Файл: Роль мотивации в поведении организации (Общая характеристика базы исследования акционерного общества «Петербургский социальный коммерческий банк»).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 122

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1. ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ МОТИВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ПРЕДПРИЯТИЯ

1.1. Понятие и сущность категории «мотивация персонала»

1.2. Методы мотивации и стимулирования труда персонала и их роль в организации

2. ИССЛЕДОВАНИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ МОТИВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ АО «Петербургский социальный коммерческий банк»

2.1. Общая характеристика базы исследования акционерного общества «Петербургский социальный коммерческий банк»

2.2. Анализ системы мотивации акционерного общества «Петербургский социальный коммерческий банк»

3. Разработка мотивационной программы для сотрудников организации банковской сферы на примере ОАО ПСКБ

3.1. Характеристика проекта по разработке мотивационной программы

3.2. Основные этапы и содержание проекта

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Наличие одного из этих признаков само по себе не указывает на отсутствие мотива для деятельности, но сочетание двух или трех признаков является серьезным сигналом. По поведению человека можно однозначно судить о том, в каких условиях он работает или как им руководят. Вы должны выяснить у сотрудника причину его неудовлетворенности положением и создать ему стимул, чтобы добиться от него наибольшей отдачи.

Задача  менеджера  создать  такую  трудовую  атмосферу,  при  который  все  работники  будут  максимально  замотивированы  в  добросовестном  выполнении  всех  требований  руководства.  А  это,  исходя  из  вышесказанного,  можно  сделать  несколькими  способами.  Таким  образом,  менеджер  должен  выявить  проблемы  (недовольства)  в  коллективе  и  узнать  пожелания  работников,  после  чего  выбрать  тот  способ  мотивации,  который,  по  его  мнению,  будет  наиболее  эффективным.

Итак,  рассматривая  менеджмент  с  научной  точки  зрения,  можно  утверждать,  что  он  тесно  связан  с  мотивацией  человека  человеком.  Организация  деятельности,  направленная  на  продуктивность  труда  и  удовлетворенность  работников  — основная цель работы менеджера отдела,  компании  или  фирмы.  А  с  помощью  стимулирования  работников этого можно добиться. Возможно, метод «кнута и пряника»  является  наиболее  действенным,  но  самое  главное  не  забывать  про «пряник», работая только с помощью «кнута». Важно помнить:  менеджер  —  это не только хороший руководитель, это  еще  и  хороший  психолог,  который  умеет  смотреть  в  будущее  и  заботиться  о  своих  подчиненных,  и  знает,  что  нужно  сделать,  чтобы  работа  стала  в  радость  и  ему,  и  остальным  членам  коллектива.

2. ИССЛЕДОВАНИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ МОТИВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ АО «Петербургский социальный коммерческий банк»


2.1. Общая характеристика базы исследования акционерного общества «Петербургский социальный коммерческий банк»

Акционерное общество «Петербургский социальный коммерческий банк» было зарегистрирована Банком России в 1993 году.

Основная деятельность в 1993—1995 годах - расчетно-кассовое обслуживание, кредитная организация тесно взаимодействовала с отделением Пенсионного фонда РФ по Санкт-Петербургу.

В конце 2000 года Пенсионный фонд вышел из состава акционеров банка, а 44-процентный пакет перешел в собственность ИК «АТ — Ценные бумаги».

В мае 2003-го года к ПСКБ был успешно присоединен Севдорбанк, чьи прежние акционеры получили примерно 34% в капитале объединенного банка.

В середине 2006 года организационно-правовая форма ПСКБ была изменена с ЗАО на ОАО.

До июля 2011 года 3,87% принадлежали фонду прямых инвестиций RenFin Ltd в управлении Renaissance Investment Management. В состав акционеров RenFin вошел в сентябре 2007 года, когда ПСКБ находился в активном поиске стратегического инвестора — нерезидента. К тому времени в совет директоров уже был включен Фолькер Ундорф, силами которого владельцы надеялись сделать банк привлекательным для иностранцев. RenFin, в свою очередь, не скрывал амбициозных планов войти в капитал кредитной организации на три года, удвоить капитализацию и продать свой пакет.

ПСКБ ориентирован на работу как с корпоративными клиентами (с преобладанием торговых компаний), так и с физическими лицами и малыми и средними предприятиями. Помимо главного офиса банка в Санкт-Петербурге к услугам клиентов филиал в Москве, два дополнительных офиса и четыре оперкассы. Нашумевший проект «Лента-Финанс», предполагавший размещение допофисов на территории гипермаркетов «Лента», так и не был реализован. Единственный открытый в «Ленте» в конце 2008 года офис был со временем ликвидирован. В 2005—2006 годах банк «прославился» обысками, которые проводила служба экономической безопасности местного управления ФСБ, арестами счетов на миллионы рублей и обвинениями в незаконной банковской деятельности. Но в итоге участники рынка сошлись во мнении, что дело касалось не самого ПСКБ, а его клиентов. Отдельным проектом банка является платежная система «Кассира.нет», позволяющая оплачивать услуги не только крупных, но и местных операторов и провайдеров Интернет, кабельных сетей, ТСЖ, паркингов, гаражных кооперативов, погашать кредиты и т. д. Терминальная сеть состоит из примерно 3 тыс. точек, 2,5 тыс. из которых расположены в Санкт-Петербурге и Ленинградской области. Всего банк обслуживает около 12 тыс. корпоративных и порядка 90 тыс. частных клиентов. Штат ПСКБ составляет около 250 человек. Клиенты могут пользоваться банкоматной сетью ВТБ 24.


С 2012 года показатель валюты баланса банка существенно не изменился. В пассивной части наблюдается сокращение объема клиентских средств на счетах до востребования, отток которых был компенсирован ростом депозитов предприятий и особенно физических лиц. В активной части баланса банк показал рост кредитного портфеля (в основном корпоративного), который произошел за счет уменьшения объема высоколиквидных активов (остатков на корсчете в ЦБ, кассе, ностро-остатков на счетах в банках-нерезидентах).

Пассивы на 26% представлены средствами физических лиц (в том числе остатками на карточных счетах), 37% — остатки на счетах корпоративных клиентов (до востребования), 21% — депозиты предприятий, 10% — собственные средства банка (капитал и резервы). У банка значительная по величине клиентская база, демонстрирующая стабильную платежную динамику. Обороты по счетам клиентов внутри месяца составляют 50—63 млрд рублей. ПСКБ характеризуется существенной зависимостью от средств физических лиц.

В составе активов 55% приходится на кредитный портфель, вложения в ценные бумаги формируют 10% нетто-активов, размещение в банках (в основном остатки на корсчетах в иностранных банках, в частности в австрийском VTB Bank) — 17%, высоколиквидные активы (касса и корсчет в ЦБ) — 12%.

Кредитный портфель растет в динамике за счет снижения доли высоколиквидных активов. Более чем на 80% представлен корпоративными кредитами; розничный портфель относительно небольшой. Просрочка по портфелю невысокая, на уровне 1,6% (по РСБУ), колеблется в динамике. Портфель кредитов в основном кратко- и среднесрочный, две трети — кредиты, выданные на срок до года. Более половины от объема портфеля (по МСФО-2012) — кредиты торговым компаниям. Доля крупнейших заемщиков превышает половину всех кредитов.

Портфель ценных бумаг практически полностью представлен вложениями в банковские векселя. Обороты по портфелю внутри месяца достаточно существенные, что позволяет сделать вывод о его высокой ликвидности.

Особенностью ПСКБ является его минимальная активность на рынке межбанковских кредитов, где банк практически не привлекает и не размещает средств.

Товары (виды работ и услуг), производимые банком:

- услуги по финансовому посредничеству;

- организация расчетов и кассовое обслуживание;

- услуги коммерческого банка;

- услуги по обеспечению кредитных карточек;

- услуги по ссудам частным лицам с погашением в рассрочку;

- услуги по хранению ценностей, ценных бумаг и пользованию индивидуальными сейфами.


Совет директоров и Правление Банка уделяют большое внимание формированию надлежащей системы корпоративного управления, совершенствованию его структуры и приверженности его базовым принципам. ОАО «ПСКБ» является участником проекта Международной Финансовой Корпорации «Корпоративное управление в банковском секторе России» с 2006 года. Устав и внутренние документы Банка, а также принципы формирования организационной структуры Банка соответствуют наилучшей мировой практике в области корпоративного управления.

При Совете директоров созданы Комитеты по «Аудиту и рискам», «Стратегическому планированию», «Назначениям и вознаграждениям». Деятельность Комитетов при Совете директоров обеспечивает эффективный контроль банковских рисков и финансовых показателей, полноту и своевременность их раскрытия, позволяет обоснованно устанавливать стратегические цели и своевременно их корректировать с учетом динамично меняющейся экономической среды, оперативно решать кадровые и другие вопросы по обеспечению безопасности и надежности функционирования Банка.

По организационно-правовой форме банк является открытым акционерным обществом. То есть, согласно федеральному закону от 05.05.2014 N 99-ФЗ, публичным акционерным обществом.

2.2. Анализ системы мотивации акционерного общества «Петербургский социальный коммерческий банк»

В ОАО «ПСКБ» используются как материальная, так и нематериальная системы мотивации.

В ОАО «ПСКБ» материальная система мотивации устроена следующим образом.

Номинальная заработная плата формируется в рамках окладно-премиальной системы. Условия получения премии являются разными для «ключевых» и «неключевых» сотрудников.

Ключевые сотрудники в основном представлены менеджерами среднего и высшего звена, более точные списки формируются согласно положению ЦБ и решению Совета директоров. Все остальные сотрудники относятся к неключевым. Ключевым сотрудникам премия выплачивается по решению Совета директоров не реже раза в год исходя из пропорции показателей (KPI личный, KPI вверенного структурного подразделения, выполнение бизнес-плана банка – пропорция зависит от реальной возможности влияния на каждый показатель).


Неключевым сотрудникам начисляется ежемесячная «премия» исходя из представлений начальника структурного подразделения о результатах работы подчиненного. Таким образом, система депремирования сотрудников в ОАО «ПСКБ» напрямую связана с системой премирования.

В таблице 2.1 представлена Концепция существующей мотивационной программы ОАО «ПСКБ».

Таблица 2.1 – Концепция мотивационной программы в ОАО «ПСКБ»

Материальные мотивационные факторы:

а) Оплата труда:

вознаграждение за достижение KPI;

б) социальный пакет

Состав социального пакета:

  • Стимулирование свободным временем в виде дополнительных выходных дней.
  • Корпоративные скидки компаний – клиентов Банка.
  • Возможна оплата внешнего обучения сотрудников.
  • Полная оплата полиса ДМС сотрудников.
  • Льготное страхование по ДМС родственников.
  • Специальные кредитные условия для сотрудников.

в) дополнительные стимулы:

  • Транспортный отдел, обслуживающий служебные поездки сотрудников.
  • Поддержка семьи (подарки на рождение ребенка, свадьбу, новогодние подарки детям, льготы для молодых мам);
  • Специальные кредитные условия для сотрудников.

2. Нематериальные факторы:

  • система повышения квалификации;

Анализ мотивационной системы ОАО «ПСКБ» позволяет сделать вывод о ее достаточно высоком уровне: используются как материальные, так и нематериальные стимулы для воздействия на сотрудников. Однако существует значительный потенциал и возможности для ее развития. Например, системой мотивации не учитывается стаж работы сотрудников в ОАО «ПСКБ», что может стать причиной демотивации и снизить лояльность сотрудников.

Для ОАО «ПСКБ» актуален вопрос привлечения и удержания высококвалифицированных специалистов. Трудовое поведение профессионального банковского персонала имеет ряд особенностей. Кроме того, немаловажное значение имеют личные качества сотрудников, особенно лояльность, порядочность, внимание к клиентам, аккуратность, внешний вид. Работа в банковской сфере, в современном ее виде, имеет коллективный характер, а высокие результаты деятельности не могут быть достигнуты одним, даже высокопрофессиональным сотрудником.

В тоже время одним из важных условий труда сотрудника является соблюдение им определенных правил и регламентов при постоянном увеличении клиентов и услуг банка, большом объеме информации, при росте конкуренции на рынке финансовых услуг. Учитывая особенности труда сотрудников банка, в нем должны работать люди, которые обладают таким свойством как инициативность, которая предполагает активные, гибкие, ориентированные на клиента и банк действия. Грамотная работа руководителя с подчиненными способна создать у сотрудников внутреннюю мотивацию, ощущение своего личного вклада в деятельность и развитие организации.