Файл: Организация и управление процессами продажи предприятий в условиях конкуренции (Сущность и содержание конкуренции).pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 130
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты конкуренции и структуры рынка
1.1. Сущность и содержание конкуренции
1.2. Понятие и характеристика основных рыночных структур
1.3. Оценка конкуренции в отрасли
Глава 2. Оценка уровня конкуренции и управление процессами продажи предприятий
2.2. Анализ рынка информационных технологий на основе парадигмы «Структура – Поведение – Результат»
3.1 Количество продавцов и покупателей.
4.2 Продуктовая стратегия и реклама.
5.1 Эффективность производства и размещения ресурсов.
5.3. Оценка уровня конкуренции на российском рынке информационных технологий
6. Особенности и перспективы развития рынка информационных технологий в Российской Федерации
6.1. Специфические черты конкуренции на российском рынке информационных технологий
Интерпретируем полученные результаты.
Наибольшее значение по количеству компаний в течение исследуемого периода принадлежит такому направлению деятельности на рынке информационных технологий как «Интернет», а наименьшее – «Телекоммуникации».
Если говорить об общих тенденциях динамики количества компаний по всем направлениям деятельности, необходимо отметить наличие темпа убыли по всем направлениям деятельности на рынке информационных технологий в 2016 и 2017 гг. Причём темп убыли в 2017 г. гораздо выше, чем в 2015 г.
Максимальный уровень общего количества компаний, работающих на рынке информационных технологий, фиксируется в 2014 г. В течение последующих лет отмечается спад в 2015 г. (темп убыли составил 14%), незначительный подъём в 2016 г. (темп роста 8%) и резкий спад в 2017 г. – количество компании сократилось более, чем на треть (темп убыли – 35%).
Вторым критерием будет являться суммарный оборот компаний российского рынка информационных технологий. Приведём статистические данные, отражающие величину суммарного оборота компаний, работающих на рынке информационных технологий по различным направлениям в период 2011-2017 гг., а также рассчитаем темпы роста показателей (табл. 4).
Таблица 4
Динамика суммарного оборота компаний российского рынка информационных технологий в 2011-2017 годы, млн. руб.
Направления деятельности |
2011 |
2012 |
2013 |
Компьютерное оборудование |
60523,07 |
94191,21 |
126655,07 |
Прирост показателя, % |
- |
0,56 |
0,34 |
Программное обеспечение |
7784,90 |
8715,54 |
18215,72 |
Прирост показателя, % |
- |
0,12 |
1,09 |
Интернет |
72729,72 |
139485,79 |
199448,73 |
Прирост показателя, % |
- |
0,92 |
0,43 |
Телекоммуникации |
8429,02 |
6701,41 |
8193,42 |
Прирост показателя, % |
- |
-0,20 |
0,22 |
Итого |
149466,71 |
249093,95 |
352512,95 |
Прирост показателя, % |
- |
0,67 |
0,42 |
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
163397 |
245651 |
397065 |
191852 |
0,29 |
0,5 |
0,62 |
-0,52 |
27732,3 |
35454,6 |
32791 |
41653,6 |
0,52 |
0,28 |
-0,08 |
0,27 |
93384,5 |
114115 |
147423 |
234751 |
-0,53 |
0,22 |
0,29 |
0,59 |
14875,7 |
124723 |
18121,4 |
27563,4 |
0,82 |
7,38 |
-0,85 |
0,52 |
299390 |
519944 |
595401 |
495820 |
-0,15 |
0,74 |
0,15 |
-0,17 |
Интерпретируем полученные результаты.
Динамика показателей имеет ряд отличий от динамики предыдущих. Во-первых, по суммарному обороту такое направление деятельности как «Интернет» лидировало до 2013 г., в 2014 г. произошло снижение значения показателя (темп убыли составил 53%) и лидирующие позиции заняло направление «Компьютерное оборудование» (темп роста составил 29%). Вернуть 1 место по объёму суммарного оборота направление «Интернет» смогло, как ни странно, в 2017 г. (темп роста – 59%) на фоне резкого падения суммарного оборота продаж по направлению «Компьютерное оборудование» (темп убыли составил 52%).
В соответствии с таблицей 5 рассмотрим статистические данные о количестве российских организаций, которые использовали информационные и коммуникационные технологии в период 2014-2017 г.
Таблица 5
Динамика количества организаций, использующих информационные и коммуникационные технологии в период 2014-2017 гг.
Показатель |
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
Количество обследованных организаций, шт. |
121923 |
150934 |
161523 |
170035 |
Прирост (убыль) показателя, % |
- |
0,24 |
0,07 |
0,05 |
из них использовали: |
||||
персональные компьютеры |
106794 |
137436 |
150695 |
158706 |
Прирост (убыль) показателя, % |
- |
0,29 |
0,1 |
0,05 |
ЭВМ других типов |
10188 |
13990 |
18318 |
22182 |
Прирост (убыль) показателя, % |
- |
0,37 |
0,31 |
0,21 |
локальные вычислительные сети |
60555 |
79054 |
92127 |
95882 |
Прирост (убыль) показателя, % |
- |
0,31 |
0,17 |
0,04 |
электронную почту |
64845 |
84538 |
102699 |
117549 |
Прирост (убыль) показателя, % |
- |
0,3 |
0,21 |
0,14 |
глобальные информационные сети |
69811 |
81910 |
100892 |
116790 |
Прирост (убыль) показателя, % |
- |
0,17 |
0,23 |
0,16 |
Наличие веб-сайта в Интернете |
17496 |
22348 |
34104 |
33626 |
Прирост (убыль) показателя, % |
- |
0,28 |
0,53 |
-0,01 |
На основании приведённых статистических данных и рассчитанных темпах прироста (убыли) показателей можно сделать вывод о том, что основной тенденцией является стабильное увеличение использования организациями информационных и коммуникационных технологий, хотя темпы прироста показателей с годами снижаются.
Исключение составил показатель, характеризующий количество организаций, имеющих веб-сайт в Интернете – фиксируется резкое увеличение показателя в 2016 г. (темп прироста составил 53%) и его снижение в следующем году (темп убыли составил 1%).
Следующим шагом будет являться анализ объёмов затрат российских организаций на информационные и коммуникационные технологии в период 2014-2017 гг. (табл. 6).
Таблица 6
Динамика суммарного объёма затрат организаций на информационные и коммуникационные технологии в период 2014-2017 гг.
Показатель |
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
Затраты организаций на информационные и коммуникационные технологии, млн. руб. |
168373,3 |
215301,6 |
252029,7 |
299389,4 |
Прирост (убыль) показателя, % |
- |
0,28 |
0,17 |
0,19 |
Суммарный объём затрат на информационные и коммуникационные технологии непрерывно растёт в течение исследуемого периода, характеризуясь постоянным положительным темпом прироста.
На основании данных таблиц 3-6 можно сделать вывод о развитии рынка информационных технологий в России: растёт как количество продавцов информационных и коммуникационных услуг, так и их потребителей.
В следующем параграфе представленной работы проведем анализ рынка информационных технологий на основе парадигмы «Структура – Поведение – Результат».
2.2. Анализ рынка информационных технологий на основе парадигмы «Структура – Поведение – Результат»
В качестве объекта исследования выбирается реализуемое на рынке информационных технологий компьютерное оборудование.
Первым шагом является определение границ отраслевого рынка по нескольким параметрам.
1. Продуктовые границы рынка.
Определение продуктовых границ отраслевого рынка тесно связано с товарами-заменителями (в данном случае можно взять виды компьютерного оборудования, так как заменителя для компьютерного оборудования в общем плане нет), присутствующими на данном рынке и критериями, по которым могут быть определены данных границы.
В частности на данном отраслевом рынке можно выделить три основных вида компьютерного оборудования:
1) стационарные персональные компьютеры;
2) ноутбуки;
3) КПК (карманные персональные компьютеры).
Говоря о критериях, следует отметить такие как:
1) мощность вычислительных процессов;
2) длительность работы без подзарядки устройства;
3) мобильность;
4) удобство в эксплуатации и небольшой объём устройства.
Первым двум критериям полностью соответствует стационарное компьютерное оборудование, которое питается напрямую из электросети, не требуя периодической подзарядки. Более высокая мощность вычислительных процессов обусловлена тем, что объём устройства пока что остаётся одним из главных критериев эффективности работы компьютерного оборудования, о чём говорит создание так называемых «суперкомпьютеров» с многочисленными стационарными системными блоками, которые позволяют моделировать процессы, недоступные обычным компьютерам. По остальным критериям стационарное компьютерное оборудование стоит на 3 месте.
Ноутбуки стоят на втором месте по все четырём критериям.
КПК лидируют по критериям мобильности, удобству эксплуатации и размеру устройства, однако занимают последние позиции по мощности вычислительных процессов и длительности работы без подзарядки.
2. Временные границы рынка.
В качестве исследуемого периода возьмем период 2011-2017 гг., однако следует отметить, что в отношении различных групп показателей отдельные периоды исследования могут варьироваться в пределах указанного выше, что обусловлено использованием различных баз статистических данных с наличием различного уровня временной их развёртки.
3. Пространственные границы рынка.
Говоря о пространственных границах отраслевого рынка, трудно обозначить их однозначно. Теоретически рынок компьютерного оборудования не имеет границ, а точнее, он является международным. Это верно для транснациональных корпораций, крупнейших компаний в области информационных технологий.
Для более мелких компаний он ограничен рамками государства, а для частных потребителей – рамками пункта проживания.
Однако обозначим границы исследуемого отраслевого рынка по умолчанию рамками Российской Федерации, потому что даже частному потребителю иной раз дешевле заказать компьютерное оборудование подетально из Москвы, чем покупать его в Новосибирске.
4. Отраслевые границы рынка.
Перечислим крупнейшие компании, занимающиеся производством и продажей компьютерного оборудования, выделенные на основании оценки аналитиков ASTERA research за в порядке убывания их суммарного оборота: IBS, Kraftway, Армада, R-Style, ICL-КПО ВС, НЭТА, РАМЭК-ВС, Кибертроника, MERLION, STSS, КламаС, Уральский завод вычислительной техники (УЗВТ), СофтЭкс, АйПиСи2Ю.
Следующим шагом является реализация парадигмы «Структура – Поведение – Результат» как таковой последовательно относительно каждого их 4-х её блоков.
1. Базовые условия.
1.1 Предложение.
а) Сырье.
Сырьём на российском рынке компьютерного оборудования в основном являются материалы и комплектующие, производимые в основном странами Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР), в частности новыми индустриальными странами (НИС), в которых основной упор делается на развитие микроэлектроники. Соответственно, дешевле приобретать комплектующие там.
б) Технология.
Говоря о технологии, следует выделить отдельно компании-производители компьютерного оборудования и компании-дистрибьютеры. Если в первом случае речь идёт о технологии производства оборудования, то во втором – о технологии продаж данного оборудования.
в) Затраты.
В соответствии с градацией технологии, различаются и виды затрат.
В первом случае это в основном затраты на автоматизацию и механизацию производственного процесса, снижение трудоёмкости, сокращение длительности производственного цикла, а также на транспортировку материалов и комплектующих, оплату персонала.
Во втором случае одной из основных затрат являются затраты на создание дилерских сетей, маркетинговую деятельность, транспортировку компьютерного оборудования
г) Цикличность производства.
Для компаний-производителей.
1 цикл: приобретение материалов и комплектующих.
2 цикл: производственная стадия.
3 цикл: складирование готовой продукции.
4 цикл: отгрузка готовой продукции покупателям.
Для компаний-производителей.
1 цикл: получение заказов.
2 цикл: приобретение необходимого количества оборудования.
3 цикл: доставка продукции заказчику.
1.2 Спрос
а) Ценовая эластичность.
Ценовая эластичность спроса является высокой, так как в результате изменения цены товара последует сильная реакция, то есть снижение цен на компьютерное оборудование способствует росту спроса на него. Это обусловлено тем, что компьютеризация охватывает всё больше сфер общественной жизни, и каждый среднестатистический потребитель старается обеспечить себя персональным компьютером. Высокая ценовая эластичность спроса на компьютерное оборудование не зависит сильно даже от дифференциации доходов населения, потому что в зависимости от конфигурации последнего, значительно варьируется и уровень цен.