Файл: Организация и управление процессами продажи предприятий в условиях конкуренции (Сущность и содержание конкуренции).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 110

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава 1. Теоретические аспекты конкуренции и структуры рынка

1.1. Сущность и содержание конкуренции

1.2. Понятие и характеристика основных рыночных структур

1.3. Оценка конкуренции в отрасли

Глава 2. Оценка уровня конкуренции и управление процессами продажи предприятий

2.1. Управление процессами продажи предприятий в условиях конкуренции российского рынка информационных технологий

2.2. Анализ рынка информационных технологий на основе парадигмы «Структура – Поведение – Результат»

3. Структура рынка.

3.1 Количество продавцов и покупателей.

3.2 Дифференциация продукта.

3.3 Барьеры на вход.

3.4 Структура затрат.

4. Поведение.

4.1 Ценовая стратегия.

4.2 Продуктовая стратегия и реклама.

4.3 Стратегия в НИОКР.

4.4 Инвестиционная стратегия.

5. Результативность.

5.1 Эффективность производства и размещения ресурсов.

5.2 Технический прогресс.

5.3. Оценка уровня конкуренции на российском рынке информационных технологий

6. Особенности и перспективы развития рынка информационных технологий в Российской Федерации

6.1. Специфические черты конкуренции на российском рынке информационных технологий

Содержание

Заключение

Список литературы

Трудности в доступе к данным о конкурентах и их деятельности, а иной раз и полное его отсутствие, могут сформировать у руководства не отвечающую реальности точку зрения о наличии у организации преимуществ относительно конкурентов. Что, в свою очередь, приведет к ослаблению бдительности, а также снижением интенсивности действий, направленных на обеспечение и поддержание должного уровня конкурентоспособности организации [24, c. 87].

На данном этапе развития, чтобы организация позиционировалась как конкурентоспособная в процессе соперничества со своими конкурентами, необходимо осваивать принципиально иные подходы к процессам организации производства, а также управления, нежели те, на которые делались ставки ранее. В первую очередь подобные подходы необходимо внедрять в сфере инвестиционной политики, в процессе осуществления в организации реконструкции технического плана, внедрения в производство новой техники и технологий [16, c. 471].

Перечислим функции конкуренции в рыночной экономике [27, c. 87]:

а) регулирующая функция:

б) инновационная функция;

в) распределяющая функция;

г) функция контроля.

Рассмотрев функции конкуренции в рыночной экономике, можно сделать вывод, что все они крайне важны, и без них не сможет существовать ни одно предприятие.

Конкурентоспособность практически любой организации обуславливается целым перечнем факторов, которые могут позиционироваться в качестве её элементов. Условно их можно дифференцировать на три большие группы (рис. 3).

Факторы конкурентоспособности

технико-экономические

коммерческие

нормативно-правовые

Рис. 3. Группы факторов конкурентоспособности предприятия

Раскроем содержание каждой группы факторов (табл. 1).

Таблица 1

Содержание групп факторов конкурентоспособности [20, c. 168]

Коммерческие

Наименование

Технико-экономические

Технико-экономические факторы включают: качество, продажную цену и затраты на эксплуатацию (использование) или потребление продукции или услуги. Эти компоненты зависят от производительности и интенсивности труда, издержек производства, наукоемкоемкость продукции и пр.

Коммерческие факторы определяют условия реализации товаров на конкретном рынке. Они включают:

а) конъюнктуру рынка (острота конкуренции, соотношение между спросом и предложением данного товара, национальные и региональные особенности рынка, влияющие на формирование платежеспособного спроса на данную продукцию или услугу);


б) предоставляемый сервис (наличие дилерско-дистрибьютерских пунктов изготовителя и станций обслуживания в регионе покупателя, качество технического обслуживания, ремонта и других предоставляемых услуг);

в) рекламу (наличие и действенность рекламы и других средств воздействия на потребителя с целью формирования спроса);

г) имидж фирмы (популярность торговой марки, репутация фирмы, компании, страны).

Нормативно-правовые

В случае несоответствия товара действующим в рассматриваемый период на данном рынке нормам и требованиям стандартов и законодательства товар не может быть продан на данном конкретном рынке. Поэтому оценка этой группы факторов и компонент с помощью коэффициента соответствия нормативам лишена всякого смысла

Нормативно-правовые

Нормативно-правовые факторы отражают требования технической, экологической и иной (возможно, морально-этической) безопасности использования товара на данном рынке, а также патентно-правовые требования (патентной чистоты и патентной защиты).

Высокий уровень конкурентоспособности организации позволяет ей получать значительную прибыль при функционировании в условиях рынка. К тому же целью организации является обеспечение уровня конкурентоспособного, дающего возможность нормально функционировать в долгосрочной перспективе. Это обуславливает наличие перед любой организацией объективной необходимости реализации как стратегического, так и тактического управления развитием способности организации успешно функционировать в условиях непрерывно изменяющейся внешней среды.

Процесс управления конкурентоспособностью подразумевает комплекс мероприятий, направленный на постоянное улучшение товара, непрерывному поиску новых каналов сбыта, новых групп потенциальных потребителей, совершенствованию сервиса и рекламы [15, c. 145].

Фундаментом конкурентоспособности организации позиционируется конкурентоспособность производимой ей продукции.

Под конкурентоспособностью организации понимается относительная характеристика, отражающая отличия её развития от фирм-конкурентов по таким критериям как:

а) уровень удовлетворенности производимыми товарами потребностей;

б) результативность процессов производства.

Конкурентоспособность организации отражает способности, а также динамику её адаптации к условиям конкуренции на рынке [18, c. 137].

Высокий уровень конкурентоспособности организации достигается за счет удовлетворенности, а также готовности покупателей совершить повторную покупку, отсутствием претензий к организации со стороны социума, акционеров, партнеров, престижностью работы в этой организации.


Являясь понятием многоаспектным, конкурентоспособность организации включает не только лишь такие параметры товара как цена и качества. Также она находится в непосредственной зависимости от уровня менеджмента, сформировавшейся системы управления финансами, уровнем как инновационной, так и инвестиционной активности. Помимо этого на конкурентоспособность воздействуют такие параметры как [13, c. 149]:

а) рыночная конъюнктура;

б) интенсивность конкуренции;

в) оснащенность технического плана;

г) уровень внедрения инноваций;

д) степень мотивации сотрудников и их квалификация

е) уровень финансовой устойчивости, ликвидности и платежеспособности.

Ключевые факторы успеха организации

Местоположение, логистика и технологии

Ассортимент и товарная политика

Использование форм реализации товаров на рынке

Ценовая политика

Мерчендайзинг

Организация до- и послепродажного обслуживания

Организация продвижения товаров на рынке

Управление персоналом

Управление финансовыми потоками

Управление информационными потоками

Инвестирование в масштаб деятельности (торговая площадь, количество торговых точек и достигнутый товарооборот)

Рис. 4. Ключевые факторы успеха организации

Если принимать все остальные условия деятельности организации, то огромное значение приобретает маркетинговый элемент её конкурентоспособности. Маркетинг нацелен на следующее [7, c. 132]:

а) выявление значимых потребностей потенциального покупателя;

б) принятие во внимание трансформации предпочтений потребителя;

в) оценка перспектив развития рыночных сегментов;

г) разработку и последующую реализацию эффективных стратегий, направленных на повышение уровня конкурентоспособности.

Базисом формирования конкурентоспособности организации является система его конкурентных преимуществ. Понятие конкурентных преимуществ неоднозначно объясняется экспертами в области маркетинга и менеджмента. Если говорить в общем и целом, то подними понимаются специфические качества субъекта либо их комбинация, дающая возможность доминировать над иными субъектами конкретной системы в процессе взаимодействия в течение определенного интервала времени.

Параметры внутренней среды организации контролируются посредством системы её управления. В их состав входит ряд ключевых факторов успеха (рис. 4).

Обозначенные факторы являются основой выбора стратегии позиционирования организации в рамках отобранных целевых рыночных сегментов. Основой же их результативного применения является общая организационная структура управления, в частности, значение отдела маркетинга во внутриорганизационном взаимодействии [17, с. 124].


В следующем разделе представленной работы изучим понятие и характеристику основных рыночных структур.

1.2. Понятие и характеристика основных рыночных структур

В рамках данного раздела дадим краткую характеристику основных видов конкурентных структур, среди которых выделяются:

  1. совершенная конкуренция;
  2. несовершенная конкуренция;
  3. монополия;
  4. монополистическая конкуренция;
  5. олигополия.

1. Совершенная конкуренция.

Совершенная конкуренция – состояние рынка, на котором есть большое количество покупателей и продавцов (производителей), каждый из которых занимает относительно небольшую долю на рынке и не может ставить условия продажи и покупки товаров. В наличии нужные и доступные сведения относительно цен, их динамики, продавцах и покупателях не только лишь в конкретном месте, но и в других регионах и городах. Этот рынок подразумевает отсутствие власти производителя над ним и формирование цены не производителем, а через спрос и предложение.

Черты совершенной конкуренции не присущи ни одной из отраслей в полной мере. Все они могут лишь приближаться к модели.

Перечислим признаки идеального рынка (рынка идеальной конкуренции) (рис. 5).

Основные признаки рынка совершенной конкуренции

Отсутствие входных и выходных барьеров в той или иной отрасли производства

Отсутствие ограничений на количество участников рынка

Однородность одноименных представленных продуктов на рынке

Свободные цены

Отсутствие давления, принуждения со стороны одних участников по отношению к другим

Рис. 5. Признаки рынка совершенной конкуренции [23, c. 119]

Создание идеальной модели совершенной конкуренции является чрезвычайно сложным процессом. Примером отрасли, близкой к рынку совершенной конкуренции, может служить сельское хозяйство.

2. Несовершенная конкуренция.

Несовершенная конкуренция – конкуренция в условиях, когда отдельные производители имеют возможность контролировать цены на продукцию, которую они производят. Не всегда на рынке возможна совершенная конкуренция. Монополистическая конкуренция, олигополия и монополия являются формами несовершенной конкуренции. При монополии возможно вытеснение монополистом других фирм с рынка.

Перечислим признаки несовершенной конкуренции (рис. 6.).


Использование или разглашение конфиденциальной научно-технической, производственной и торговой информации

Демпинговые цены

Основные признаки несовершенной конкуренции

Создание входных барьеров на рынок каких-либо товаров

Ценовая дискриминация (продажа одного и того же товара по разным ценам)

Распространение ложных сведений в рекламной или иной информации касаемо способа и места изготовления или количества товаров

Умалчивание важной для потребителя информации

Рис. 6. Признаки несовершенной конкуренции

Перечислим потери от несовершенной конкуренции (рис. 7).

Потери от несовершенной конкуренции

Снижение конкурентоспособности на мировых рынках

Неоправданный рост цен

Замедление научно-технического прогресса

Увеличение издержек обращения

Падение эффективности экономики

Рис. 7. Потери от несовершенной конкуренции [11, c. 174]

3. Монополия.

Монополия – исключительное право на что-либо. Применительно к экономике – исключительное право на производство, покупку, продажу, принадлежащее одному лицу, определённой группе лиц или государству. Возникает на основе высокой концентрации и централизации капитала и производства. Цель – извлечение сверхвысокой прибыли. Обеспечивается посредством установления монопольно высоких или монопольно низких цен. Подавляет конкурентный потенциал рыночной экономики, ведёт к росту цен и диспропорциям.

Модель монополии: один продавец; нет близких продуктов-заменителей; диктат цены. Следует отличать естественную монополию, то есть структуры, демонополизация которых либо нецелесообразна, либо невозможна: коммунальное хозяйство, метрополитен, энергетика, водоснабжение и др. [22, c. 218]

4. Монополистическая конкуренция.

Монополистическая конкуренция осуществляется тогда, когда много продавцов конкурируют, чтобы продать дифференцированный продукт на рынке, где возможно появление новых продавцов.

Перечислим признаки несовершенной конкуренции (рис. 8.).

На рынке есть условия для входа и выхода

Основные признаки монополистической конкуренции

Товар каждой фирмы, торгующей на рынке, является несовершенным заменителем товара, реализуемого другими фирмами

На рынке существует относительно большое число продавцов, каждый из которых удовлетворяет небольшую, но не микроскопическую долю рыночного спроса на общий тип товара, реализуемого фирмой и ее соперниками