Файл: Особенности политики мотивации персонала малых предприятий ( Мотивация персонала как фактор повышения эффективности производства ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 77

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Глава 1. Мотивация персонала как фактор повышения эффективности производства

1.1 Сущность и содержание понятия мотивации деятельности персонала

1.2 Методы мотивации и стимулирования персонала

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ СИСТЕМЫ МОТИВАЦИИ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕРСОНАЛА В ОРГАНИЗАЦИИ ООО «ЦВЕТОВОД»

2.1 Характеристика организации ООО «Цветовод»

2.2 Анализ системы мотивации и стимулирования труда персонала в организации ООО «Цветовод»

ГЛАВА 3. НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ МТИВАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕРСОНАЛА ОРГАНИЗАЦИИ ООО «ЦВЕТОВОД»

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

Алавердов, А.Р. Управление персоналом: Учебное пособие / А.Р. Алавердов, Е.О. Куроедова, О.В. Нестерова. - М.: МФПУ Университет, 2016. – 190-193 c.

Андреев В.И. Саморазвитие менеджера / В.И. Андреев. - М.: Дело, 2017. – 275 с.

Казначевская, Г. Б. Менеджмент: учебник / Г. Б. Казначевская. – Ростов-н-Дону: Феникс, 2012. – 452 с.

Пeрco‬на‬льный журнал руководителя №7 ООО «Цветовод» Июль 2012

Способ соучастия тесноватым образом связан с социальным партнерством как особенным типом общественно-трудовых отношений, которые были основаны на интеграции интересов разных соц групп, разрешении между ними разногласий методом заслуги согласия и взаимопонимания, отказа от противостоянии.[16,c.480]

Непременно, все перечиленные способы и их сочетания должны применяться в согласовании с определенной ситуацией, общей планом развития организации и целью, которую она преследует.

В концентрированном виде главные формы и методы представлены нами в Приложении Б, составленной по опыту работы в области мотивации и стимулирования труда в «примерных» компаниях нашего города.[13,c.452]

Мотивационное действие на персонал оказывает не лишь вознаграждение, да и наказание. Оно осуществляется по последующим правилам:

1. неотвратимость наказания за нарушения в работе работника либо в его поведении;

2. индивидуализация наказания;

3. взыскание должно быть для сотрудника весомым;

4. наказание непременно должно быть справедливым (привлечь к ответственности человека можно только за виноватое неисполнение обязательств);

5. нужно учесть происшествия, в которых проступок был предпринят, предстоящую работу и поведение человека, также тяжесть совершенного проступка, его финансовые и моральные п­следствия;

наказание не должно унижать человека и задевать его достоинство. [19]

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ СИСТЕМЫ МОТИВАЦИИ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕРСОНАЛА В ОРГАНИЗАЦИИ ООО «ЦВЕТОВОД»

2.1 Характеристика организации ООО «Цветовод»

Общество с ограниченной ответственностью фирма «Цветовод» была зарегистрирована 24 ноября 2008 года и учреждена двумя физическими лицами. Правовое положение фирмы определяется Гражданским кодексом РФ. ООО «Цветовод» является юридическим лицом по действующему законодательству РФ, имеет самостоятельный баланс, печать, содержащую его полное наименование на русском языке и указание на его местонахождение; расчетные и валютные банковские счета, а также собственную эмблему, зарегистрированный в установленном порядке товарный знак. Общество приобрело право юридического лица с момента его регистрации в государственных органах.


ООО «Цветовод» создано в целях получения прибыли, развития и расширения инфраструктуры рынка города и области. 

Деятельностью данного предприятия является:

- выращивание цветов, рассады, саженцев, деревьев, кустарников, лекарственных трав, овощей и других сельскохозяйственных культур;

- оптовая и розничная торговля;

- внешнее благоустройство;

- выращивание, переработка и реализация сельскохозяйственной продукции, в том числе растениеводства, семеноводства;

- реализация выращенной, купленной и переработанной продукции;

- комплекс работ по озеленению, капитальный ремонт и создание новых зеленых насаждений;

- оказание услуг по оформлению интерьеров, торжественных мероприятий;

- услуги населению.

Структура персонала на предприятии ООО «Цветовод» представлена в Приложении В.[17]

Ассортимент продукции на предприятии составляет более 100 наименований.

В ООО «Цветовод» тип организации структуры бухгалтерии линейный, т.е. все работники бухгалтерии подчиняются непосредственно главному бухгалтеру.

Таблица 2

Показатели хозяйственной деятельности ООО «Цветовод» за 2016 – 2018 гг.

Показатели

2016

2017

2018

Объем реализованной продукции (тыс. руб.)

22000

17750

9750

Среднесписочная численность рабочих (чел.)

88

85

74

Чистая прибыль (тыс. руб.)

7562

4250

2632

Количество выполненных заказов (шт.)

48

31

19

Вся документация разрабатывается на персональных компьютерах с помощью следующих программ:

  1. Расчетные программы –Mathcad, Еxcell.
  2. Текстовые программы – Word, Еxcell.
  3. Графические программы – AutoCad (с постоянным обновлением версий).

При необходимости, для оформительской деятельности могут применятся другие программы. Мобильность работы по выполнению проектной документации достигается за счет того, что рабочие места всех специалистов связаны сетью, а физически все люди работают в одном помещении.

Предприятие занимает арендуемую площадь 1000 м2 из которых 700 м2 – административные помещения, 300 м2 - производственное помещение.

Каждый отдел занимает отдельный кабинет.


На предприятии есть кухня оборудованная микроволновой и термостатом и куллером с холодной водой, где работники могут разогреть себе обед, сделать чай. Все помещения имеют хорошую освещенность – в каждом кабинете имеется минимум 2 окна и лампы дневного света.

Для поддержания здорового климата на предприятии иметься много зеленых растений - в каждом кабинете есть зеленый уголок, за которым ухаживают все работники предприятия. Установлены кондиционеры в производственно техническом отделе, на кухне и в кабинете директора.

Работники предприятия регулярно проходят обучение и стажировку на зарубежных фирмах, которые выращивают новые виды растений, в частности, на фирме ОУ «Noviter» (Финляндия), ОУ «OILON» (Финляндия), а также, специалистов проектной части, на предприятии г. Москвы (Московская область) «фирма по выращиванию растений «ФРЕЗИЯ-1».

2.2 Анализ системы мотивации и стимулирования труда персонала в организации ООО «Цветовод»

Материальные методы системы мотивации и стимулирования труда персонала.

Политика в области оплаты труда является основным элементом системы мотивации и стимулирования труда на предприятии ООО «Цветовод» и от нее в значительной мере зависит эффективность его работы, так как заработная плата является одним из важнейших стимулов в рациональном использовании рабочей силы.

В первую очередь, необходимо отметить, что с начала кризиса в России у предприятия уменьшилось количество заказов, следовательно, и возможность поддерживать заработную плату на прежнем уровне.

Для снижения расходов на заработную плату было принято решение о сокращении рабочего времени до 6 рабочих часов в день, таким образом, экономя 15% в месяц от суммы докризисных зарплат. Это можно увидеть в таблице иллюстрирующей изменения в заработной плате в период кризиса на примере некоторых работников.

Предприятие имеет статус Общества c Ограниченной Ответственностью, следовательно, работники не имеют возможности покупки акции и получения с них дивидендов, непосредственно участвуя в распределении прибыли предприятия. На ООО «Цветовод» существует развитая система премирования: за работу в праздничные дни, за переработку, за преданность предприятию, размеры премий колеблются в диапазоне от 5 до 20%.


Выплата премий производится по решению директора ООО «Цветовод» исходя из финансовых результатов работы. Источником выплаты являются средства на оплату труда, заработанные в периоде, за который начисляются премии. Начисление осуществляется раздельно за каждый основной показатель хозяйственной деятельности. Оценка выполнения всех показателей производится ежемесячно после выполнения и закрытия каждого проекта. Основанием для выплаты премии являются данные бухгалтерской, статистической отчетности, отчетности по качеству.

Генеральный директор имеет право увеличить размер начисленного поощрительного фонда за выполнение особо важных и срочных производственных заданий и работ. Полное или частичное лишение премии производится в тот период, в котором было совершено или выявлено упущение в работе.

Таблица 3

Изменения в заработной плате в период кризиса на примере некоторых работников.

Должность

Заработная плата в до кризисный период

Заработная плата в период кризиса

Бухгалтер

15500

11500

Начальник отдела

25500

19100

Маркетолог

12100

9000

Товаровед

20000

15000

Разнорабочий

11500

8500

Водитель

8000

5700

Уборщик

10000

7000

Охранник

15500

10500

Менеджер по продажам

16400

11200

Для проведения анализа материальной мотивации была составлена сравнительная таблица со средними заработными платами некоторых рабочих в до кризисный период и в период кризиса с учетом выплат премий.

Как видно из таблицы 3 заработная плата рабочих, занятых на производстве, заметно меньше, чем заработная плата административного персонала. Такое отношение является не справедливым по отношению к основной экономической силе предприятия - рабочим, так как именно они своим трудом приносят прибыль предприятию.

В октябре 2018 года предприятие обратно перешло на восьмичасовой рабочий день и соответственно изменилась заработная плата в сторону увеличения.


Следующими элементом политики материального стимулирования являются премии – выдаются помимо оклада и зависят от разных факторов в зависимости от должности работника, отдела в котором он работает.

Административные методы системы мотивации и стимулирования труда персонала.

На предприятии в плановом порядке ежегодно составляются графики оплачиваемых отпусков. Перед составлением графиков бухгалтерия проводит опрос работников, где выясняет, когда и на какое количество дней они хотели бы взять отпуск. После этого проводиться анализ и составляется график для утверждения директором. График составляется в унифицированной форме № Т-7 утвержденной постановлением Госкомстата РФ от 5 января 2004 г. № 1.

Отличительной особенностью является то, что при составлении плана отпусков, учитывается прежде всего возраст работника, а не его стаж или заслуги прошлых периодов. С одной стороны такая политика поддерживает работоспособность старшего поколения работников, другой стороны для молодых специалистов такое отношение может быть не справедливо.[6,c.222]

Так как основной объем работ на ООО «Цветовод» ведется в теплое время года, то обычно в это время отпуска получают работники административного персонала, а рабочие в соответствии с графиком уходят в отпуска в зимний период. Однако в связи с тем, что на исследуемый промежуток времени оказал влияние мировой кризис, в графике отпусков произошли изменения.

Рабочим в 2018 году позволили взять отпуска летом, так как объем работ был гораздо меньше, по сравнению с предыдущими периодами, а некоторые работники административного отдела взяли неоплачиваемые отпуска, помимо положенных законодательством РФ. Поскольку объем продаж начал увеличиваться еще в конце 2018 года, на предприятии было принято решение о возвращении стандартного графика отпусков, когда административный персонал уходит в отпуска в теплое время года, а рабочие в зимний.

Таким образом, видно, что желания работников об уходе в отпуска выясняются, но время и продолжительность отпуска все рвано определяет директор предприятия.

Если материальную мотивацию можно рассмотреть и проанализировать на основании приказов и распоряжений, то для анализа нематериальной мотивации необходимы другие методы: анкетирования, интервью, опросы с последующей обработкой, что и было проведено.

В результате проведения и обработки данных анкетирования были получены результаты, требующиеся для совершенствования системы мотивации и стимулирования труда персонала.