Файл: Финансы как инструмент регулирования экономики ( Понятие и сущность государственного финансового регулирования экономики  ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 477

Скачиваний: 12

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

1. Теоретические аспекты государственного финансового регулирования экономики 

1.1 Понятие и сущность государственного финансового регулирования экономики 

1.2 Формы и методы государственного финансового регулирования экономики 

2. Анализ современного состояния государственного финансового регулирования экономики 

2.1 Государственное финансовое регулирование экономики в современной России 

С 2001 г. в экономике страны наметились положительные тенденции, страна приступила к реализации программы удвоения валового внутреннего продукта (ВВП).

Однако кризисы 2008 г. и 2014 – 2015 гг. привели хотя и к незначительному, но к сокращению ВВП и др. негативным явлениям. Естественно, на состояние экономики отрицательно повлияли факторы внешней среды. Это падение цен на нефть, санкции и др. факторы. В то же время качественные характеристики экономики меняются крайне медленно. Приобрела явно закономерный характер технологическая отсталость производства.

Серьезный регресс охватил большинство производств современного технологического уклада, произошло вытеснение многих видов отечественной продукции с внутреннего рынка. Объемы продукции, произведенной с применением наукоемких и высоких технологий в 2014 г., по сравнению с 1990 г. сократились с 12 % до 4 %.

В зоне «технологического отставания» оказались самолетостроение, приборостроение, станкостроение, производство электроники и все отрасли агропромышленного комплекса. Это вызывает необходимость разработки теории антикризисного управления и создания механизмов вмешательства государства в рыночные процессы, т. е. регулирования рыночных отношений путем реализации основных форм эффективного развития экономики: планомерности и пропорциональности. В этих условиях экономика становится объектом централизованного воздействия путем государственного регулирования, которое позволяет смягчить негативные воздействия рынка.

Как показывает мировой опыт, смягчения или исключения кризисных явлений в экономике страны можно достигнуть, если обеспечить: регулирование занятости населения; приоритетное развитие отраслей, определяющих научно-технический прогресс (НТП); осуществление стратегии завоевания новых рынков сбыта; решение социальных вопросов и особенно социальной защиты малообеспеченного населения [1].

Необходимо отметить, что развитие экономики в условиях нестабильного рынка и кризиса невозможно без формирования нового эффективного механизма государственного регулирования и инструментов управления рыночными процессами, предполагающих реализацию трех функций государственного регулирования экономики в условиях нестабильного рынка: целеполагающую; ориентирующую; нормативную.

Реализуя эти функции в переходный период экономики на рыночные отношения, государство должно решать основные задачи: создание условий для развития конкуренции путем разгосударствления и приватизации государственной собственности; облегчение широкой предпринимательской деятельности путем проведения льготной налоговой политики в отношении малого бизнеса и создания соответствующих условий его развития; создание специальных фондов поддержки предприятий; обеспечение эффективной и стабильной правовой базы, регламентирующей предпринимательскую деятельность в экономике страны и др.

Кроме того, в экономике страны должна быть сформирована соответствующая современным требованиям рыночная инфраструктура, обеспечен доступ к инвестиционным ресурсам. Это создание фондовых бирж, бирж земли, недвижимости, валюты и рынка ценных бумаг, дальнейшее развитие банковской системы и др. кредитных организаций. Построение эффективной рыночной экономики невозможно без организации государственного контроля над рыночными процессами. В частности, необходим государственный контроль над процессами децентрализации и демонополизации.

Особенно необходим контроль над ценами, включающий индексацию цен, прогноз цен, формирование механизма, регулирующего процессы ценообразования, прогнозирования компенсационных выплат из бюджета, вызванных ростом цен и др.

Государственное регулирование экономики страны должно быть направлено на решение первоочередных проблем: разработку государственной структурной социальной политики; государственное регулирование бюджета и финансов; выработку активной налоговой политики (исключение из налогооблагаемой прибыли той ее части, которая используется на техническое перевооружение и реконструкцию предприятий, освоение новых видов продукции и технологий); государственное регулирование внешнеэкономических связей; создание условий для эффективной торговли; государственное регулирование научно-технического прогресса; совершенствование кредитной и амортизационной политики.

Опыт ведущих западных стран (Германии, Франции и др.) показывает, что многие из них эффективно используют формы государственного регулирования экономического и социального развития. В этих странах государственное централизованное регулирование экономики выступает в двух формах: 166 государственного предпринимательства; государственного заказа. Основой первой формы государственного регулирования экономики (государственного предпринимательства) является бюджетное финансирование государственного предпринимательства. Это государственные субвенции, дотации, безвозмездные ссуды на покрытие убытков и социальные нужды; прямое государственное финансирование предприятий малого бизнеса, создание различных форм государственных и смешанных предприятий; налаживание эффективной деятельности малорентабельных предприятий и отраслей промышленности; предоставление льготных услуг населению; контроль над ценами, экономическими методами и др.

Государственное предпринимательство необходимо потому, что по мере развития научно-технического прогресса появляются прогрессивные технологии и новые виды наукоемких производств, товары и услуги, которые имеют жизненно важное знание для экономики. Но их производство (особенно на первых порах) является убыточным и требует централизованного финансирования. Это товары и услуги, производство (оказание) которых полностью организуется и финансируется государством (или когда государство частично участвует в производстве и финансировании товаров, производимых частными предприятиями исключительно за счет собственных средств).

Особенность нынешнего состояния мировой экономики заключается в том, что ее функционирование на всех уровнях лоббируется. Следовательно, государство должно контролировать и регулировать процессы производства, распределения и обмена товаров, работ и услуг на национальном рынке, поскольку не исключено появление деструктивных процессов, которые могут вызывать кризис в экономике.

Наиболее важным регулирующим механизмом выступает государственный заказ. Это контрактное финансирование на закупку необходимых государству продукции, услуг или работ, которое является методом воздействия государства на производство не только в госсекторе экономики, но и в рыночном. Эта форма государственного регулирования экономики является предпочтительной, поскольку она стимулирует развитие рынка товаров и услуг, а следовательно, и экономическое развитие страны.

Следует отметить, что все вышеперечисленные направления особенно важны во время перехода на рыночные отношения. Необходимо применение эффективных методов государственного регулирования и их совершенствование: экономических (прямых и косвенных), балансовых; разработка новых методов, применение которых позволит решать проблему регулирования экономического развития страны в перспективе.

Заслуживает внимания предложение научно-исследовательского института национального развития РАН (директор института академик С.Ю. Глазьев) о создании системы стратегического планирования и управления социально-экономическим развитием экономики России, предусматривающей выбор приоритетов социально-экономического развития России до 2020 г.

В основу такой системы должен лечь программно-проектный подход. Рассмотрим основное содержание и экономическую сущность приведенных выше методов государственного регулирования экономики. Административные методы регулирования экономики включают контроль над доходами, ценами, учетными ставками, квотированием, лицензированием, нормированием и др. Эти инструменты основываются на экономических интересах страны и реализующих их стимулах. Они осуществляются на основе существующего экономического законодательства и воздействуют на экономическое развитие через систему устанавливаемых государством норм и правил, разрешаемых (или запрещаемых) видов деятельности и др.

К методу прямого экономического регулирования экономики относятся различные формы целевого финансирования отраслей промышленности, определяющих научно-технический прогресс, или базовых отраслей, отдельных регионов и предприятий. Это кредиты, в т. ч. льготные, субвенции или прямые субсидии, которые включают различного рода дотации, пособия, доплаты из специальных бюджетных и внебюджетных фондов различных уровней, необходимых для стимулирования выполнения планов-прогнозов развития экономики и научно-технического прогресса.

Такие меры помогают увязать интересы различных уровней и субъектов рынка, способствуют выравниванию их финансового, экономического положения, защите наиболее уязвимых секторов экономики и групп населения, что в конечном итоге позволяет обеспечить достижение приоритетных целей экономического развития.

Косвенные методы государственного регулирования экономики предполагают непосредственное воздействие государства на производство и потребление товаров, которое осуществляется путем проведения государством активной налоговой политики в области кредитно-финансовых, валютных, внешнеэкономических и таможенных отношений, амортизируемого имущества и др. Это воздействие не имеет адресной направленности.

Регулирование экономики осуществляется тем, что государство, используя экономические интересы и стимулы, влияет на экономическое поведение субъектов рынка, выступающих в качестве производителей или потребителей товаров.

Опыт показывает, что наиболее эффективными рычагами косвенного государственного регулирования экономики являются: применение соответствующих современному уровню развития производительных сил, технологий и факторов производства; формирование национальных приоритетов научно-технического прогресса, развитие конкуренции и спроса на продукцию высокого качества; создание современной инфраструктуры рынков, которая порождает новые функции и соответствующие им институты, требующие централизованного государственного управления, такие как финансовая и банковская системы, фондовые биржи и т. п. Балансовые методы государственного регулирования экономики предполагают составление балансов: финансовых (на всех уровнях управления); материальных; энергетических; трудовых и др. Каждый баланс должен состоять из двух частей.

В качестве примера можно привести финансовый баланс страны (бюджет). Он состоит из расходной и доходной частей. В материальных балансах отражаются: 1) потребности в необходимых материальных и сырьевых ресурсах; 2) источники и их покрытия (позволяют определить, насколько покрываются потребности в ресурсах, и при необходимости на государственном уровне их перераспределять).

К программно-проектным методам государственного регулирования экономики относятся: программно-целевые методы – проектное финансирование и кредитование; 168 общие и специальные целевые программы и проекты, содержащие ориентиры развития отраслей народного хозяйства, территорий или направлений деятельности.

Наряду с применением государственного (бюджетного) финансирования таких проектов и программ, в них могут принимать участие муниципальные образования и частные компании. В результате появляются возможности сконцентрировать финансовые и другие ресурсы на приоритетных направлениях выхода из кризиса и развития экономики. Обычно кризис в экономике преодолевается внедрением новых технологий, обеспечивающих прорыв в повышении эффективности экономики и переход к новому этапу ее роста.

Что касается экономики нашей страны, то после кризиса 2008 г. рост объемов производства осуществлялся за счет неиспользуемых производственных мощностей, которые были созданы в доперестроечный период и в настоящее время себя исчерпали. Нынешние механизмы вывода экономики из кризиса должны кардинально отличаться от классических. Сейчас рынок изменился. Во-первых, он стал мировым и более развитым, а во-вторых, ему присуща глобализация, которая имеет тенденцию усиливаться.

Мировая экономика развивается в направлении все большей концентрации. Этот процесс охватил целые отрасли. Возникли огромные и могущественные конгломераты.

Происходит создание новых экономических образований, подконтрольных только высокоразвитым странам. Для защиты собственного рынка необходима стратегия, по которой и приоритеты развития России в условиях глобализации должны развиваться в направлении восстановления и использования экономических связей не только в постсоветском пространстве, но и со странами Востока и др.

Достижением в этом направлении можно считать создание таможенного союза России, Казахстана, Армении и Киргизии, экономических объединений стран ШОС и БРИКС, включение в систему интеграционных процессов большинства стран Латинской Америки и др. Назрела необходимость решения проблемы развития Арктики, Сибири и Дальнего Востока. Характерно, что все эти проекты крайне выгодны

И если для освоения Арктики необходимы принципиально новые технологии, то проблему развития Сибири и Дальнего Востока надо решать путем создания в России крупных территориально-производственных кластеров и научных интегрированных комплексов, предусматривающих глубокую переработку природных ресурсов, которыми располагает Сибирь, а также путем привлечения и закрепления трудовых ресурсов. России важно выстроить иную стратегию, направленную на равномерное развитие экономических зон и территориальных образований.

2.2 Налоговая система

3. Проблемы и перспективы оздоровления российской экономики с помощью инструментов государственного финансового регулирования

3.1 Проблемы государственного финансового регулирования экономики 

3.2 Перспективы оздоровления российской экономики с помощью инструментов государственного финансового регулирования

Заключение

Список литературы

 Вся финансовая система, включающая в себя любую финансовую деятельность, осуществляемую государством, основывается на возникновении различных общественных отношений, в результате которых эта деятельность и реализуется. Такая система имеет потребность в четком регулировании, то есть установлении различных прав и обязанностей, относящихся ко всем участникам финансовых отношений, а также мер пресечения или же наступления ответственности в случае нарушения этих прав и обязанностей.

 Сфера финансов тесно связана и частично затрагивает другие правовые системы. Всей же областью финансового права охватываются любые публичные финансы (причем в эту категорию включены как государственные или местные, так и муниципальные ресурсы). При этом правовое регулирование имеет определенное влияние и в сфере негосударственных финансовых отношений. В частности, финансовым правом регулируется поступление налогов от негосударственных коммерческих предприятий и дальнейшее их перераспределение.

 Согласно мнению ученого П.М. Годме, основным различием между государственными и частными финансами является то, что и состояние, и динамика частных финансов находится в прямой зависимости от состояния рынка и любых изменений в рыночной экономике. В то время как состояние и динамика государственных финансов полностью зависит от тех решений и действий, которые были приняты государством.

Помимо финансового права, любая государственная деятельность затрагивает и другие области отношений. В том числе, это трудовые, административные, гражданские и другие, каждое из которых имеет свою отдельную область, которая регулируется при помощи правовых норм. Финансовое же право, несмотря на тесное соприкосновение с этими областями, регулирует лишь финансовую сторону отношений.

Таким образом, в понятие финансового права можно включить нормы регулирования финансовых отношений, появление которых производится в результате государственной финансовой деятельности, подразумевающей распределение, формирование и использование финансовых фондов и иных ресурсов, носящих публичный характер.

 Правовое регулирование государственных финансов направлено на закрепление всей финансовой структуры и определяет степень компетенции в рамках этой области каждого отдельного субъекта Российской Федерации, каждого отдельно взятого органа местного самоуправления, а также государства в целом. Эти отношения и определяют предмет финансового права.


 Следовательно, под этим термином в общем смысле стоит понимать общественные отношения, которые были созданы в процессе образования, распределения и использования денежных (финансовых) фондов, направленных на реализацию различных публичных задач согласно определенному утвержденному и сформированному плану общего развития.

 В виду наличия в финансовой государственной системе большого количества звеньев, ее связи с различными сферами государственной и общественной деятельности, а также производственными структурами государственные финансовые отношения весьма разнообразны по своей структуре.

 Однако существуют различные мнения, согласно которым в предмет финансового права нельзя включить определенные категории отношений. Например, область муниципальных финансовых отношений или же органов местного самоуправления. Подобный вывод можно сделать на основе того, что эти области нельзя отнести к государственным органам. Однако и не отрицается отношение этих областей к сфере правового финансового регулирования, поскольку их финансовая деятельность имеет свое отражение при рассмотрении содержания финансово-правовых институтов.

 Следовательно, под предметом такого понятия, как правовое регулирование финансовых отношений следует понимать не только государственные финансовые отношения, но и финансы муниципальные и органов самоуправления. Поскольку исключение таких отношений будет противоречить конституционным нормам и общему принципу единого финансового управления. Ключевым же моментом, по которому стоит относить и те, и другие финансовые отношения к области, включающей правовое регулирование финансового контроля, является публичность всех этих видов отношений. При этом необходимо учитывать классификацию на централизованные и децентрализованные.

 Подобные отношения могут возникать на различных уровнях: субъекты Российской федерации, учреждения муниципального характера и само государство, а также органы местного управления; организации, в том числе и финансовые, кредитные, и физические лица. Если рассматривать группы подробнее, то можно выделить следующую классификацию: 

  • Отношения по распределению финансовых ресурсов внутри государственных органов. То есть, это отношения Российской Федерации, государственных федеральных субъектов, муниципальные образования и административно-территориальные центры.
  • Отношения по формированию бюджетных и внебюджетных фондов. Участниками таких отношений выступают государственные органы, местное самоуправление и физические лица.
  • Выполнение финансовых обязательств организациями, подразумевающее собой внесение налоговых выплат в государственные денежные фонды. Участниками таких отношений являются государство, муниципальные образования и коммерческие организации.
  • Распределение финансовых и бюджетных фондов на исполнение соответствующих мероприятий, достижение определенных целей от государства к органам местного самоуправления к нижестоящим органам.
  • Страховые и кредитные фонды, которые распределяются от финансово-кредитных органов к физическим и юридическим лицам.
  • Государственное регулирование в сфере финансового рынка.

 Основываясь на данных этой классификации, можно сделать вывод, что правовое регулирование государственных финансов направлено на формирование, а также распределение и регулирование финансовых фондов. Осуществление контроля над этими отношениями производится государством и на основе законодательства.

 Государством осуществляется формирование основных денежных фондов, которые в дальнейшем направляются на реализацию различных экономических, социальных и прочих программ, с помощью которых, согласно общему планированию и стратегии, осуществляется развитие общества и государственной экономики в целом.

 Подобными предписаниями определяют порядок и размер взимания платежей в государственные фонды, а также направленности их дальнейшего использования для экономического и социального развития государства. Таким образом, обеспечивается четкое правовое регулирование финансовых отношений, а также гарантированное поступление денежных средств в государственные фонды, и их использование в полном соответствии с государственными целевыми программами.

 Спецификой этого метода является также и наличие специально установленного круга государственных финансовых органов, ответственных за правовое регулирование финансового контроля. Подчинение всех участников финансовых отношений этим органам производится исключительно в данной сфере. Однако и вертикальное отраслевое управление имеет определенное влияние, поскольку любые финансовые предписания направляются со стороны инстанций, находящихся на более высоких уровнях власти.

Также необходимо укрепление вертикали власти, и развитие отношений органов местного самоуправления и Российской Федерации, и положение большего внимания к правовому регулированию финансов на местном уровне.

2. Анализ современного состояния государственного финансового регулирования экономики 

2.1 Государственное финансовое регулирование экономики в современной России 


С 2001 г. в экономике страны наметились положительные тенденции, страна приступила к реализации программы удвоения валового внутреннего продукта (ВВП).

Однако кризисы 2008 г. и 2014 – 2015 гг. привели хотя и к незначительному, но к сокращению ВВП и др. негативным явлениям. Естественно, на состояние экономики отрицательно повлияли факторы внешней среды. Это падение цен на нефть, санкции и др. факторы. В то же время качественные характеристики экономики меняются крайне медленно. Приобрела явно закономерный характер технологическая отсталость производства.

Серьезный регресс охватил большинство производств современного технологического уклада, произошло вытеснение многих видов отечественной продукции с внутреннего рынка. Объемы продукции, произведенной с применением наукоемких и высоких технологий в 2014 г., по сравнению с 1990 г. сократились с 12 % до 4 %.

В зоне «технологического отставания» оказались самолетостроение, приборостроение, станкостроение, производство электроники и все отрасли агропромышленного комплекса. Это вызывает необходимость разработки теории антикризисного управления и создания механизмов вмешательства государства в рыночные процессы, т. е. регулирования рыночных отношений путем реализации основных форм эффективного развития экономики: планомерности и пропорциональности. В этих условиях экономика становится объектом централизованного воздействия путем государственного регулирования, которое позволяет смягчить негативные воздействия рынка.

Как показывает мировой опыт, смягчения или исключения кризисных явлений в экономике страны можно достигнуть, если обеспечить: регулирование занятости населения; приоритетное развитие отраслей, определяющих научно-технический прогресс (НТП); осуществление стратегии завоевания новых рынков сбыта; решение социальных вопросов и особенно социальной защиты малообеспеченного населения [1].

Необходимо отметить, что развитие экономики в условиях нестабильного рынка и кризиса невозможно без формирования нового эффективного механизма государственного регулирования и инструментов управления рыночными процессами, предполагающих реализацию трех функций государственного регулирования экономики в условиях нестабильного рынка: целеполагающую; ориентирующую; нормативную.

Реализуя эти функции в переходный период экономики на рыночные отношения, государство должно решать основные задачи: создание условий для развития конкуренции путем разгосударствления и приватизации государственной собственности; облегчение широкой предпринимательской деятельности путем проведения льготной налоговой политики в отношении малого бизнеса и создания соответствующих условий его развития; создание специальных фондов поддержки предприятий; обеспечение эффективной и стабильной правовой базы, регламентирующей предпринимательскую деятельность в экономике страны и др.


Кроме того, в экономике страны должна быть сформирована соответствующая современным требованиям рыночная инфраструктура, обеспечен доступ к инвестиционным ресурсам. Это создание фондовых бирж, бирж земли, недвижимости, валюты и рынка ценных бумаг, дальнейшее развитие банковской системы и др. кредитных организаций. Построение эффективной рыночной экономики невозможно без организации государственного контроля над рыночными процессами. В частности, необходим государственный контроль над процессами децентрализации и демонополизации.

Особенно необходим контроль над ценами, включающий индексацию цен, прогноз цен, формирование механизма, регулирующего процессы ценообразования, прогнозирования компенсационных выплат из бюджета, вызванных ростом цен и др.

Государственное регулирование экономики страны должно быть направлено на решение первоочередных проблем: разработку государственной структурной социальной политики; государственное регулирование бюджета и финансов; выработку активной налоговой политики (исключение из налогооблагаемой прибыли той ее части, которая используется на техническое перевооружение и реконструкцию предприятий, освоение новых видов продукции и технологий); государственное регулирование внешнеэкономических связей; создание условий для эффективной торговли; государственное регулирование научно-технического прогресса; совершенствование кредитной и амортизационной политики.

Опыт ведущих западных стран (Германии, Франции и др.) показывает, что многие из них эффективно используют формы государственного регулирования экономического и социального развития. В этих странах государственное централизованное регулирование экономики выступает в двух формах: 166 государственного предпринимательства; государственного заказа. Основой первой формы государственного регулирования экономики (государственного предпринимательства) является бюджетное финансирование государственного предпринимательства. Это государственные субвенции, дотации, безвозмездные ссуды на покрытие убытков и социальные нужды; прямое государственное финансирование предприятий малого бизнеса, создание различных форм государственных и смешанных предприятий; налаживание эффективной деятельности малорентабельных предприятий и отраслей промышленности; предоставление льготных услуг населению; контроль над ценами, экономическими методами и др.

Государственное предпринимательство необходимо потому, что по мере развития научно-технического прогресса появляются прогрессивные технологии и новые виды наукоемких производств, товары и услуги, которые имеют жизненно важное знание для экономики. Но их производство (особенно на первых порах) является убыточным и требует централизованного финансирования. Это товары и услуги, производство (оказание) которых полностью организуется и финансируется государством (или когда государство частично участвует в производстве и финансировании товаров, производимых частными предприятиями исключительно за счет собственных средств).