту
Возраст |
2016 г. |
2017 г. |
2018 г. |
|||
Чис-ть, чел |
уд.вес,% |
Чис-ть, чел |
уд.вес,% |
Чис-ть, чел |
уд.вес,% |
|
Всего, чел. |
26 |
100,0 |
25 |
100,0 |
22 |
100,0 |
18–24 |
6 |
23,0 |
5 |
20,0 |
4 |
18,18 |
25–29 |
9 |
34,6 |
9 |
36,0 |
8 |
36,36 |
30–39 |
9 |
34,6 |
8 |
32,0 |
8 |
36,36 |
40–49 |
1 |
3,9 |
2 |
8,0 |
1 |
4,55 |
50 и старше |
1 |
3,9 |
1 |
4,0 |
1 |
4,55 |
По данным таблицы 4 видно, что наибольший удельный вес в 2016 году составляли работники от 25 до 29 лет (34,6 %) и работники в возрасте от 30 до 39 лет (34,6%) , что говорит о довольно молодом составе сотрудников. Эта тенденция наблюдается на протяжении трех лет. Можно отметить, что это имеет как положительные (новый уровень образования), так и отрицательные (недостаток опыта) стороны. Так сократился удельный вес работников в возрасте от 18 до 24 лет в 2018 году и составил 18,18%, по сравнению с 2016 г. – 23,0 %. Также наметилась тенденция к увеличению доли работников предпенсионного и пенсионного возраста, удельный вес работников в возрасте 50 и старше в 2018 году составил (9,1%) . Рассмотрим уровень образования работников предприятия (таблица 5).