Файл: Финансы как инструмент регулирования экономики ( Понятие и сущность государственного финансового регулирования экономики ).pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 541
Скачиваний: 13
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические аспекты государственного финансового регулирования экономики
1.1 Понятие и сущность государственного финансового регулирования экономики
1.2 Формы и методы государственного финансового регулирования экономики
2. Анализ современного состояния государственного финансового регулирования экономики
2.1 Государственное финансовое регулирование экономики в современной России
3.1 Проблемы государственного финансового регулирования экономики
Особенность нынешнего состояния мировой экономики заключается в том, что ее функционирование на всех уровнях лоббируется. Следовательно, государство должно контролировать и регулировать процессы производства, распределения и обмена товаров, работ и услуг на национальном рынке, поскольку не исключено появление деструктивных процессов, которые могут вызывать кризис в экономике.
Наиболее важным регулирующим механизмом выступает государственный заказ. Это контрактное финансирование на закупку необходимых государству продукции, услуг или работ, которое является методом воздействия государства на производство не только в госсекторе экономики, но и в рыночном. Эта форма государственного регулирования экономики является предпочтительной, поскольку она стимулирует развитие рынка товаров и услуг, а следовательно, и экономическое развитие страны.
Следует отметить, что все вышеперечисленные направления особенно важны во время перехода на рыночные отношения. Необходимо применение эффективных методов государственного регулирования и их совершенствование: экономических (прямых и косвенных), балансовых; разработка новых методов, применение которых позволит решать проблему регулирования экономического развития страны в перспективе.
Заслуживает внимания предложение научно-исследовательского института национального развития РАН (директор института академик С.Ю. Глазьев) о создании системы стратегического планирования и управления социально-экономическим развитием экономики России, предусматривающей выбор приоритетов социально-экономического развития России до 2020 г.
В основу такой системы должен лечь программно-проектный подход. Рассмотрим основное содержание и экономическую сущность приведенных выше методов государственного регулирования экономики. Административные методы регулирования экономики включают контроль над доходами, ценами, учетными ставками, квотированием, лицензированием, нормированием и др. Эти инструменты основываются на экономических интересах страны и реализующих их стимулах. Они осуществляются на основе существующего экономического законодательства и воздействуют на экономическое развитие через систему устанавливаемых государством норм и правил, разрешаемых (или запрещаемых) видов деятельности и др.
К методу прямого экономического регулирования экономики относятся различные формы целевого финансирования отраслей промышленности, определяющих научно-технический прогресс, или базовых отраслей, отдельных регионов и предприятий. Это кредиты, в т. ч. льготные, субвенции или прямые субсидии, которые включают различного рода дотации, пособия, доплаты из специальных бюджетных и внебюджетных фондов различных уровней, необходимых для стимулирования выполнения планов-прогнозов развития экономики и научно-технического прогресса.
Такие меры помогают увязать интересы различных уровней и субъектов рынка, способствуют выравниванию их финансового, экономического положения, защите наиболее уязвимых секторов экономики и групп населения, что в конечном итоге позволяет обеспечить достижение приоритетных целей экономического развития.
Косвенные методы государственного регулирования экономики предполагают непосредственное воздействие государства на производство и потребление товаров, которое осуществляется путем проведения государством активной налоговой политики в области кредитно-финансовых, валютных, внешнеэкономических и таможенных отношений, амортизируемого имущества и др. Это воздействие не имеет адресной направленности.
Регулирование экономики осуществляется тем, что государство, используя экономические интересы и стимулы, влияет на экономическое поведение субъектов рынка, выступающих в качестве производителей или потребителей товаров.
Опыт показывает, что наиболее эффективными рычагами косвенного государственного регулирования экономики являются: применение соответствующих современному уровню развития производительных сил, технологий и факторов производства; формирование национальных приоритетов научно-технического прогресса, развитие конкуренции и спроса на продукцию высокого качества; создание современной инфраструктуры рынков, которая порождает новые функции и соответствующие им институты, требующие централизованного государственного управления, такие как финансовая и банковская системы, фондовые биржи и т. п. Балансовые методы государственного регулирования экономики предполагают составление балансов: финансовых (на всех уровнях управления); материальных; энергетических; трудовых и др. Каждый баланс должен состоять из двух частей.
В качестве примера можно привести финансовый баланс страны (бюджет). Он состоит из расходной и доходной частей. В материальных балансах отражаются: 1) потребности в необходимых материальных и сырьевых ресурсах; 2) источники и их покрытия (позволяют определить, насколько покрываются потребности в ресурсах, и при необходимости на государственном уровне их перераспределять).
К программно-проектным методам государственного регулирования экономики относятся: программно-целевые методы – проектное финансирование и кредитование; 168 общие и специальные целевые программы и проекты, содержащие ориентиры развития отраслей народного хозяйства, территорий или направлений деятельности.
Наряду с применением государственного (бюджетного) финансирования таких проектов и программ, в них могут принимать участие муниципальные образования и частные компании. В результате появляются возможности сконцентрировать финансовые и другие ресурсы на приоритетных направлениях выхода из кризиса и развития экономики. Обычно кризис в экономике преодолевается внедрением новых технологий, обеспечивающих прорыв в повышении эффективности экономики и переход к новому этапу ее роста.
Что касается экономики нашей страны, то после кризиса 2008 г. рост объемов производства осуществлялся за счет неиспользуемых производственных мощностей, которые были созданы в доперестроечный период и в настоящее время себя исчерпали. Нынешние механизмы вывода экономики из кризиса должны кардинально отличаться от классических. Сейчас рынок изменился. Во-первых, он стал мировым и более развитым, а во-вторых, ему присуща глобализация, которая имеет тенденцию усиливаться.
Мировая экономика развивается в направлении все большей концентрации. Этот процесс охватил целые отрасли. Возникли огромные и могущественные конгломераты.
Происходит создание новых экономических образований, подконтрольных только высокоразвитым странам. Для защиты собственного рынка необходима стратегия, по которой и приоритеты развития России в условиях глобализации должны развиваться в направлении восстановления и использования экономических связей не только в постсоветском пространстве, но и со странами Востока и др.
Достижением в этом направлении можно считать создание таможенного союза России, Казахстана, Армении и Киргизии, экономических объединений стран ШОС и БРИКС, включение в систему интеграционных процессов большинства стран Латинской Америки и др. Назрела необходимость решения проблемы развития Арктики, Сибири и Дальнего Востока. Характерно, что все эти проекты крайне выгодны
И если для освоения Арктики необходимы принципиально новые технологии, то проблему развития Сибири и Дальнего Востока надо решать путем создания в России крупных территориально-производственных кластеров и научных интегрированных комплексов, предусматривающих глубокую переработку природных ресурсов, которыми располагает Сибирь, а также путем привлечения и закрепления трудовых ресурсов. России важно выстроить иную стратегию, направленную на равномерное развитие экономических зон и территориальных образований.
2.2 Налоговая система
Реформирование бюджетно-налоговых отношений является важнейшей составной частью проводимых в России социально-экономических преобразований. Ведь, успех экономической стабилизации в стране зависит от создания оптимального механизма бюджетно-налоговых отношений, обеспечения действительного сочетания интересов на всех уровнях бюджетной системы, от достижения подлинного финансового равноправия всех органов власти в значительной мере зависит
Бюджетно-налоговая политика, система регулирующая экономику посредством изменений государственных расходов, налогов и состояния государственного бюджета с целью изменения реального объема производства и занятости, контроля над инфляцией и ускорения экономического роста. По опыту зарубежных стран хорошо прослеживается зависимость проведенных налоговых новаций в системе налогообложения и рост мировых показателей страны, таких как ВВП на душу населения, снижение уровня безработицы и контроль уровня инфляции. [1]
Темпы роста ВВП на 2019 год в еврозоне ожидается в границах 0,7%-1,3%. Уровень безработицы ожидается в пределах 8,3%-8,8%. Плавное улучшение будет наблюдаться за счет оптимизации миграционных условий и улучшения финансовой составляющей в компаниях, которые начнут активнее создавать рабочие места. Данные показатели свидетельствуют о эффективном проведение бюджетно-налоговой политики. Зарубежным странах характерно постоянно усовершенствование налоговой базы, с закреплением ее на законодательном уровне.
Примером одной из стран может служить США, где период посткризисного восстановления практически завершен: уровень безработицы достиг предкризисных минимумов, индикаторы инфляции приближаются к целевому уровню. Сильными сторонами экономической системы США является реализация реформы налогового сектора, уплотнение сектора занятости, улучшение инвестиционной составляющей внутри небольших форм бизнеса и активизация потребительского спроса. Федеральная Резервная Система США, пересмотрит процентную ставку на повышение трижды в 2019 году. А из этого следует, что на прогнозном горизонте можно ожидать постепенного ужесточения условий внешних заимствований для стран с формирующимися рынками, в том числе и для России.
По сравнению с еврозоной, финансовые показатели России находятся не на высоком уровне, это выражается в высоком уровне безработице и низком показателе ВВП. Россию по ВВП на душу населения обогнал даже Китай, у которого население в 10 раз больше. Также можно сделать вывод, что экономика многих стран в разы сильнее. Согласно последним новостям на конец марта, министр Минэкономразвития Максим Орешкин ожидает по итогам года роста ВВП всего лишь на 2%. Данные показатели говорят о неверно проводимой бюджетно-налоговой политике в стране. Сам бюджет России, составленный на 2019 год является дефицитным и состоит из доходов казны, состоящей 15,26 триллионов рублей, и расходов — 16,53 триллионов. Дефицит бюджета равен 1,27 триллионам.[2]
Налоги при этом составляют 73 % всех поступлений в бюджет. Остальную часть составляют доходы от внешнеторговой деятельности (22, 4 %). Проводимые реформы в стране, такие как, повышение пенсионного возраста, планируемое увеличение ставки НДФЛ, в отдельных регионах введение курортного сбора, а также изменения в налоговой отчетности приводит к негативному отношения граждан к властям страны.
В это же время расходная часть Бюджета России 2019 года направлена на обслуживание государственного аппарата. Если сложить финансирование чиновников, армии и спецслужб, то данные статьи расхода составят 37,5% расходов казны. Формально расходы на социальную политику стоят на первом месте в бюджете России, но обеспечение самого государства разбито на несколько разделов и в сумме оказывается намного выше. Расходы на образование и здравоохранение в сумме составляют всего 7% расходов казны, что совершенно не говорит о заботливом отношении государства к своему народу. Рост ВВП обещают всего 2%, но это очевидно недостаточно, чтобы полноценно восстановить экономику страны.
Если говорить по статьям, то ожидается рост внутреннего государственного долга по госгарантиям в трехлетний период. На начало 2020 года он будет на уровне 2,375 трлн рублей, в 2021 году — 2,424 трлн рублей и в 2022 году вырастет до двух с половиной триллионов рублей. Также ожидается увеличение внешнего госдолга: до $34,1 млрд (€28,9 млрд) в 2020 году, $35,3 млрд (€29,9 млрд) — в 2021 году и $36,5 млрд (€30,9 млрд) в 2022 году. Главной задачей на предстоящий период 2018-2020 гг. является обеспечение плавного перехода к полностью рыночному финансированию дефицита бюджета. [3]
Источниками финансирования дефицита бюджетов субъектов, по обещаниям государства, в рассматриваемом периоде будут являться ценные бумаги, кредиты от кредитных организаций, изменение остатков средств на счетах по учету средств бюджетов субъектов, и прочие источники финансирования.
Тем не менее, ниже желаемых остаются темпы роста доходов наиболее уязвимых слоев населения, восстановление инвестиционной активности идет неоднородными темпами, сохраняются значительные структурные ограничения для динамичного и сбалансированного развития. Что касаемо внешней экономики, то условия ее развития в предстоящий трехлетний период будут конечно же сложными: внешний спрос останется сравнительно слабым, так же как не прогнозируется и существенного улучшения ценовой конъюнктуры на традиционных экспортных рынках, по прежнему распространению санкций в сторону нашей страны. Кроме того, условия финансирования на мировых рынках будут ужесточаться вслед за постепенной нормализацией денежно-кредитной политики центральными банками развитых стран.