Файл: Организация и управление процессами продажи предприятий в условиях конкуренции (Сущность и содержание конкуренции).pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 134
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты конкуренции и структуры рынка
1.1. Сущность и содержание конкуренции
1.2. Понятие и характеристика основных рыночных структур
1.3. Оценка конкуренции в отрасли
Глава 2. Оценка уровня конкуренции и управление процессами продажи предприятий
2.2. Анализ рынка информационных технологий на основе парадигмы «Структура – Поведение – Результат»
3.1 Количество продавцов и покупателей.
4.2 Продуктовая стратегия и реклама.
5.1 Эффективность производства и размещения ресурсов.
5.3. Оценка уровня конкуренции на российском рынке информационных технологий
6. Особенности и перспективы развития рынка информационных технологий в Российской Федерации
6.1. Специфические черты конкуренции на российском рынке информационных технологий
Продавцы не считаются с реакцией соперников, когда выбирают какую цену установить на свои товары или когда выбирают ориентиры по объему годовых продаж
Рис. 8. Признаки рынка монополистической конкуренции
Монополистическая конкуренция похожа на ситуацию монополии, поскольку отдельные фирмы обладают способностью контролировать цену своих товаров. Она также похожа на совершенную конкуренцию, так как каждый товар продается многими фирмами, а на рынке существует свободный вход и выход [29, c. 284].
5. Олигополия.
Олигополия – тип рынка, при котором в каждой отрасли хозяйства господствует не одна, а несколько фирм. Иными словами, в олигополистической отрасли производителей больше, чем в условиях монополии, но значительно меньше, чем в условиях совершенной конкуренции. Как правило, насчитывается от 3 и более участников.
Частным случаем олигополии выступает дуополия. Контроль над ценой очень высокий, высокие входные барьеры в отрасль, значительная неценовая конкуренция. Примером могут послужить операторы сотовой связи и рынок недвижимости.
Перечислим характерные черты олигополии (рис. 9).
На рынке доминирует небольшое количество фирм
Характерные черты рынка олигополии
Существуют значительные барьеры для входа новых фирм в отрасль
Олигопольные фирмы обладают крупными рыночными долями и потому имеют значительную монопольную власть над ценой
Кривая спроса каждой такой фирмы имеет «падающий» характер
Главная черта олигопольного рынка – в тесной взаимосвязи и взаимозависимости фирм друг от друга. Каждая фирма вынуждена считаться с возможной реакцией своих конкурентов при определении цены и объема выпуска
Рис. 9. Признаки рынка олигополии [21, c. 93]
Таким образом, нами представлены характеристика основных видов конкурентных структур в чистом виде, однако иногда границы между ними размыты и трудно с высокой степенью достоверности отнести рыночную структуру к той или иной конкретной модели.
Следующий параграф представленной курсовой работы посвящается рассмотрению особенностей модели «5 сил конкуренции» Портера.
1.3. Оценка конкуренции в отрасли
Модель «5 сил конкуренции» Портера представляет инструмент стратегии, применяющейся в целях анализа привлекательности структуры рынка. Указанная модель была описана американским специалистом по стратегиям и конкуренции, в том числе конкуренции и на международных рынках, Майклом Портером в книге «Конкурентная стратегия: Методика анализа отраслей конкурентов» в 1980 году. Книга была переиздана 63 раза, переведена на 19 языков, а в 2008 году вышло переработанное и дополненное издание «Пять конкурентных сил, которые формируют стратегию».
Эта модель действительно важна в имеющейся на сегодняшний день конъюнктуре рынка, ведь предметом ее исследования является изучение абсолютно неизученного, особенно для отечественной экономической науки, вопроса удержания и усиления рыночной власти. Известно, что это качественное экономическое исследование, пользуется заслуженным спросом не только в США, но и в других странах мира [5, c. 159].
М. Портер, как ученый, делающий попытки самостоятельно найти ответы на многие вопросы в сфере экономической науки, не основывался на трудах фундаментальных экономистов, тем самым идя против устоявшихся штампов и традиций, ставя основной целью своего исследования оказание конкретной консалтинговой помощи бизнес-сообществу. Но можно говорить не только лишь о прикладном характере модели, но и об ее фундаментальном значении [2, c. 152].
Анализ проводится путем идентификации 5 основных конкурентных сил
Рассмотрим подробно содержание каждой из конкурентных сил модели (табл. 2).
Таблица 2
Содержание сил модели «5 сил конкуренции Портера»
Наименование
Внутриотраслевая конкуренция
Конкуренция в отрасли заставляет участников вступать в ценовые, исследовательские и рекламные войны, результатом которых, вероятней всего, будет снижение прибыли.
Угроза появления новых игроков
Первая угроза состоит в появлении конкурентов. Если в отрасли появляются новые участники, они приносят дополнительные ресурсы и стремятся присвоить себе часть рыночной доли у прежних участников, и таким образом соперничество увеличивается, а прибыль уменьшается.
Угроза появления товаров-заменителей
Угроза появления товаров-заменителей состоит в вопросе – насколько просто заменить продукт или услугу, в частности, удешевить, т. е. если существуют аналоги товаров или услуги, предлагаемых организацией, они ограничат размер цены, которую может установить организация, и как следствие, ограничат размер ее прибыли.
Рыночная власть покупателей
Сильная зависимость от потребителей может быть негативна, поскольку, имея большую мощь, чем у продавца, покупатели могут тем самым снизить маржу прибыли продавца.
Рыночная власть поставщиков
Чрезмерная зависимость от поставщиков также может привести к тому, что поставщик будет продавать свою продукцию по более высоким ценам. А это грозит появлению олигополии и даже монополии.
В комплексе данные силы конкретизируют предельный потенциал прибыли отрасли. Портер детально описывает структурные факторы, обуславливающие интенсивность конкуренции, а также специфику развития отрасли, а также конкурентной стратегии на различных этапах отраслевой эволюции. Иногда добавляется 6 конкурентная сила: правительство [30, c. 164].
Модель конкурентных сил Портера является одним из самых часто применяемых инструментов для разработки бизнес-стратегии. На основе проведенного анализа предлагаются модели конкурентных действий организаций и их руководителей для сохранения оптимальных позиций их бизнеса.
Как и все модели, эта модель имеет свои минусы. Следует выказывать осторожность при использовании этой модели: нельзя недооценивать роль имеющихся конкурентных преимуществ организации. Модель создавалась в целях анализа индивидуальных бизнес-стратегий. Она не принимает во внимание синергию и взаимозависимости внутри портфеля крупной организации. В данных случаях использование модели может дать неправильные выводы.
С теоретической точки зрения, модель не рассматривает возможность того, что рынок может быть привлекательным, потому что в нем представлены определенные компании. Иногда создаются возможности для создания абсолютно новых рынков вместо выбора в пользу существующих.
Разработка конкурентной стратегии заключается, по существу, в отыскании четкой формулировки того, как предприятие будет вести конкуренцию, какими должны быть его цели и какие средства и действия понадобятся для достижения этих целей.
Портер показал, что конкурентоспособность компании во многом определяется конкурентоспособностью ее экономического окружения, которая, в свою очередь, зависит от базовых условий и конкуренции внутри кластера [4, c. 218].
Главная отличительная черта учения М. Портера – забота о свободе компании в условиях рыночной экономики, а точнее – о ее независимости от существующих субъектов рыночной власти. Это обеспечивают предусмотрительность и активность поведения компании, ориентирующейся на самовыживание и постоянство получения позитивного эффекта, на рынке, и ее вынужденная гибкость как закономерная реакция на постоянно меняющиеся условия, что создает условия для спокойной работы.
Спокойствие достигается и необходимыми защитными мерами, обеспечивающими безопасность работы компании на рынке. В то же время М. Портер проводит мысль не о том, что в условиях рынка все вокруг потенциальные враги, разрушающие действия которые надо упреждать, а о том, что бизнес-сообщество взаимозависимо, экономические отношения предполагают взаимодействие субъектов хозяйствования. И от того, как будут формировать они это взаимодействие, зависит не только результат их деятельности, но и общая обстановка в экономике – позитивная, направленная на созидание, или негативная, направленная на разрушение [26, c. 197].
В заключение хотелось бы отметить, что модель «5 сил конкуренции» не только служит пособием для самообразования аналитиков каждого из организаций, нацеленных на получение максимально возможной прибыли, но и важна для определения приоритетов государственной отраслевой политики.
В следующем разделе представленной работы осуществим оценку российского рынка информационных технологий.
Глава 2. Оценка уровня конкуренции и управление процессами продажи предприятий
2.1. Управление процессами продажи предприятий в условиях конкуренции российского рынка информационных технологий
Развитие информационных технологий (ИТ) в России стало одним из приоритетных направлений государственной политики в среднесрочной перспективе. Обладая нижеперечисленными конкурентными преимуществами на данном рынке, Россия в ближайшие годы имеет возможность занять одно из лидирующих мест в международной торговле информационными технологиями, особенно в сегменте компьютерных и информационных услуг [12, c. 36]:
- высокий уровень квалификации рабочей силы в отрасли и наличие квалифицированного научно-исследовательского персонала;
- наличие хорошей образовательной системы по инженерным специальностям (высшие и средние учебные заведения), по удельному весу студентов (50%) научно-технического профиля Россия опережает США (20%) и Японию (20%);
- близость деловой культуры России к культуре стран Западной Европы;
- сравнительно низкие издержки производства ИТ.
Эти факторы способствуют развитию национального рынка информационных технологий и увеличению объемов экспорта данного вида технологий.
Проанализируем основные тенденции динамики российского рынка информационных технологий.
В качестве первого критерия выберем количество компании, работающих на рынке информационных технологий. Приведём статистические данные о количестве компаний, работающих на рынке информационных технологий по различным направлениям в период 2007-2013 гг., а также рассчитаем темпы роста показателей (табл. 3).
Таблица 3
Динамика количества компаний российского рынка информационных технологий в 2011–2017 гг., ед.
Поставки |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
Компьютерное оборудование |
68 |
89 |
105 |
121 |
103 |
103 |
56 |
Прирост показателя |
- |
0,31 |
0,18 |
0,15 |
-0,15 |
0,00 |
-0,46 |
Программное обеспечение |
52 |
39 |
90 |
121 |
101 |
122 |
82 |
Прирост показателя |
- |
-0,25 |
1,31 |
0,34 |
-0,17 |
0,21 |
-0,33 |
Интернет |
96 |
111 |
144 |
216 |
186 |
217 |
147 |
Прирост показателя |
- |
0,16 |
0,30 |
0,50 |
-0,14 |
0,17 |
-0,32 |
Телекоммуникации |
14 |
15 |
24 |
41 |
38 |
21 |
17 |
Прирост показателя |
- |
0,07 |
0,60 |
0,71 |
-0,07 |
-0,45 |
-0,19 |
Итого |
230 |
254 |
363 |
499 |
428 |
463 |
302 |
Прирост показателя |
- |
0,10 |
0,43 |
0,37 |
-0,14 |
0,08 |
-0,35 |