Файл: Организация и управление процессами продажи предприятий в условиях конкуренции (Сущность и содержание конкуренции).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 102

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава 1. Теоретические аспекты конкуренции и структуры рынка

1.1. Сущность и содержание конкуренции

1.2. Понятие и характеристика основных рыночных структур

1.3. Оценка конкуренции в отрасли

Глава 2. Оценка уровня конкуренции и управление процессами продажи предприятий

2.1. Управление процессами продажи предприятий в условиях конкуренции российского рынка информационных технологий

2.2. Анализ рынка информационных технологий на основе парадигмы «Структура – Поведение – Результат»

3. Структура рынка.

3.1 Количество продавцов и покупателей.

3.2 Дифференциация продукта.

3.3 Барьеры на вход.

3.4 Структура затрат.

4. Поведение.

4.1 Ценовая стратегия.

4.2 Продуктовая стратегия и реклама.

4.3 Стратегия в НИОКР.

4.4 Инвестиционная стратегия.

5. Результативность.

5.1 Эффективность производства и размещения ресурсов.

5.2 Технический прогресс.

5.3. Оценка уровня конкуренции на российском рынке информационных технологий

6. Особенности и перспективы развития рынка информационных технологий в Российской Федерации

6.1. Специфические черты конкуренции на российском рынке информационных технологий

Содержание

Заключение

Список литературы

6. Особенности и перспективы развития рынка информационных технологий в Российской Федерации

6.1. Специфические черты конкуренции на российском рынке информационных технологий

В рамках российского рынка ИТ со временем произошла группировка организаций по 2 основным группам (рис. 10).

Основные группы компании на российском рынке ИТ

Группа фирм-изготовителей систем обработки и передачи информации (поставщики оборудования обработки данных специального назначения и изготовители ПК)

Группа фирм, специализирующихся на разработке и продаже программного обеспечения и услуг по использованию оборудования для обработки и передачи информации

Рис. 10. Основные группы компаний на российском рынке ИТ

Сейчас российский рынок ИТ позиционируется как рынок несовершенной конкуренции, делящийся на фрагменты, которые между собой не конкурируют. Специфическим является и тип монополистической конкуренции в каждом из них. Наименьший уровень монополизации фиксируется на рынке производителей аппаратного обеспечения: он наиболее приближен к модели чистой конкуренции, так как в его границах реализуют деятельность значительное число организаций. Продукция их однородна по критерию технических параметров, а потому они не имеют возможности контролировать уровень цен.

Если говорить о рынке производителей программного обеспечения, то на нем доминирующая роль принадлежит 1-2 организациям, которые известны на весь мир (Microsoft и Apple яркий тому пример). Модель их конкуренции, по сути, представляет дуополию. В качестве самого монополизированного рынка выделяется рынок производителей интеллектуальных систем прикладного плана, так как каждая из них практически в каждом случае уникальна.

Организация, которая является лидером в рамках рынка ИТ (наиболее высокий уровень доверия от потенциальных потребителей), пребывает в наиболее выгодной ситуации для демонстрации лидерства относительно затрат на производства, а также установления ценового уровня. Она имеет значительные возможности диктовать в рамках рынка цены на самом прибыльном для себя уровне, в отличие от других, а также в широких пределах устанавливать цены с принятием во внимание конкурентного положения дел.


Если вести речь о ситуации в общем плане, то в рамках рынка ИТ нет какой-то единой цены, а формируется ряд уровней цен по таким критериям как:

а) место организации на рынке;

б) способность, а также уровень дифференциации товара либо услуги организации относительно товаров либо услуг рыночного лидера.

Уровень цен каждой отдельно взятой организации находятся в ситуации ограничения конкретными рамками, не имея возможности быть выше соответствующих цен лидера рынка.

Участники рынка ИТ результативно применяют разные методы конкуренции: как ценовые, так и неценовые. Динамика рынка и увеличение объемов торговли ведут к обострению ценовой конкуренции, поэтому частники рынка формируют гибкие ценовые стратегии.

В рамках рынка программного обеспечения увеличение количество организаций разработчиков стимулирует как лидеров, так и новых участников рынка уменьшать цены на его продажу, а также интенсивно использовать новые возможности технического плана, к примеру, Интернет-торговлю.

В рамках рынка компьютерных и информационных услуг фактор цены содействует увеличению объема оборота организаций, имеющих возможность предоставлять квалифицированные услуги соответствующего уровня качества наряду с самой низкой их ценой.

Перечислим методы ценообразования на рынке ИТ (рис. 11).

Методы ценообразования на рынке ИТ

Основываться на издержках производства – затратные методы (метод полных издержек и метод прямых затрат)

Опираться на конъюнктуру рынка – рыночные методы (метод следования за рыночными ценами и метод следования за ценами фирмы-лидера на рынке)

Ориентироваться на нормативы зависимости цены от коммерческих условий контракта и технико-экономических параметров продукции – параметрические методы

Рис. 11. Методы ценообразования на рынке ИТ

Рассмотри содержание основных методов ценообразования на рынке ИТ (табл. 8).

Таблица 8

Содержание основных методов ценообразования на рынке ИТ

Наименование

Содержание

Метод определения цены с ориентацией на конкуренцию

Состоит в определении цены с учетом конкурентной ситуации и конкурентного положения данной фирмы на рынке. Методы установления цены с ориентацией на конкурентов можно подразделить на две группы: метод следования за рыночными ценами и метод следования за ценами фирмы-лидера на рынке

Метод, основанный на определении полных издержек (или метод полных затрат, метод «издержки плюс»)


Состоит в суммировании совокупных издержек (переменные (прямые) плюс постоянные (накладные) издержки) и прибыли, которую фирма рассчитывает получить. Этот метод имеет два больших недостатка: при установлении цены не принимаются во внимание имеющийся спрос на товар и конкуренция на рынке, поэтому возможна ситуация, когда товар при данной цене не будет пользоваться спросом, а продукция конкурентов может быть лучше по качеству и более известна покупателю благодаря рекламе; часто практикуемое отнесение на себестоимость товара постоянных издержек, которые являются условными и искажают подлинный вклад продукта в доход предприятия

Относительно создания оптимального уровня цен на информационные продукты (ИП) следует выделить два подхода (рис. 12).

Основные подходы к формированию оптимальной цены на информационные продукты

Для информации в виде информационных изданий (книги, периодические издания, описания изобретений, программные продукты, научно-технические отчеты, иные виды документов, базы данных, копии документов, выступающие в качестве материальных носителей, содержащих информацию) – по аналогии с материальной продукцией

Для «живых знаний» – в недолговечной форме – по аналогии с произведениями литературы и искусства

Рис. 12. Основные подходы к формированию оптимальной цены на ИП

Учитывая изложенное, можно сделать вывод о том, что ценовой конкуренции в рамках рынка ИТ присущ ряд характерных особенностей (рис. 13).

Характерные особенности ценовой конкуренции в рамках рынка ИТ

Существенное изменение цены на протяжении жизненного цикла в зависимости от рыночной ситуации

Сочетание высоких постоянных издержек и низких переменных издержек (издержки тиражирования)

Цена информации включает величину упущенной выгоды вследствие неполучения (и неиспользования) коммерческой информации, величину ущерба, который может быть нанесен фирме в результате использования коммерческой информации конкурентами; величины прибыли (дохода), которая может быть получена фирмой в результате получения коммерческой информации

Реальный процесс формирования цен происходит не в сфере производства, а в сфере реализации продукции на рынке несовершенной конкуренции

Цена по истечении релевантного периода падает с цены лицензионной копии до цены материального носителя

Рис. 13. Характерные особенности ценовой конкуренции в рамках рынка ИТ

Также перечислим способы неценовой конкуренции в рамках рынка ИТ (рис. 14).


Способы неценовой конкуренции в рамках рынка ИТ

Внедрение инноваций, выпуск на рынок новых видов товаров с повышенными качественными характеристиками, повышенное внимание к защите прав интеллектуальной собственности

Углубление специализации разработок программного обеспечения и услуг

Межфирменное сотрудничество в различных формах с целью получения контроля (прямого или частичного) над ресурсами партнера

Поглощение специализированных компаний, добившихся существенных успехов на рынке

Развитие глобального характера операций на рынке, т. е. деятельность компаний в масштабе нескольких государств

Меры по продвижению продукции на рынок (реклама и ознакомление с новейшими разработками, поддержание популярности торговой марки, изучение предпочтений клиентов, установление прочных и долгосрочных отношений)

Рис. 14. Способы неценовой конкуренции в рамках рынка ИТ

В следующем параграфе представленной работы обозначим основные направления поддержки конкуренции в рамках российского рынка ИТ.

3.2. Основные направления поддержки конкуренции на российском рынке информационных технологий

В настоящее время создание системы поддержки конкуренции в рамках российского рынка ИТ реализуется по нескольким направлениям (рис. 15).

Основные направления формирования системы конкуренции в рамках рынка ИТ

Регулирование внешнеторговых операций в рамках соглашений, подписанных странами-членами ВТО

Реализация положений международных договоров по контролю экспорта технологий двойного назначения, разработка стандартов производства ИТ

Совершенствование мер защиты прав интеллектуальной собственности при реализации программного обеспечения и интегральных схем на мировом рынке

Рис. 15. Основные направления формирования системы конкуренции в рамках российского рынка ИТ

Международное регулирование торговли компьютерным оборудованием и программным обеспечением осуществляется в соответствии с положениями Соглашения по торговле информационными технологиями, охватывающем более 97% процентов поставщиков данного вида технологий на мировой рынок.

Стратегический характер информации как ресурса экономического и социального развития обусловливает высокую степень государственного регулирования, значительный уровень концентрации и монополизации информационного производства.

В последние годы для российского рынка информационных технологий характерен стремительный рост числа слияний и поглощений, инициаторами которых становятся как крупнейшие производители данного вида технологий США и стран ЕС, так и крупнейшие российские компании – лидеры рынка. Данная тенденция объясняется стремлением к увеличению доли рынка, снижению операционных издержек, возможностью выхода на более узкоспециализированные сегменты рынка информационных технологий.


Усилия государства должны быть сфокусированы как на теоретическом осознании, так и на практическом решении ряда принципиальных вопросов (рис. 16).

Принципиальные вопросы, которые требуют как теоретического осознания, так и практического решения от государства в России

Возможность, целесообразность и границы применения зарубежного опыта правового регулирования информационных отношений

Пути решения новых правовых проблем в связи с использованием сети Интернет

Решение теоретических проблем правового статуса информации как объекта гражданских прав, введенного ГК РФ

Допустимость и границы применения различных методов регулирования (в том числе саморегулирования) в информационной сфере

Рис. 16. Принципиальные вопросы, которые требуют как теоретического осознания, так и практического решения от государства в России

Система поддержки конкуренции со стороны государства включает совокупность мер, которые можно обозначить следующим образом (рис. 17).

Основные направления системы государственной поддержки конкуренции на российском рынке ИТ

Экономические меры (воздействие на динамику и структуру совокупного спроса, рассредоточение рыночной власти, развитие кооперационных связей и интеграции, поощрение международной торговли, развитие инфраструктуры)

Институциональные (создание эффективных правил и норм, стимулирующих развитие конкуренции, обеспечение правовой защиты интеллектуальной собственности в области Интернет-технологий)

Технологические меры (доступность технологий и информационное обеспечение)

Социальные меры (стимулирование предпринимательской активности)

Рис. 17. Основные направления системы государственной поддержки конкуренции на российском рынке ИТ

Опишем направления системы мер государственной поддержки конкуренции на российском рынке ИТ (табл. 9).

Таблица 9

Содержание основных направлений системы мер государственной поддержки конкуренции на российском рынке ИТ

Экономические

а) воздействие на динамику и структуру совокупного спроса;

б) развитие кооперационных и интеграционных связей;

в) поощрение международной торговли;

г) развитие инфраструктуры.

Технологические

а) доступность технологий;

б) информационное обеспечение.

Институциональные

а) создание правил и норм добросовестной конкуренции;

б) обеспечение правовой защиты интеллектуальной собственности в области Интернет-технологий.