Файл: Финансы как инструмент регулирования экономики ( Понятие и сущность государственного финансового регулирования экономики ).pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 537
Скачиваний: 13
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические аспекты государственного финансового регулирования экономики
1.1 Понятие и сущность государственного финансового регулирования экономики
1.2 Формы и методы государственного финансового регулирования экономики
2. Анализ современного состояния государственного финансового регулирования экономики
2.1 Государственное финансовое регулирование экономики в современной России
3.1 Проблемы государственного финансового регулирования экономики
Введение
Государство является внеэкономической силой. Но при этом только при помощи экономических методов оно может осуществлять функцию регулирования отечественной экономики и влиять на функционирование и поведение участников рыночного хозяйствования и их структурные подразделения.
Данное регулирование проводится в целях уравновешивания и контроля рыночных механизмов, правильного распределения финансовых потоков, обеспечения нормальных условий для деятельности субъектов рыночных отношений. В последнее время стала наблюдаться тенденция усиления регулирующей роли государственных структур в управлении экономическими процессами. Государственное регулирование так же предусматривает сглаживание негативных правовых моментов, возникновение которых в условиях рабочего функционирования рыночных механизмов неизбежно.
Актуальность темы исследования обусловлено тем, что для развития «новой экономики» требуются новые способы финансирования. А структурные финансовые изменения не могут быть проведены оперативно, новые институты и инструменты нуждаются в длительном периоде освоения, они должны стать привычными для экономических агентов и только тогда смогут использоваться в автоматическом режиме.
Соответственно можно утверждать, что с позиций финансирования прогнозный период распадается на два этапа. Первый период создания новой финансовой структуры, когда основная масса финансирования попадает в ключевые проекты при поддержке и под патронажем государства.
Второй – период стационарного режима финансирования. На первом этапе средства, поступающие в систему, должны быть ограничены (в противном случае теряется денежная стабильность). При этом возникает задача отбора ключевых, «локомотивных» государственных программ, эшелонирования государственных программ и государственной поддержки во времени.
Сегодняшние оценки реального сектора со стороны финансового сектора инерционны. Соответственно удовлетворение повышенного спроса на финансовые ресурсы в рамках реализации прогноза представляется проблематичным
Цель работы – рассмотреть основные проблемные аспекты по вопросу финансового оздоровления экономики с точки зрения финансового регулирования российской экономики со стороны государства.
Задачи работы:
1. Изучить основные теоретические аспекты государственного финансового регулирования экономики
2. Провести анализ современного состояния государственного финансового регулирования экономики
3. Выявить проблемы и определить перспективы оздоровления российской экономики с помощью инструментов государственного финансового регулирования в целом
4. Сделать основные выводы и дать заключение по теме контрольной работы
Структура работы обусловлена поставленными задачами и включает введение, основную часть, заключение, список литературы.
1. Теоретические аспекты государственного финансового регулирования экономики
1.1 Понятие и сущность государственного финансового регулирования экономики
С развитием экономической системы стали возникать сложности, связанные с процессом её управления и подчинения. Возникла необходимость в создании новой законодательной базы и усилении государственного контроля. Особенно в таком контроле нуждаются самые незащищенные слои населения. Незащищенные субъекты рыночных отношений все чаще подвергаются монопольному давлению и вынуждены уходить с рынка, едва только начав функционировать.
Но государство имеет ряд отличий от остальных субъектов рыночной политики. Именно это отличие заключается в функции регулирования и уравновешивания баланса рыночной политики. Это регулирование происходит на основе государственного воздействия на экономическую систему.
Рисунок 1 – Формы государственного регулирования
Государство выполняет такие экономические функции:
1) Обеспечивает нормативно – правовую основу для нормального функционирования субъектов рыночных отношений.
2) Обеспечивает равные условия конкуренции в рыночной среде - метод принятия антимонопольных законов и образования антимонопольных комитетов, что в последние годы, как показывает статистика, стало особо важным моментом.
3) Участвует в регулировании правильного распределения финансовых ресурсов между субъектами рыночных отношений. Это реализуется через действие системы налогообложения. Из государственных фондов, которые формируются за счет отчислений из налоговой системы, производятся социальные выплаты, пенсии, пособия, финансирование государственных структур.
4) Функции охраны среды жизнедеятельности и финансирование системы развития науки.
5) Контроль трудовой занятости населения и регулирование уровня безработицы.
6) Осуществление функций производства того или иного вида товаров или финансирование предпринимательских структур, которые производят товары для государственных закупок. Финансирование предоставления общественных услуг.
Влияние государственных структур на экономическую систему страны осуществляется в двух основных направлениях:
- задействование государственного сектора;
- влияние на частный производственный сектор для производства товаров или услуг, которые выгодны государством. При этом учитываются коммерческие интересы частных предпринимателей.
Экономика страны регулируется государством в интересах развития малого и среднего бизнеса, а так же государственных структур. Правительством страны принимается целая система мер нормативно – правового характера, которые выражаются в утверждении законодательных, контролирующих и исполнительных нормативно – правовых актов. Эти меры принимаются для стабилизации экономической системы и способны адаптировать социально – экономические системы к стандартам рыночного идеала.
Объекты государственного регулирования – все субъекты рыночных отношений, а так же объекты рыночной политики, их ценовая стоимость и распределение прибыли от реализации объектов рыночных отношений.
Система регулирования экономики имеет свою иерархию, которая предусматривает два направления реализации функций: федеральные и региональное.
Рисунок 2 – Основные аспекты регулирования экономики
Финансовая политика государства
- Фискальная государственная политика - это средство государственного влияния на экономические процессы методом задействования государственных расходов.
- Государственная денежная политика - это вид регулирования государством экономических процессов внутри страны, при котором происходит задействование средств из государственных фондов (из Центрального Банка России и т. д.). Средства, извлеченные из этих фондов, подвергаются манипулированию и перераспределению между субъектами рыночной деятельности.
1.2 Формы и методы государственного финансового регулирования экономики
К основным методам (инструменты регулирования экономики) государственного регулирования экономического сектора относятся прямые и не прямые (косвенные) методы. Первую группу методов еще называют дирижистскими.
Среди целей государственного контроля и регулирования можно выделить следующие:
- сведение к минимуму протекание нежелательных рыночных процессов;
- обеспечение удовлетворительного уровня функционирования производственных сфер;
- обеспечение защиты социальных групп рыночных отношений. Особенно речь идет о тех субъектах, чье положение в условиях их функционирования в жестокой рыночной экономике стало критическим.
Возвращаясь к методам государственного регулирования, отметим, что первая группа – прямые методы – вытекают из способов влияния административно – правового аппарата относительно разнообразных структур хозяйствования с целью получения прибыли. Речь идет о применении методов поощрения, запретов, ограничений и т. д.
Косвенные методы регулирования экономики имеют ряд отличимых свойств. Они не способны ставить ограничения относительно экономического выбора и действуют на принципах демократии. Наоборот, эта группа методов создана с целью стимулирования жизнедеятельности различных коммерческих субъектов рыночных отношений.
Они применяются абсолютно во всей экономической системе воздействия государства. Такие методы государственного регулирования экономики поощряют развитие различных видов бизнеса и регулируют финансовые ресурсы предпринимательств, обеспечивая условия их успешного функционирования.
Все методы государственного регулирования взаимосвязаны между собой.
С помощью каких средств государство осуществляет регулирование экономикой?
Существуют группы средств, с помощью которых происходит процесс государственного регулирования экономического сектора. Это:
- административные средства регулирования;
- действие финансовой системы налогообложения;
- функционирование кредитно – денежной системы хозяйствования;
- собственность государственных структур;
- заказы, которые осуществляет государство при взаимовыгодном сотрудничестве с частными лицами.
Эти методы регулирования действуют внутри страны, и есть сугубо федеральными. Но существует так же ряд методов, которые по сути своей являются мощными и эффективными регулирующими системами, обращенными на управление рыночной экономикой, когда она выходи за пределы страны. Там действуют все те же правила, что и у методов внутреннего регулирования, но к ним добавляются новые.
Внешнеэкономические связи задают темп и являются основным катализатором процессов изменения установленных и привычных тенденций современных рыночных отношений государственного сегмента. Процессы, текущие в пределах внешних рыночных отношений, связанных с функционированием отечественного рынка, подвергаются так же государственному регулированию и без влияния на них государственных законов в принципе не могут быть реализованными. Правовое регулирование финансов – это осуществление контроля со стороны государства за отношениями, возникающими в результате использования государственных финансовых фондов для решения или реализации общественных функций.
Таким образом, главным методом такого регулирования являются некоторые предписания и нормы относительно финансовых отношений со стороны, представляющей государство. Финансовое право имеет множество соприкосновений с правовым регулированием других областей государственной деятельности – права конституционного и административного прядка.
Правовое регулирование различных областей государственной деятельности
- Конституционное право.
Является главной отраслью всей правовой системы. Она регулирует все виды общественных отношений, положение личности, устройство государства, любые действия государственных органов и основных органов власти. Закладывая все эти основы, конституционное (или государственное) право на них в дальнейшем развивается.
- Административное право.
Его воздействие и регулирование распространяется на деятельность, которая осуществляется исполнительными органами власти.
- Финансовое право.
Оно охватывает обе эти сферы правового регулирования, так как финансовая деятельность осуществляется и в том, и в другом случае. Имеются некоторые нормы, регламентирующие финансовое право, и их совокупность определяется как финансовое законодательство.
Финансовое правовое регулирование, являясь отдельной отраслью всего российского права, направлено на контроль общественных отношений, которые формируются в процессе осуществления финансовой деятельности. То есть, как наука, оно изучает различные нормы и аспекты регулирования финансовой деятельности и их применение на практике, а также все возможные закономерности, возникающие в процессе развития финансового права.
Таким образом, правовое регулирование представляет собой совокупность всех возможных знаний, которые были выявлены в процессе изучения такой сферы государственной деятельности, как правовое регулирование финансовой деятельности.