Файл: Финансы как инструмент регулирования экономики ( Понятие и сущность государственного финансового регулирования экономики  ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 485

Скачиваний: 12

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

1. Теоретические аспекты государственного финансового регулирования экономики 

1.1 Понятие и сущность государственного финансового регулирования экономики 

1.2 Формы и методы государственного финансового регулирования экономики 

2. Анализ современного состояния государственного финансового регулирования экономики 

2.1 Государственное финансовое регулирование экономики в современной России 

С 2001 г. в экономике страны наметились положительные тенденции, страна приступила к реализации программы удвоения валового внутреннего продукта (ВВП).

Однако кризисы 2008 г. и 2014 – 2015 гг. привели хотя и к незначительному, но к сокращению ВВП и др. негативным явлениям. Естественно, на состояние экономики отрицательно повлияли факторы внешней среды. Это падение цен на нефть, санкции и др. факторы. В то же время качественные характеристики экономики меняются крайне медленно. Приобрела явно закономерный характер технологическая отсталость производства.

Серьезный регресс охватил большинство производств современного технологического уклада, произошло вытеснение многих видов отечественной продукции с внутреннего рынка. Объемы продукции, произведенной с применением наукоемких и высоких технологий в 2014 г., по сравнению с 1990 г. сократились с 12 % до 4 %.

В зоне «технологического отставания» оказались самолетостроение, приборостроение, станкостроение, производство электроники и все отрасли агропромышленного комплекса. Это вызывает необходимость разработки теории антикризисного управления и создания механизмов вмешательства государства в рыночные процессы, т. е. регулирования рыночных отношений путем реализации основных форм эффективного развития экономики: планомерности и пропорциональности. В этих условиях экономика становится объектом централизованного воздействия путем государственного регулирования, которое позволяет смягчить негативные воздействия рынка.

Как показывает мировой опыт, смягчения или исключения кризисных явлений в экономике страны можно достигнуть, если обеспечить: регулирование занятости населения; приоритетное развитие отраслей, определяющих научно-технический прогресс (НТП); осуществление стратегии завоевания новых рынков сбыта; решение социальных вопросов и особенно социальной защиты малообеспеченного населения [1].

Необходимо отметить, что развитие экономики в условиях нестабильного рынка и кризиса невозможно без формирования нового эффективного механизма государственного регулирования и инструментов управления рыночными процессами, предполагающих реализацию трех функций государственного регулирования экономики в условиях нестабильного рынка: целеполагающую; ориентирующую; нормативную.

Реализуя эти функции в переходный период экономики на рыночные отношения, государство должно решать основные задачи: создание условий для развития конкуренции путем разгосударствления и приватизации государственной собственности; облегчение широкой предпринимательской деятельности путем проведения льготной налоговой политики в отношении малого бизнеса и создания соответствующих условий его развития; создание специальных фондов поддержки предприятий; обеспечение эффективной и стабильной правовой базы, регламентирующей предпринимательскую деятельность в экономике страны и др.

Кроме того, в экономике страны должна быть сформирована соответствующая современным требованиям рыночная инфраструктура, обеспечен доступ к инвестиционным ресурсам. Это создание фондовых бирж, бирж земли, недвижимости, валюты и рынка ценных бумаг, дальнейшее развитие банковской системы и др. кредитных организаций. Построение эффективной рыночной экономики невозможно без организации государственного контроля над рыночными процессами. В частности, необходим государственный контроль над процессами децентрализации и демонополизации.

Особенно необходим контроль над ценами, включающий индексацию цен, прогноз цен, формирование механизма, регулирующего процессы ценообразования, прогнозирования компенсационных выплат из бюджета, вызванных ростом цен и др.

Государственное регулирование экономики страны должно быть направлено на решение первоочередных проблем: разработку государственной структурной социальной политики; государственное регулирование бюджета и финансов; выработку активной налоговой политики (исключение из налогооблагаемой прибыли той ее части, которая используется на техническое перевооружение и реконструкцию предприятий, освоение новых видов продукции и технологий); государственное регулирование внешнеэкономических связей; создание условий для эффективной торговли; государственное регулирование научно-технического прогресса; совершенствование кредитной и амортизационной политики.

Опыт ведущих западных стран (Германии, Франции и др.) показывает, что многие из них эффективно используют формы государственного регулирования экономического и социального развития. В этих странах государственное централизованное регулирование экономики выступает в двух формах: 166 государственного предпринимательства; государственного заказа. Основой первой формы государственного регулирования экономики (государственного предпринимательства) является бюджетное финансирование государственного предпринимательства. Это государственные субвенции, дотации, безвозмездные ссуды на покрытие убытков и социальные нужды; прямое государственное финансирование предприятий малого бизнеса, создание различных форм государственных и смешанных предприятий; налаживание эффективной деятельности малорентабельных предприятий и отраслей промышленности; предоставление льготных услуг населению; контроль над ценами, экономическими методами и др.

Государственное предпринимательство необходимо потому, что по мере развития научно-технического прогресса появляются прогрессивные технологии и новые виды наукоемких производств, товары и услуги, которые имеют жизненно важное знание для экономики. Но их производство (особенно на первых порах) является убыточным и требует централизованного финансирования. Это товары и услуги, производство (оказание) которых полностью организуется и финансируется государством (или когда государство частично участвует в производстве и финансировании товаров, производимых частными предприятиями исключительно за счет собственных средств).

Особенность нынешнего состояния мировой экономики заключается в том, что ее функционирование на всех уровнях лоббируется. Следовательно, государство должно контролировать и регулировать процессы производства, распределения и обмена товаров, работ и услуг на национальном рынке, поскольку не исключено появление деструктивных процессов, которые могут вызывать кризис в экономике.

Наиболее важным регулирующим механизмом выступает государственный заказ. Это контрактное финансирование на закупку необходимых государству продукции, услуг или работ, которое является методом воздействия государства на производство не только в госсекторе экономики, но и в рыночном. Эта форма государственного регулирования экономики является предпочтительной, поскольку она стимулирует развитие рынка товаров и услуг, а следовательно, и экономическое развитие страны.

Следует отметить, что все вышеперечисленные направления особенно важны во время перехода на рыночные отношения. Необходимо применение эффективных методов государственного регулирования и их совершенствование: экономических (прямых и косвенных), балансовых; разработка новых методов, применение которых позволит решать проблему регулирования экономического развития страны в перспективе.

Заслуживает внимания предложение научно-исследовательского института национального развития РАН (директор института академик С.Ю. Глазьев) о создании системы стратегического планирования и управления социально-экономическим развитием экономики России, предусматривающей выбор приоритетов социально-экономического развития России до 2020 г.

В основу такой системы должен лечь программно-проектный подход. Рассмотрим основное содержание и экономическую сущность приведенных выше методов государственного регулирования экономики. Административные методы регулирования экономики включают контроль над доходами, ценами, учетными ставками, квотированием, лицензированием, нормированием и др. Эти инструменты основываются на экономических интересах страны и реализующих их стимулах. Они осуществляются на основе существующего экономического законодательства и воздействуют на экономическое развитие через систему устанавливаемых государством норм и правил, разрешаемых (или запрещаемых) видов деятельности и др.

К методу прямого экономического регулирования экономики относятся различные формы целевого финансирования отраслей промышленности, определяющих научно-технический прогресс, или базовых отраслей, отдельных регионов и предприятий. Это кредиты, в т. ч. льготные, субвенции или прямые субсидии, которые включают различного рода дотации, пособия, доплаты из специальных бюджетных и внебюджетных фондов различных уровней, необходимых для стимулирования выполнения планов-прогнозов развития экономики и научно-технического прогресса.

Такие меры помогают увязать интересы различных уровней и субъектов рынка, способствуют выравниванию их финансового, экономического положения, защите наиболее уязвимых секторов экономики и групп населения, что в конечном итоге позволяет обеспечить достижение приоритетных целей экономического развития.

Косвенные методы государственного регулирования экономики предполагают непосредственное воздействие государства на производство и потребление товаров, которое осуществляется путем проведения государством активной налоговой политики в области кредитно-финансовых, валютных, внешнеэкономических и таможенных отношений, амортизируемого имущества и др. Это воздействие не имеет адресной направленности.

Регулирование экономики осуществляется тем, что государство, используя экономические интересы и стимулы, влияет на экономическое поведение субъектов рынка, выступающих в качестве производителей или потребителей товаров.

Опыт показывает, что наиболее эффективными рычагами косвенного государственного регулирования экономики являются: применение соответствующих современному уровню развития производительных сил, технологий и факторов производства; формирование национальных приоритетов научно-технического прогресса, развитие конкуренции и спроса на продукцию высокого качества; создание современной инфраструктуры рынков, которая порождает новые функции и соответствующие им институты, требующие централизованного государственного управления, такие как финансовая и банковская системы, фондовые биржи и т. п. Балансовые методы государственного регулирования экономики предполагают составление балансов: финансовых (на всех уровнях управления); материальных; энергетических; трудовых и др. Каждый баланс должен состоять из двух частей.

В качестве примера можно привести финансовый баланс страны (бюджет). Он состоит из расходной и доходной частей. В материальных балансах отражаются: 1) потребности в необходимых материальных и сырьевых ресурсах; 2) источники и их покрытия (позволяют определить, насколько покрываются потребности в ресурсах, и при необходимости на государственном уровне их перераспределять).

К программно-проектным методам государственного регулирования экономики относятся: программно-целевые методы – проектное финансирование и кредитование; 168 общие и специальные целевые программы и проекты, содержащие ориентиры развития отраслей народного хозяйства, территорий или направлений деятельности.

Наряду с применением государственного (бюджетного) финансирования таких проектов и программ, в них могут принимать участие муниципальные образования и частные компании. В результате появляются возможности сконцентрировать финансовые и другие ресурсы на приоритетных направлениях выхода из кризиса и развития экономики. Обычно кризис в экономике преодолевается внедрением новых технологий, обеспечивающих прорыв в повышении эффективности экономики и переход к новому этапу ее роста.

Что касается экономики нашей страны, то после кризиса 2008 г. рост объемов производства осуществлялся за счет неиспользуемых производственных мощностей, которые были созданы в доперестроечный период и в настоящее время себя исчерпали. Нынешние механизмы вывода экономики из кризиса должны кардинально отличаться от классических. Сейчас рынок изменился. Во-первых, он стал мировым и более развитым, а во-вторых, ему присуща глобализация, которая имеет тенденцию усиливаться.

Мировая экономика развивается в направлении все большей концентрации. Этот процесс охватил целые отрасли. Возникли огромные и могущественные конгломераты.

Происходит создание новых экономических образований, подконтрольных только высокоразвитым странам. Для защиты собственного рынка необходима стратегия, по которой и приоритеты развития России в условиях глобализации должны развиваться в направлении восстановления и использования экономических связей не только в постсоветском пространстве, но и со странами Востока и др.

Достижением в этом направлении можно считать создание таможенного союза России, Казахстана, Армении и Киргизии, экономических объединений стран ШОС и БРИКС, включение в систему интеграционных процессов большинства стран Латинской Америки и др. Назрела необходимость решения проблемы развития Арктики, Сибири и Дальнего Востока. Характерно, что все эти проекты крайне выгодны

И если для освоения Арктики необходимы принципиально новые технологии, то проблему развития Сибири и Дальнего Востока надо решать путем создания в России крупных территориально-производственных кластеров и научных интегрированных комплексов, предусматривающих глубокую переработку природных ресурсов, которыми располагает Сибирь, а также путем привлечения и закрепления трудовых ресурсов. России важно выстроить иную стратегию, направленную на равномерное развитие экономических зон и территориальных образований.

2.2 Налоговая система

3. Проблемы и перспективы оздоровления российской экономики с помощью инструментов государственного финансового регулирования

3.1 Проблемы государственного финансового регулирования экономики 

3.2 Перспективы оздоровления российской экономики с помощью инструментов государственного финансового регулирования

Заключение

Список литературы

7. он-лайн ресурс для оценки национальных систем государственных закупок, который предоставляет возможность правительствам идентифицировать слабые стороны национального регулирования на всех этапах проведения государственных закупок [8].

Заключение

Таким образом, в ходе написания данной работы нами было определено, что с развитием экономической системы стали возникать сложности, связанные с процессом её управления и подчинения. Возникла необходимость в создании новой законодательной базы и усилении государственного контроля. Особенно в таком контроле нуждаются самые незащищенные слои населения. Незащищенные субъекты рыночных отношений все чаще подвергаются монопольному давлению и вынуждены уходить с рынка, едва только начав функционировать, но государство имеет ряд отличий от остальных субъектов рыночной политики. Именно это отличие заключается в функции регулирования и уравновешивания баланса рыночной политики. Это регулирование происходит на основе государственного воздействия на экономическую систему.

Резюмируя выше изложенное, можно сделать вывод об основных направлениях модернизации сферы государственного финансового контроля над государственными закупками:

- усовершенствование нормативной деятельности;

-оптимизация взаимодействия осуществляющих контроль органов;

-обеспечение рабочего процесса контроля.

Кроме того, можно добавить, что от эффективности осуществления государственных закупок зависит успешность функционирования экономики в целом. Однако очень важно правильно понимать термин «эффективность».

С развитием экономической системы стали возникать сложности, связанные с процессом её управления и подчинения. Возникла необходимость в создании новой законодательной базы и усилении государственного контроля. Особенно в таком контроле нуждаются самые незащищенные слои населения. Незащищенные субъекты рыночных отношений все чаще подвергаются монопольному давлению и вынуждены уходить с рынка, едва только начав функционировать.  Но государство имеет ряд отличий от остальных субъектов рыночной политики. Именно это отличие заключается в функции регулирования и уравновешивания баланса рыночной политики - это регулирование происходит на основе государственного воздействия на экономическую систему.

В Российской федерации понятие «эффективность» практически сведено к экономии, которая, помимо прочего, зачастую оказывается мнимой. Механизм государственных закупок дает возможность обеспечить эффективное расходование бюджетных средств в условиях финансовой нестабильности, обеспечивая наибольшую прозрачность проведения процедуры торгов. Вместе с тем, в данной отрасли имеется ряд проблем, решение которых на региональном уровне позволит обеспечить снижение бюджетных расходов и максимизацию положительного эффекта от их использования.


Вся финансовая система, включающая в себя любую финансовую деятельность, осуществляемую государством, основывается на возникновении различных общественных отношений, в результате которых эта деятельность и реализуется. Такая система имеет потребность в четком регулировании, то есть установлении различных прав и обязанностей, относящихся ко всем участникам финансовых отношений, а также мер пресечения или же наступления ответственности в случае нарушения этих прав и обязанностей.

 Сфера финансов тесно связана и частично затрагивает другие правовые системы. Всей же областью финансового права охватываются любые публичные финансы (причем в эту категорию включены как государственные или местные, так и муниципальные ресурсы). При этом правовое регулирование имеет определенное влияние и в сфере негосударственных финансовых отношений. В частности, финансовым правом регулируется поступление налогов от негосударственных коммерческих предприятий и дальнейшее их перераспределение.

Так, например, ставка на государственные инвестиции - это ключевое направление сегодняшней экономической политики никак не назовешь либеральным. И здесь с точностью до наоборот. А ведь именно за счет наращивания госинвестиций власти собираются совершить тот самый рывок, в результате которого Россия должна войти в пятерку крупнейших экономик мира к 2024 году. Все намеченные национальные проекты должны быть реализованы преимущественно за счет госинвестиций. Прирост инвестиций в основной капитал должен резко ускориться и, по планам правительства, составить 7,6% уже в 2020 году. 

И главной задачей на сегодняшний день для правительства РФ является создание эффективной и эластичной налоговой системы, обеспечивающей экономическую стабильность на среднесрочный и долгосрочный период. Главными целями налоговой политики являются поддержка вложений, улучшение человеческого капитала, увеличение значения активности предпринимателей.

Таким образом, о проблемах и путях финансового оздоровления российской экономики разбираться и искать их решение следует:  во-первых с учетом современных условий, во-вторых с учетом уже пройденного исторического пути развития финансов и экономики нашего государства.

Список литературы

1. Конституция Российской Федерации. // Справочно-правовая система «Консультант-Плюс» (дата обращения: 18.02.2018)