Файл: Организация и управление процессами продажи предприятий в условиях конкуренции (Сущность и содержание конкуренции).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 121

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава 1. Теоретические аспекты конкуренции и структуры рынка

1.1. Сущность и содержание конкуренции

1.2. Понятие и характеристика основных рыночных структур

1.3. Оценка конкуренции в отрасли

Глава 2. Оценка уровня конкуренции и управление процессами продажи предприятий

2.1. Управление процессами продажи предприятий в условиях конкуренции российского рынка информационных технологий

2.2. Анализ рынка информационных технологий на основе парадигмы «Структура – Поведение – Результат»

3. Структура рынка.

3.1 Количество продавцов и покупателей.

3.2 Дифференциация продукта.

3.3 Барьеры на вход.

3.4 Структура затрат.

4. Поведение.

4.1 Ценовая стратегия.

4.2 Продуктовая стратегия и реклама.

4.3 Стратегия в НИОКР.

4.4 Инвестиционная стратегия.

5. Результативность.

5.1 Эффективность производства и размещения ресурсов.

5.2 Технический прогресс.

5.3. Оценка уровня конкуренции на российском рынке информационных технологий

6. Особенности и перспективы развития рынка информационных технологий в Российской Федерации

6.1. Специфические черты конкуренции на российском рынке информационных технологий

Содержание

Заключение

Список литературы

б) Наличие заменителей.

Как уже говорилось выше, у компьютерного оборудования как такового нет товара-заменителя, подобную аналогию можно провести относительно разве что видов данного оборудования и то это скорее уже дифференциация товара.

в) Темпы роста.

В течение исследуемого периода можно отметить положительные темпы роста за исключением 2008 года, что обусловлено влиянием мирового финансового кризиса.

3. Структура рынка.

3.1 Количество продавцов и покупателей.

Динамика количества продавцов и покупателей компьютерного оборудования достаточно подробно рассмотрена в п. 2.1 данной главы.

Общими тенденциями развития рынка компьютерного оборудования является рост количества продавцов, покупателей и суммарного оборота компаний в течение исследуемого периода за исключением 2008 года, в котором фиксируется темп убыли всех показателей, обусловленный влиянием мирового финансового кризиса.

В общем, рынок можно охарактеризовать как обладающий довольно высокой степенью монополизации, которая незначительно снизилась с 2007 по 2008 год, о чем свидетельствует динамика индекса концентрации, индекса Херфиндаля-Хиршмана и т.д.

3.2 Дифференциация продукта.

Как уже говорилось, продукт можно дифференцировать по следующим основным видам:

1) персональные компьютеры;

2) ноутбуки;

3) КПК.

Также обозначим дифференциацию по направлениям деятельности:

  • производство;
  • дистрибуция;
  • субдистрибуция;
  • поставки;
  • розничные продажи.

3.3 Барьеры на вход.

Барьеры, препятствующие входу на рынок компьютерного оборудования и его развитию, можно разделить на законодательные проблемы, факторы, сдерживающие рост внутреннего рынка, сдерживающие рост экспорта и институциональные проблемы.

Неразвитость законодательной базы для ИТ в целом и для отдельных приложений тормозит развитие как спроса, так и предложения информационных технологий. Неразработанный механизм в целом передового законодательства в области защиты прав интеллектуальной собственности приводит к потере доходов российскими экспортерами и мешает привлечению в Россию крупных международных компаний. Отсутствие точных формулировок, касающихся ИТ, в налоговом законодательстве приводит к неопределенности в вопросах начисления налогов и увеличению рисков и расходов компаний отрасли ИТ.


Барьеры, мешающие развитию внутреннего рынка, делятся на мешающие развитию спроса со стороны основных групп потребителей (государственные органы, предприятия, население) и ограничивающие предложение.

Экспортно-импортные операции значительно усложняются из-за разрешительной процедуры получения сертификатов и лицензий ФАПРИД (особенно критичным данный фактор является для малых и средних предприятий), огромного количества документов при таможенном оформлении. Кроме того, специфика экспорта программного обеспечения и ИТ-услуг не описана в законодательстве, что приводит к необходимости доказывать возможность экспорта программного обеспечения и ИТ-услуг для каждой отдельной сделки.

К проблемам институционального характера относятся неразвитость механизмов финансирования, неразвитость и высокая стоимость инфраструктуры, недостаток кадров для отрасли ИТ.

3.4 Структура затрат.

Структура затрат рынка компьютерного оборудования была рассмотрена выше.

Из вышесказанного можно сделать вывод, что рынок скорее относится к монополистической конкуренции.

4. Поведение.

4.1 Ценовая стратегия.

На рынке компьютерного оборудования ценовая стратегия характеризуется тем, что, несмотря на примерно одинаковый уровень цен продавцов, каждый из них стремится привлечь покупателя любыми доступными ему средствами: скидки, распродажи и т.д. Одним из методов привлечения покупателей является временное занижение цены на продукцию, которая, однако, может быть обусловлена и масштабами деятельности компании.

Ярким примером может являться компания «ДНС», которая на рынке компьютерного оборудования г. Новосибирска набирает всё большие обороты за счёт более низких цен на компьютерное оборудование, чем у компаний-конкурентов.

4.2 Продуктовая стратегия и реклама.

Говоря о продуктовой стратегии, следует отметить, что здесь на рынке компьютерного оборудования преобладает выбор курса на расширение производства и объемов реализации продуктов, стремление захватывать рынок нового продукта в начале его формирования

В первую очередь стратегия продукта зависит от стратегии фирмы. Однако, хотя стратегия продукта и является элементом общей стратегии фирмы и соответственно определяется характером ее целей и ее стратегией, тем не менее, можно указать на отдельные факторы, оказывающие непосредственное влияние на выработку стратегии продукта (конкурентная среда и стратегия конкуренции фирмы; состояние портфеля продукции фирмы; место, занимаемое маркетингом в управлении фирмой)


Рекламная деятельность продавцов на рынке компьютерного оборудования характеризуется непрерывной интенсификацией, что обусловлено довольно большим количеством компаний.

4.3 Стратегия в НИОКР.

Говорить о стратегии в НИОКР относительно российского рынка компьютерного оборудования довольно сложно. Российские компании вкладывают средства в данное направление и стремятся увеличивать данную статью расходов, однако влияние финансового кризиса негативно отразилось на объёмах затрат на НИОКР российских компаний.

4.4 Инвестиционная стратегия.

Оценивая инвестиционную стратегию российских компаний на рынке компьютерного оборудования, можно отметить снижение объёмов инвестирования, особенно долгосрочного, что обусловлено высокими рисками вследствие влияния финансового кризиса.

5. Результативность.

5.1 Эффективность производства и размещения ресурсов.

Эффективность производства также претерпела изменение в результате финансового кризиса.

Оценивая размещение ресурсов, следует отметить, что их концентрация ресурсов для производства увеличивается, как уже говорилось, в АТР, а концентрация ресурсов (средств) для дистрибуции – в Центральной части Российской Федерации.

5.2 Технический прогресс.

Оценивая степень технического прогресса, надо сказать, что развитие рынка компьютерного оборудования, а, соответственно, рост компьютеризации всех сфер жизни общества неразрывно связано с техническим прогрессом (наблюдается прямо пропорциональная зависимость).

Все 4 блока парадигмы СПР тесно связаны между собой.

Базовые условия непосредственно влияют на структуру рынка компьютерного оборудования, что отражается на поведении продавцов.

Также верно и то, что поведение продавцов на рынке оказывает обратное влияние на структуру рынка и на базовые условия. Структура рынка также может оказывать обратное влияние на базовые условия.

Результативность функционирования рынка компьютерного оборудования определяется поведением продавцов и покупателей, которое, в свою очередь, зависит от структуры рынка компьютерного оборудования.


В следующем параграфе представленной работы произведем оценку уровня конкуренции на российском рынке информационных технологий.

5.3. Оценка уровня конкуренции на российском рынке информационных технологий

Для более полной характеристики российского рынка информационных технологий рассчитаем и проанализируем ряд показателей, описывающих уровень конкуренции в отрасли.

произведём расчёт коэффициентов концентрации продавцов на рынке:

1) индекс концентрации (для 10 крупнейших компаний):

(1)

где Si – удельный вес фирмы на рынке по объемам реализации;

k – число фирм, для которых рассчитывается индекс.

2) индекса Херфиндаля-Хиршмана:

(2)

где n – число фирм-продавцов, действующих на рынке.

3) индекса энтропии:

(3)

4) дисперсии рыночных долей:

, (4)

где – средняя рыночная доля [8, c. 57].

Расчёт коэффициентов концентрации произведём на основе статистических данных об объёмах реализации крупнейших российских ИТ-компаний. Динамику охарактеризуем за 2016-2017 гг. (табл. 7).

Таблица 7

Динамика величины коэффициентов, характеризующих концентрацию продавцов для рынка информационных технологий в период 2016-2017 гг.

Показатель

2016

2017

Индекс концентрации

0,6675

0,6524

Прирост (убыль) показателя, %

 -

-0,0227

Индекс Херфиндаля-Хиршмана

0,0583

0,0567

Прирост (убыль) показателя, %

 -

-0,0281

Индекс энтропии

4,6689

4,7212

Прирост (убыль) показателя, %

 -

0,0112

Дисперсия рыночных долей

0,000660

0,000635

Прирост (убыль) показателя, %

 -

-0,0382


В течение исследуемого периода значение индекса концентрации снизилось на 2,27%, что свидетельствует о снижении доли 10 крупнейших компаний российского рынка информационных технологий в общем объёме продавцов, то есть рынок стал более конкурентным, однако величина индекса говорит о том, что степень конкуренции на данном рынке невелика.

Как видно из таблицы 7 значение показателя снизилось на 2,81%, что свидетельствует о снижении степени концентрации продавцов на российском рынке информационных технологий в течение исследуемого периода.

В течение исследуемого периода произошло увеличение индекса энтропии на 0,01%, то есть снизилась возможность крупнейших российских компаний влиять на цену (этот показатель является обратным показателю концентрации).

Величина дисперсии рыночных долей упала на 3,8% в 2017 г. по сравнению с 2016 г., что свидетельствует о незначительном снижении степени неравенства размеров фирм, действующих на российском рынке информационных технологий.

На основании проведённого анализа можно сделать вывод о том, что российский рынок информационных технологий является рынком монополистической конкуренции, когда несколько десятков фирм в отрасли, выпускающие дифференцированный продукт, конкурируют между собой, при этом ни одна из них не обладает всей полнотой власти по контролю за рыночной ценой.

В заключение хотелось бы отметить, что опережающее развитие высокотехнологичных отраслей в России, в том числе и информационных технологий, расширение объемов экспорта наукоемкой продукции в значительной степени зависят от поддержания уже определившихся тенденций по расширению инновационной деятельности предприятий и их стремления выходить на рынки развитых стран мира, являющихся крупнейшими потребителями данных товаров и услуг.

Перспективы роста экспорта информационных технологий в среднесрочной и долгосрочной перспективе будут определяться именно направлениями государственной поддержки отрасли, как в прямой, так и в косвенной форме. Россия обладает значительными конкурентными преимуществами по сравнению с рядом развитых и развивающихся стран на данном рынке, но без надлежащего укрепления и расширения конкурентных преимуществ эти позиции при столь высоких темпах развития научно-технического прогресса в мире будет очень сложно удержать.