Файл: Роль мотивации в поведении организации ( Теоретические основы оценки роли мотивации сотрудников на предприятии гостиничного бизнеса ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 114

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

1 Теоретические основы оценки роли мотивации сотрудников на предприятии гостиничного бизнеса

1.1 Понятие мотивации, необходимость ее применения в практике управления

1.2 Приемы и методы мотивации персонала

1.3 Особенности мотивации сотрудников на предприятии гостиничного бизнеса

2 Практическое исследование системы оценки роли мотивации сотрудников ООО «Фуд-Сервис»

2.1 Организационно-экономическая характеристика организации

2.2 Проблемы и недостатки существующей системы оценки роли мотивации сотрудников в ООО «Фуд-Сервис»

2.3 Проблемы и недостатки существующей системы оценки роли мотивации сотрудников в ООО «Фуд-Сервис»

3 Совершенствование системы оценки роли мотивации сотрудников в ООО «Фуд-Сервис»

3.1 Совершенствование организационного механизма оценки роли мотивации сотрудников в ООО «Фуд-Сервис»

3.2 Внедрение в деятельность организации современных технологий оценки роли мотивации сотрудников

Заключение

Список литературы

Приложение 1 – Анкета оценки роли мотивации сотрудников

Итак, методы мотивирования персонала могут быть самыми разнообразными. Стандартно виды мотивации подразделяются на материальные и духовные. Формирование мотивации складывается из нескольких этапов: создания стратегии предприятия; создание целей и формулировка задач каждого подразделения; анализ, контроль и подведение результатов по внедрению мотивации. Для эффективного механизма мотивации персонала необходима постоянная диагностика, разработка и внедрение системы мотивации персонала.

1.3 Особенности мотивации сотрудников на предприятии гостиничного бизнеса

Влиятельным звеном в области гостеприимства выступает персонал. Это сотрудники организации, работающие по найму и обладающие конкретными профессиональными качествами. Персонал выполняет обозначенные трудовым договором обязанности и выступает носителем корпоративной культуры, имиджа и бренда. Вне зависимости от того, каким техническим оснащением располагает организация, сколько денежных средств было вложено в оборудование, товар или услугу, если отсутствуют высококвалифицированные сотрудники, способные организовать продуктивную работу и заинтересованные в достижении целей компании, организация развития не получит. В таком случае возникает потребность в поиске новых способов мотивации персонала гостиничного предприятия, преимущественно с целью усиления конкурентоспособности на долгосрочный период, таким образом, содействуя формированию, использованию и главное, развитию потенциала кадров гостиничного предприятия.

Мотивация представляет собой комплекс внутренних побуждений, которые играют роль механизма принятия необходимых решений. Мотивация коренным образом меняет подход к выполнению поставленных задач и влияет на дальнейшее отношение сотрудника к труду. Однако такое возможно только при тщательной подборке мотивирующих факторов.

Мотивация персонала гостиничного предприятия – это цельный комплекс действенных и продуманных мер, которые поддерживают сервис в заведении на должном уровне. Эти меры подразделяются на две группы. К первой группе относится мотивация, осуществляемая на денежной основе. Состоит из правильно подобранной системы оплаты труда персонала; выдачи премий за выполнение рабочего плана; дополнительной оплаты за выполнение сверхурочной работы. [14]


Вторая группа мер – это меры не материального характера. К ним относится большое количество вариантов мотивирования, например, обеспечение сотрудников бесплатным питанием, либо наличие скидок на меню для персонала; развитие профессиональных навыков работников, посредством тренингов, конференций, обучающих занятий и официального повышения квалификации; гибкий график; создание здоровой конкуренции между коллегами, наряду с поддержанием дружелюбной атмосферы в коллективе.

Вовлеченность каждого отдельного сотрудника в работу, признание вклада каждого сотрудника, признание за каждым сотрудником права иметь свой голос и свою роль в достижении успеха компании — вот источник истинной производительности».

В последнее время большую популярность приобретают методы нематериального стимулирования персонала. Привычными всем экономическими методами стимулирования труда в виде денежного вознаграждения и тринадцатых зарплат уже никого не удивишь, выплату премий работники организаций принимают как должное или как часть оплаты их труда, а не как мотивирующий фактор. Трудовая мотивация изменилась, и в настоящее время молодым специалистам свойственна предприимчивость, они стремятся получать не только материальный достаток, но и развивать свою личность. Таким образом, для эффективной мотивации персонала требуется удовлетворение потребностей более высоких уровней - потребности в профессиональном и духовном росте, потребности в саморазвитии. Высокая внутренняя мотивация к саморазвитию, профессиональному росту и творческой работе свойственна молодым поколениям и другим сотрудникам с высшим образованием, средним или высоким уровнем дохода.[15]

Подводя итоги, хотелось бы сказать о многообразии методов стимулирования и мотивации труда работников. Умелое использование этих методов приведет к повышению как производительности, так и процента сотрудников, вовлеченных в работу. На данный момент помимо того что следует знать сами методы, необходимо также понимать, какому сотруднику какой метод подойдет лучшим образом. Все это в совокупности даст возможность вывести работников на новый уровень организации.

Итак, мотивация - это процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения личных целей или целей организации. Влиятельным звеном в области гостеприимства выступает персонал. Это сотрудники организации, работающие по найму и обладающие конкретными профессиональными качествами. Персонал выполняет обозначенные трудовым договором обязанности и выступает носителем корпоративной культуры, имиджа и бренда. Умелое использование различных методов стимулирования и мотивации труда работников ведет к повышению как производительности, так и процента сотрудников, вовлеченных в работу. На данный момент, помимо того, что следует знать сами методы, необходимо также понимать, какому сотруднику какой метод подойдет лучшим образом. Все это в совокупности даст возможность вывести работников на новый уровень организации.


2 Практическое исследование системы оценки роли мотивации сотрудников ООО «Фуд-Сервис»

2.1 Организационно-экономическая характеристика организации

ООО «Фуд-Сервис» – это гостиничное предприятие, функционирующее с 2015 года. ООО «Фуд-Сервис» расположено по адресу: г. Псков, ул.Кузнецкая, д.2. Номерной фонд ООО «Фуд-Сервис» составляет 41 номер разного класса: Стандарт, Джуниор Сьют, Люкс. [16]

Тип организационно - управленческой структуры в ООО «Фуд-Сервис» – линейно функциональная (рисунок 7). Схема позволяет отразить расположение каждой службы и должности в общей организации гостиницы и иллюстрирует распределение полномочий и обязанностей.

Рисунок 7 – Организационная структура управления ООО «Фуд-Сервис»

Отель «Фуд-Сервис» имеет линейно-функциональную структуру управления, предполагающую разделение функций между персоналом и свойственную многим малым предприятиям. [17]

В организационной структуре 4 основных подразделения.

Служба приема приема и размещения отвечает за бронирование номеров, встречу гостей отеля, регистрация гостей и т.д.

Служба обслуживания гостей отвечает за обслуживание клиентов отеля во время его пребывания (порядок в номерах, предоставление дополнительных услуг).

Инженерная служба отвечает за бесперебойность работы всех энерго и теплосетей отеля.

Служба питания соответственно отвечает за приготовление завтраков, обедов и ужинов для гостей отеля, а также доставку их в номера.

Основные экономические показатели деятельности ООО «Фуд-Сервис» представлены в таблице 1.

Таблица 1 – Основные экономические показатели деятельности ООО «Фуд-Сервис» за 2016-2018 гг., тыс.руб

Показатели

2016 год

2017 год

2018 год

Отклонение 2017 г. от 2016 года

2017 год в % к 2016

Валовой доход

24565,0

29969,0

36562,6

6593

121,9

Издержки обращения

13950,0

17019,5

20436,3

3417

120,1

Прибыль от реализации

10614,0

12949,4

16125,3

3176

124,5

Валовая (балансовая) прибыль

10899,0

17336,5

20820,3

3484

120,1

Налоги и обязательные платежи

2179,2

3467,7

4164,8

696

120,0

Чистая прибыль

8719,8

13869,8

16656,4

2787

120,1

Рентабельность, процент

35,4

46,2

45,5

10,1

128,53


Анализ основных экономических показателей ООО «Фуд-Сервис» за 2016-2018 гг. показал, что отель с каждым годом увеличивает финансовые показатели. Валовый доход организации за анализируемый период увеличился на 6593 тыс.руб. (21,9%). Рентабельность деятельности ООО «Фуд-Сервис» за 2016-2018 гг. выросла на 10,1 пп., что также характеризует деятельность предприятия с положительной точки зрения. Динамика валового дохода отеля «Фуд-Сервис» за 2016-2018 гг. представлена на рисунке 8.

Рисунок 8 – Динамика валового дохода ООО «Фуд-Сервис» за 2016-2018 гг., тыс.руб

Динамика валового дохода демонстрирует рост показателей в 2018 году на 148 %, это можно оценить, как положительную тенденцию. Изменение издержек обращения представлено на рисунке 9.

Рисунок 9 – Динамика показателей издержек обращения ООО «Фуд-Сервис»

за 2016- 2018 гг., тыс.руб

Показатели изменения издержек обращения ООО «Фуд-Сервис» также свидетельствует о значительном росте, что обусловлено введением новых дополнительных услуг по требованиям клиента (пр. приобретение автомобиля для доставки гостей в отель и т.д.). В 2018 году издержки обращения составили 20436 тыс.руб., это на 46 % больше, чем в 2016 году. Любое предприятие функционирует для получения прибыли, поэтому логичным будет следующим этапом провести анализ динамики прибыли (рисунок 10).

Рисунок 10 – Динамика прибыли ООО «Фуд-Сервис»

за 2016-2018 гг., тыс.руб

Показатели прибыли отеля «Фуд-Сервис» демонстрирует высокие темпы роста, что также обусловлено расширением видов деятельности гостиничного предприятия за анализируемый период.

Структура численности ООО «Фуд-Сервис» по категориям персонала приведена в таблице 2.

Таблица 2 – Структура численности персонала ООО «Фуд-Сервис»

Персонал

2016, чел.

2017 г, чел.

2018 г., чел.

Среднесписочная численность населения

26

25

22

В т.ч. служба приема и размещения

4

4

4

Служба обслуживания гостей

14

13

12

Инженерная служба

2

2

2

Служба питания

6

6

4

Делая вывод по таблице можно отметить, что гостиничное предприятие сокращает количество сотрудников. В частности сокращается численность службы обслуживания гостей, что обусловлено сложностью работы и текучестью кадров обслуживающего персонала.


Рассмотрим состав трудовых ресурсов ООО «Фуд-Сервис» по возрасту, полу, образованию (таблица 3).

Таблица 3 – Состав трудовых ресурсов ООО «Фуд-Сервис» по полу

Показатель

2016 г.

2017 г.

2018 г.

кол–во, чел

уд.вес,%

кол–во, чел

уд.вес,%

кол–во, чел

уд.вес,%

Всего, чел.

26

100

25

100

22

100

Женщины

4

15

5

20

4

18

Мужчины

22

85

20

80

18

82

Соотношение мужчин и женщин на протяжении трех лет изменилось не существенно. Так, доля женщин возросла с 15 % в 2016 году до 18 % в 2018 году. Из приведенных данных видно, что небольшой процент в структуре работников занимают женщины.

Такое положение существует потому, что директор предпочитает поваров и официантов – мужчин, работа женщин в основном состоит в уборке помещения и мытье посуды. Далее сгруппируем работников предприятия по возрасту (таблица 4).

Таблица 4 – Состав трудовых ресурсов ООО «Фуд-Сервис»по возрасту

Возраст

2016 г.

2017 г.

2018 г.

Чис-ть, чел

уд.вес,%

Чис-ть, чел

уд.вес,%

Чис-ть, чел

уд.вес,%

Всего, чел.

26

100,0

25

100,0

22

100,0

18–24

6

23,0

5

20,0

4

18,18

25–29

9

34,6

9

36,0

8

36,36

30–39

9

34,6

8

32,0

8

36,36

40–49

1

3,9

2

8,0

1

4,55

50 и старше

1

3,9

1

4,0

1

4,55

По данным таблицы 4 видно, что наибольший удельный вес в 2016 году составляли работники от 25 до 29 лет (34,6 %) и работники в возрасте от 30 до 39 лет (34,6%) , что говорит о довольно молодом составе сотрудников. Эта тенденция наблюдается на протяжении трех лет. Можно отметить, что это имеет как положительные (новый уровень образования), так и отрицательные (недостаток опыта) стороны. Так сократился удельный вес работников в возрасте от 18 до 24 лет в 2018 году и составил 18,18%, по сравнению с 2016 г. – 23,0 %. Также наметилась тенденция к увеличению доли работников предпенсионного и пенсионного возраста, удельный вес работников в возрасте 50 и старше в 2018 году составил (9,1%) . Рассмотрим уровень образования работников предприятия (таблица 5).