Файл: Логистический подход к управлению запасами(Теоретические аспекты управления запасами в логистике).pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 139
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Теоретические аспекты управления запасами в логистике
Понятие и сущность управления запасами
Сущность оптимизации логистических процессов в компании
Анализ управления запасами в логистике в ТОО «Сазанкурак» (SINOPEC)
Анализ управления запасами и его влияния на логистические процессы
2.3. Анализ эффективности функционирования логистических процессов
В группу «Х» попали товары, которые имеют самый устойчивый спрос. Среднемесячный объем продаж отклоняется всего на 7% (емкости для хранения нефти и газа) и 9% оборудование для подготовки сырья). Если есть запасы этих позиций на складе, компании следует выложить продукцию на прилавок.
2.3. Анализ эффективности функционирования логистических процессов
Нефтегазовые компании работают в динамичных и сложных условиях, где они сталкиваются с постоянными проблемами, особенно с точки зрения спроса и предложения. Теперь, когда цены на нефть находятся на исторических минимумах, пришло время оценить цепочку поставок, а также методы закупок и затраты. TOO «Сазанкурак» должна сосредоточиться не только на своих цепочках поставок продукции, но и на неуглеводородных цепочках поставок, которые обрабатывают детали, материалы и услуги, необходимые для ведения бизнеса. Неуглеводородная цепь поставок имеет решающее значение для поставки оборудования и услуг, необходимых для поиска, добычи, переработки и, наконец, сбыта нефти и газа. Стратегии в области закупок и цепочек поставок должны быть в центре внимания важнейших проблем, с которыми сталкиваются нефтегазовые компании, особенно в условиях нынешнего спада цен на нефть.
Мы обнаружили, что практика цепочек поставок нефти и газа (в некоторых географических регионах) TOO «Сазанкурак» явно отстает от практики некоторых других отраслей, которые используют передовые методы, такие как оптимизированное управление запасами, совместное управление взаимоотношениями с поставщиками и так далее.
Далее, в таблице 6 проведем анализ эффективности использования материальных ресурсов. В 2017-2018 гг. материалоотдача возросла на 1,44 (12%), материалоемкость снизилась на 11% (0,008), прибыль на 1 тенге материальных затрат снизилась на 16% (0,15).
Таблица 6
Анализ эффективности использования материальных ресурсов компании TOO «Сазанкурак» за 2016 – 2018 годы, ед.
Показатели |
2016 г. |
2017 г. |
2018 г. |
Абсолютное отклонение, +/- |
Темп прироста, % |
|||
2017/ 2016 |
2018/ 2017 |
2017/ 2016 |
2018/ 2017 |
|||||
Материалоотдача |
- |
12,67 |
14,12 |
12,67 |
1,44 |
100 |
12 |
|
Материалоемкость |
- |
0,08 |
0,07 |
0,08 |
-0,008 |
100 |
-11 |
|
Прибыль на 1 тенге материальных затрат |
- |
0,94 |
0,79 |
0,94 |
-0,15 |
100 |
-16 |
Закупленные продукты и услуги составляют более 50 процентов от средних общих затрат нефтегазовой компании TOO «Сазанкурак». Таким образом, даже 5-процентное снижение затрат на покупку может привести к значительному увеличению прибыли нефтегазовых компаний. Для достижения этой цели нефтегазовым компаниям следует рассмотреть следующие возможности для повышения эффективности цепочки поставок:
- Информация о рынке цепочек поставок.
- Материалы/управление взаимоотношениями с поставщиками.
- Технология цепочки поставок.
Анализ рынка цепочек поставок - это процесс получения и анализа информации для понимания настоящего и будущего рынка; поддержки текущего и будущего поиска и реализации стратегии рыночного сектора; и позволяет бизнесу лучше предвидеть изменения на внешнем рынке и реагировать раньше других. Интеллект рынка цепочек поставок является ключевым для любой отрасли, и тем более для динамичной нефтегазовой отрасли. Эффективная информация о рынке цепочек поставок помогает TOO «Сазанкурак» справляться со стратегическими проблемами цепочек поставок, такими как ограниченные мощности, инфраструктура и нестабильные рынки. Это также помогает TOO «Сазанкурак» принимать правильные решения о том, на каких рынках покупать, как определить правильную цену и какие критерии и цели обеспечивают правильное конкурентное преимущество.
TOO «Сазанкурак» в значительной степени зависит от поставщиков в плане предоставления комплексных услуг и критически важного оборудования для поддержки текущих проектов и операций. Чаще всего управление контрактами и управление взаимоотношениями с поставщиками не соответствуют требованиям, и, как следствие, нефтегазовые компании берут на себя риски поставщиков. Чтобы улучшить управление взаимоотношениями с поставщиками, компании должны принять метод бенчмаркинга поставщиков. TOO «Сазанкурак» необходимо измерять надежность и эффективность работы различных подрядчиков по различным категориям расходов и постоянно вести с ними диалог, чтобы поставщики были в унисон с необходимыми обязательствами с точки зрения безопасности, подготовки кадров, оборудования и кадровых потребностей.
Цепочка поставок компании ТОО «Сазанкурак» (SINOPEC) представлена в Приложении.
Даже при наличии наилучших в своем классе процессов и систем цепочки поставок мы твердо убеждены в том, что без надлежащих людей невозможно поддерживать наилучшую в своем классе практику цепочки поставок, равно как и невозможно реально пользоваться всеми преимуществами цепочки поставок. Как и в любой другой отрасли, нефтегазовой отрасли также приходится бороться с нехваткой талантов в сфере поставок и закупок из-за старения рабочей силы и растущей нехватки квалифицированных кадров. Некоторые из мер, которые могут быть эффективно приняты, - это обучение и воспитание специалистов в важнейших функциях цепочки поставок, создание Центра передового опыта цепочки поставок и сотрудничество между промышленностью и научными кругами для развития талантов цепочки поставок.
Для совершенствования и внедрения наилучшей в своем классе практики цепочек поставок TOO «Сазанкурак» могут адаптировать и / или осуществлять некоторые из перечисленных ниже практических мер:
- Понять общую стоимость основных категорий расходов. Это требует тщательного определения затрат и вариантов по всей цепочке поставок для каждой категории и определения соответствующих мероприятий (например, поиск нового поставщика, изменение спецификаций, изменение условий контракта).
- Создание настраиваемых процессов закупок, которые обеспечивают большую ясность и привлечение поставщиков на ранних этапах процесса. Кроме того, следить за исполнением и операциями.
- Управление рисками по всему портфелю расходов-не только в рамках отдельных проектов или товаров или разделение капитала из операционных расходов.
- Проактивное управление базой поставок, выбор соответствующих поставщиков, сосредоточение внимания на выравнивании и устойчивости (т. е. динамичных отношениях) и обеспечение того, чтобы ответственность и ответственность компаний были понятны поставщикам.
Институционализация потенциала, необходимого для поддержки закупочной деятельности и деятельности в рамках цепочки поставок. В ближайшие несколько лет здесь будет так же важно развивать правильный резерв, как и в наиболее важных технических и оперативных областях.
Продвигаясь вперед, мы понимаем, что, хотя некоторые из лучших практик цепочки поставок просочились через нефтегазовую промышленность Казахстана, всегда есть возможности для дальнейшего улучшения. Более эффективное планирование спроса и оптимизированное управление запасами могут помочь TOO «Сазанкурак» поддерживать бесперебойную работу нефтегазового оборудования и, следовательно, повысить производительность. Улучшение управления категориями расходов и совместного управления взаимоотношениями с поставщиками в сочетании с повышением автоматизации обработки транзакций приводит к экономии ресурсов и выявлению возможностей вторичной экономии.
Считаем, что внедрение передовой практики цепочки поставок в сочетании с внедрением мощного программного решения-это путь вперед для TOO «Сазанкурак», чтобы сократить расходы и сосредоточиться на добыче и разведке нефти и газа наиболее оптимизированным способом. Будет очень интересно посмотреть, как нефтегазовые компании могут эффективно управлять местными источниками контента в сочетании с внедрением лучших в своем классе практик цепочки поставок.
На склад поступает 10 заявок, а выполнено фактически 9. Тогда KPI будет равен 0,90. Можно утверждать, что это является неплохим результатом с позиций управления по заявкам.
Таблица 7
Ключевые показатели функционирования складской системы по пропускной способности TOO «Сазанкурак»
№ |
Показатель |
Рекомендуется использовать для склада |
|
Механизи-рованный |
Автоматизи-рованный |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
1 |
Пропускная способность за период (максимальный уровень товаропотока, который поступает на вход системы и выдается согласно стандарту отгрузки на выходе склада) |
+ |
+ |
2 |
Пропускная способность приемки за период (максимальный уровень товаропотока, который может принять склад за период) |
+ |
+ |
3 |
Пропускная способность отгрузки за период (максимальный уровень товаропотока, который может отгрузить склад в случае наличия товара за период) |
+ |
+ |
4 |
Комплексная пропускная способность за период (сумма значения пропускной способности приемки и отгрузки за период) |
+ |
+ |
5 |
Пропускная способность по разновидностям товара и способу приемки/отгрузки за период |
+ |
+ |
6 |
Коэффициент пропускной способности за период (отношение между максимальным товаропотоком на выходе и максимальным товаропотоком на входе складской системы за период) |
+ |
. |
7 |
Период оборачиваемости (временной период, который нужен для отгрузки товара с заполненного склада и отсутствии товаропотока на входе системы) |
+ |
+ |
8 |
Период заполнения (временной период, необходимый для полного заполнения склада при отсутствии отгрузки) |
+ |
Однако необходимо учесть, что компания, которую обслуживает склад, получит прибыль от продажи продукции и для руководства необходимы объемы продаж в денежном выражении. Рассмотрим стоимость заказов (таблица 8).
В случае, если теперь вводить в систему KPI в области отгрузки в денежных единицах, тогда в зависимости от того, какого рода заказ не был отгружен, можно получить следующие значения KPI:
- если не был отгружен заказ № 1, стоимость которого составляет 100 единиц, KPI = 9/109 или KPI = 0,082 (!!!);
- в случае, когда не отгружен любой заказ кроме первого, KPI = 108/109 или KPI = 0,99 (!!!)
Таблица 9
Стоимость заявок
Номер заявки |
|||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
Стоимость отгружаемого товара по номеру заявки (в денежных единицах) |
|||||||||
100 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
Суммарная стоимость всех поступивших заявок – 109 денежных единиц |
Таким образом, при одном и том же KPI «по отгруженным заявкам» в 90% значения KPI «по отгруженным деньгам» могут быть равны 8,2% либо 99%. Величина зависит от стоимости обслуженных заказов. Допустим, что TOO «Сазанкурак» установлены одинаковые стратегические приоритеты объемов продаж и количества клиентов, что можно выразить комплексным KPIcomplex как средним арифметическим образующим (базисным) KPI:
KPIcomplex = 0,5 x (KPIзаявка + KPIденьги).
В случае срыва отгрузки 1 заказа значение комплексного KPI будет равно: KPIcomplex = 0,5 x (0,9 + 0,082) = 0,49.
При отказе в отгрузке любого другого заказа получаем следующее значение:
KPIcomplex = 0,5 x (0,9 + 0,99) = 0,945.
Становится очевидным, что введение в процедуры оценки деятельности склада комплексного KPI, который учитывает в совокупности операционные и финансовые показатели, дает возможность мотивировать сотрудников склада в области управления процессами отгрузки со склада, учитывая стоимость заказа, то есть его ценности для компании или ее клиента. Можно сделать вывод, что система получит элементы самоорганизации в области управления на самом низком уровне.
В соответствии со второй главой исследования, сделаем основные выводы:
Организационная структура управления ТОО «Сазанкурак» (SINOPEC) относится к линейно функциональному типу. Перейдем к рассмотрению основных финансовых показателей.
Прибыль от продаж в исследуемом периоде равна 2.89% от полученной выручки. Соотношение чистой прибыли и выручки от продаж, так называемый показатель рентабельности продаж по чистой прибыли, демонстрирует ту часть поступлений, которая останется в распоряжении компании с каждого тенге реализованной продукции. В данном случае это 1.22%.
Управление запасами компании является одной из основных частей эффективного управления оборотным капиталом компании, а также управления дебиторской задолженностью. Что касается TOO «Сазанкурак», то этот шаг повышения эффективности управления оборотным капиталом является самым важным, поскольку производственные запасы в отрасли занимают лидирующие позиции. Важным элементом является экономически обоснованная оптимизация производственных запасов. В этой связи устанавливаются и решаются задачи по минимизации затрат на сырье и материалы.