Файл: Логистический подход к управлению запасами(Теоретические аспекты управления запасами в логистике).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 137

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. Современные особенности и тенденции рыночной экономики требуют разработки новых системных принципов, лежащих в основе долгосрочных концепций развития современного бизнеса. Эти долгосрочные концепции служат основой для эволюционного преобразования производства в "эластичные" предприятия, в основе которых лежит системный подход к формированию подсистем с акцентом не на совершенствование управления отдельными подсистемами предприятия, а на совершенствование их взаимодействия и интеграции. Эластичность производственных процессов становится возможной в контексте новых стратегических управленческих решений. На уровне нефтегазовых компаний, запасы относятся к совокупности объектов, которым необходимы большие капиталовложения, и поэтому являются одним из факторов, которые определяют политику предприятия и влияющих на качество логистического обслуживания в целом. Но многие компании не уделяют этому необходимого внимания и постоянно недооценивают будущие потребности в наличных запасах.

Использование принципов и методов логистического менеджмента в управлении материальными потоками и запасами - это одно из перспективных направлений увеличения уровня эффективности производственной, хозяйственной и коммерческой деятельности компаний из всех отраслей экономики. Системный подход к управлению логистическими процессами в любых производственно-коммерческих структурах вызывает необходимость количественных оценок и экономического обоснования в ходе принятия управленческих решений, научной основой которых являются методы и модели теории запасов. Это определяет единство функциональных разделов логистики и логистики запасов на современном этапе, а математическую теорию запасов необходимо рассматривать как методологическую основу управления логистикой.

Цель исследования – разработка системы совершенствования управления запасами и оптимизации логистических процессов компании ТОО «Сазанкурак» (SINOPEC)

В соответствии с поставленной целью, были сформулированы следующие задачи:

- определить понятие и сущность управления запасами;

- изучить логистический подход к управлению запасами;

- охарактеризовать сущность оптимизации логистических процессов в компании;

- сформировать организационно-экономическую характеристику компании ТОО «Сазанкурак» (SINOPEC);

- провести анализ управления запасами и его влияния на логистические процессы компании;


- провести анализ эффективности функционирования логистических процессов в компании ТОО «Сазанкурак» (SINOPEC);

- совершенствование управления запасами и оптимизация логистических процессов компании ТОО «Сазанкурак» (SINOPEC).

Объектом исследования являются логистические процессы в компании ТОО «Сазанкурак» (SINOPEC).

Предметом исследования – совокупность отношений, возникающих при управлении запасами в логистических процессах.

Теоретической и методологической основой исследования являлись результаты фундаментальных и прикладных исследований в таких сферах, как общая экономическая теория, макроэкономика, микроэкономика, общий и логистический менеджмент, исследование операций и теории запасов, теория статистики и экономико-статистического анализа как казахстанских, так и иностранных ученых и специалистов.

Теоретические аспекты управления запасами в логистике

Понятие и сущность управления запасами

Управление запасами относится к планированию и контролю размера отдельных элементов материалов, которые производятся предприятием. Возьмем любую фирму - торговую или производственную. Многие и разнообразные материалы используются фирмой в процессе осуществления деятельности. На размер запасов влияют характер деятельности предприятия, размер предприятия, сезонность производства/потребления продукции, сезонность наличия сырья, условия купли-продажи, продолжительность производственного цикла, надежность транспортных средств, инвентарная политика предприятия и т. д.[1]

Запасы образуют значительный сегмент оборотных средств. Для производственных предприятий часть их текущих активов находится в запасах. Для производителей товаров длительного пользования незавершенное производство составляет значительную часть их оборотных средств. Для торговых предприятий готовая продукция составляет значительную часть оборотных средств. В обрабатывающих отраслях примерно 30% - 70% оборотных средств находится в запасах той или иной формы. В торговых компаниях максимальный диапазон может даже приближаться к 100% , а максимум никогда не может упасть ниже 50% или около того. Поэтому большие средства вкладываются в инвентарь.


Управление запасами является оптимизацией запасов произведенных товаров, незавершенного производства, сырья и других объектов бизнеса предприятиями, чтобы снизить затраты на хранение, обеспечивая при этом уровень обслуживания и бесперебойную работу компании. Управление запасами в логистике является оптимизацией операций, непосредственно связанных с обработкой и управлением грузами, а также координация с услугами по закупкам и продажам, расчетом оптимального числа складов и их расположения.

Эффективное управление запасами дает возможность организации удовлетворять или превзойти ожидания потребителей, создавая запасы каждого продукта, которые повышают чистую прибыль.

Основная цель управления запасами - инвестировать в запасы, чтобы достичь стратегических целей компании. Запасы часто используются в качестве критерия оценки эффективности проведения планирования, производства и управления в совокупности на предприятии. Основным мотивом управления запасами необходимо считать создание «буфера» для процедур нейтрализации колебаний в поставках и спросе. Колебания могут формироваться по следующим причинам (рис.1).

Рис. 1. Причины управления запасами

Запасами выполняются следующие основные функции, согласно выполнению которых могут выделяться разновидности запасов по исполняемым ими функциям[2].

Страховые запасы (buffer stock inventory), для которых возможны расчеты величины запасов, основанные на статистических данных. Присутствует несколько основных методов в оценке нужного размера страхового запаса. Страховой запас предназначается для целей. представленных:

- нейтрализацией нормальных колебаний спроса (изменений темпов продаж), в виде параметра в планировании «страховой запас»;

- нейтрализацией отклонений в поставках (в соответствии с длительностью цикла поставки), в виде параметра планирования «страховое время».

Для подготовительных запасов (anticipation inventory) становится возможным расчет величины запасов, основанный на статистических сведений и известных дат событий. В качестве примера такого рода будущих известных событий, к которым необходимо подготавливаться, можно отнести процессы накопления запасов с целью удовлетворения сезонного спроса, а также прогнозного роста продаж в ходе проведения программ стимулирования сбыта, в ходе плановых остановок в производстве поставщиков, в процессе проведения планового ремонта на заводе, в ходе реконструкции и т. п.[3]


При установлении величины «ограждающих» запасов (hedge inventory) преобладают решения руководителей как инструмент оценки величины таких запасов. Они могут формироваться для следующих основных целей:

- с целью преодоления последствий неконтролируемых будущих событий (представлены зачастую забастовками в компании и у поставщиков, политической нестабильностью в государстве, местом поставки важного сырья, и др.);

- с целью страховки от вероятного увеличения уровня цены поставщиком.

Возможно рассчитать величину транспортных запасов (transportation inventory), основываясь на известных исходных сведениях. Как транспортные, можно трактовать материалы и продукцию в пути с одного места хранения в другое, к грузополучателю (в сети дистрибуции либо к покупателю). Необходимо в ходе расчета их величины учесть время, расстояние и тип перевозки[4].

Цикловой запас (lot size inventory or cycle stock), который возникает по причине партионности производства и закупок. Он может быть рассчитан на основе имеющихся исходных данных, а его объем демнстрирует компромисс стоимости хранения и стоимости создания нового заказа. Фактически, при большом количестве заказа затраты на хранение предметов на складе растут (с редкими, но большими количествами, заказами на производство или покупку компания в среднем удерживает заказы на крупные запасы, которые еще не потрачены на производство или продажу). При незначительном увеличении его объема затраты, которые связаны с размещением (запуском) заказов на регулярные партии товаров (при размещении небольших частых заказов). То есть необходимо искать оптимальную сумму затрат на хранение и подготовку, тем самым минимизируя общие затраты. Следует отметить, что при стабильном расходе стоимость такого типа запасов равна половине размера партии. Данный запас можно использовать для экономии времени работы оборудования с ограниченным сроком службы: увеличение циклического запаса экономит время из-за меньшего числа подготовительных операций, большую часть времени тратится с прибылью.

Системы управления запасами можно разделить на две основные категории. Одним из показателей классификации является использование механизма обновления данных о существующих запасах[5].

Первым видом систем управления запасами является периодическая система инвентаризации (periodic inventory). При их применении фактические запасы периодически подсчитываются (обычно в конце периода планирования); данные о движении запасов (прибытие, отпуск и т. д.) не регистрируются в системе. Эта система проста в использовании, не требует ресурсов компании, необходимых для ее поддержки.


Логистический подход к управлению запасами

Ориентация компаний на рыночные запросы кардинально меняет стратегии управления и демонстрирует проблему тесной взаимосвязи логистики с современными концепциями управления производством. Основные тенденции, ожидаемые от изменений в производственных стратегиях предприятий, представлены на рисунке 2.

Состояние

Ожидаемое

Современное

Потребительский спрос

На плавное продвижение материалов

От ассортимента продукции

По согласованию с запросами клиентов

Непрерывное, партиями, учитывающими потребности клиентов

Оптимизация уровня запасов

Приоритеты

Производственный план

Ориентация стратегий

На рост производительности

Зависимость

От оснащения производства

Управление

На основе производственных планов

Производство

Дискретное, экономически обоснованными партиями

Запасы

Накопление запасов

Рис. 2. Ожидаемые изменения в производственной стратегии предприятий

Баланс ассортимента и изменение характера рынка, простота покупки, давление финансовых ограничений приводят к значительному сокращению потребностей предприятий в запасах и выявляет необходимость активной интеграции стратегий управления логистикой в основные стратегии повышения прибыльности рынка промышленных предприятий. Если рассмотреть реализацию логистических процессов на предприятиях через призму западных достижений, то стоит отметить, что они находятся в самом начале пути, ведущего к логистической направленности процессов продвижения потоков ресурсов и управления запасами[6].

В развитых государствах логистические концепции управления запасами можно считать неотъемлемой частью систем управления потоками ресурсов и активно используются на практике. В связи с этим, помимо традиционного подхода, характерного для крупного организационно-технологического промышленного производства для управления движением товаров предприятия, необходимо более широко применять логистический подход, которым устанавливается приоритет конечных целей движения товаров предприятия над промежуточными целями - потреблением на производстве[7].

При таком подходе управление движением товаров предприятия осуществляется в виде корректировки параметров потребительских свойств логистических ресурсов и регулирования движения их потоков по технологическим цепочкам переработки в товары и услуги предприятия с учетом ограничений, налагаемых потребителями. Материально-техническое обеспечение запасов, которое является одной из областей деятельности на местах, имеет решающее значение для повышения эффективности распределения внутренних ресурсов путем рационализации системы управления продвижением корпоративных потоков ресурсов.